Гоголь петербургские повести 10 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

- вырабатывать коммуникативные навыки в обсу ждении п роблемных вопросов у рока;

- развивать творческие способности, монологическую речь;

Тип урока – комбинированный у рок с применением ИКТ

Форма урока: проблемно - поисковый семинар с опережа ющими заданиями

- элементы технологии исследовательской деятельности обу чающихся и элементы диффе -

Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания,

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная

Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и

иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или му льтимедийная доска

Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты

над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но,

как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Сме х,

Гоголь пол у чил строго религиозное воспитание, но уже в детстве

проникся очарованием фольклора и истории. Обу чаясь в Полтаве и Нежине,

он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за

служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И в от, наконец,

Петербург - город, который представлялся ему величестве нным, необъятным,

Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неу дач.

Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой

ценой(в том числе подхалимством, взяточничеством, лицеме рием).

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся

четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики,

Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я ду мал, - разочарованно пи сал

Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и

городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой ду х не блестит в народе,

все служащие да должностные, все толк уют о своих департаментах да

коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных тр у дах, в которых

Средств для жизни не хватает, рома нтическая поэма "Ганц

Кюхельгартен" встречена насмешками критики, в актерском поприще

отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарова ние.

Только публикация в 1830 году пове сти "Басаврюк, или Вечер накануне

Ивана Купала" вводит его в пушкинский кру г писателей.

статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невс кий

была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г.

Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой ,

(действительностью). События происходят в Петербурге – столице

Российского государства. На этом основании произведения Гоголя ст ал и

Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не

поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. « Жить здесь не

Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на

? Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же

(Наблюдения за жизнью Санкт - Петербурга легли в основу цикла

 А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал "Арабе ски", где находится его

"Невский проспект", самое полное из его произведений… Гоголь

повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисуе т картин у

Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно - выразительных

2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом

3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повес ти?

5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и

______________________________________________________________

? Каким предстает образ Петербурга на страницах повести

(За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир

человеческого бесправия. Город равнодушен к су дьб е «маленького

Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию

трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его

? Опишите Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с

помощью которых определяется положение челове ка в

движутся « бакенбарды, шляпк и, талии, дамские ру кава, щегольские сюрт у ки,

греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в оча ровательном

«О, не верьте этому Невскому проспект у. Все обма н, все мечта, все не то,

внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя

? Расскажите о противополож ных судьбах художника Пискарева и

( Пискарёв : чистота души, искренность, талантливость, но и отсу тстви е

внутренней стойкости, мечтательность, идеализм. Сны заменяют ему

реальную жизнь, а пробу ждение от снов подчерки вает трагизм столкнове ния

с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой - романтик

обречен на гибель. Покончил с собой – не смог доп ус тить, чтобы силы зла,

Пирогов : примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и

поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности.)

Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарев с традает, теряет

рассудок и кончает жизнь самоу бийством. Пирогов же аналогичные

обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его

это произведение, и автор решил опу бликовать его в журнале

критики, поэтому несколько раз повесть подвергалась существе нным

4. Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невс кому проспекту и

5. Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя ма йором?

6. Назовите детали, которые у беждают читателя в реальности

происходящего: назовите время действия; назовите место действия;

7. Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности

8. О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в

обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли вну треннее

Именно абсурдность и фантастичность сюжета вы звала так ую

обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта пове сть

обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и

поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому

невероятному сюжету Гоголю у дается привлечь внима ние к важной на то

время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость

личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор

Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою

жизнь посвящает карьере и социальном у статусу, у него нет никаких дру гих

Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без

видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в

светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А

с носом ему договориться не у дается, нос делает вид, что не понимает, о чем

говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь

желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и

сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор

пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику : поклонение не

2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изм енения

происходят в его отношении к тру ду художника и в его внешнем виде?

3. Как в образе Чарткова отразились черты эстетики романтизма и

4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба

святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.

5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской

? Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на

художника возлагается великая ответственность за свое творение?

В ходе беседы приходим к выводу, что писатель создает два типа ху дожника:

первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и

жажды быстрой славы проходит пу ть деградации, а др у гой - создатель

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую

можно представить в виде свода нравоучительных правил:

2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем у мей

находить внутреннюю мысль и пу ще всего старайся постигн у ть высокую

«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе тала нт, тот чище всех

портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников,

судьбы которых сопоставлены в дву х частях повести? Или потому, что автор

хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который

гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным

свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя,

пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу

В этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и

эстетический смысл, есть размышление о том, что такое ч еловек, общество,

искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что

жизнь русской столицы 30 - х годов Х1Х века восходит к библейским

размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой

? Но потрясение, испытанное Чартковым от пре красной картины не

пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от

погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает дру гой

путь: он начинает изгонять из мира талантливое иску сство, скупать и резать

великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к с ум асшествию

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед

соблазнами или мистическое колдовство портрета рос товщика, собравшего в

своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот

вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и

мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту , может быть и

осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой с илы,

которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика.

Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего ус пеха

только подверженного соблазнам у спеха Чарткова, но и отца х у дожника Б.,

который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего

Художник, прикоснувшийся ко злу , написавший глаза ростовщика,

Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни гибнут, изменив

лучшим свойствам своей нату ры. Х у дожник, кото рый воспроизвел зло,

расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни

читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо

от его нравственной природы . Художник, отец рассказчика второй части Б.,

искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, у ходит в

монастырь, становится отшельником и достигает той высоты ду ховн ой,

которая позволяет ему написать рождество Иису са. Но восхождение к добру,

требующее от человека су ровых жертв, осознается в повести не как

проявление, а подавление натуры. Дьявол или бог царствуют, по Гоголю, в

душе человека, натура которого открыта и добру и злу. Недаром нас тоятель,

Иисуса, говорит художнику: « Нет, нельзя человеку с помощью одного

человеческого искусства произвести такую картину: св ятая высшая сила

Инверсии и архаизмы, характерные для церковной речи, свойственны не

только настоятелю. Наставление, которое дает художник двадцатилетнему

сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в И талию,

«Твой путь чист, не совратись с него. Талант есть драгоценнейший да р бога

независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены

злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла.

Разработка представляет собой конспекты двух уроков: "Художественный мир Н.В.Гоголя .Столкновение мечты и реальности в "Петербургских повестях" Н.В.Гоголя." и "Акакий Акакиевич- бедный человек или бедный чиновник". Разработка дополнена презентацией

ВложениеРазмер
презентация к первому из 2-х уроков 1.91 МБ
презентация к второму уроку 1.52 МБ
конспект уроков 45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Литературные направления в творчестве Гоголя Романтизм мечта об идеальном устройстве мира Реализм художественное осмысление действительности, основанное на принципе жизнеподобия

Основные этапы жизненного и творческого пути Детство и годы учебы Родился в 1809г в местечке Великие Сорочинцы в Украине 1818 г учеба в Полтавском уездном училище 1820-27 г.- обучение в гимназии г. Нежин, мечта о Петербурге

Основные этапы жизненного и творческого пути Петербургский период 1828 г. Гоголь прибыл в северную столицу, где столкнулся с первыми разочарованиями и неудачами 1829г.- Гоголь служит чиновником в Департаменте государственного хозяйства

1831 г.-знакомство Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным

Основная тема повести Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что преображает героя? Как меняется внешний вид, поведение героя с мечтой о новой шинели? “ С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределённые черты”. Изменяется характер: “. сделался как-то живее, даже твёрже. ” Изменяется сама жизнь: “. существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился. ”

Прокомментируйте слова Э. Ведепяниной: “Чтобы пробудилось его сознание, Акакия Акакиевича надо было унизить дважды: как чиновника и как человека”

Бедный- -малоимущий , малообеспеченный человек; -несчастный, вызывающий сочувствие

Предварительный просмотр:

Тип урока : урок получения новых знаний

  • развивать умение работать со статьей учебника;
  • развивать навыки речевого общения.
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.

уже стало традицией каждый год знакомиться с творчеством Н.В.Гоголя. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя этого всемирно известного писателя?

Как вы думаете, какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке, исходя из его темы?

Учитель корректирует и помогает структурировать цели и задачи, предложенные учащимися

Примерный план урока:

1.Знакомство с биографией писателя
- детство;
- Гоголь – гимназист;
- Гоголь в Петербурге;
- знакомство Гоголя с А.С.Пушкиным.

2. Художественный мир Н.В.Гоголя.

2. Работа по плану урока

Знакомство с биографией писателя

( 1 группа учащихся)

- Как вы думаете, какие значимые факты биографии писателя важны для нас с точки зрения понимания его мировоззрения ?

- Чем интересна и одновременно сложна была жизнь писателя в Петербурге?

(2 группа учащихся)

Художественный мир Н.В.Гоголя

( 3 группа учащихся)

(4 группа учащихся)

3. Подведение итогов урока.

4. Домашняя работа.

Предлагают свои пути рассмотрения темы урока

На основе статей учебника и дополнительных источников вопросы освещают подготовленные заранее учащиеся.

- детство связано с Украиной, именно украинские сказки и предания сформировали вкус будущего писателя к литературе;

- сосредоточенность на внутреннем мире и чувстве одиночества в детстве;

- начальное образование в Полтавском уездном училище затем в лицее князя А.А.Безбородко в городе Нежине;

-участь изгоя и объекта для насмешек в гимназии;

-вскоре стал душой компании, успешен на театральном поприще;
- мечта о Петербурге.

- разочарования и неудачи в первые недели пребывания в Петербурге;

-служба в Департаменте гос.хозяйства и публичных зданий;

Вопрос рассматривает группа учащихся, проанализировавшая статьи учебника литературы за 7-9 классы, посвященные проблеме художественного мира писателя.

-гротеск как один из основных художественных приемов в творчестве писателя (примеры из произведений)

Вывод: изображая картины реальной жизни, Гоголь не перестает мечтать об идеальном устройстве мира и положительном герое. Поэтому в его творчестве гармонично сочетались и романтизм и реализм.

Тип урока : урок изучения литературного произведения

  • учить анализировать текст через предметные детали;
  • закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске.
  • развивать умение определять границы эпизода;
  • находить причинные связи между эпизодами;
  • развивать навыки речевого общения.
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
  • воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим.

Как вы думаете, какая информация, связанная с историей написания произведения, его особенностями, образом главного героя для нас сегодня будет важна с точки зрения темы урока?

(ребятам предлагается в тетрадях записать те положения, которые они считают важными с точки зрения предложенного вопроса, таким образом выстраивается дальнейший возможный план урока)

(Провести параллель между Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем , обратить внимание на то, что первый — чиновник 14-го класса, тогда как Акакий Акакиевич — 9-го (титулярный советник). Случайно ли такое повышение по службе?)

Чиновники в России считались “благородным” сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель — форменное пальто. В повести все чиновники (в том числе и значительное лицо) носят шинель.

- Как же должен был выглядеть чиновник в России, какие требования предъявлялись к форменной одежде

-Какие эпитеты подбирает автор для характеристики чина и шинели?

-Как выглядит форменная одежда А.А? Какое определение дают ей Гоголь и чиновники, окружающие А.А.

Почему герой мечтает о новой шинели?

-Давайте вспомним, каким предстает перед нами А.А в начале повести .

-Есть ли грань между службой и личной жизнью ?

- Что преображает героя?

Как меняется внешний вид, поведение героя с мечтой о новой шинели?

-- Как происходит преображение?

Что изменилось с приобретением шинели? Как меняется самооценка героя?

(Начался духовный процесс присоединения к классу чиновников)…

Шинель изменяет не только самооценку Акакия Акакиевича, но и привычный ход его жизни. Так, дома после службы он ничего не пишет, позволяет себе немножко “посибаритствовать” (слово из лексикона “благородных” людей). Он выходит на улицу вечером (чего не было “уже несколько лет”). А там Акакий Акакиевич открывает для себя новый мир, глядя на красивых дам, бобровые воротники мужчин, на лихачей в малиновых шапках, с лакированными санками, на витрину магазина с картиной, где была изображена женщина, обнажившая “очень недурную” ногу. Герой не просто смотрит вокруг, он видит мелочи, детали, сродни молодому чиновнику, который “заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка”. Придя в гости к помощнику столоначальника, Акакий Акакиевич выпивает два бокала шампанского, а возвращаясь домой, вдруг бежит “неизвестно почему, за какою-то дамою”, сам дивясь потом “неизвестно откуда взявшейся рыси”.

Этот вечер Акакий Акакиевич проводит подобно тем чиновникам, чьи вечерние развлечения Н.В. Гоголь описывает в начале повести, противопоставляя их времяпрепровождению “тогдашнего” Башмачкина. Теперь же герой близок к общепринятой норме, почти такой, как все.

- Чем с точки зрения идеи повести и образа главного героя важен для нас эпизод поиска пропавшей шинели

Именно в этот момент — увы, только перед смертью — Акакий Акакиевич освобождает от чиновничьего мундира свою душу. В герое пробуждается поруганное человеческое достоинство, становится видно страдающее человеческое лицо.

-Как бы вы могли прокомментировать слова Э.Веденяпиной:

“ Чтобы пробудилось его сознание, Акакия Акакиевича надо было унизить дважды: как чиновника и как человека”

-Можно ли значительное лицо считать двойником Башмачкина?

Сходство героев можно наблюдать на разных уровнях. Их портретные характеристики примечательны повтором приставки не-. Речь генерала, представляющая собой “какие-то односложные звуки” в обществе, где люди были ниже чином, близка манере Акакия Акакиевича, который “изъяснялся большею частью предлогами, наречиями. частицами”.

В гостях у младших чиновников значительное лицо, подобно Акакию Акакиевичу на вечере у помощника столоначальника, скучает и не знает, “как ему быть”. Генерал и Башмачкин побывают в схожих ситуациях перед потерей шинели: оба выпьют шампанского и вдруг проявят интерес к дамам. Одинаков и результат тех душевных изменений, что производит в них кража шинели.

В генерале, как и в Акакии Акакиевиче, побеждает человеческое, а не чиновничье достоинство: “Он даже реже стал говорить подчинённым: “Как вы смеете. ”; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чём дело”

И в Башмачкине и в значительном лице иногда проявляется человек, а лишь потом чиновник.

-Итак, подводя итог сегодняшнему разговору, к какому выводу пришли вы , говоря о герое Гоголя: кто перед нами – бедный человек или бедный чиновник?

Если выбирать первое значение,

то Акакий Акакиевич — бедный чиновник, ибо неимущим человеком его всё-таки назвать нельзя.

Если же использовать второе значение (в повести именно ему Н.В. Гоголь отдаёт предпочтение) - Акакий Акакиевич — бедный человек, ибо настоящая беда его заключается не в потере шинели (настоящего горя для чиновника), не в плохом отношении к нему окружающих (это не всегда верно) и не в малом жаловании (вспомним, что он “с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием”), а в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма (традиционная точка в анализе произведения), конечно, присутствует, но всё же она не самая главная, ибо гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе ты сможешь обнаружить человека

В свете вышесказанного центральной кажется нам проблема осознания человеком приоритета личного, индивидуального перед официальным, должностным, казённым, иначе — проблема пробуждения истинно человеческого в застёгнутом на все пуговицы мундира чиновнике, мельчайшей государственной статистической единице, которая всё же есть человек. Эту проблему Н.В. Гоголь ставит уже в начале повести, описывая щемящую жалость к Акакию Акакиевичу одного молодого чиновника, увидевшего в герое не предмет для насмешек, но человека. Этому посвящены и дальнейшие наблюдения чиновника о том, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости”. Культура и такт предполагаются только в обращении с равными и теми, кто выше тебя по чину, но только не в отношении с низшими.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока:
усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

— Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным.

IV. Работа над темой урока

Основной мотив этих произведений — боль за человека, борьба за его достоинство, поэтому главный вопрос, который волнует писателя,— это судьба простого человека, оказавшегося один на один перед страшной и полной кричащих противоречий жизнью.

Сопоставьте события реальной истории и сюжет повести.

• Акакий Акакиевич наделён автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие?

• Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?



П. Боклевский. Акакий Акакиевич



В. Горяев. Акакий Акакиевич Башмачкин



Савва Бродский. Шинель похищена. 1978–1981

Предполагаемые ответы учащихся

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

2. Заключительное слово учителя

— Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина.

Всеобщая обезличенность чином для Гоголя — некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь.

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Теперь приступим к теме нашего урока. Но прежде давайте ответим на вопросы, которые помогут нам в изучении новой темы.

Что означает название цикла? (Арабески – это узоры, в которых нет единства).

Ученики: Цикл – это объединение произведений одного писателя, в котором присутствуют общие темы, сквозные мотивы

Ученики: место развития всех событий – Петербург.

Учитель: верно, но Петербург - не только место развития событий, это и действующее лицо во всех произведениях. Город влияет на судьбы героев произведений, ставит их перед ситуацией выбора. Чтобы доказать этот тезис обратимся к анализу произведений. Для этого разделимся по группам.

Работа по группам (7 минут)

2 группа. Выделите проблематику повести. Какой прием использует Гоголь для изображения событий? Черты каких литературных методов используются в повести?

(Анализ результатов)- 5 минут.

Учитель: Проанализировав эти повести, мы можем ответить на вопрос, почему же эти повести литературоведы объединяют в цикл?

Ученики: во всех повестях есть сквозные темы и мотивы

Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.

Учитель: Мы выделили основные темы произведений. Все они так или иначе присутствуют в каждой повести, следовательно, мы должны рассматривать каждую повесть неотрывно от всего цикла, так как мотивы и темы повестей развиваются и усложняются от произведения к произведению.

Работа с текстом (7-10 минут)

Учитель: давайте прочитаем начало повести. Как автор обрисовывает главного героя. Подтвердите примерами из текста.

(«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтоб очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…Что ж делать! Виноват петербургский климат!)

Ученики: автор изображает Акакия Акакиевича человеком, робким, заурядным, но мы не видим насмешки автора, в его словах скрывается сочувствие герою.

Учитель: да, мы видим героя беззащитным перед суровым петербургским морозом, перед насмешками молодых чиновников. Если мы прочитаем дальше, то увидим, как автор подчеркивает контраст между бедным и богатым чиновничьим миром Петербурга. Чем занимается Акакий Акакиевич?

Ученики: Он мелкий чиновник, занимается перепиской бумаг и выполняет свою работу самозабвенно, старательно. Но его жизнь скучна и однообразна до появления в ней шинели.

Учитель: верно. Найдите в тексте эпизод, в котором мы видим, каким трудом досталась Башмачкину новая шинель. Но с мыслью о ее покупке н Акакий Акакиевич меняется. Давайте найдем отрывок, где герой копит деньги и ждет, когда наберется достаточная для покупки сумма.

Учитель: что же происходит с героем, когда он задумывает купить новую шинель.

Ученики: Акакий Акакиевич преображается. В его жизни появляется смысл, он теперь не одинок, впервые за многие годы он чувствует себя человеком, причем человеком, у которого могут быть свои чувства, мысли, интересы. Шинель открывает ему новый взгляд на мир.

Учитель: действительно, это так. Шинель – это не просто вещь, в которой физически нуждается главный герой, это предмет, который открывает для Башмачкина новый путь, она является связью с петербургским миром, миром чиновников. По тому, какую одежду носит человек, люди судили и раньше. Теперь посмотрим, каким представляется Башмачкин в тот момент, когда получает новую шинель и впервые примеряет ее. Найдите этот отрывок.

Вопрос: каким нам представляется герой?

Ученики: он счастлив, что сбылась его мечта, он добился своей цели собственными усилиями и чувствует моральное удовлетворение от своих стараний.

Ученики: В этом эпизоде мы видим всю жестокость бюрократического мира Петербурга. В нем происходит крушение мечты и жизни Акакия Акакиевича. Надежда на новую жизнь, полную смысла рушится.

Ученики: по городу проходит слух о том, что призрак мертвого чиновника ищет свою шинель и срывает верхнюю одежду со значительных лиц.

Учитель: как вы думаете, зачем Гоголю такой финал?

Ученики: Гоголь делает романтический финал в целом реалистической повести. Он изображает бунт маленького человека после его смерти. Если при жизни он не может противостоять злу, жестокости и фальши Петербурга, то после смерти есть шанс восстановить справедливость.

III. Подведение итогов

Домашнее задание.

Читайте также: