Конструирование продуктивная деятельность в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Курс:___________________ Группа: _________________

Проверил: Полуяхтова Л.В.

Раздел.1. Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников

Виды продуктивной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Этапы развития продуктивной деятельности ребёнка.

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Этапы развития продуктивной деятельности ребенка

Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Изодеятельность закладывается в раннем детстве в процессе овладения орудийными действиями с карандашом

Изодеятельность и ее развитие изучали Выготский Л.С, Мухина B.C, Нечаева В.Г, Панько Е.А.

В Изодеятельности выделяют этапы:

2. Изобразительный - целенаправленное изображение чего-то, постановка цели. Изобразительный этап связан с усвоением шаблонов. Шаблон - стереотип, изображение какого-то объекта, предмета. Шаблон задает общие навыки рисования, но шаблон сдерживает творчество и фантазию. Для развития ребенка необходимо чередовать шаблоны с творческими рисунками и работами с натуры. На второй стадии изображение рисунка меняется: а) до 4-5 лет - упрощенно-схематические изображения; б) 5-7 лет -формально-схематические изображения (плоские рисунки); в) 7-10 лет - правдоподобные изображения, г) пластические изображения.

Период с 1-го этапа на 2-ой зависит от уровня развития предметной деятельности ти и от обучения.

Изодеятельность в дошкольном возрасте имеет свои особенности: 1) ребенок рисует мир так, как он его понимает, а не так как есть на самом деле; 2) дети проявляют свое отношение к тому, что изображают (через использование цвета, через прорисовку деталей и украшательство (методика рисунок семьи). Анализ рисунков позволяет выделить следующие особенности: неумение передать движение; незаслонимость детских рисунков; не умение передать перспективы; нарушение пропорций; дети не привязаны к цвету. Педагог должен учитывать мнение ребенка о его работе и не давать оценок, особенно отрицательных.

2) Конструктивная деятельность - это деятельность по созданию какого-то реального продукта. Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.

Конструирование более сложная деятельность требует предварительного планирования дети.требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).

Типы конструирования: 1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа); 2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой), по замыслу.

Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.

В детском возрасте изодеятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией, усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.

Способы организации продуктивной деятельности в ДОУ: формы организации руководства продуктивной деятельностью дошкольников (совместной деятельности воспитателей с детьми, самостоятельной деятельности детей)

Основные формы совместной деятельности воспитателя и детей:

Другой эффективной формой организация изобразительной деятельности дошкольников является самостоятельная деятельность.

Продуктивная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей.

Условия для самостоятельной деятельности:

1.обучение на занятиях должно строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи.

2.организация предметно-развивающей среды в ДОУ и семье, предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

3.тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.

Организация продуктивной деятельности в форе занятий :тематичесие, комплексные, комбинированные

Типы занятий: на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках); на тему, выбранную ребёнком (по замыслу).

Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей:

1)занятия на тему предложенную воспитателем:

б) занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия.

2)занятия на тему, выбранную ребёнком (творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность и свободны в реализации замыслов).

Виды занятий в зависимости от критерия выделения:

по содержанию изображения:

по способу изображения:

3)Структура занятия по изобразительной деятельности:

I часть занятия - объяснение задания:

Игровая мотивация или вводная беседа.

2. Обследование натуры, рассматривание образца.

3. Показ способов изображения ( полный или частичный в зависимости от возраста детей).

5. Закрепление последовательности способов изображения.

II часть занятия:

Самостоятельное выполнение детьми изобразительного задания.

Использование воспитателем приёмов индивидуальной работы: показ способов изображения, пояснения, указания, советы, поощрения.

III часть занятия - анализ выполненной работы:

Формы проведения анализа:

-воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, всё ли в нём правильно, что интересного придумал ребёнок;

-одному из детей поручается выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

-ребёнок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом и оценивает его;

- дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Структура занятия. Особенности планирование занятий по организации продуктивной деятельности (одновидовые и интегрированные занятия)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

занятия в детском саду

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Два мальчика, сидя за столом, рассматривают какое-то техническое устройство

Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Девочка строит дома из крупных модулей

Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

Типы конструирования в ДОУ

В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

Видео: художественное конструирование из бумаги

Формы конструирования

Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

Видео: конструирование по образцу в технике оригами

Рекомендации по обучению конструированию в детском саду

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

Дети стоят на улице с вёдрами, наполненными каштанами

Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

Дети и воспитатель стоят с поднятыми вверх руками

В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

Актуальность конструирования состоит в том, что позволяет ребенку понять смысл различных конструкций, поделок выразить свое отношение к ним, максимально используя не только свои знания, но и умение использовать новые навыки.

(В. А. Сухомлинский )

Конструирование как вид продуктивной деятельности

детей дошкольного возраста.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определённого продукта. Поддъяков Н. Н. отмечает, что для умственного воспитания продуктивная деятельность имеет важно значение, однако не любая конструктивная деятельность даёт нужное направление умственному воспитанию. Для этого необходима нацеленность и организация этой деятельности в соответствии с задачами умственного воспитания. Когда, мы учим детей конструировать, важно оценивать результаты этого обучения не только по качеству построек, но и по тому, какой умственный багаж приобрели дети, какие знания получили, какими познавательными действиями овладели.

Практика конструирования у дошкольников это, как правило, работа с каким либо строительным материалом и деталями конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, разного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. д.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.)

Парамонова Л. А. выделяет два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциациям с образами сказок, фильмов. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющие разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отражают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся: конструирование из бумаги и природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций избросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

В конструировании выделяют два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Деятельность дошкольников - это взаимообогащение практических и мыслительных действий. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания творческого конструирования. Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования: 1)нечёткость замысла, объясняемая нечёткостью структуры образа; 2)неустойчивость замысла - дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим; 3)поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлечённость ею - замыслу уделяется крайне мало внимания; 4)нечёткость представлений о последовательности действий и умение планировать; 5)неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае, как показали многие исследования (А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. В. Лурия, Л. А. Парамонова и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, её богатая палитра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках.

Самым изученным видом детского конструирования является конструирование из строительного материала. Однако целенаправленное и систематическое обучение этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие, из-за малой известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педагогами не используются.

Рассмотрим кратко все известные нам формы обучения детскому конструированию.

Конструирование по образцу , разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., как правило, показывают способы воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача готовых зданий, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по модели , разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

И, как показало исследование А. Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. Конструирование по модели является усложнённой разновидностью конструирования по образцу, однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, в силу того, что готовых объёмных моделей не существует, а оклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой.

Конструирование по условиям , предложенное Н. Н. Поддъяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её воспроизведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают её назначение (например, возвести

через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин и т. п.) В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развёртывания творчества у детей, для проявления самостоятельности; здесь ребёнок решает сам, что и как будет конструировать. В процессе такого конструирования ребёнок может неоднократно менять свой замысел и объединить отдельные элементы как угодно. В этом виде конструирования задача анализа целостной формы и взаимоотношения, отдельных её частей не вычленяется, поэтому развитие анализа формы происходит в очень малой степени. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование каркасное. Эту тему детского конструирования выделил Н. Н. Поддъяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к их трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип построения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из данного каркаса.

Таким образом, конструирование имеет большое значение в жизни ребёнка. По примеру взрослого ребёнок учится выражать своё отношение к красивому и некрасивому, доброму и злому, ласковому и сердитому, радоваться положительному, откликаться на знакомые изобразительные образы. В конструктивных играх у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность. Игры воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. Конструирование способствует развитию мышления детей и воображения.

Конструирование является одним из наиболее содержательных видов продуктивной деятельностидошкольников, так как представлено во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации, начиная с первой младшей группы.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

А.П. Усова предлагаетпод детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению[11].

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

А.Н.Леонтьев и Д.Б. Эльконин считают, что конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей[11].

В.С. Мухина считает, что продуктивная деятельность ребенка под руководством взрослого, в результате которого появляется определенный продукт созданный ребенком[5].

А.В. Запорожец считает, что продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности взрослого с детьми[5].

Н.И. Ганошенко считает, чтопродуктивная деятельность это получение продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами детей[11].

Таким образом, можно сказать, что продуктивная деятельность без участия взрослого не может быть, потому что взрослые мотивируют ребенка и у ребенка развивается воображение, он начинает создавать, что-то, но без конструирования ребенок не может этого сделать. Можно говорить, что продуктивная деятельность стимулирует ребенка к чему-то, а с помощью конструирования ребенок начинает создавать продукт.

Параманова Л.А. считает, что под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструкторов. А также изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное[12].

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образцами из сказок, фильмов. При этом знаки:здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурваломи т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющие разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу)[12].

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировали процесса предстоящей практической деятельности-в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения[12].

И ряд отечественных ученых (Д.Б. Эльконин, Н.И. Стрелянова, Ю.А. Полуянов, Л.А. Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации. Однако другие исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что при целенаправленном обучении дети четырех лет уже оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению[12].

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности[12].

При этом особенно важным, по нашим данным (Л.А. Парамонова, И.Ю. Пашилите), является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования ( из бумаги, из деталей конструктора, модулей и др.)[12].

Впервой младшей группе: знакомить детей с формой, величиной деталей строительного материала (кубики, кирпичики, пластины).

Во второй младшей группе: подводить детей к простейшему анализу сооруженных построек, совершенствовать конструктивные умения, учить различать и называть основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины), сооружать постройки, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета

Средняя группа: учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположениеэтих частей относительно другдруга (в домах-стены, вверху-перекрытие, крыша и т.д.).

Старшая группа: формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта с учетом определенных условий.

Подготовительная группа: познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины), по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой.

Таким образом, конструирование в жизни ребенка является неотъемлемой составляющей в его развитии. Ребенок может создавать из различных видов конструирования. Они могут быть как из бумаги, пластика, металла, так и природных материалов.

Вторая младшая группа: применение указанных изображений в конструировании помогает детям правильно размещать детали в пространстве (вдоль линии, подравнивая к ней), отрабатывать технику их точного соединения, выделять в предметах те свойства, которые должны быть переданы постройке, более четко представлять себе строение предмета.

Средняя группа: в течении года дети должны овладеть умением самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции, по названию предмета и словесному описанию требований к его конструкции по собственному замыслу.

Начинается обучение с формирования действий замещения (обозначения) отдельных частей предмета или элементов конструкции их графическими изображениями. Затем детей обучают включению отдельных частных изображений в уже готовую или незавершенную графическую модель предмета. Далее дети учатся самостоятельно составлять целые схемы и применять их для анализа условий конструирования предмета[17].

Старшая группа: ознакомление детей с особенностями графических моделей объектов (упрощенными схематическими изображениями), спецификой используемых в них обозначений (линий, форм, условных знаков) и с действиями соотнесения компонентов модели между собой.

Подготовительная группа: в работе с детьми подготовительной группы могут быть использованы графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные модели определенного предмета или его конструкции. Кроме действий по использованию готовых графических моделей, изображающих предмет сначала в одной, затем в двух и трех прямоугольных проекциях (или одной объемной аксонометрической проекции), необходимо в процессе обучения вводить действия по их самостоятельному построению детьми и творческому преобразованию.

Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению между собой схематических изображений постройки в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных позиций, проделывать рядсложных интегрирующих операций с проекционными образами в уме[17].

Таким образом, разные способы и приемы детей возникает способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так самой детской деятельности конструирования. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игра, театр и т.д.) делает интересным, эмоционально насыщенным. Потребность в такой деятельностиу детей становится ярко выраженной.

  1. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада: из опыта работы /Л. В. Куцакова – М.: Просвящение, 1990.
  2. Афонькина, С. Ю. Игрушки из бумаги/ С. Ю. Афонькина, Е. Ю. Афонькина -М.: ТЦ Сфера, 2010. – 86 с.
  3. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей детского сада/ Т.Г. Казакова. – М.: Просвящение, 1985. – 192 с.
  4. Старцева, О. Ю. Занятия по конструированию с детьми 3 – 7 лет: пособие для педагогов и родителей /О. Ю. Старцева :– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

- развивать творческое воображение;

- способствовать соотнесению деталей строительного материала с реальными деталями.

- закреплять названия строительных деталей.

- учить детей различать и называть строительные детали: куб, кирпичик, пластина;

- учить создавать постройки методом накладывания деталей одна на другую;

- побуждать к игровому общению.

Заготовка бросового и природного материалов.

- познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

- продолжать учить различать и называть строительные детали: куб, кирпичик, пластина;

- учить создавать постройки методом прикладывания деталей друг к другу;

- воспитывать бережное отношение к строительному материалу.

- познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает);

- учить делать поделки.

- учить создавать постройки методом прикладывания деталей друг к другу;

- продолжать учить различать и называть строительные детали;

- воспитывать бережное отношение к строительному материалу.

- продолжать знакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает);

- учить делать поделки.

- учить создавать более сложные постройки методом пристраивания деталей;

- закреплять умения аккуратно выкладывать детали друг за другом;

- продолжать учить различать и называть строительные детали.

- познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- научить преобразовывать кусочек ткани в картинку; - воспитывать трудолюбие, аккуратность.

- учить создавать более сложные постройки методом пристраивания деталей;

- продолжать учить различать и называть строительные детали;

- познакомить с правилом выполнения постройки (детали должны чередоваться по цвету, размеру).

- продолжать знакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- учить преобразовывать кусочек ткани в картинку; - воспитывать трудолюбие, аккуратность.

- учить детей различать и называть строительные детали;

- учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по разному.

- продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом);

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

- учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по-разному;

- учить детей различать и называть строительные детали;

- уточнить представление детей о размерах (узкий - широкий, высокий – низкий).

- продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом);

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

- познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель;

- воспитывать умение радоваться результату своего труда.

- учить создавать постройки, комбинируя детали по- разному;

- продолжать учить различать и называть строительные детали;

- закреплять умения строить стол, стул.

Конструирование. По замыслу.

- закреплять полученные умения детей;

- создавать условия для проявления самостоятельности, творческих способностей.

-учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по- разному;

- продолжать учить различать и называть строительные детали.

- продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы;

- развивать интерес, творчество.

- учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по разному;

- продолжать учить различать и называть строительные детали;

- уточнить знания детей о транспортных средствах.

- продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы;

- развивать интерес, творчество.

- учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по-разному;

- закреплять знание строительных деталей;

- учить детей взаимодействовать друг с другом.

- продолжать знакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- радоваться полученному результату.

- закреплять умение сравнивать и анализировать постройки;

- учить преобразовывать постройки, добавляя детали;

- закреплять знание строительных деталей.

- продолжать знакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- радоваться полученному результату.

- учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по-разному;

- закреплять знание строительных деталей.

- закрепить знания о ткани, бумаге, вате;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

- учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по-разному;

- закреплять знание строительных деталей.

- продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы;

- развивать интерес, творчество.

- учить устойчиво располагать детали;

- закреплять умение сравнивать и использовать в речи понятия: широкий (ая) – узкий (ая);

- развивать умение отражать в постройке представления о знакомом предмете, передавая его основные признаки.

- закрепить знания о ткани, бумаге, вате;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

- учить выделять в фигуре ее отличительные особенности;

- развивать мышление, речь.

- закрепить знания о ткани, бумаге, вате;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Конструирование по замыслу.

- закреплять полученные умения детей;

- создавать условия для проявления самостоятельности, творческих способностей.

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы.

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Читайте также: