Дипломная работа психолого педагогические особенности деятельности психолога консультанта в школе

Обновлено: 04.07.2024

Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом… Читать ещё >

Специфика консультативной работы психолога работающего в учебно — воспитательном учреждении ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психологическая служба в образовании
  • Глава 2. Специфика консультативной работы психолога работающего в учебно-воспитательном учреждении
  • Заключение
  • Список литературы

Рекомендательная стратегия заключается в облегчении драматизма ситуации (выяснении) истинного запроса. В случае необходимости (обвинение ребенка) вводится программа диагностического обследования ребенка с последующим снятием обвинения.

Запрос 2. Необходимость психоэмоциональной поддержки Реальным мотивом является утешение, сочувствие. Отношение к ситуации — пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, своих силах.

Рекомендательная стратегия заключается в поддержке, совместном нахождении средств и возможностей решения проблемы.

Запрос 3. Потребность в совете Реальным мотивом является раздел ответственности за принятие решения, обоснованность решения. Отношение к ситуации — неопределенное.

Рекомендательная стратегия заключается в определении и формулировании профессионально-личностной позиции психологабезпринятия ответственности за последующие действия запрашиваемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.

Запрос 4. Необходимость психосоматического лечения ребенка Реальным мотивом является получение совета и рекомендаций по лечению ребенка. Отношение к ситуации — реалистическое.

Таким образом, анализ запроса позволяет психологу выявить реальную трудность взрослого по отношению к ребенку и построить обоснованную стратегию психологических воздействий. Следует отметить, что не всегда обработка запроса инициирует коррекционные мероприятия. В некоторых случаях психолог может ограничиться рекомендациями.

При консультативной работе психолог, работающий в сфере образования, обязан опираться на определенные принципы.

Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.

Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества.

Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога в образовании:

1. Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям.

2. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности.

3. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту.

5. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т. д. ), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения.

Заключение

В заключение нашей работы отметим еще раз, основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Консультативная работа психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении, обладает определенными особенностями:

1. Специфика психологического консультирования в учебных заведениях заключается в том, что в процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению основной задачи психологической службы школы, т. е. способствует максимальному психическому и личностному развитию каждого учащегося.

2. Специфика психологического консультирования в условиях ДОУ заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.

Таким образом, мы выполнили цель нашей работы — раскрыли специфику консультативной работы психолога работающего в учебно-воспитательном учреждении.

Список литературы

Битянова М.Р., Азарова Т. В. , Афанасьева Е. М. , Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001. — 89 с.

Варначева Л.В., Гусева Т. А. , Джузенова Р. Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998. — 165 с.

Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н. В. Пилипко . М., 2000. — 243 с.

Детская практическая психология: Метод, разраб. / Сост. Ю. А. Афонькина . Мурманск, 2000. — 330 с.

Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Мар-цинковской. М., 2001. — 255 с.

Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. — 166 с.

Красило А.И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995. — 189 с.

Маликова В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога. Монография. Оренбург, 1999. — 102 с.

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. — Москва: Гардарики, — 2000. — 255 с.

Овчарова Р. В. Практический психолог в начальной школе. М., 1996. — 174 с.

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2000. — 152 с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной . М., 2000. — 202 с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. — 198 с.

Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной . М., 1999. — 110 с.

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2000. — с. 6

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2000. — с. 7

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2000. — с. 7

Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н. В. Пилипко . М., 2000. — с. 23

Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н. В. Пилипко . М., 2000. — с. 26

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной . М., 2000. — с. 56

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной . М., 2000. — с. 58−59

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной . М., 2000. — с. 59

Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной . М., 1999. — с. 30−32

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. — Москва: Гардарики, — 2000. — с. 107

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. — Москва: Гардарики, — 2000. — с. 107−108

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. — Москва: Гардарики, — 2000. — с. 108

Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н. В. Пилипко . М., 2000. -с. 145

Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н. В. Пилипко . М., 2000. — с. 145−146

Актуальность темы. Решение сложных задач модернизации российского образования требует построения адекватной системы психолого-педагогического со¬провождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Потребность в профессиональной помощи психолога испытывают дети и их родители, педагоги, администрация образовательных учреждений.
Несмотря на то, что в последние годы школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у нее сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, все же нередки случаи, когда руководство школы отказывается от ставки психолога или не может иметь в штатном расписании ставку психолога из-за некомплектности школы (в основном это касается сельских школ).
Тем не менее, потребность в профессиональной помощи психолога испытывают дети и их родители, педагоги и сама администрация образовательного учреждения. В этих условиях эффективность работы психологической службы школы зависит от умения руководителя образовательного учреждения, выделить приоритетные направления работы (с учетом актуальных проблем, задач образовательного учреждения, программы его развития и т.д.) и сосредоточить деятель¬ность именно на этих направлениях, т.е. выбрать ту или иную модель психолого-педагогического со-провождения.
Исходным положением для выбора той или другой модели психолого-педагогического сопровождения моделирования является профессиональная позиция руководителя и ранжирование им видов и направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы: консультант, диспетчер, организатор, куратор, методист, исследователь.
На основании вышесказанного можно заключить, что в настоящее время продолжает обостряться противоречие между потребностью общеобразовательных учреждений в деятельности психолога и возможностью иметь в штате единицу психолога. В условиях работы неполной рабочей недели психолога в средней школы возрастает роль совместной деятельности педагогов и.

В настоящем исследовании мы исследовали психолого-педагогические особенности деятельности психолога-консультанта в сельской школе в условиях работы неполной рабочей недели. Создание комфортных, благоприятных условий, в которых должны находиться учащиеся, это задача учебного заведения и, прежде всего, психолога и педагогического коллектива.
В реальной школьной практике совместная деятельность психолога и учителя очень часто оказывается неэффективной, и ее результаты не соответствуют ожиданиям субъектов образовательного процесса и социальным запросам общества. В частности, это проявляется в неоднозначном отношении многих учителей к деятельности психолога, недоверии к возможностям психолога, отказе и уклонении педагогов от взаимодействия с психологом, в невыполнении учителями психологических рекомендаций.
Хотя проблема сотрудничества – это проблема, касающаяся и психолога и педагога, где обе стороны имеют равнозначное значение и влияние, но все же первоначальный стимул должен исходить от психолога. Ведь на то он и психолог.
В обновленной системе образования роль психолога существенно изменилась. Психолог является ключевой фигурой, который должен не только знать и обеспечивать учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, но и быть организатором и координатором профессионального взаимодействия педагогов, направленного на создание наиболее продуктивных условий для развития личности каждого ребенка.
В психологах нуждается каждая школа. Именно в психологах, а не в психологе. В школе обязательно, кроме педагога-психолога должны быть и психологи-диагносты, и психологи-тренеры. И работать они должны в первую очередь с учителями, как самой невротизированной частью не только образовательного учреждения, но и общества. И наличие психологов в школе не должно зависеть от понятий директора. Это должна быть государственная программа нацеленная на повышение психологической зрелости нашего населения в целом. Главные проблемы населения нашей страны не экономические или.

После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога-психолога, который способен помочь ребёнку и поддрежать его в его индивидуальном образовании; как процесс, который содержит комплекс последовательных целенаправленных педагогических приёмов, которые помогают учащемуся сделать самостоятельный нравственный выбор при решении им образовательных задач; как взаимодействие между сопровождающим и сопровождаемым; как технологию, которая включает ряд последовательных этапов деятельности преподавателя, педагога-психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений школьниками; как систему, которая характеризует взаимообусловленность и взаимосвязь элементов: содержательного, целевого, процессуального и результативного.

В психолого-педагогическом сопровождении выделяются три группы целей. Идеальная цель – это развитие индивидуальных сфер ребенка (когнитивной, мотивационной, волевой, эмоциональной, действенно-практической, сферы саморегуляции, экзистенциальной). Идеальная цель уточняется в персонифицированной цели – достижение ребёнком оптимальных для него образовательных результатов, более высокого уровня образованности и развития индивидуальности. Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей школьника, на основе которых он может успешно справляться с образовательными задачами.

Необходимо также обозначить функции, чтобы определить направления и задачи психолого-педагогического сопровождения [4]:

• направление обучающихся в поток с доступным для них уровнем обучения;

• обучение учиться (научить работать с учебным материалом и дополнительной литературой, составлять опорные сигналы, писать конспекты, слышать и слушать, задавать вопросы и т. д.);

• социализация (присвоение норм поведения, которые приняты в данном обществе, формирование навыков общения с ровесниками, взрослыми и т. д.);

• целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать общественно приемлемые средства для их осуществления, видеть себя в социуме сейчас и в перспективе и т. п.);

• коррекция в случае необходимости;

• обучение рациональной организации труда;

• профориентация и поддержка в профессиональном самоопределении;

• оказание помощи подростку в решении его проблем;

• научить заботиться о состоянии своего здоровья;

• формирование готовности к продолжению образования.

Даже если психолог-педагог работает с группой, психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Сам ученик, имеющий свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития, также является субъектом психолого-педагогического сопровождения.. На формы и содержание психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности конкретного ребёнка влияют особенности этого же ребёнка.

Идея психолого-педагогического сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития учащегося как деятельности субъект-субъектной ориентации, позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации. Также приобретает особое значение в образовательном процессе.

Развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, нравственного здоровья школьников; превентивная и оперативная помощь в решении их индивидуальных проблем (О. С. Газман, 1995).

На первый взгляд, первое и третье положения находятся в противоречии: с одной стороны, мы утверждаем приоритетность задач развития, которые решаются самим учащимся, его право быть таким, какой он есть, а с другой стороны, выделяем и его зависимость, и второстепенность деятельности педагога-психолога по отношению к содержанию и формам обучения, которые предлагаются ребенку тем или иным образовательным учреждением. Противоречие действительно имеется. Однако оно отражает то реальное объективное противоречие, в рамках которого разворачивается процесс развития личности ребенка. Также можно сказать, что наличие подобного противоречия объективно требует вмешательства педагога-психолога в этом развитии в форме сопровождения, а не руководства или оказания поддержки.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

2. Бурцева, И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования [Текст] / Ирина Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142.

6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 [Текст] / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – 752 с.

7. Фуряева Т.В., Каблукова И.Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции: коллективная монография [Текст] / Т.В. Фуряева, И.Г. Каблукова; Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 304 с.

Сведения для покупки готовой работы: код: 130 Cтоимость: 2000 руб.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, УЧАЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ, ПО ВОПРОСАМ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Понятие психологического консультирования и его особенности 7
1.2. Психологическое консультирование для родителей первоклассников 13
1.3. Методы профилактики трудностей в обучении первоклассников 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы и методики исследования 36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ 44
3.1. Психологическое содержание обращений родителей (классификация обращений) 44
3.2. Результаты исследования 45
ГЛАВА 4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 56
4.1. Выводы по результатам исследования 56
4.2. Рекомендации по организации психологического консультирования родителей имеющих детей первоклассников по вопросам трудностей в обучении 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95

Помощь в подготовке материала для готовых работ считается оказанной при покупке и к изменению не принимается

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей). У педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, с также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным “получателем” психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

  1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
  2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
  3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
  4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
  5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
  6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
  7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.

В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога

  1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
  3. Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
  4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
  1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
  2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
  3. консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает ' снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка.

Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

  • умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
  • обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
  • формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
  • предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.
  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
  • обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
  • планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

Беседу родителям рекомендуется проводить в форме свободного либо полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого вариантов и т.д.

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребёнка, часто это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

  • повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
  • работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
  • работа преимущественно с ребёнком.

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трёх направлений работы не реализует принципа соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

1. Немов Р.С. “Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология образования. – 608 с.

2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник психолога начальной школы (2-е изд.)/серия “Справочники”. – Ростов н/д : “Феникс”, 2004.– 448 с.

Читайте также: