Диалектика как теория развития и как всеобщий метод познания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Диалектика представляет собой систему философского знания о развитии.

Метафизика – философское учение, которое рассматривает явления вне их взаимных связей и вне развития.

Противоположность диалектики и метафизики как подходов к развитию рассматривалась в марксизме. К. Маркс использовал диалектику как метод для исследования политико-экономических процессов. Он ввел в диалектику субъективизм и возможность исторической оценки экономических и политических событий.

Понятие диалектики

Древнегреческая диалектика

Диалектика как вид философского мышления появилась в древнегреческой философии.

Элеаты (Элейская школа) считали, что только объяснимое действительно. Ничто не может быть действительным без рационального объяснения.

Гераклит утверждал, что в мире все пребывает в движении, все течет и меняется, все существует и в то же время не существует, находится в неизменном процессе появления и исчезновения.

В отличие от Гераклита, заложившего базы беспристрастной диалектики, т.е. диалектики наружного, вещественного мира, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих суть человеческою мышления. Сократ указывал, что познание истины всегда достигается преодолением противоречий. Диалектический метод Сократа – это учение о преодолении противоречия (или круга противоречий), отрицании противоречия и недопущении противоречия.

Платон считал диалектику чистым, изнутри развивающимся мышлением.

Аристотель сделал попытку обобщений труднейших противоречий как базисной категории диалектики в целом.

Диалектика И.Канта

Диалектика И. Канта основывается на чувстве, рассудке и человеческом разуме. По утверждению Канта, все в этом мире подчинено рассудку, потому что через него происходит познание всего окружающего мира. Диалектика Канта призвана отражать противоречия не самих вещей, а лишь противоречия мыслительной деятельности, направленной на познание этих вещей, тем самым становится очевидна субъективность кантовской диалектики. Именно потому, что в ней происходит противопоставление содержания знаний и их логической формы, предметом диалектики становятся сами эти формы.

Диалектика Г.Гегеля

Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.

Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.

Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность. При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития. Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.

Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.

Метафизика

Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.

Диалектика (греч. dialektiké) – введено Зеноном и Сократом – искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений.

Понятие диалектики в истории философии:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркие представители — Гераклит и досократики, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель) – подчеркнула изменчивость всего сущего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) - движущая сила всякого научного развертывания мысли.

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С.) построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Представители: Гераклит, Гегель, Маркс

объективная (диалектика развития природы и материальной основы общественной жизни).

субъективная (диалектика развития человеческого мышления), материалистическая и идеалистическая

Диалектическая концепция развития понимает источник развития как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними.

Основные законы диалектики:

Сформулированы Гегелем:

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями; принятый принцип построения.

Энгельс:

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.

Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.

Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.

Первая всеобщая сторона вещей – специфичность – будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – количества.

Качество – внутренняя определенность вещи; специфичность, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами.

Свойство – это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей. Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда.

Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство – отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи.

Количество – внешняя специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой.

Мера – такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определенность предмета. Единство качества и количества.

Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое.

Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения.

2) Закон единства и борьбы противоположностей. (Энгельс, Гегель, Маркс)

Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.

Борьба – активный характер противоречия.

Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.

3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности. (сформулирован Гегелем, Энгельс, Маркс)

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

Принципы диалектического метода

а) принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов

б) принцип рассмотрения во взаимосвязи, системное познание

в) принцип детерминизма

г) принцип изучения в развитии (исторический и логический подходы)

Категории (неосновные законы диалектики):

1. Сущность и явление.

2. Единичное, особенное, всеобщее.

3. Форма и содержание.

4. Причина и следствие.

5. Необходимость и случайность.

Источник развития в диалектике - разрешение внутренних и внешних противоречий.

Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития в виде спирали.

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики имеют универсальный характер.

Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют диалектическим.

Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированы Гегелем.

Бытие и его основные формы. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Бытие – философская категория, означающая реальность, существующую объективно, независимо от человеческого сознания. Оно не сводится к предметно-вещественному миру.

Основные формы бытия:

1.первая форма – бытие вещей, процессов и явлений природы (Суть: бытие предметов, объектов самой природы первичны. Они существуют объективно, то есть независимо от человека – в этом коренное отличие природы как особой формы бытия.)

3.третья форма – бытие духовного (идеального) (- это результат деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека. Оно существует и основывается на внутреннем опыте людей) делится на индивидуализированное духовное и на объективированное духовное.

4.четвертая форма – бытие социального (делится на индивидуальное бытие и бытие общества)

Учение о бытии

Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие - это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно.

Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием.

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются

монистическими(от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные. Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Познание и его структура.

Общее понятие познания.

Познание –процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Диалектика философами рассматривается в качестве метода аргументации, а также в виде формы и метода рефлексивного теоретического мышления, которое исследует противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

В истории философии основные мыслители определили диалектику как:

Диалектика бывает идеалистической и материалистической. Материалистическая диалектика выступает как целостная система, где каждая категория и каждый закон занимает строго определенное место и взаимосвязаны с другими категориями и законами. Эта система позволяет раскрыть содержание универсальных свойств и связей реальности, универсальных форм бытия, диалектических законов движения и развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Диалектика – это наука о самых общих законах любого движения, но прежде всего развития.

В наши дни в науке аксиоматично и бесспорно, что наша мысль и объективный мир подчиняются общим законам, и поэтому между ними не может быть противоречия.

Согласно Гегелю, истина не представлена в виде готовых догматических положений, а находится в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, которое поднимается с низших уровней на более высокие, но никогда не достигает высшего уровня.

Все явления и все социальные порядки, которые сменяются историей, выступают в качестве переходных стадий бесконечного развития от низшего к высшему. При этом каждый шаг необходим и имеет собственное обоснование для этого времени и условий, которым он обязан своим существованием.

Диалектика как метод познания

Диалектический метод является средством постижения реальности в природе, в обществе и в самом мышлении, позволяет выявлять модели их развития и научно предсказывать будущее.

Историческое становление диалектики можно проследить по трем этапам:

  1. Античная диалектика (наивная и стихийная): Платон, Сократ, Зенон, Гераклид и др.;
  2. Классическая немецкая философия (XIX век): Гегель, Кант, Шеллинг, Фихте;
  3. Материалистическая диалектика: Энгельс, Маркс.

Принципы диалектического познания:

  • принцип универсального развития (мир видится как развивающийся, бесконечно изменяющийся);
  • принцип противоречия, развиваемого противоположностями (борьба противоположностей – источник развития мира);
  • принцип универсальной связи (все в мире связано);
  • принцип детерминизма (взаимодействие, обусловленность) (мир - это определенная система элементов, которые соединяются в силу регулярной связи);
  • принцип согласованности (мир разнообразен, но построен в упорядоченной системе).

Гегель строит диалектическую доктрину развития Абсолютной Идеи, используя принцип причинности. Развитие достигается тем, что божественный акт Абсолютной Идеи постоянно вступает в конфликт с ее организацией, которая на разных этапах выступает либо как логическое понятие, либо как социальная форма, либо как материальная природа. Все развитие происходит по схеме: тезис, антитезис и отрицание отрицания (синтез).

Основная идея диалектического метода Гегеля состоит в том, что мир состоит не из законченных, готовых объектов, а представляет собой набор процессов, в которых объекты находятся в непрерывном изменении, возникают, затем разрушаются, и происходит прогрессивное развитие со всеми вытекающими последствиями.

Философия Гегеля оказала огромное влияние на европейское сознание. Она откликнулась на общее настроение того времени. Однако кульминация развития часто означает начало упадка, начало кризиса. Так случилось с гегельянством. В середине века его критиковал материализм (Маркс, Фейербах).

Понятие диалектики использовали в своем творчестве Фридрих Энгельс и Карл Маркс, переведя его в материалистический план. Советские последователи Маркса создали особую философскую школу – диалектический материализм.

В качестве вывода можно отметить, что диалектика позволяет отразить весьма сложные и противоречивые процессы духовного и материального мира. Но это не простое наблюдение того, что происходит на самом деле, а инструмент научного познания и способа преобразования мира. Диалектический метод требует гибкости мышления. Ведь диалектика не терпит застоя и не накладывает ограничений на познание, на его безграничные возможности: неудовлетворенность достигнутым – стихия диалектики, а революционная деятельность – ее суть.

Диалектика как теория развития и методология познания

Описание: Диалектика как теория развития и методология познания. Диалектика в первую очередь – это учение о развитии но в силу того что она изучает общие закономерности развития она выступает как универсальный метод познания. Маркс показал что законы диалектики носят объективный характер сама диалектика – это учение об общих закономерностях развития природы общества и познания.д Преимущества диалектики перед метафизикой: Диалектика Метафизика Рассматривает источник развития внутри системы как разрешение внутренних противоречий Рассматривает.

Дата добавления: 2015-01-30

Размер файла: 14.73 KB

Работу скачали: 40 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.

  1. История диалектики. Диалектика и метафизика.
  2. Основные законы диалектики.
  3. Принципы и категории диалектики.

Диалектика , в первую очередь, – это учение о развитии, но, в силу того, что она изучает общие закономерности развития, она выступает как универсальный метод познания.

В античной философии наиболее ярко диалектика была представлена в философии Гераклита. Здесь так же указывается на изменчивость мира, борьбу противоположностей и связь и взаимодействие. Ранняя диалектика (натурфилософская) носила наивный характер, была основана на созерцательности мира, это было диалектика природы.

Классический период античной философии от Сократа: диалектика применятся как метод постижения истины; у Сократа этот метод назывался майевтика . Платон уже использует диалектику как искусство вести диалог.

В схоластической философии и науке диалектика широко использовалась, но носила умозрительный характер (споры схоластов об отвлеченных началах).

В эпоху Возрождения диалектика была представлена в философии Кузанского и Бруно. Акцент ставился на наличие противоположностей божественного и природного, минимума и максимума.

В Новое время диалектику вытеснила метафизика, что произошло оттого, что диалектика прошлого была основана на обыденном представлении, не подкреплена наукой. Метафизика Нового времени основывалась на математике, геометрии, механике, что позволило метафизике быть методологией научного познания до начала 20 века.

В конце XIX – начале XX века наметилось вытеснение метафизики диалектикой . Причины этого заключаются в следующем:

1. Гегелем была систематизирована диалектика, он обосновал законы и принципы ее.

2. В марксистской философии был преодолен недостаток гегелевской философии (ее идеализм). Маркс показал, что законы диалектики носят объективный характер , сама диалектика – это учение об общих закономерностях развития природы, общества и познания.

3. Три великих открытия в науке: эволюционная теория, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии – не вписывались в рамки метафизики.

В настоящее время современная наука использует диалектический метод познания, но он дополнен такими принципами, как детерминизма, историзма, синергетики и т.д

Преимущества диалектики перед метафизикой:

Диалектика

Метафизика

Рассматривает источник развития внутри системы как разрешение внутренних противоречий

Рассматривает источник изменений вне материальной системы - внешние факторы

Рассматривает и качественные, и количественные изменения в их взаимосвязи.

Рассматривает только количественные изменения

Основной принцип - развитие

Исследует все связи и взаимодействия

Изучает объект вне связи и взаимодействия с другими

Процесс развития носит спиралевидный характер

Направленность изменений прямолинейна

Диалектика - это теория развития. Она изучает общие закономерности развития природы, общества и мышления (познания). Гегелем были открыты и обоснованы три основных закона диалектики. Каждый из них объясняет конкретную сторону (аспект) процесса развития. Так, закон единства и борьбы противоположностей позволяет выяснить источник развития, он раскрывает вопрос самый важный для человека: почему происходит развитие . Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные позволяет выяснить, каким образом происходит развитие, как сменяется старое качество новым. Третий закон - отрицание отрицания - позволяет понять направленность процесса развития. В целом все три закона позволяют понять сам феномен развития

Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики (Ленин), так как, не выяснив источник развития, невозможно понять сам процесс. С точки зрения метафизики, развитие происходит за счет влияния внешних факторов. Диалектика не отрицает их, но указывает, что основным источником развития любой материальной системы являются разрешения внутренних противоречий.

Любая материальная система представляет собой связь и взаимодействие структурных элементов различных уровней. Эти отношения могут быть различными: тождественными, равноправными, иметь отличительные признаки (существенные или несущественные).

В начале формирования системы отношения ее внутренних сторон тождественны, но абсолютного тождества нет. По мере развития системы в тождествах накапливаются различия, сначала менее, потом более существенные противоречия переходят в противоположные стороны. Например, в настоящее время известно глобальное противоречие между обществом и природой. Но первоначально общество было тождественно природе, оно было в природе. По мере развития общества (антропосоциокультурогенез) накапливались различия, которые перешли в противоположности. Т.о. тождество - это отношение между внутренними структурными элементами, которое характеризует их относительное равенство. В результате развития тождественные стороны непременно станут противоположными. Противоположности - это такие внутренние стороны, элементы, тенденции системы, которые взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга. Противоположности не существуют одна без другой: общество-природа, ассимиляция-диссимиляция, наследственность-изменчивость, интеграция-дифференциация (в науке и социальной сфере), рабочий класс-класс буржуазии.

Единство противоположностей относительно : они едины, так имеют общую тождественную основу. Борьба противоположностей абсолютна , так как если накопились в системе различия, они непременно приведут к конфликту.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные: в результате разрешения противоречия формируется новое качественное образование, т.е система становится иной.

На этот закон обращали внимание мыслители древности, но на интуитивном уровне. Например, Парацельс утверждал, что 'все есть яд, и все есть лекарство', тем или другим его делает мера. Само слово 'медицина' восходит к древнегреческому 'мед' - середина, т.е врач должен выбрать норму.

Переход от нового качества к старому осуществляется с помощью скачка. Скачок - это момент изменения качества старого на новое. Скачок может иметь или эволюционный (смена типов цивилизаций) или революционный характер. Например, распад урана в естественных условиях длится веками, но в искусственных - очень быстро.

На переход количественных изменений в качественные и обратно оказывают влияние различные факторы, в том числе условия существования данной системы. Количественные характеристики влияют на качественные показатели: новое качественное образование - это и новые количественные характеристики.

Методологическое значение этого закона заключается в том, что изучение характера качественных изменений системы непосредственно связано с изменением количественных свойств, признаков.

Закон отрицания отрицания.

Методологическое значение : очень часто в социально-политической деятельности этот закон игнорируется: после революции 1917 года было движение пролеткульт, выдвинувшее идею уничтожения старой буржуазной культуры и создание социалистической культуры на пустом месте, то же самое произошло в период перестройки. При таком подходе может произойти деформирование системы .

В медицинском познании следует помнить, что любой организм - это повторение прошлого. Данное свойство во многом использует генетика.

Платон и Аристотель

Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:

  • Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
  • Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
  • При определённых условиях количество переходит в качество;
  • Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

  • они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
  • они взаимно исключают друг друга;
  • они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

  • Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
  • Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
  • Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
  • Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).

Категории диалектики

Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:

  • Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
  • Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
  • Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
  • Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
  • Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
  • Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
  • Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

  • Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
  • Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

    Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
  • Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
  • Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

Читайте также: