Анализ и проектирование сайта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Исключение, пожалуй, составляют недорогие сайты — с бюджетом 5-15 тысяч рублей — где проектирование становится нерентабельным, увы.

Как проектировать сайт

  1. Целеполагание,
  2. Исследование контекста,
  3. Создание концепции,
  4. Моделирование.

Целеполагание

Целеполагание необходимо для определения того, зачем мы делаем сайт и каких именно результатов хотим достичь. Это служит ориентиром для всей дальнейшей работы: что бы мы ни делали — будь то моделирование, создание интерфейсов, добавление новых функций или изменение старых — всё это должно соответствовать целям.

В будущем они же помогают оценить успешность проекта.

Первый шаг в целеполагании сделан в видении проекта. На этапе же проектирования цели формулируются более точно и подробно, а также определяются задачи сайта, выполнение которых будет работать на достижение каждой цели.

Исследование контекста

  • Целевая аудитория и её потребности,
  • Характеристика и тенденции области,
  • Конкуренты и их деятельность,
  • Опыт других проектов,
  • Законодательные или иные ограничения,
  • Другие факторы влияния, в зависимости от тематики проекта.
Польза исследования контекста

Контекст проекта помогает нам понять целевую аудиторию и то, каким нужно сделать сайт: как его позиционировать, какая информация на нём должна быть и на каком языке он должен говорить с ЦА (это называют коммуникативной стратегией), как он будет отличаться от конкурентов (естественно, в выгодную сторону).

Кроме того, исследование погружает команду проекта в тему, позволяет где-то даже на подсознательном уровне видеть/принимать правильные решения.

Где брать данные

В идеале, данные о контексте мы должны получить от клиента, но если таких данных у клиента нет, то исследование контекста предстоит провести самим.

  • Исследование доступных источников — литература, Интернет-ресурсы и так далее.
  • Интервью с ключевыми действующими лицами — пользователями, экспертами.
  • Без данных о контексте ваши шансы сделать хорошо пользователю стремятся к нулю.
  • Даже самостоятельное исследование даёт полезную информацию, пусть и в меньшем объёме, нежели профессиональное.
  • И даже если вы настолько неумело проводите исследование (что маловероятно), что не можете получить ответы на вышеобозначенные вопросы, вы всё равно погружатаетесь в контекст проекта и хотя бы подсознательно улавливаете что-то полезное.

Создание концепции сайта

  • Что и для кого мы делаем — общая идея и целевая аудитория;
  • Как сайт будет работать и какую информацию содержать;
  • Как сайт будет зарабатывать (если это проект с прямой монетизацией);
  • Каковы будут отличительные особенности сайта (от конкурентов), как он будет позиционироваться;
  • Как сайт будет развиваться после запуска.

Моделирование сайта

Моделирование — это создание модели сайта, которая описывает функциональные возможности и информационную структуру.

Функциональная часть модели
Информационная структура

Информационная структура — это схема, показывающая, из каких разделов состоит сайт, какие задачи они решают, и как пользователь будет перемещаться по сайту (схема навигации).

Резюме

  1. Обязательно проектируйте любой сайт. Если не умеете, то самое время начать учиться.
  2. Проектирование полезно: оно повышает качество сайта, экономит время и деньги.
  3. Проектирование — это, прежде всего, правильная постановка задачи, а затем вытекающие из неё исследование, концептуальное и инженерное моделирование.

Если вам эта статья показалась полезной, отпишите в комментариях, о каких этапах проектирования вы хотели бы узнать подробнее.

Всем привет! Сегодня я расскажу о том, что такое проектирование сайтов, почему это важно и для чего нужно.

Давайте рассмотрим ситуацию, которая не связанна с проектированием сайтов, но как пример на мой взгляд очень хорошо объясняет необходимость проектирования.

К примеру, вы очень любите путешествовать и собрались в новое путешествие и вам нужно добраться в определенное место. А вы не знаете ни направления, ни условий климата, не транспорта на котором можно туда добраться. Вот чтобы добраться до этого места вам необходимо разработать проект-план путешествия. В который вы включите все, что необходимо для достижения цели. Также и с проектированием сайта.

Проектирование сайта – это один из ключевых начальных этапов разработки интернет сайта, направленный на гарантированное достижение цели, экономии времени и денег, а также позволяет эффективно распределить работу.

проектирование сайтов

Для чего необходимо проектирование сайтов?

Проектировать сайт необходимо для того чтобы итог работы всей команды не прошел зря. На этапах проектирования легче выявить и проработать многие моменты. Если ошибки выявятся на этапе проектирования, то это позволит, снизить возможность лишних затрат времени и денег. На этапе проектирования мы можем определить цели создания проекта. Проанализировать и выявить будущую целевую аудиторию. Также мы сможем узнать потребности целевой аудитории, что наиболее важно, а что нет. Мы сможем проанализировать и спроектировать поведение пользователей на сайте. Благодаря проектированию можно с наилучшим эффектом разделить работу над интернет ресурсом.

Этапы проектирования сайтов

Проектирование сайтов можно разбить на следующие этапы:

  1. Определение целей сайта;
  2. Анализ содержания проекта;
  3. Структура сайта (архитектура страниц);
  4. Создание макета;
  5. Разработка сайта;

Определение целей сайта

На этом этапе нам необходимо определить конкретные цели проекта, которых мы хотим достичь. На протяжение всего процесса разработки сайта мы должны следовать и опираться на цели. Разрабатывая те или иные функции проекта, мы должны учитывать каких целей мы должны достичь с их помощью.

Итог работы по проекту должен соответствовать определенным ранее целям.

Анализ содержание проекта

Как мы все понимаем сердцем любого сайта является его содержание или контент. На этом этапе следует его проанализировать, ведь именно за информацией на ресурс приходят люди. Поэтому прежде чем начать разработку дизайна вы должны четко определиться с тем содержанием, которое будет присутствовать на сайте. При помощи соответствующего тематического содержания вы сможете достичь наибольшей аудитории.

Также вы сможете определить целевую аудиторию проекта и их потребности благодаря анализу содержания будущего сайта. Исследовать характеристики и веяния области. Содержание обычно состоит из текстов, изображений, видео и других информационных материалов.

Имея информационный контент, нам будет проще перейти к следующему этапу проектирования сайтов, архитектуре страниц. Имея контент или четкое представление о том какую информацию вы будите предоставлять со страниц ресурса, можно четко представить и структуру информации и ее расположение на каждой странице будущего сайта. Благодаря этому анализу можно понять как будут обстоять коммуникационные связи между пользователем и сайтом.

Структура сайта (архитектура страниц)

Многие дизайнеры пропускают этап структурирования и сразу переходят к разработке макета, что есть в корне неправильно. Объясню почему. Причина вся кроется в том, что правильное и четкое структурирование позволяет определить четкую и понятную навигацию для пользователя и определить правильное расположение информации. Что обычно приводит к легкости обращения и понимания сайта.

Также следует продумать всю функциональную часть будущего интернет ресурса, какие действия будут происходить, будут ли какие-то группирования, комментирования, оплаты и т.д.

Создание макета

На этом этапе дизайнер на основании созданных ранее прототипов создает визуализацию дизайна. Тут уже создаются макеты с использованием всех методов позиционирования выравнивания и структурирования. Такие макеты более точно и детально отображают структурированность сайта, все элементы, композицию будущего дизайна.

И это уже последний этап, на котором происходит полное согласование макета и передача всех материалов в разработку программисту и верстальщику. И прежде чем отдать макет в дальнейшую разработку его следует досконально проработать так, как этап разработки дизайна немного менее трудоемкий, нежели программная часть, в которой каждый элемент дизайна получит свой кусок кода. Подробнее о том, что нужно знать о разработке сайта кроме фотошопа.

Разработка сайта

Как только мы перейдем на этап разработки, у нас на руках должен быть макет дизайна сайта, все необходимые дополнительные материалы, такие как текстуры, нестандартные шрифты, изображения, тексты. Имея эти материалы мы отдаем макеты на нарезку и верстку верстальщику который в свою очередь превращает макеты в html шаблон.

После чего вступает в работу программист, который будет создавать всю программную часть сайта с учетом сверстанного макета. Также следует учесть, что если макеты не передают все те действия, которые должны происходить в ответ на какое-то конкретное действие пользователя, следует составить дополнительное текстовое описание к макету в котором пояснить все эти моменты. В противном случае вы можете не получить тот результат который ожидаете из-за неосведомленности и недопонимания программистом задачи.

Если вы будите следовать подобному проектированию своих проектов, то с большей вероятностью вы получите наилучший результат.

Пренебрегать проектированием сайта не стоит, так как этот этап будет очень полезен. Исключением могут стать, скорее всего, только низко бюджетные сайты, для которых проектирование будет лишней потерей финансов и времени.

Друзья сегодня мы разобрали такой важный вопрос как проектирование сайтов, если у кого есть какие дополнения, пишите в комментариях. Подписывайтесь на обновления фотодизарт.ру и делитесь статьями с друзьями.

Этапы разработки дизайна сайта

Хороший дизайн начинается не с рисования в графическом редакторе, а с проектирования и анализа. В этой статье я расскажу вам про основные этапы разработки дизайна сайта, благодаря которым вы сможете создавать рабочие дизайн-макеты.

Очень часто, начинающие дизайнеры теряются, когда заказчик просит их создать дизайн сайта. Они впопыхах открывают графический редактор и начинают судорожно рисовать дизайн из головы. Потом получают миллион правок, и вся работа сводится к бесконечным исправлениям.

Совсем другое дело, когда вы четко знаете и понимаете все основные этапы создания дизайна сайта и следуете этому плану. Каждый этап вы согласуете с заказчиком и всегда можете аргументировать свои дизайн-решения. Таким образом вы избавляете себя от многочисленных правок и выглядите в глазах заказчика настоящим профессионалом своего дела.

Этапы разработки дизайна сайта

Первое с чего начинается разработка любого дизайна сайта — это бриф, поэтому с него и начнем.

Этап 1 — Бриф

Бриф — это определенный список вопросов, которые вы задаете заказчику, чтобы понять, чем он вообще занимается и какой дизайн хочет по итогу получить. На этапе брифа никто никому ничего не обязан. То есть это просто ваше знакомство друг с другом. На этом этапе вы можете легко отказаться от работы над проектом заказчика, или заказчик может отказаться от работы с вами.

Обычно в бриф включены вопросы по типу:

  • Контакты заказчика
  • Информация о компании
  • Какой сайт планируется разработать?
  • Какая целевая аудитория?
  • Какая структура должна быть у сайта?
  • Предпочтения по дизайну (цвет, стиль и т.д.)
  • Какие цели у будущего сайта?
  • Какие имеются конкуренты?
  • И другое

По этой ссылке я оставлю пример брифа, который вы можете адаптировать под себя. Брифовать (опрашивать) клиента лучше всего через созвон (например, в skype). Так вы сможете ближе познакомиться с клиентом и проникнуться доверием друг к другу.

Помимо брифа есть еще такое понятие как ТЗ (Техническое Задание). Оно составляется на основе брифа, то есть там прописывается вся структура будущего сайта и все требования к дизайну. Кто-то разделяет эти два этапа, но можно их объединить и на этапе брифа сразу проговорить все необходимые моменты.

Когда у вас на руках уже есть заполненный бриф, где все подробно прописано какой сайт и дизайн хочет заказчик, то вам осталось его еще раз согласовать с заказчиком и двигаться дальше.

Согласовывайте значимые этапы с заказчиком, чтобы потом между вами не было недопониманий.

Бриф актуален тогда, когда вы фрилансер и работаете сами на себя. Если вы работаете в компании, то брифовать клиента будут другие люди (скорей всего менеджер проекта).

Этап 2 — Анализ ниши и конкурентов

После согласования брифа и переходу ко второму этапу вы уже вступаете в коммерческие отношения со своим заказчиком. То есть здесь вы уже несете ответственность за всю последующую работу, поэтому на этапе брифа вы должно четко определиться — работаете над проектом или нет.

Если да, то обговариваете сроки и процесс оплаты и начинаете анализировать нишу и конкурентов. Этот этап является одним из наиболее важных, потому что при грамотном его выполнении он облегчит вам последующую работу.

Ваша задача — погрузиться в бизнес заказчика и понять, хотя бы примерно, как там все устроено. Далее — проанализируйте 5-10 ближайших конкурентов и выделить их слабые и сильные стороны. Посмотрите на структуру их сайтов, какие они используют блоки и каким образом преподносят информацию.

Где брать конкурентов? Во-первых, ваш заказчик может указать их в брифе. Во-вторых, можно зайти на Яндекс и вбить в поиск нишу клиента (например, аренда строительной техники в Москве). В выдаче у вас появятся сайты конкурентов их и анализируйте.

Этапы разработки дизайна сайта

Все данные записывайте на какой-нибудь носитель (бумага или Word/Excell), чтобы ничего не забыть. Если в ходе анализа у вас будут возникать вопросы, то спрашивайте их у заказчика. Заказчик 100% знает свой бизнес лучше, чем вы, поэтому диалог только приветствуется.

Зачем вообще нужен этот анализ? Затем, чтобы не изобретать велосипед, потому что до вас 100% кто-то уже разрабатывал подобные проекты. Ваша задача, как дизайнера, сделать продукт своего клиента лучше, а не наоборот. Поэтому нужно опираться на чужой опыт и улучшать его.

По итогу второго этапа вы должны примерно понимать специфику бизнеса и у вас должны быть записи с анализом ближайших конкурентов.

Этап 3 — Проектирование

На этом этапе вы начинаете проектировать будущие блоки сайта, опираясь на бриф и конкурентный анализ. Здесь вам не нужно ничего рисовать. Ваша задача описать основные блоки сайта и какой контент в них будет находиться.

Выглядеть это может примерно так:

Этапы разработки дизайна сайта

По-другому это можно назвать информационной архитектурой. Важно понимать, что при разработке финального дизайна вы в каких-то местах можете отступать от вашего изначального проектирования.

Этот этап нужен для понимания того, что вообще должно находиться на сайте. Как и в какой вариации это будет выглядеть в конечном дизайне — дело десятое. Проектировать можно как в графическом редакторе, так и на обычном листе.

В редакторе, конечно, удобней, потому что при дальнейшей разработке сайта у вас будет все в одном месте. Но если под рукой нет компьютера, то вполне можно обойтись обычным листом бумаги.

По итогу третьего этапа у вас должна быть спроектирована вся структура будущего сайта.

Этап требует согласования с заказчиком.

Этап 4 — Сбор референсов

После того, как со структурой вы закончили, самое время немного вдохновиться для дальнейшей работы. В этом нам помогут референсы, то есть работы других дизайнеров.

Этапы разработки дизайна сайта

Сбор референсов можно разделить на 2 этапа:

  • Референсы по вашей теме
  • Референсы по любой другой теме

В первом случае, референсы по нашей теме будут помогать нам в составлении будущей стилистики нашего дизайна. Это стоит делать если в брифе клиент оставил этот пункт на усмотрение дизайнера.

Если же в брифе клиент расписал будущую стилистику до мелочей (шрифты, цвета, формы и так далее), то тогда все исходные данные берите из брифа. Если нет, то с помощью референсов по вашей теме вы сможете определиться со стилистикой.

Например, если взять 5 сайтов из fashion индустрии, то можно заметить, что на 4 из них в дизайне используются шрифты с засечками, формы кнопок и других элементов выполнены в строгом стиле, а цветовая палитра — преимущественно пастельных тонов. Соответственно вам можно придерживаться именно такой стилистики, если разрабатываете дизайн для fashion проекта.

Помимо этого, вы можете брать референсы по любой другой теме и искать наиболее удачные дизайн-решения, которые можно адаптировать под ваш проект. Таким образом вы вдохновитесь на работу и у вас будет примерная картина того, какая композиция будет в вашем дизайне и каким образом будут скомпонованы элементы друг с другом.

Этап 5 — Прототип

С готовыми реферансами можно начинать разработку прототипа будущего сайта. Прототип — это промежуточный вариант между финальным дизайном и спроектированной структурой. Он уже имеет вид готового сайта, но без детальной проработки.

Во время создания прототипы вы уже работаете непосредственно с композицией и компоновкой, подбираете шрифты.

Выглядеть прототип может примерно следующим образом:

Этапы разработки дизайна сайта

Это достаточно детализированный прототип, которому осталось только добавить цвета и картинки, и финальный дизайн будет готов. Но такой детализированный прототип совсем не обязателен, можно делать немного попроще.

Этапы разработки дизайна сайта

В прототипе вы можете:

  • Вместо картинок рисовать обычные прямоугольники или круги
  • Вместо иконок делать условные обозначения в виде обычных квадратов
  • Не придерживаться строгих отступов

Все это можно доработать в финальном дизайне. Прототип нужен для того, чтобы можно было наглядно увидеть, как примерно будет выглядеть конечный дизайн.

Этап требует согласования с заказчиком.

Этап 6 — Финальный дизайн

Вот мы и подошли непосредственно к самому дизайну в его привычном понимании. Как видите, работа дизайнера — это 80% анализа и проектирования и лишь 20% самого дизайна.

На этом этапе вам нужно добавить цвета в ваш прототип, выровнять все строго по сетке и подкорректировать отступы, добавить картинки и иконки туда, где они должны быть.

В процессе финального дизайна вы можете немного отступать от прототипа в пользу каких-то более эстетически привлекательных дизайн-решений. Но не сильно, потому что предыдущий этап у вас согласован с заказчиком, и он рассчитывает примерно на тот результат, который с ним согласовали.

Результат преображения от прототипа к финальному дизайну может выглядеть примерно вот так:

Этапы разработки дизайна сайта

Этап требует согласования с заказчиком.

После согласования вам осталось подготовить ваш дизайн для передачи его в разработку.

Этап 7 — Подготовка дизайна для разработки

На этом этапе вам нужно максимально упростить работу для разработчика, чтобы он не обращался к вам с кучей вопросов. Таким образом вы сэкономите время и себе и разработчику.

Что нужно сделать?

Во-первых, подготовьте небольшой стайл-гайд (UI-kit) вашего дизайна. Укажите какие цвета вы использовали в дизайне, какие шрифты и их начертания, различные UI-элементы и их состояния. То есть, чтобы разработчик не гадал, как будет вести себя кнопка при наведении и так далее.

Этапы разработки дизайна сайта

Вообще стайл-гайд (UI-kit) следует формировать еще на этапе прототипа, чтобы потом вам было проще работать. В зависимости от проекта, стайл-гайды могут быть простенькими (как на фото выше), так и более объемными (при разработке сложных интерфейсов).

Во-третьих, подготовьте для скачивания все иконки, которые вы использовали в дизайне. Иконки должны быть в формате svg.

В-четвертых, там, где вы задумывали какие-то анимации или другие поведения объектов — опишите их в комментариях или в отдельном файле. Это даст разработчику четкое понимание того, как должны вести себя элементы в дизайне.

Подготовленный дизайн отправляете заказчику, получаете свое вознаграждение за работу и на этом можно сказать, что вы выполнили свои обязательства. Вы можете еще предложить клиенту дизайн-поддержку, в рамках которой вы будете вносить какие-то изменения в дизайн на протяжении определенного периода.

Естественно, это будет как отдельная услуга и оплачиваться будет отдельно. Здесь уже решайте сами.

Заключение

В этой статье мы с вами рассмотрели основные этапы разработки дизайна сайта с нуля до рабочего макета. Следуя этому плану, вы сможете создавать дизайн и аргументировать каждый свой шаг заказчику. Таким образом заказчик будет видеть в вас профессионала своего дела, и вы можете избежать кучу лишних правок.

Надеюсь, статья была для вас полезной. Если остались вопросы — пишите в комментариях.

Читайте также: