Диагностика в профессиональной деятельности педагога кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта проектная работа представлена в качестве методических рекомендаций дигностирования деятельности преподавателей для повышения качества своего педагогического труда.

ВложениеРазмер
proekt_diagnostika.doc 368 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Диагностирование деятельности педагога

как возможность повышения качества

профессионально – педагогического труда.

Бабынин Сергей Анатольевич,

преподаватель истории и обществознания

г. Строитель Белгородской области.

1. Проблемы педагогического диагностирования

2. Характеристика источников……………………………….с.4

1. Общие сведения о педагогической диагностике…………с.5-6

2. Диагностирование деятельности педагога как

возможность повышения качества профессионально –

3. Практическое применение…………………………………с.9-10

IV. Библиографический список………………………………с.13

I. Вводная часть.

1. Проблемы педагогического диагностирования в теории и практике.

2. Характеристика источников.

За последние годы в педагогической науке проведен ряд крупных исследований в области педагогической диагностики. Исследования Е.В.Бондаревской, З.И.Васильевой, А.И.Кочетова, Н.И.Монахова, М.И.Шиловой отражают поиски ученых, направленные на выявление эффективности воспитания школьников, изучение их воспитанности. Ученые г. Санкт-Петербурга - Н.К.Голубев, Б.П.Битинас, Т.К.Ахаян, К.Д.Радина, Л.И,Катаева, Т.В.Маркелова - исследовали и описали систему диагностики воспитанности, организованную с применением ЭВМ. Ученые Беларуси - А.И.Кочетов, Н.Н., М.К.Белова, М.С.Резников, М.И.Прокопьев, Т.Н.Курилова на основе теории формирования целостной личности раскрыли сущность и особенности педагогической диагностики, а также ее место и роль в работе классного руководителя, учителя. Известные ученые нашей страны - А.С.Белкин, А.И.Кочетов, М.И.Шилова, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, В.М. Минияров и др. - неоднократно указывали на необходимость подготовки учителя не только к учебной, воспитательной, но и к диагностической деятельности. Растущий интерес к проблемам педагогической диагностики и подготовки учителя к диагностированию учащихся отмечается и за рубежом. Вопросам изучения педагогической диагностики как предпосылки, условиям и результатам эффективности процесса обучения посвящены исследования ученых Германии - К. Ингенкампа, К. Клауера, Л. Мауерманна, В. Ройлеке, В.Роллета.

II. Основная часть.

1. Общие сведения о педагогической диагностике.

Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся

педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.

в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики.

Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно

оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной.

«Педагогическая диагностика призвана ответить на ряд вопросов:

- что и зачем изучать в духовном мире воспитанников и воспитателей?
- по каким параметрам и показателям изучать?

- где и как использовать результаты получаемой информации о качестве педагогической деятельности?

Педагогическая диагностика – это механизм позволяющий выделить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Педагогическая диагностика направлена на изучение ребёнка дошкольного возраста, его индивидуальности и оценки его развития, как субъекта познания общения и деятельности.

Педагогическая диагностика играет одну из важных ролей в любой педагогической деятельности, так как с её помощью воспитателю удается проконтролировать результаты своей работы и при необходимости провести коррекцию педагогической деятельности для достижения поставленных целей.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении

Предметом педагогической диагностики является индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми.

Структура педагогической диагностики

Первый этап — проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов.

Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Шестой этап – рекомендации на каждого ребёнка и группу в целом.

Инструментарий

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

Методы

- изучение продуктов деятельности детей

- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка

Правила педагогического диагностирования

Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

- обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

- с ребенком работает один взрослый.

- нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;

- обследование проводится обязательно в игровой форме;

- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Технология работы с таблицами. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка. Мы не сравниваем результаты детей между собой, только сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогической диагностики.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Театрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей

Театрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества и в детском саду она имеет свои особенности. На первых.

Диагностика в системе профессиональной деятельности педаго­га. Результаты диагностики используются при разработке планов и программ работы отдельного учителя, классного руководителя, детского объединения, образовательного учреждения.

В первом разделе плана работы классного руководителя дается характеристика класса, отражающая состояние классного коллек­тива, успеваемость и дисциплину учащихся, наличие у них таких свойств, как трудолюбие, организованность, общественная ак­тивность и др. Также выделяются ученики, требующие к себе осо­бого внимания. При подготовке этого раздела классные руководи­тели используют результаты изучения класса в целом и отдельных учащихся, выявления уровня их воспитанности. Особое внимание обращается на уровень развития в классе общественного мнения, на наличие градаций, интересов и стремления к самовоспитанию, гражданской зрелости классного коллектива и отдельных учащихся.

Для составления характеристики класса различными авторами предлагаются многочисленные программы изучения учащихся и классного коллектива, а также планы характеристик как форма диагностического заключения. Каждая такая рекомендация обладает своими достоинствами, но все они имеют один недостаток — боль­шое количество показателей, которые малополезны и не всегда понятны педагогу.

Разработка плана характеристики и диагностической програм­мы — творческое дело самого педагога, поскольку в этих доку­ментах отражаются его профессиональная позиция, особенности группы детей, с которыми он работает, и образовательного уч­реждения, в котором осуществляется их взаимодействие.

В работе многих педагогов полезной и эффективной оказалась методика, предложенная Ю. К. Бабанским. В модифицированном виде (с учетом предшествующих рассуждений) она сводится к следующему.

- В процессе предварительного наблюдения и бесед с другими педагогами учитель или классный руководитель отбирает группу (систему) критериев и показателей, на которые следует обратить первоочередное внимание в работе с данной группой детей.

Далее составляется таблица, в первом столбце которой — список учащихся класса, а в последующих — выделенные ранее критерии и показатели оценки их воспитанности (или обученности). Образец такой таблицы приведен ниже.

Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3
№ п/п Фамилия, имя ученика Показатель 1.1 Показатель 1.2 Показатель 1.3 Показатель 2.1 Показатель 2.2 Показатель 2.3 показатель 3.1 Показатель 3.2 Показатель 3.3
Абрамов Василий - - - - - -
Борисова Светлана - - -

Критериев и показате­лей по каждому из них должно быть не менее трех. Максимальное их количество на этом этапе можно не ограничивать.

Данная таблица может стать основой для разработки плана первичных действий педагога, проведения малого педсовета или педагогического консилиума, детальной диагностики. В первую очередь для диагностики отбираются наиболее тревожащие пока­затели и критерии. Однако и те столбцы, в которых обнаружива­ются единичные отметки, заслуживают внимания педагога: воз­можно, именно этот ребенок оказывается отверженным в классе, если одноклассники в полной мере обладают свойством, которое не развито у него.

Обращаясь периодически к данной таблице, педагог может корректировать свои представления о классе и отдельных учащихся, а также прослеживать динамику происходящих изменений. По сути, эта таблица может стать основой самодиагностики результативно­сти деятельности учителя, цели которой — оказывать педагоги­ческую помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обу­чении, в принятии школьных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональ­ным и этическим самоопределением.




Методика выработки педагогических целей и задач. Любая че­ловеческая деятельность начинается с постановки цели — предвосхищения в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В цели не только фиксируется образ желаемого результата деятельности, но и отражается мотивация этой деятельности.

Ограничение педагогическим идеалом исключает необходимость диагностической деятельности, понимания конкретного ребенка с его порой неповторимыми проблемами развития. Если цель педагогической деятельности формируется при сопоставлении иде­ального образа с данными диагностики конкретного индивида, педагогу необходимо реализовать следующие этапы целепологания:

-детальное сформулирование идеала воспитанника, которого хотелось бы достичь (разработка модели конечного состояния си­стемы);

- сравнивание с помощью специальных методик конкретного ребенка с идеалом (т.е. проведение педагогической диагностики);

- выявление существенных расхождений полученной карти­ны с идеалом (иначе говоря, определение в процессе анализа проблемы);

-определение предполагаемых изменений за конкретный про­межуток времени (т.е. сформирование инструментальной и диаг­ностируемой педагогической цели, которая выражалась бы в кон­кретных критериях и показателях).

Таким образом, обнаруживается значимость диагностики и связанных с ней процедур в грамотной постановке педагоги­ческой цели. Собственно, вклад в решение реальных проблем индивидуально-личностного и профессионального становления и определяет гуманитарный характер педагогической деятель­ности.

Диагностичность цели — это степень определенности и точности описания ее параметров, чтобы можно было сделать одно­значное заключение не только о ее достижении, но и о степени ее реализации. Диагностично поставленная цель позволяет постро­ить педагогический процесс, гарантирующий ее достижение за определенное время в заданных условиях. Если требование диагностичности целей не выполнено, цели не могут стать системо­образующими для совершенствования педагогической практики.

Педагогическая цель, согласно В. П. Беспалько, поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия:

-дано настолько точное и определенное описание формируе­мого свойства или качества, что его можно безошибочно отделить от любых других свойств или качеств;

-возможно измерение интенсивности диагностируемого свой­ства на основе данных контроля;

-существует шкала оценки свойства, опирающаяся на резуль­таты измерения.

Диагностика в системе профессиональной деятельности педаго­га. Результаты диагностики используются при разработке планов и программ работы отдельного учителя, классного руководителя, детского объединения, образовательного учреждения.

В первом разделе плана работы классного руководителя дается характеристика класса, отражающая состояние классного коллек­тива, успеваемость и дисциплину учащихся, наличие у них таких свойств, как трудолюбие, организованность, общественная ак­тивность и др. Также выделяются ученики, требующие к себе осо­бого внимания. При подготовке этого раздела классные руководи­тели используют результаты изучения класса в целом и отдельных учащихся, выявления уровня их воспитанности. Особое внимание обращается на уровень развития в классе общественного мнения, на наличие градаций, интересов и стремления к самовоспитанию, гражданской зрелости классного коллектива и отдельных учащихся.

Для составления характеристики класса различными авторами предлагаются многочисленные программы изучения учащихся и классного коллектива, а также планы характеристик как форма диагностического заключения. Каждая такая рекомендация обладает своими достоинствами, но все они имеют один недостаток — боль­шое количество показателей, которые малополезны и не всегда понятны педагогу.

Разработка плана характеристики и диагностической програм­мы — творческое дело самого педагога, поскольку в этих доку­ментах отражаются его профессиональная позиция, особенности группы детей, с которыми он работает, и образовательного уч­реждения, в котором осуществляется их взаимодействие.

В работе многих педагогов полезной и эффективной оказалась методика, предложенная Ю. К. Бабанским. В модифицированном виде (с учетом предшествующих рассуждений) она сводится к следующему.

- В процессе предварительного наблюдения и бесед с другими педагогами учитель или классный руководитель отбирает группу (систему) критериев и показателей, на которые следует обратить первоочередное внимание в работе с данной группой детей.

Далее составляется таблица, в первом столбце которой — список учащихся класса, а в последующих — выделенные ранее критерии и показатели оценки их воспитанности (или обученности). Образец такой таблицы приведен ниже.

Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3
№ п/п Фамилия, имя ученика Показатель 1.1 Показатель 1.2 Показатель 1.3 Показатель 2.1 Показатель 2.2 Показатель 2.3 показатель 3.1 Показатель 3.2 Показатель 3.3
Абрамов Василий - - - - - -
Борисова Светлана - - -

Критериев и показате­лей по каждому из них должно быть не менее трех. Максимальное их количество на этом этапе можно не ограничивать.

Данная таблица может стать основой для разработки плана первичных действий педагога, проведения малого педсовета или педагогического консилиума, детальной диагностики. В первую очередь для диагностики отбираются наиболее тревожащие пока­затели и критерии. Однако и те столбцы, в которых обнаружива­ются единичные отметки, заслуживают внимания педагога: воз­можно, именно этот ребенок оказывается отверженным в классе, если одноклассники в полной мере обладают свойством, которое не развито у него.

Обращаясь периодически к данной таблице, педагог может корректировать свои представления о классе и отдельных учащихся, а также прослеживать динамику происходящих изменений. По сути, эта таблица может стать основой самодиагностики результативно­сти деятельности учителя, цели которой — оказывать педагоги­ческую помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обу­чении, в принятии школьных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональ­ным и этическим самоопределением.

Методика выработки педагогических целей и задач. Любая че­ловеческая деятельность начинается с постановки цели — предвосхищения в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В цели не только фиксируется образ желаемого результата деятельности, но и отражается мотивация этой деятельности.

Ограничение педагогическим идеалом исключает необходимость диагностической деятельности, понимания конкретного ребенка с его порой неповторимыми проблемами развития. Если цель педагогической деятельности формируется при сопоставлении иде­ального образа с данными диагностики конкретного индивида, педагогу необходимо реализовать следующие этапы целепологания:

-детальное сформулирование идеала воспитанника, которого хотелось бы достичь (разработка модели конечного состояния си­стемы);

- сравнивание с помощью специальных методик конкретного ребенка с идеалом (т.е. проведение педагогической диагностики);

- выявление существенных расхождений полученной карти­ны с идеалом (иначе говоря, определение в процессе анализа проблемы);

-определение предполагаемых изменений за конкретный про­межуток времени (т.е. сформирование инструментальной и диаг­ностируемой педагогической цели, которая выражалась бы в кон­кретных критериях и показателях).

Таким образом, обнаруживается значимость диагностики и связанных с ней процедур в грамотной постановке педагоги­ческой цели. Собственно, вклад в решение реальных проблем индивидуально-личностного и профессионального становления и определяет гуманитарный характер педагогической деятель­ности.

Диагностичность цели — это степень определенности и точности описания ее параметров, чтобы можно было сделать одно­значное заключение не только о ее достижении, но и о степени ее реализации. Диагностично поставленная цель позволяет постро­ить педагогический процесс, гарантирующий ее достижение за определенное время в заданных условиях. Если требование диагностичности целей не выполнено, цели не могут стать системо­образующими для совершенствования педагогической практики.

Педагогическая цель, согласно В. П. Беспалько, поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия:

-дано настолько точное и определенное описание формируе­мого свойства или качества, что его можно безошибочно отделить от любых других свойств или качеств;

-возможно измерение интенсивности диагностируемого свой­ства на основе данных контроля;

-существует шкала оценки свойства, опирающаяся на резуль­таты измерения.

Педагогическую диагностикуможно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического вза­имодействия, направленную на управление качеством образователь­ного процесса.

Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с классом или новым ребенком, пришедшим в класс, при анализе и оценке промежу­точных результатов по этапам работы (подведение итогов отдель­ного праздника, урока, четверти, года), в проблемных случаях (затруднение ребенка, правонарушение, отклоняющееся поведе­ние) для определения оптимальных форм педагогической помо­щи ребенку.

Для диагностической деятельности важно, что через форми­рование и обоснование понятия педагог достигает понимания изучаемого явления, педагогического процесса, переходит от их чувственно-образного восприятия к логическому постижению. Формулируя понятие, мы моделируем педагогическое явление и соответственно получаем возможность прогнозировать его станов­ление и развитие.

Чтобы дать определение термину (категории), нужно отнести его к известному типу и дать отличительный (видовой) признак.

Типовым признаком для диагностики в образовании является педагогическая деятельность, направленная на совершенствова­ние ребенка, его индивидуально-личностное развитие и субъект­ное становление. А отличительным признаком диагностики явля­ется ее гностический (распознавательный) характер. Исходя из этих рассуждений, можно сформулировать определение диагно­стической деятельности педагога.

Диагностическая деятельность педагога— неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодей­ствия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

Преимущество диагностики, проводимой педагогом, в срав­нении, например, с работой школьного психолога, в том, что у педагога шире возможности для наблюдения за учащимися (на уроке, на перемене, во время внеучебной работы и в другой не­формальной обстановке). Кроме того, у педагога имеется возмож­ность сопоставлять результаты первичной диагностики с еже­дневными наблюдениями за ребенком. Дети чаще доверяют учи­телям, чем специальным психологам, поэтому их высказывания более откровенны. Вместе с тем включенность педагогов в систе­му взаимоотношений со школьниками создает предпосылки для излишне эмоциональных, субъективных оценок, необоснованных суждений.

Многие опасности можно предупредить, рассматривая диаг­ностику в системе педагогической деятельности и подчиняя ее общим целям совершенствования образовательной практики.

Объект — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлены воспри­ятие и внимание, познавательная и иная деятельность. Выбор

объекта определяет границы и пределы деятельности субъекта, в связи с чем и возникает необходимость познания закономерно­стей объекта.

Очевидно, в качестве объекта диагностической деятельности

педагога выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношения субъектов, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их ста­новления.

В качестве предмета диагностической деятельности педагога

можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причинно-следственные связи между условиями (или применяемыми средствами) и следующими за ними изменениями в индивиду­ально-личностном становлении субъектов образования (обучае­мых или воспитанников, а также их родителей и педагогов).

Ина­че говоря, предмет диагностики — это состояния, свойства, ха­рактеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность про­фессиональной деятельности педагога. В научном исследовании предметом диагностики могут быть законы и закономерности как устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи.

Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель как ведущий элемент моти­вации направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна нахо­диться в соответствии ©объективными законами, реальными воз­можностями окружающего мира и самого субъекта.

Задача —- заданный в определенных условиях (например, в про­блемной ситуации) образ результата деятельности, который дол­жен быть достигнут преобразованием этих условий согласно оп­ределенной процедуре. Задача как способ осознания ситуации включает в себя требования (результат), условия (известное) и ис­комое (неизвестное), формулирующееся в виде вопроса.

В соотношении с диагностической целью задача конкретизи­рует цель диагностической деятельности педагога, определяет этап достижения цели. Решение всей совокупности задач, таким обра­зом, обеспечивает достижение цели.

В число диагностических задач входят:

- выявление динамики развития детей для коррекции возмож­ных отклонений;

- определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

- выявление условий продуктивности учебной деятельности уча­щегося или класса;

Читайте также: