Диалоговые формы воспитания формы коллективной творческой деятельности педагогика кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Характеристика традиционных и инновационных форм воспитания.

2. Характеристика коллективных форм организации воспитания.

3. КТД как элемент системы коллективной деятельности.

4. Разработка стадий КТД.

5. Воспитательное дело и его отличие от КТД.

Рекомендуемая литература

Основная

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии./Под ред. Щурковой Н.Е. -М.,1998.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.,1990.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,1989.

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Собр.соч.:В8т. – М.,1984, Т.1.

Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. – М.,1999.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М.,2004. Гл.12.

Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика. - М.,2005.Гл.5,8.

Дополнительная

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов.- М.,1982.

Классному руководителю /Под ред. М.И.Рожкова, - М.,2001.

Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. - М.,1994

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М, 2000.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте работы Маленковой Л.И.(Приложение 13) и Рожкова М.И., Байбородовой Л.В. (Приложение 14) и тезисно сформулируйте основные параметры отличия традиционных и инновационных форм воспитательной работы.

2. Сделайте письменный анализ коллективного творческого дела. Составьте сами, или воспользуйтесь готовой разработкой из литературы. Используйте предложенную схему. Дополните анализ своими компонентами.

Педагогический анализ воспитательного дела

- правильная постановка целей (стратегических, оперативных, тактических);

- эффективность выбранных средств воспитания;

- обоснованность предложенной темы;

- связь темы с другими темами и ее место в целостном воспитательном процессе;

- степень активности участников процесса;

- дифференциация участников в процессе соответственно их индивидуальным особенностям;

- степень самостоятельности участников процесса;

- уровень педагогического мастерства воспитателя;

3. На основании изучения материала из книги Маленковой Л.И (Приложение 10), разработайте этапы подготовки и проведения любого воспитательного мероприятия. Для этого выберите любой вид деятельности (Используйте материал из книги. С.264). Вид выбирается по усмотрению студента.

4. Выберите любую тему воспитательного мероприятия и структурируйте его. Данные запишите в таблицу:

№ п/п Тема- тичес- кий период Название воспи- тательного мероприятия Работа с коллек- тивом- класса Инди- виду- альная работа Работа с роди телями Работа с другими учите лями, работаю щими в классе Про- гнози руе- мые ре- зуль- таты

Приложение 13

Л.И.Маленкова

Традиционные и творческие формы организации

Воспитательного процесса.

…Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит, позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:

· простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

· групповыми (от двух у частников и более), коллективными
(класс, секция, кружок), общешкольными и даже межшкольными, микрорайонными, межрегиональными, республиканскими, государственными;

· традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);

· спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия. ) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;




Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы ее таковы.

1. Определение цели и задач. Цель — то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. Цель конкретизируется в серии (!) форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько (2-3) задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя).

3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и так далее.

5. Проведение самого воспитательного мероприятия. В нем важны такие его элементы, как:

- начало (музыкальный, поэтический, театрализованный зачин, пролог; литературно-поэтический, философский, публицистический эпиграф) — для создания психологического настроя;

- содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной цели);

- аккордно-финальная часть: принятие решения, обращение, определенные ритуалы завершения (песня, речевка, голосование, награждение победителей, взаимные благодарности, музыка и так далее) — создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребности дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность.

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнять: 1 — обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем. 2 — собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата, который может включать такие элементы:

а) мера достижения цели и решение стратегических и тактических задач;

б) характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов;

в) степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и так далее);

г) логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;

д) характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции; манера поведения, характер отношений с учащимися и так далее;

е) место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитания.

Мы привели здесь примерный алгоритм подготовки и проведения любой организационной формы воспитания. Они многообразны…

Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.

(Цитаты из работы: Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе.- М., 1999. С.257-267).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Понятие формы воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (по Е.В. Титова)

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской за­дачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

2. Классификация форм воспитательной работы

Формы воспитательной работы можно классифицировать по различным признакам:

По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По видам деятельности — формы:

По способу влияния педагога:

— непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

— деятельность организуется на основе сотрудничества;

— инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы :

— результатом является информационный обмен;

— результатом является выработка общего решения (мнения);

—результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

— групповые (воспитатель — группа детей);

—массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Оригинальна классификация форм воспитательной работы, предложенная Е.В. Титовой. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

— по целевой направленности,

— по позиции участников воспитательного процесса,

— по объективным воспитательным возможностям.

3. Диалоговые формы воспитания

Диалоговые формы воспитания представляют собой обмен мнениями, информацией. Такие формы обеспечивают субъектную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умение аргументированно высказывать мнение и т.д.

К диалоговым формам воспитания можно отнести:

Дискуссия - равноправное обсуждение педагогами и детьми учениками дел, планируемых проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Диспут-экспромт целесообразно проводить в том случае, если участники готовы в данный момент обсуждать проблему, т.е. у них есть желание приступить к обсуждению сразу после определения темы, если они имеют определенный жизненный опыт, который позволяет высказываться по этой проблеме, владеют необходимой информацией, а также есть ведущий, способный импровизировать и вести разговор по спорным вопросам.

Дебаты - это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированное (жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки).


Коллективно-творческая деятельность (КТД) – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей.

Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу (Иванов Игорь Петрович); это определение может быть также направлено на школьников и учителей. Если говорить кратко, то это мероприятие, где команды придумывают какие-либо номера, песни, танцы, сценки, рисунки и т.п. Это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А. С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором в наиболее глубокой форме выражалось бы существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

Коллективное творческое дело это:

  • Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
  • Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их педагогов (вожатых), как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение (анализ) совместных действий.
  • Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений важной задачи. Оно не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят, это личное творческое начало.

Принципы, признаки и методы коллективной творческой деятельности


Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд признаков.

  • Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела);
  • Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых);
  • Мотивация (желание достижение цели в процессе дела);
  • Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых);
  • Все участники дела должны быть задействованы.

Главные принципы КТД таковы:

  • воспитывать детей в совместной развивающей деятельности, предоставляя им макс. возможную самостоятельность в любой момент, на каждом этапе организации коллективных дел, создавать вместе с ними, а НЕ вместо них;
  • обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Методы подготовки дел

Каждый метод основывается на особом способе формирования групп детей — организаторов отрядного дела и особом способе работы групп.

1) Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами конкретного дела.

  • сами предлагают провести отрядное дело;
  • сами пишут сценарий дела и готовят все необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, подарки победителям и т.д.);
  • сами проводят дело;
  • анализируют дело сами и совместно с отрядом.

2) Творческая группа (творческое объединение) — группа наиболее подготовленных, грамотных в определённом вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу (например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбирающиеся в этих вопросах).

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

3) Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

В отличие от творческой или инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.

Коллективное Творческое Дело -социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).

Идея КТД: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе.

Коллективно-творческое дело это:

§ дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

§ коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой;

§ коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Отличительными признаками КТД могут стать:

§ совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

§ его социальный характер (для кого это нужно?),

§ высока мотивация создателей.

КТД - форма работы, которая направлена на:

§ Развитие творческих способностей.

§ Развитие интеллектуальных способностей.

§ Реализацию коммуникационных потребностей.

§ Обучение правилам и формам совместной работы.

Главные принципы КТД таковы:

§ воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

§ обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Организация КТД имеет следующие этапы:

2. Коллективное планирование. Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях.. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива.

3. Коллективная подготовка. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела.

На этом этапе проходит разработка сценария делаНа этом же этапе составляется список дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Каждый выполняет полученное задание.

4. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.

5. Коллективное подведение итогов. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта

6. Ближайшее последействие КТД.. На этом этапе вожатый выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД.

Формы КТД:

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске..

(вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн)

Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески( трудовая атака, трудовой десант, почта)

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

(кольцовка песен, эстафета любимых занятий, кукольный театр.)

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.(бой неуловимых, веселая спартакиада).

Досуговые дела. . Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

(Аукцион забав, базар головоломок, вечер легенд,)

КТД с целенаправленным нравственным содержанием.Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность. (вечер этикета, откровения, гостевой день, гайдаровская разведка)

38. Имидж отряда и имидж вожатого

Имидж отряда:

Каждый отряд в лагере индивидуален, не похож на другой. Отличие отрядов совсем не в возрасте детей, а в их имидже.

К имиджу отряда относятся:

· Отрядный уголок, включающий множество графических элементов

Конечно же список не ограничен этими пунктами, это лишь основные составные части вашего имиджа. Общий элемент одежды, например, может быть отличным дополнением. Дайте волю вашей фантазии.

Девиз, речевка отряда – выражение главного вектора движения вашего отряда

Отрядный уголок – графическое представление отряда. Как необходимо оформить отрядный уголок, читайте в статье ….

Имидж вожатого:

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д.

Внешний вид вожатого:

· Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются.

· Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

· Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

· Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов.

· Не кричите. Кричать бесполезно. Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче.

· Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения

· Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы.

· Да, именно так должно казаться детям. Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях.

· Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите то так, то сяк, мечетесь то одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету.

· Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтоб посмотреть, что сделает вожатый – это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный, оригинальный ответ обезоруживает провокатора.

· Если вы что-то умеете делать хорошо– демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен.

· Если вы чего-то не умеете – не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство

Если кратко:

· Внешность – будьте всегда аккуратны, подтянуты, чаще улыбайтесь детям.

· Речь – избегайте жаргона и грубости, постарайтесь очистить свой лексикон от слов-паразитов, говорите правильно и четко.

· Манера разговора – никогда не кричите на детей, разговаривайте уверенно и спокойно.

· Характер – будьте последовательны в принятии решений, не отступайте от намеченных планов, но умейте признавать свою неправоту.

· Отношение к коллективу – в любых конфликтах, на любых мероприятиях всегда защищайте свой отряд

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в предыдущей теме "Технология конструирования педагогического процесса".

Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Читайте также: