Seo специалист кто это кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Вебмастера давно спорят о том, стоит ли заниматься оптимизацией сайтов под поисковики или это пустая трата времени. Одни говорят, что SEO не более, чем легенда и никак не помогает в заработке. Другие верят, что оптимизация всё так же хороша, работает на продвижение и приносит немалые деньги SEO-шнику.

Мы не сторонники ни одного из мнений, потому что истина где-то посредине ― SEO работает, но подходы к оптимизации изменились. Поисковики стали умнее, пользователи хотят полезных текстов, поэтому подходы к SEO из 2000-х действительно больше не работают.

Из этой статьи вы узнаете, кто такой SEO-специалист и как им стать. Мы расскажем об особенностях этой профессии, обязанностях SEO-специалиста и карьерных перспективах.

Кто такой SEO-специалист

SEO (Search Engine Optimization) — это работа с внутренней и внешней оптимизацией сайта для поисковой выдачи. Главная цель SEO ― поднять сайт как можно выше в поисковой выдаче, в идеале вывести его на первое место.


Задача SEO-шника — поднять сайт как можно выше в поисковой выдаче

На конференции All in Top Conf был представлен отчёт о распределении трафика в поисковой выдаче. Ресурсам из топ-10 достаётся весь основной трафик: 44% пользователей кликает по первой ссылке, 29% ― по второй, а остальные посетители распределяются между позициями с 3 по 10. Второму листу поисковой выдачи достаются несущественные крохи.

SEO-специалист — это человек, который занимается продвижением сайта в поисковых системах. Он оптимизирует работу ресурса с учётом требований Яндекса и Google, а также других поисковиков при необходимости.

Востребованность специальности

Прежде чем SEO даст свои плоды, может пройти от 6 до 12 месяцев. Это долгий срок. Не все владельцы сайтов готовы столько ждать, платить SEO-шнику и не видеть результатов. Поэтому SEO-специалистов ищут либо крупные компании, либо агентства по продвижению.

На одном из агрегаторов вакансий мы нашли около 17 000 предложений о работе для специалистов по SEO со всей России.


Зарплата SEO-специалиста

Доход SEO-шника зависит от того, как он работает: специалист на фрилансе сам регулирует свой доход, а зарплата штатного сотрудника зависит от компании и ее масштабов.

Средняя зарплата SEO-специалиста в России и в Москве

Начинающий SEO-шник может получать от 10 000 до 20 000 ₽. А опытный специалист — от 100 000 до 500 000 ₽.

Вакансии SEO-специалиста

Форматы работы SEO-специалиста

Выше мы уже сказали, что SEO-шник может работать как наёмный сотрудник или фрилансер. Разберёмся, в чём основные отличия и что ждёт специалиста в каждом из форматов.

Фриланс

Фриланс ― отличная возможность начать своё дело. Выбор клиентов огромный: от мелких заказчиков до международных компаний ― сайты есть практически у всех.

Агентство

Карьерные перспективы

Уже понятно, что SEO-шник может работать как фрилансер или наёмный эксперт. И именно от формата работы с клиентами зависит его карьера.

Карьера SEO-специалиста в компании:

  • помощник SEO-специалиста или junior-специалист,
  • middle SEO-специалист,
  • senior SEO-специалист.

Карьера SEO-специалиста на фрилансе:

  • работа с небольшими компаниями,
  • сотрудничество с крупными клиентами,
  • своё агентство по продвижению в интернете.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • высокая зарплата у опытных специалистов,
  • можно работать удалённо,
  • рост за полгода до позиции middle SEO-специалиста,
  • перспектива карьерного роста и открытия своего дела,
  • стратегическая направленность работы.

Минусы профессии:

  • надо постоянно следить за изменениями в сфере поисковой оптимизации,
  • может быть ненормированный график работы, особенно у фрилансеров,
  • много аналитической работы,
  • сложно найти работу без кейсов.

Обязанности SEO-специалиста

Что должен делать SEO-шник, чтобы сайт продвигался и клиенты приходили.

Обязанности SEO-специалиста:

  • аудировать сайт, ,
  • составлять план по продвижению сайта, росту трафика и конверсии,
  • формировать ядро ключевых запросов,
  • оптимизировать ресурс с точки зрения юзабилити и требования поисковиков,
  • перелинковывать страницы,
  • работать с мета-тегами,
  • ставить ТЗ специалистам из контент-команды,
  • контролировать работу исполнителей,
  • мониторить ранжирование сайта в поисковиках,
  • анализировать статистику продвижения,
  • предоставлять отчёты клиентам.


Скрин страницы с мета-тегами из административной панели Tilda

Требуемые навыки для вхождения в профессию

SEO — это сфера, в которой специалист много анализирует. Он должен быть внимательным и дотошным. Ниже расскажем, что нужно знать SEO-шнику для успешной работы и какими ещё качествами он должен обладать.

Soft skills

  • усидчивость ― работа SEO-шника предполагает рутинные задачи и долгие часы за монитором;
  • планирование ― SEO-шник должен продумывать мельчайшие детали своего плана продвижения;
  • стрессоустойчивость ― результаты работы SEO видно не сразу, клиенты могут переживать, в этот момент главное спокойно всё объяснить заказчику;
  • многозадачность ― бывает, что специалист ведёт не один проект и ему важно быстро схватывать суть новых задач;
  • широкий кругозор ― надо разбираться в разных темах, потому что тематика проектов бывает очень разной;
  • аналитические способности ― почти вся работа построена на аналитике: от аудита сайта клиента до написания отчёта по итогам работы;
  • обучаемость ― сфера продвижения постоянно меняется и надо уметь быстро адаптироваться к новым условиям;
  • внимательность ― важно концентрироваться на мелких деталях, чтобы не упускать трафик.

Hard skills

Вот такой багаж знаний будет нужен специалисту в сфере поисковой оптимизации:

SEO-шник должен владеть специальными программами, которые помогут быстро собирать семантическое ядро. Сервисы бывают платные и бесплатные.

Бесплатные:

    ― сервис для сбора ключей из Яндекса; ― сервис для сбора ключей из Google; ― программа для парсинга и оптимизации; ― сервис кластеризации ключей для контекстной рекламы в Google AdWords.

Платные:

    ― десктоп-программа для SEO-продвижения; ― сервис по сбору семантического ядра и настройке контекстной рекламы; ― веб-ресурс для полной аналитики оптимизации сайтов; ― онлайн-версия кластеризатора; ― сервис по оптимизации сайта и совершенствованию текста.


Скрин интерфейса KeyCollector

Где искать клиентов SEO-специалисту

На биржах

Скажем сразу, что биржи — это вариант для начинающих ― конкуренция большая, а платят мало. Там можно получить свой первый заказ и наработать кейсы в разных нишах, после этого оттуда стоит уйти. Если вы начинающий фрилансер, то советуем прочитать нашу статью о том, как искать клиентов на фрилансе.

В социальных сетях

SEO-шник — это специалист, которому не обязательно работать в офисе. Удалённую работу проще всего найти с помощью социальных сетей:

  • на страницах компаний,
  • на страницах тимлидов,
  • в специальных группах,
  • через рекламные объявления.

В отличие от бирж, в соцсетях попадаются более высокооплачиваемые проекты. Вдобавок там можно развивать личный бренд и не платить комиссии, как на биржах. Вот список групп, в которых регулярно появляются digital-вакансии.


Пример объявления вакансии SEO-специалиста

Через личный блог

Вы можете завести блог в любой из социальных сетей, но мы советуем присмотреться к Instagram или TikTok. SEO-шник в роли блогера — это редкое явление, поэтому можно привлекать внимание за счёт нетипичного контента.





Прежде чем клиенты сами будут искать вас, надо потратить время и деньги на развитие своего аккаунта: делайте качественный контент, закупайте рекламу и привлекайте подписчиков. Сначала вы сами будете писать заказчикам, а затем включится сарафанное радио.

Через сарафанное радио

Сарафанное радио — это нестабильный способ поиска клиентов. Он работает только в том случае, когда заказчик доволен вашей работой на 100%. Плюс у него должны быть знакомые, которым ваши услуги актуальны, и он должен посоветовать к вам обратиться.

Способ несовершенный, но если все сложится хорошо, отбоя от клиентов не будет.


Нужно смотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Раз сейчас можно обучиться SEO за бесценок, это однозначно стоит сделать. Статья расскажет, какие обязанности возлагаются на SEO-оптимизатора. Увидев, насколько велик перечень, вы поймёте, почему SEO-шников не спешат сокращать.

Содержание

SEO-специалист: кто это и чем занимается?

Ну и конечно, в обязанности SEO-специалиста входят регулярные отчёты перед заказчиком по поводу проведённых работ.

Требуемые навыки

Если специалист занимается продвижением сайтов в поисковых системах, он должен обладать такими личными качествами:

Касаемо необходимых профессиональных навыков, они таковы:

Если специалист знаком с HTML и CSS, это плюс. Однако досконально знать эти языки не обязательно.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии SEO-оптимизатора сайта таковы:

Теперь поговорим о минусах:

День SEO специалиста - картинка

Форматы работы SEO-специалиста

Окончив курсы обучения SEO, вы окажетесь перед выбором: что делать — устроиться в офис на полный день или заниматься фрилансом дома. Одно из преимуществ профессии — можно работать на себя.

Или уйти в свободное плаванье. У фриланса масса выгод:

  • Ты работаешь, сколько хочешь и когда хочешь. Сможешь наконец отоспаться.
  • Доход зависит от тебя. Между тобой и клиентом нет посредника, забирающего львиную долю оплаты.
  • Ты не привязан к месту. Можешь в любой момент сорваться в другой город. Главное — не забудь ноутбук.
  • Можно удовлетворить своё тщеславие и превратить собственное имя в бренд — если вложиться в раскрутку личного сайта, ютуб-канала, профиля в Инстаграме. Работая в агентстве, ты останешься в тени фирменного бренда.

Особенности работы в SEO

SEO специалист - картинка

Признаки хорошего SEO-специалиста

Обычно хорошего SEO-шника от дилетанта отличают по ряду критериев:

Советы начинающим SEO-специалистам

Никто не хочет отдавать проект в работу новичку. Но как быть начинающему SEO-специалисту? Главное — не отчаиваться, пробиться можно. Вот ряд рекомендаций, следуя которым новичок рано или поздно обретёт авторитет в отрасли:

Краткое резюме

Продвижение сайтов стало очень популярным и прибыльным занятием. Владельцы сайтов готовы платить любые деньги, чтобы по всем запросам на тематику их бизнеса быть в топе. Этим и занимается SEO специалист, а кто это такой, мы сегодня разберём в нашей статье.

SEO-специалист: кто это такой

Как мы уже описали вкратце, SEO-специалист – это человек, который занимается SEO-продвижением сайта в поисковых системах или по-другому говоря, продвижением по позициям. То есть, его задача – продвинуть сайта заказчика как можно выше, или в топ, всё зависит от требований, по ключевым запросам.

Это происходит следующим образом: на сайта заказчика заводится блог, в который будут публиковаться статьи. Написание статей – это уже осуществляет копирайтинг , а точнее копирайтер, который, как правило, уже работает в связке с SEO-шником.

Как мы уже сказали, сайт продвигается по ключевым запросам. В этом и есть суть написания статей. Они пишутся, исходя из запросов пользователей. Проще говоря – ключевой запрос является заголовком статьи.

Ещё один способ продвижения – закупка ссылок, или ссылочной массы. То есть, SEO специалист обращается к бирже ссылок с целью купить соответствующие ссылки для сайта заказчика. За счёт этого у сайта увеличивается ссылочная масса и вероятность постоянного увеличения трафика и приток заявок будет максимальна.

SEO-специалист и SMM-менеджер: кто это

Многие считают, что SEO-специалист и SMM-менеджер – это две одинаковые профессии. Но, ни в коем случае нельзя эти два понятия путать. Это всё равно что сравнивать раскрутку сайта в Яндексе в ТОП и настройку рекламы в Яндекс Директе, чем и занимается SMM-менеджер.

Нужно чётко понимать, что задача то у этих двух специалистов одна – сделать так, чтобы на сайт заказчика поступали заявки и росла его популярность. Вот только делают они это разными способами.

SMM-специалисты или таргетологи, это схожие понятия, в свою очередь, занимаются настройкой рекламы в интернете, или контекстной рекламой, говоря на их языке, а так же осуществляют настройку рекламных объявлений в социальных сетях.

А SEO-специалисты, как мы уже сказали, продвигают сам сайт по позициям в поисковых системах, чтобы при введение пользователей ключевого запроса, этот сайт был одним из первых, кого покажет поисковой робот. Говоря простыми словами – задача SEO-шника – объяснить запрограммированной машине под названием поисковой робот, что продаёт или какие услуги оказывает данный сайт и что его нужно продвинуть.

Работу SEO-специалиста на каждом шагу смешивают с обязанностями администратора сайта, контент-менеджера, интернет-маркетолога, SMM-специалиста, сисадмина и прочих работников IT-сферы. А не должен ли такой мультифункциональный SEO вдобавок годиться на роль нового героя Marvel? Этот параметр отлично бы вписался в современный список требований малограмотных работодателей.

Эта статья посвящена работникам тыла, воинам, которые борются за первые позиции в Google и Яндекс ради Вашей выгоды. Да, мы решили раскрыть все карты и рассказать о том, кто он такой — истинный SEO-специалист.


Кратко о профессии

Хоть SEO-специалисты и не носят плащи, они вполне достойны этого. Хотя бы за безмерную терпимость к непониманию со стороны окружающих. Да и, конечно, за их ежедневную борьбу с конкурентами и алгоритмами поисковой оптимизации.


На самом деле SEO-специалист отвечает за поисковое продвижение, выполнение стратегии интернет-маркетинга и формирование ТЗ для подчиненных ему специалистов. Все эти действия он совершает с той целью, чтобы сайт заказчика находится в ТОПе по ключевым запросам и привлекал все больше посетителей. Для остальных задач есть специальные исполнители.

Обязанности SEO-специалиста

Чтобы Вы могли точнее представить сущность работы SEO-специалиста, мы опишем модель работы в нашей компании, она же является стандартной и принятой в большинстве развитых кампаний интернет-маркетинга.

Интернет-маркетолог анализирует цели и требования заказчика и разрабатывает комплексную стратегию продвижения в интернете. Эта стратегия и задает вектор работ сеошника: указывает приоритетные направления, помогает с коммерческими факторами сайта, курирует контент и т. д.


В свою очередь SEO-специалист проводит SEO-аудит, выделяет приоритетные направления работ. Если позиции и юзабилити сайта повысятся благодаря изменению в коде, сеошник составляет ТЗ для программиста. Программист вносит корректировки и дорабатывает функциональность в соответствии с этим запросом.

Часто продвижение сайта связано с созданием уникального и актуального контента, в таком случае он составляет ТЗ для копирайтеров и рерайтеров. Статьи, написанные авторами, проверяет редактор и передает на размещение контент-менеджеру.

Заметили ли Вы, что в этой цепочке действий SEO-специалист отвечает лишь за трафик из поисковых систем? Это характерная черта всех компаний, ясно осознающих роль этого специалиста в коллективе.


Работая над продвижением интернет-ресурсов, сеошник может выполнять ряд операций:

  • Проводить комплексный аудит ресурса;
  • Анализировать состояние сайтов-конкурентов, выявлять их сильные и слабые стороны;
  • Руководить внутренней и внешней оптимизацией;
  • Повышать качество и количество обратных ссылок, повышая уровень ссылочной массы;
  • Отслеживать реакции поисковых алгоритмов на проводимые мероприятия;
  • Составлять семантическое ядро сайта;
  • Повышать релевантность страниц;
  • Составлять отчеты по позициям, трафику и другим KPI.

Современная SEO-оптимизация сильно отошла от привычной всем технической области. Сейчас к ней относятся больше как к инструменту интернет-маркетинга, способному повысить юзабилити ресурса в сети.

Особенности работы в SEO

Основная фишка работы сеошников — совмещение проработки как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на состояние интернет-ресурса. В комплексе эти направления позволяют улучшить позиции в поисковиках, однако по отдельности они бесполезны. В этом и заключается искусство SEO-специалиста — совместить два дела в одном и соблюсти равновесие между ними.

Занимаясь же внешними факторами, он анализирует современные алгоритмы ранжирования ссылок в поисковике и проводит аудит сайтов в ТОПе. В соответствии с полученными данными выстраивается система продвижения: стимулируется создание внешних ссылок; связывается сайт и страницы в социальных сетях; регистрация в тематических каталогах; написание статей о сайте на сторонних ресурсах и т.д.


Знания и необходимые навыки

Основываясь на функции, которые ежедневно приходится выполнять SEO-специалистам, можно сформировать список важнейших требований к кандидату на эту должность:

  • Свободное оперирование различными платформами и системами, необходимыми для продвижения сайтов.
  • Владение основами интернет-маркетинга.
  • Знание основ веб-программирования, копирайтинга и SMM.
  • Знания особенностей ранжирования поисковых систем.
  • Умение составлять семантическое ядро, а также ТЗ для специалистов-исполнителей.

В какой-то степени SEO-специалист является и маркетологом, и техническим работником, и тонким психологом, так как на нем лежит большая ответственность — регулировать поток клиентов, приходящих из поисковых систем.


Личные качества сеошника

Мы проанализировали работу в сфере интернет-маркетинга, побеседовали с нашим штатным сеошником, Алексеем, и составили свой ТОП важнейших качеств, без которых в этом деле не выжить:

Ну и самое главное — безумно любить свое дело, экспериментировать и не сдаваться. Если дружить со всеми вышеперечисленными характеристиками не получается, никакие технические знания не помогут профессионально работать на высоком уровне.

Востребованность оптимизаторов

В последние годы вокруг SEO ходит немало разговоров — в основном о том, что оптимизаторы в скором времени станут ненужными. Мы готовы поспорить с этим.

Ненужными станут только те сеошники, которые используют топорные методы, применяют типичные алгоритмы без какого либо креатива со своей стороны. Да, такие специалисты скорее всего не выдержат постоянного изменения условий и перестанут выдавать хотя бы удовлетворительные результаты.

Однако на годных спецов, которые разбираются в тонкостях работы с поисковиками, генерируют новые идеи и постоянно развиваются, будет стабильный спрос, как бы не менялись поисковики. Нет никаких намеков на то, что в ближайшем будущем заказчики будут рады простому наличию сайта на 2 странице выдачи, а пользователи будут начинать анализ поисковой информации с последних позиций. И до тех пор, пока этого не произойдет, спецы, которые могут не только продвинуть страницу в ТОП, но и удерживать ее там при любых обстоятельствах, будут цениться на вес золота.


Как найти хорошего SEO-специалиста?

Итак, Вы решили, что Вам просто необходима помощь оптимизатора — что делать дальше?

Найти сеошника можно на фриланс-биржах и в специализированных компаниях. SEO-фрилансеры чаще всего работают удаленно, берут за свои услуги меньше, но и требуют четко составленного ТЗ, достигнув которого они умывают руки. Обращаясь в SEO-компанию, будьте готовы выложить немалую сумму в обмен на то, что все Ваши прихоти будут скрупулезно выполняться.


Как проверить и контролировать работу SEO?

Даже когда Вы тщательно отобрали претендентов и пригласили к себе лучшего из лучших, не стоит успокаиваться. Вполне реально, что Вы не получите желанный результат даже с ним. Чтобы это предотвратить, придется контролировать.

Заранее договоритесь, что раз в месяц исполнитель должен предоставлять подробный отчет о проделанной работе. В отчетах должны быть не только позиции сайта, но и его ключевые показатели: посещаемость, время пребывания посетителей на сайте, выводы об анализе тепловых карт, уровень достижения целей и т.д.

Также качество работы оптимизатора стоит оценивать по конкретным результатам. Проведите опрос среди клиентов: легко ли было найти Ваш сайт? Удовлетворял ли он их интерес? Следите за практическими результатами: увеличение количества клиентов и обращений, рост активности среди подписчиков групп.


Как стать SEO-специалистом? Можно ли сделать это самостоятельно?

Вы прочитали эту статью и зарядились энтузиазмом для покорения вершин SEO? Тогда давайте разбираться, что Вам делать дальше.

Начнем с более простого, но накладного варианта — обучение на курсах. Если Вам посчастливится найти проверенные обучающие курсы по SEO, то это нереальная удача. Так, помимо необходимых знаний, Вы сможете также пройти небольшую практику, а значит приобрете реальный опыт. Это позволит Вам в полной мере понять, кто такой SEO-специалист, в каких направлениях он работает и к чему стремится. В дальнейшем это возвысит Вас в глазах потенциальных работодателей, а также подарит возможность работать не только в качестве интернет-фрилансера, но и штатного сотрудника фирмы.


Какой бы метод обучения Вы ни выбрали, будьте готовы к тому, что работодателя будет интересовать лишь Ваш опыт и реальные навыки, так что параллельно стоит проработать собственное портфолио.

Заключение

Как видите, SEO-оптимизаторы — это не программисты, маркетологи или шаманы. Это специалисты, которые знают и умеют делать сайты и бизнес-предложения востребованными, нужными и заметными. Мы надеемся, теперь Вы четко понимаете, чего ожидать от сеошника, как его выбрать, как им стать, и никогда больше не свяжите его с представителями других IT-профессий.

Читайте также: