Диалектика как учение и как метод в философии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Диалектика (от лат. dialectica — "искусство спорить") — 1) теория о формировании бытия, о закономерностях и взаимосвязях, но где существует множество противоречий, вследствие которых происходит процесс развития, а также: 2) искусство рассуждать, аргументировать продуманно и адекватно.

Синонимы слова диалектика — искусство спора, диалектическая логика.

Диалектика Гегеля говорит о триаде "тезис – антитезис - синтез". Великий мыслитель говорил о сходстве мышления и бытия, из-за чего был сделан вывод, что в мире всё развивается по единым правилам.

Кто такой диалектик

Слово "диалектик" также имеет несколько значений. Это и сторонник диалектической философии, который применяет этот метод, и преподаватель диалектики, и человек, который искусно ведёт споры или участвует в прениях.

Диалектический метод познания

Это система связанных и зависимых между собой принципов (также правил, требований, установок). Они диктуют порядок действий, которые необходимы чтобы получить познания и трансформировать предметы (познавательно-преобразующая деятельность).

Законы диалектики

Это законы, которые, по мнению самих диалектиков, определяют процесс развития. Основными из них считаются:

  • закон единства и борьбы противоположностей;
  • закон перехода количественных изменений в качественные и обратно;
  • закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей

В соответствии с этим законом, всему характерны внутренние противоположности, которые состоят одновременно и в сплочённости, и во взаимодействии, но также они и сражаются между собой.

Закон единства и борьбы противоположностей

Раскрывается через категории:

  • противоположность (признаки предмета, абсолютно отличающиеся, но одновременно друг друга дополняющие; например, день и ночь);
  • противоречие (импульс, с которым предмет изменяется и развивается, существуют противоречия: антагонистические и неантагонистические);
  • тождество;
  • различие.

Виды противоречий

Антагонистические

Противоречия враждебных общественных сил (между классами и слоями), у которых различные и несовместимые интересы.

Неантагонистические

Противоречия, которые противоположны антагонистическим, т. е. за ними нет враждебных классов с противоположными интересами.

Внутренние

Это противоречия, которые появляются между обратными сторонами предмета (например, производство и потребление).

Внешние

Это противоречия, которые существуют между каким-то исследуемым явлением и другими явлениями (например, между живым организмом и внешней средой).

Основные

Это противоречия между главными аспектами изучаемого предмета.

Неосновные

Это противоречия между второстепенными аспектами изучаемого предмета.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Изменения происходят посредством постепенно накапливающихся количественных сдвигов. Количественные параметры обрисовывают границы бытия каждой вещи ("мерой" называется соотношение "качества" вещи и её вероятных количественных изменений, которые не ведут к переоценке этого "качества").

Качество подразделяется на:

  • свойство предмета (особенности предмета взаимодействовать с другими предметами);
  • структура предмета (из каких элементов предмет состоит);
  • функции предмета (его предназначение);
  • место предмета (в развитом или в неразвитом состоянии он находится).

И также обратно предыдущему утверждению, качественное видоизменение предмета определит его новые количественные параметры.

Закон отрицания отрицания

Противоречие движет вперёд развитие. При этом оно характеризуется в какое-то определённое время преобладанием какой-то противоположности.

Первое отрицание — это трансформация на пути к доминированию в итоге скапливания количественных изменений другой стороны этого противоречия.

Второе отрицание наступает тогда, когда устанавливается период в эволюции, когда осуществляется единение того наилучшего, что существует в каждой отдельной противоположной мысли.

Возможно происходит возвращение к начальному периоду, когда присутствовали обе противоположности, но они были ещё совсем не развиты.

Идеи о диалектике у разных философов

Первоначально диалектика была формой логической аргументации, но теперь она превратилась в философскую концепцию эволюции.

Диалектика, по мнению классических греческих мыслителей, в разное время означала разные идеи. Это была и техника опровержения в дискуссии, потом стала методом систематической оценки определений, а затем дошла до исследования и классификации отношений между конкретными и общими понятиями.

Диалектику связывали больше с обучением формальной логике начиная со времён стоицизма (философское учение, которое зародилось в Древней Греции и Риме) до конца европейского средневековья.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804)

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804)

Иммануил Кант в своей работе "Критика чистого разума" (опубликована в 1781 году) описывает "трансцендентальную диалектику" как учение о разуме, целях человеческого разума и познании, которое ограничено горизонтом опыта.

Немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770–1831)

Немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770–1831)

Георг Фридрих Вильгельм Гегель, в свою очередь, определил диалектику как систему научного метода. Гегель рассматривал диалектику больше со стороны объективного идеализма (признание наличия духовного первоначала, над которым человеческое сознание не имеет контроля).

Статуя Маркса и Энгельса в Берлине

Статуя Маркса и Энгельса в Берлине

А Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) приняли определение Гегеля и использовали его в своей философии. Так родился диалектический материализм (философское направление, ведающее о законах и сущности бытия, о законах эволюции природы, о развитии нашего общества и мышления личности и др.)

Но впоследствии учение Гегеля утратило многие характерные ему черты. В марксизме диалектика рассматривается с более общими закономерностями становления, а также эволюции природы, социума и мышления личности.

Диалектика Гегеля

Это метод интерпретации вещей/событий. Первоначально его использовали для сопоставления конкретных вещей/событий с абсолютной идеей.

В этих вещах/событиях какое-то утверждаемое суждение (тезис) обязательно противопоставляется в такой же степени утверждаемому и, по-видимому, противоречивому суждению (антитезису). Однако, в конце концов, взаимное противоречие согласовывается на более высоком уровне истины с помощью третьего утверждения (синтеза).

Диалектика Гераклита

Гераклит утверждает в своей диалектике, что абсолютно всё непрерывно изменяется. Он учит нас о текучести всего, и для этого он сравнивал мир с рекой, в которую невозможно войти дважды.

Также Гераклит подчёркивал, что один и тот же предмет может быть совершенно разным и даже противоположным для двух разных существ. Например: морская вода для рыбы — это жизнь (она без неё погибнет), а для человека — это смерть.

Диалектика Сократа

Некоторые философы считают метод Сократа самым главным вкладом этого мыслителя в философию. Сократ (родился в Афинах, 470–399 гг. до н. э.) был греческим философом.

Он стремился дойти до основ взглядов своих слушателей (учеников и коллег), задавая постоянные вопросы, до тех пор пока не будет выявлено противоречие, которое доказывало ошибочность первоначального предположения. Этот метод и стал называться в честь знаменитого философа Сократа.

Разница между метафизикой и диалектикой

Метафизика — это учение в философии, которое исследует саму сущность вещей, их источник; она пытается изучить истинную сущность вещей, бытия и всего, что существует в мире: их значение, какая у них структура и принципы.

Диалектика в свою очередь заботится о том, как это бытие развилось, также изучает существующие закономерности и взаимосвязи. В то же время, для диалектики свойственно проявление противоречий. По мнению философов-диалектиков за этим следует развитие.

Платон и Аристотель

Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:

  • Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
  • Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
  • При определённых условиях количество переходит в качество;
  • Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

  • они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
  • они взаимно исключают друг друга;
  • они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

  • Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
  • Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
  • Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
  • Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).

Категории диалектики

Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:

  • Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
  • Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
  • Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
  • Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
  • Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
  • Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
  • Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

  • Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
  • Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

    Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
  • Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
  • Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психические явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определённых причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе филос. категорий и законов.

Главные законы: 1) превращение или переход количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов.

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Сущность- внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и др. характеристики.

Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная, интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.

Кол-во - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Категории системного исследования:

система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией;

элемент- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;




структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психические явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определённых причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе филос. категорий и законов.

Главные законы: 1) превращение или переход количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов.

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Сущность- внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и др. характеристики.

Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная, интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.

Кол-во - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Категории системного исследования:

система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией;

элемент- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;

структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.

Диалектика философами рассматривается в качестве метода аргументации, а также в виде формы и метода рефлексивного теоретического мышления, которое исследует противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

В истории философии основные мыслители определили диалектику как:

Диалектика бывает идеалистической и материалистической. Материалистическая диалектика выступает как целостная система, где каждая категория и каждый закон занимает строго определенное место и взаимосвязаны с другими категориями и законами. Эта система позволяет раскрыть содержание универсальных свойств и связей реальности, универсальных форм бытия, диалектических законов движения и развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Диалектика – это наука о самых общих законах любого движения, но прежде всего развития.

В наши дни в науке аксиоматично и бесспорно, что наша мысль и объективный мир подчиняются общим законам, и поэтому между ними не может быть противоречия.

Согласно Гегелю, истина не представлена в виде готовых догматических положений, а находится в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, которое поднимается с низших уровней на более высокие, но никогда не достигает высшего уровня.

Все явления и все социальные порядки, которые сменяются историей, выступают в качестве переходных стадий бесконечного развития от низшего к высшему. При этом каждый шаг необходим и имеет собственное обоснование для этого времени и условий, которым он обязан своим существованием.

Диалектика как метод познания

Диалектический метод является средством постижения реальности в природе, в обществе и в самом мышлении, позволяет выявлять модели их развития и научно предсказывать будущее.

Историческое становление диалектики можно проследить по трем этапам:

  1. Античная диалектика (наивная и стихийная): Платон, Сократ, Зенон, Гераклид и др.;
  2. Классическая немецкая философия (XIX век): Гегель, Кант, Шеллинг, Фихте;
  3. Материалистическая диалектика: Энгельс, Маркс.

Принципы диалектического познания:

  • принцип универсального развития (мир видится как развивающийся, бесконечно изменяющийся);
  • принцип противоречия, развиваемого противоположностями (борьба противоположностей – источник развития мира);
  • принцип универсальной связи (все в мире связано);
  • принцип детерминизма (взаимодействие, обусловленность) (мир - это определенная система элементов, которые соединяются в силу регулярной связи);
  • принцип согласованности (мир разнообразен, но построен в упорядоченной системе).

Гегель строит диалектическую доктрину развития Абсолютной Идеи, используя принцип причинности. Развитие достигается тем, что божественный акт Абсолютной Идеи постоянно вступает в конфликт с ее организацией, которая на разных этапах выступает либо как логическое понятие, либо как социальная форма, либо как материальная природа. Все развитие происходит по схеме: тезис, антитезис и отрицание отрицания (синтез).

Основная идея диалектического метода Гегеля состоит в том, что мир состоит не из законченных, готовых объектов, а представляет собой набор процессов, в которых объекты находятся в непрерывном изменении, возникают, затем разрушаются, и происходит прогрессивное развитие со всеми вытекающими последствиями.

Философия Гегеля оказала огромное влияние на европейское сознание. Она откликнулась на общее настроение того времени. Однако кульминация развития часто означает начало упадка, начало кризиса. Так случилось с гегельянством. В середине века его критиковал материализм (Маркс, Фейербах).

Понятие диалектики использовали в своем творчестве Фридрих Энгельс и Карл Маркс, переведя его в материалистический план. Советские последователи Маркса создали особую философскую школу – диалектический материализм.

В качестве вывода можно отметить, что диалектика позволяет отразить весьма сложные и противоречивые процессы духовного и материального мира. Но это не простое наблюдение того, что происходит на самом деле, а инструмент научного познания и способа преобразования мира. Диалектический метод требует гибкости мышления. Ведь диалектика не терпит застоя и не накладывает ограничений на познание, на его безграничные возможности: неудовлетворенность достигнутым – стихия диалектики, а революционная деятельность – ее суть.

Читайте также: