Проект почему море соленое в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Цель: рассмотреть одну из гипотез почему море (океан) соленое и изучить свойства соленой воды.

- изучить гипотезу появления соленой воды в море (океане);

- изучить свойства соленой воды;

- собрать интересные факты о море (морской воде);

- провести опыты с соленой водой.

Объекты исследования: море.

Предмет исследования: соленая морская вода.

Методы исследования: изучение информации, наблюдение, опыты.

Актуальность работы: Ученые до сих пор не могут дать точный ответ на этот вопрос, на сегодняшний день остается загадкой почему море соленое.

Этапы реализации проекта

1 этап. Сбор информации об объекте исследования:

- изучение информации в сети Интернет;

2 этап. Анализ полученной информации.

Как образовалась морская вода? Ученые долгое время проводят опыты и пытаются выяснить, почему в море вода соленая. Есть несколько версий образования соленой морской воды. Мы рассмотрим одну из версий.

Все реки стремятся к морю. Они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свое движение к морю. Это происходит, потому что уровень морей и океанов ниже уровня суши. Путь воды всегда идет под уклон. Потому то все реки и текут к морю. Даже под землей подземные реки и ручьи пробивают себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые из них и уносят с собой частички разных солей. Подземный ручей ищет лазейку, чтобы вырваться на поверхность земли и попасть в речку, а оттуда в море. А потом солнце пригревает поверхность морской воды. Вода начинает испаряться. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где превращаются в облака и тучи. После чего дождем или снегом вода проливается на землю, где попадая в землю становится подземными реками или ручьями. Затем подземные реки снова начинают бежать к морю, при этом снова и снова собирают за собой частички различных солей, хранящихся под землей. По пути они смешиваются с наземными реками и попадают в море. Таким образом моря получаются солеными. После чего морская вода снова испаряется и попадает на небо. И так вновь и вновь, до бесконечности. Это называется кругооборотом воды.

- речная вода кажется довольно пресной, но она также содержит соль. Ее содержание в 70 раз меньше, чем в морской воде;

- в составе слезной жидкости тоже есть соль, чем объясняется их соленый вкус;

- минеральная вода - целебный напиток. Чем больше в воде разных солей, тем сильнее ее действие на организм. Лечебную воду применяют для профилактики или лечения различных видов болезней;

- на земле существует очень много морей и океанов. Все они соленые. Но каждое море по своему соленое. Какое-то очень соленое, какое-то меньше. Самым соленым морем считается "Красное море". Самым несоленым морем является "Балтийское море";

- на земле существуют озера, вода в которых пресная. Но и среди озер есть такие, у которых вода соленая. Самым соленым озером считается "Мертвое море";

- морскую соль накапливают в соляных болотах. Это небольшие пруды, в которых морская вода испаряется от жарких солнечных лучей, оставляя соль, которую люди затем собирают.

- раствор соли может поднимать любые предметы на поверхность воды.

Легенды происхождения соленой воды

Почему море соленое (Филиппинские народные сказки)

В давние времена жили в одном селении два брата: один - богатый, другой - бедный. Старший брат жил в большом доме и был очень жадным. А младший брат с семьей ютился в маленькой хижине.

И вот как-то пришёл праздник, а в семье младшего брата нечего было есть. И бедняк решил пойти к старшему брату и попросить у него хоть немного еды. Богач даже не пустил брата на порог и грубо спросил:

- Что, опять попрошайничать пришёл?

- Пожалей мою семью, - взмолился бедняк, - дай мне хоть что-нибудь, ведь сейчас праздник.

Старший брат вынес половину засохшего окорока и швырнул бедняку.
- На, бери, - крикнул он, - и уходи! И чтоб твоей ноги больше здесь не было! - Спасибо тебе, брат - теперь мы не умрем от голода, - смиренно сказал бедняк и понёс окорок домой.

Вдруг его окликнул незнакомый старик. - Я знаю, как тебе помочь, - заговорил старик. Иди скорее на берег моря, там ты увидишь большое дерево с дуплом, а в этом дупле живут гномы. У входа в их жилище лежит маленький каменный жёрнов. Когда гномы увидят окорок, они захотят выменять его на золото и драгоценности. Но ты требуй взамен жёрнов и ни на что другое не соглашайся. Жёрнов тот не простой, а волшебный - он даст тебе всё, что ты только у него попросишь.

Младший брат послушался старика и отправился на берег моря, к дереву. Гномы увидев бедняка закричали: - Эй, человек, давай поменяемся - ты нам окорок, а мы тебе золото! - Нет, - сказал бедняк, - я отдам вам окорок только в обмен на этот каменный жернов. Гномы согласились.

Когда бедняк вернулся домой он сказал семье, что больше нам голодать не придётся, и попросил у жернова, дать побольше жареного мяса, варёной рыбы и другой вкусной еды! И дай нам красивый дом, полный всякого добра. Один миг - и всё это появилось.

Однажды ночью, когда все спали, один торговец солью украл жернов и повёз в большой лодке через море. Когда берега не стало видно, он сказал жернову: - Намели-ка мне соли для продажи, да побольше? Жернов завертелся, и с него начала сыпаться соль. Лодка уже наполнилась до краёв, а соль всё сыпалась и сыпалась - ведь вор не знал, как остановить жернов. Наконец лодка потонула, соль, что была в ней, растворилась в воде, а жернов упал на морское дно. И говорят, до сих пор он перемалывает там соль. Вот почему вода в море теперь солёная.

Аналогичные истории бытуют в сказках жителей Японии, Норвегии и Карелии.

Крымская легенда "Почему в море вода соленая"

В давние времена в сети коварного Нептуна во время купания часто попадали молодые девушки с Судакского побережья. И навсегда они оставались в плену подводного царства. Там им приходилось до конца своих дней плести из тонких нитей белопенные кружева для морских волн. Трудились девушки в слезах, не покладая рук, грустно напевая о своей родимой сторонушке. Нептун иногда слушал эти душещемящие песни, и в такие минуты море становилось спокойным и гладким, как зеркало.

Не раз просили девушки царя отпустить их на волю к родителям, но он был неумолим. А чтобы пленницы не сбежали домой на землю, Нептун превращал их в русалок. И вместо двух человеческих ножек у них появлялся один большой рыбий хвост, покрытый блестящей чешуей.

И плакали русалочки от горя, не переставая, горючими солеными слезами. А вода в море становилась все солонее и солонее от этих слез. И наконец однажды все море стало соленым.

Соль в пословицах и поговорках

ü Кто раз соль попробует, тот за ту соль все отдаст.

ü Без соли не обед.

ü Пища вкусна солью, человек приятен речью.

ü Жизнь, что соленая вода: чем больше пьешь, тем больше жажда.

ü Вкус пищи узнают с солью.

ü Щи капустою пригожи, а солью – вкусны.

ü Не соль есть, а есть с солью.

ü Мы вместе пуд соли съели – дружба была тяжелая, но сохранилась.

ü Без соли, без хлеба – половина обеда.

ü Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

ü Домой придешь. Хлеб-соль найдешь.

ü Подавая соль – смейся, не то поссоришься.

ü Чтоб узнать человека, с ним надо съесть пуд соли.

ü Соль рассыпать к беде.

ü Несолоно есть, что с немилым целоваться.

Ø Меня одну не едят, а без меня мало едят.

Ø От воды родится, воды боится.

Ø На воде родится, на огне вырастает, с матерью увидится – опять умирает.

Ø В воде родилась, в огне крестилась. На воду упала и пропала.

Все, наверное, знают, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше. Это прекрасно видно на примере яйца. Сырое куриное яйцо тяжелее обычной пресной воды. Оно в ней будет тонуть.

Но когда мы в раствор добавим соль, вода станет тяжелее, и яйцо станет легче жидкости, находящейся в банке - оно всплывет. Когда же мы добавим в банку еще пресной воды, то раствор станет не таким концентрированным, его плотность уменьшится, и яйцо снова утонет.

При испарении воды из моря испаряется пресная вода, а соль остается в море, это хорошо наблюдать на соляных болотах. Морскую соль накапливают в соляных болотах. Это небольшие пруды, в которых морская вода испаряется от жарких солнечных лучей, оставляя соль, которую затем собирают. Покажем как это можно сделать в домашних условиях.

ПРИ ИСПАРЕНИИ ВОДЫ ДОБАВЛЯЕМ СОЛЯНОЙ РАСТВОР НЕСКОЛЬКО РАЗ.

3 этап. Изготовление ЛЭПБУКА " Почему море соленое?"

4 этап. Презентация проекта.

2 слайд "Ученые долгое время спорят, проводят опыты и пытаются выяснить, почему в море вода соленая. Есть несколько версий образования соленой морской воды. Сегодня мы рассмотрим одну из версий."

3 слайд "Солнце нагревает поверхность морской воды. Вода начинает испаряться. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где превращаются в облака и тучи. После чего дождем или снегом вода проливается на землю, где попадая в землю становится подземными реками или ручьями. Затем подземные реки снова начинают бежать к морю, при этом снова и снова собирают за собой частички различных солей, хранящихся под землей. По пути они смешиваются с наземными реками и попадают в море. Таким образом моря получаются солеными. После чего морская вода снова испаряется и попадает на небо. И так вновь и вновь, до бесконечности."

4 слайд "А в народе существуют легенды которые рассказывают о появлении соленной воды в море. Например в сказках жителей Японии, Норвегии, Карелии, Филиппин рассказывается о маленькой мельнице. Которая упала на морское дно и до сих пор перемалывает соль, делая море соленым."

5 слайд "А вот в крымской легенде говорится о том, что вода в Черном море соленая из-за того, что попавшие в сети Нептуна девушки остаются навеки на морском дне. Они плетут белые кружева для морских волн и вечно плачут о своей родной земле. От их слез и стала соленой вода в море."

6 слайд "Интересные опыты с морской водой"

" Все, наверное, знают, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше. Это прекрасно видно в нашем опыте с куриным яйцом."

7 слайд "При испарении воды из моря испаряется пресная вода, а соль остается в море, это хорошо наблюдать на соляных болотах. Попробуем создать соляное болото в домашних условиях."

8 слайд "В результате моего исследования мы с семьей изготовили лэпбук, где наглядно разобрали версию появления соленой воды в море и провели интересные опыты."

Задачи для родителей:- Подготавливать своих детей к викторине (прочитать энциклопедию о море и ее обитателях).

- Сделать с ребенком эмблему

- Участвовать в экспериментальной деятельности с детьми и воспитателями

Задачи для педагогов :-Развивать кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта

-Вызывать у детей интерес к жизни рыб

-Уточнять знания детей о соленой воде,о ее свойствах

-Развивать познавательную инициативу дошкольников,самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым

Сроки реализации

С 1.10.18 – 15.10.18 (среднесрочный)

Вид проекта

Продукт проекта

Особенности проекта

Создание видеоотчета, презентации, о проделанной работе детей и их родителей

Итоги проекта

Спектакль с участием родителей, выставка, презентация стенда

Подготовительный этап: Формулировка цели и наименование проекта, определение продукта деятельности

Основной этап:

Задачи для родителей:

Задачи воспитателя: Подготовить план-мероприятия (план-схема) ,подготовить конкурс: эмблемы, согласуя с детьми и родителями выбрать лучшую, раздаточный материал к экспериментальной деятельности, вопросы к викторине. Разработать конспекты по художественной деятельности (поделки из подручных материалов, и по рисованию).Организовать совместную прогулку с детьми и их родителями к водохранилищу, в зоосад,наблюдать за водой, ее свойствами, сделать фотоотчет. Написать сценарий и подготовить детей и родителей к инсценировке сказки.

Заключительный этап: Подготовка к спектаклю с участием родителей, выставка с участием родителей и воспитателей, презентация стенда

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

XVII Городская научно-практическая конференция школьников

Секция: Окружающий мир

Почему в море вода солёная?

hello_html_m54bdfc60.jpg

Автор работы: Садовская Виктория Игоревна, ученица 3 а класса

Место выполнения работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная

I . Теоретическая часть

1.1. Легенды разных народов. Кто воду в море посолил. 4

1.2. Научные гипотезы. Откуда в море соль?………………………..…4-5

1.3 Все ли моря одинаково солёные?.……………………….……….…5-6

1.4. Можно ли пить морскую воду. 6-7

II . Практическая часть

2.1.Наши опыты и наблюдения………………….…………….…….….7-8

2.3.Лечебные свойства морской воды…………………….……………. 9

Океаны, моря, сети рек и озёр пронизывают все континенты нашей планеты. Но учёные говорят о том, что воды на земле мало и большая часть воды на нашей планете непригодна для питья.

В этом я убедилась летом, когда отдыхала на Средиземном море. Уже при первом купании я случайно попробовала на вкус морскую воду. Она была очень солёная. Все знают, что пить её нельзя.

На уроке окружающего мира, мы изучали, что все реки текут в моря. Вода в реке пресная, откуда же тогда в море соль?

Этот вопрос меня очень заинтересовал и стал темой моей исследовательской работы.

Тема: Почему в море вода солёная?

Цель исследования: узнать, откуда в море соль.

выяснить откуда в море соль?;

узнать все ли моря одинаково солёные?;

можно ли пить морскую воду?;

выяснить, можно ли из морской воды сделать пресную;

рассказать какое влияние оказывает морская вода на организм человека;

проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

Объект исследования: морская вода

Предмет исследования: наличие соли в морской воде

систематизация и обобщение изучаемого материала;

опыты и эксперименты;

обработка результатов в форме таблицы;

Гипотеза: думаем, что солёный вкус морской воды связан с происхождением морей на Земле.

I . Теоретическая часть

Легенды разных народов. Кто воду в море посолил?

Ещё в глубокой древности люди задумывались над вопросом - откуда в море соль? Существует множество легенд на эту тему.

Например, в норвежской легенде говорится о том, что когда-то в древние времена на дно моря упала волшебная мельница, которая с тех пор без остановки мелет соль.

То же рассказывают в своих сказках и жители Карелии, китайцы, филиппинцы и японцы (только мельницы попадают на дно моря по разным причинам).

А в крымской легенде говорится о том, что вода в Черном море солёная из-за того, что попавшие в сети Нептуна девушки остаются на морском дне плести белые кружева для морских волн и вечно плачут о родной земле. От их слёз и стала солёной вода в море.

Научные гипотезы. Откуда в море соль?

Вот что думает по этому поводу наука.

Реки, наполняющие моря и океаны, действительно, пресные. Но протекая по каменистому ложу из скал, просачиваясь сквозь почву и песок, речная вода вымывает находящиеся в них минеральные соли. Когда мы пьём воду, мы соль на вкус даже не чувствуем. Но воды рек несут эти крохотные частички соли в моря. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится всё больше и больше. Вода испаряется с поверхности морей, собирается в дождевые тучи, дождём проливается на землю, стекает с возвышенностей в виде ручьёв и рек, растворяет по пути соли из почвы, и снова наполняет моря. Поэтому соль постепенно накапливается в морях, её набралось так много, что мы можем ощутить её вкус.

Существует гипотеза о том, что соль в моря принесли из глубин Земли извержения подводных вулканов. Но есть ещё мнение, что вода в морях и океанах изначально была солёная. Первичный океан наполнялся кислотными дождями, которые проливались на землю в результате массового извержения вулканов в самом начале жизни нашей планеты. Эти кислоты разъедали горные породы, вступали в химические соединения с составляющими их веществами. В результате этих химических реакций и образовалась та солёная вода, которая наполняет современный мировой океан.

Все ли моря одинаково солёные?

Сколько соли в морской воде? Это можно легко узнать, если взять литр морской воды и выпарить её, а потом взвесить получившуюся соль на весах. Учёные уже сделали это с морской водой разных морей и океанов. Оказалось, что солёность воды не везде одинакова. В среднем в воде Мирового океана растворено 35 грамм солей на каждый килограмм воды.

Мы составили таблицу, в которую занесли данные о количестве соли на килограмм воды.

Есть моря , где вода почти не содержит соли. Например, самая несолёная вода в Балтийском море. Его солёность всего 2-8 грамм. Причина этого в том, что Балтийское море внутреннее, а значит, его воды плохо смешиваются с водами Мирового океана. А вот реки в него впадают крупные. Они и разбавляют солёную воду пресной водой.

Очень солёное Красное море. В одном килограмме воды содержится 41 грамм соли! Так происходит потому, что это море тоже является внутренним, но в него не впадает ни одна река, дожди бывают редко, а вот испарение воды при жарком климате огромно. Поэтому и концентрация соли в морской воде такая большая. Если бы Красное море не пополняли воды Индийского океана, то оно скоро бы высохло.

Самая солёная вода в Мёртвом море. В этом море вода такая солёная, что в ней невозможна никакая жизнь – в этом море нет ни рыб, ни морских животных, ни растений. Из-за большой плотности воды в водах Мёртвого моря невозможно утонуть, даже если ты не умеешь плавать. Вода будет держать тебя, выталкивая на поверхность.

Можно ли пить морскую воду?

В результате опытов, а также изучив статистику кораблекрушений, учёные сделали вывод о том, что пить морскую воду нельзя доже в случаях крайней необходимости. Морская вода разрушительно действует на организм человека. Чтобы вывести из организма соль, содержащейся в 100 граммах морской воды, для работы почек требуется 160 граммов воды. То есть, чем больше человек будет пить, тем больше ему будет нужно воды. Очень скоро наступит обезвоживание организма, и человек погибнет от отравления.

Выводы по теоретической части:

Мы убедились, что моря соленые благодаря их происхождению и круговороту воды в природе. Соль попадает в моря из рек и подземных источников. Там накапливается и под воздействием солнца оседает в морях, ведь моря ниже уровня суши. Не во всех морях вода одинаково солёная. Пить морскую воду нельзя даже в экстренных ситуациях.

II . Практическая часть

2.1. Наши опыты и наблюдения

Наверное, вы все не раз замечали в ванной комнате белые следы, которые остаются на водопроводном кране, после того, как капли высохнут. Это и есть та соль, которая содержится в пресной воде. Её очень мало и поэтому мы не чувствуем соль.

Мы налили раствор соли в кастрюлю и дождались, когда он закипит. Когда вода закипела, на стеклянной крышке кастрюли начали собираться капельки воды. Значит, вода стала превращаться в пар. Через некоторое время вода выкипела, а соль осталась на дне.

Вывод: при испарении воды из моря или озера, испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме. С помощью этого исследования можно объяснить, почему вода в некоторых морях и озёрах такая солёная – в местах с сухим климатом озёра быстро теряют воду от испарения. Большое количество воды, поступившее в озеро из рек и подземных источников, испаряется, а минеральные соли остаются в нём. Со временем эти озёра становятся солёными, содержание соли в них постоянно увеличивается.

Опыт №2. Как получить воду похожую на морскую?

Мы уже знаем, что в среднем в водах Мирового океана содержится 35 грамм соли на килограмм воды. Возьмём 1 литр воды и растворим 5 чайных ложек соли без горки. Получилась вода похожая на морскую.

Опыт №3. В каком море будет плавать легче?

Для опыта нам понадобились: вода, 2 стакана, 2 сырых яйца, соль.

В один стакан мы налили пресную воду, а в другой солёную. Мы по очереди опускали яйца в воду. В пресной воде яйцо сразу опустилось на дно, а в солёной воде яйцо осталось плавать на поверхности. Значит плотность солёной воды больше. Поэтому плавать в морской воде легче. Яйцо не тонет даже спустя время.

Опыт №4. Как из морской воды сделать пресную.

Для этого опыта мы приготовили: пищевую плёнку, большой таз, кружку, гайку.

Вывод: в экстремальной ситуации можно получить пресную воду из морской. Но скорость сбора воды зависит от величины ёмкости и погоды.

2.2. Анкетирование

Мы провели анкету с родителями 2 и 3 класса. В опросе участвовали 45 человек. Были предложены следующие вопросы.

Отдыхали вы с ребёнком на море?

Часто ли болеет ваш ребёнок простудными заболеваниями?

Из тех родителей, которые ежегодно стараются отдыхать с детьми на море, 93% ответили, что дети практически не болеют простудными заболеваниями.

Как вы считаете, морская вода укрепляет иммунитет ребёнка?

На сегодняшний день самым надежным способом защиты детского организма от простудных заболеваний является закаливание. Летом врачи рекомендуют увезти детей подальше от города: на море, на дачу, в деревню к бабушке.

2.3. Лечебные свойства морской воды.

Для укрепления защитных способностей носовой полости и горла педиатры советуют промывать нос и полоскать горло. Для этого лучше использовать раствор морской соли, потому что в морской воде содержится большое количество микроэлементов и веществ, способных нормализовать работу слизистых оболочек.

Вода морей и океанов нормализует терморегуляцию, повышает жизненный тонус, обладает закаливающим действием, укрепляет защитные силы организма. А еще – улучшает циркуляцию крови, увеличивает количество красных кровяных телец и нормализует сердечный ритм.

Наша гипотеза в результате исследования подтвердилась. Солёный вкус морской воды связан с происхождением морей на Земле и круговоротом воды в природе.

Использованная литература

1.Курлански М. Всеобщая история соли. М.: Колибри, 2007.

3. Моря и океаны. Занимательный атлас. – М.: Атлас, 2007.


В представленном исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Почему море солёное?" учащимся 3 класса начальной школы дается краткое изложение научных сведений о морской воде, которые объясняют, как море становится соленым и почему у каждого моря свой уровень содержания соли в воде.

Подробнее о проекте:


В рамках проведенной исследовательской работы по окружающему миру на тему "Почему море солёное?" автор собирает и анализирует информацию из литературных источников, материалов сайтов, энциклопедических изданий о свойствах морской воды, на основании чего проводит практические опыты, во время которых проверяет, насколько отличаются свойства пресной и соленой воды.

Обучающийся 3 класса в ходе работы над исследовательским проектом по окружающему миру на тему "Почему море солёное?" собирает и структурирует свои знания о морях, в частности - о красном и мёртвом море, а также выясняет, какую пользу несет для человека морская соль, и чем она может ему навредить. Во время своего исследования школьник выяснил, есть ли жизнь в солёной воде.

Оглавление

Введение
1. Как море становится соленым?
2. Мои исследования о некоторых морях.
2.1 Красное море.
2.2 Мертвое море.
2.3 Что я не знал о морях?
3. Свойства соленого моря: теория и практика.
4. Соль: польза или вред?
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Я учусь во 2 классе и очень люблю предмет – окружающий мир. На этом уроке мы изучаем все новое для нас: природу, растения, животных, явления природы, географические особенности много еще интересного вокруг нас.

Недавно я узнал, что большая часть Мирового океана соленая. На планете очень мало пресной воды. А вернее, ее практически нет. Даже дождевая вода содержит соль. Ведь полностью пресной может быть только вода, полученная искусственным путем. Ее называют дистиллированной.

До сих пор даже ученые не смогут дать точный ответ на его вопрос о соленой морской воде. Загадкой для специалистов остается то, как столько соли скопилось в море, откуда она изначально там взялась.

Мне стало интересно, как вода становится соленой, есть ли там жизнь и чем она отличается от пресной воды.

Поэтому цель моей работы – узнать, как появилось соленое море и изучить свойства соленой воды.

Задачи моей работы:

  1. изучить версии появления соленого моря;
  2. изучить свойства соленой воды и провести опыты;
  3. выяснить есть ли жизнь в соленой воде;
  4. узнать, чем полезна или вредна морская соль;
  5. сделать собственные выводы.

Предварительная работа: Серия опытов по исследованию свойств соленой воды, по растворению в воде различных веществ.

Как море становится соленым?

На этот счет среди многих версий в Интернете и энциклопедиях чаще всего встречаются две.

По первой версии ученых причиной соли является дождик. Он растворяет маленькие частицы солей, которые находятся в почве и в каменистых породах. Образуются ручьи, которые перетекают в реки. Реки, в свою очередь, впадают в моря и переносят туда соли. Но почему же соли копятся в море? Светит солнце и под его воздействием происходит испарение воды, а соль остается в море. Вода же потом опять попадает на землю в виде осадков, и повторяется все тот же процесс. Поэтому за миллионы лет соль могла накопиться в морях.

Вторая версия ученых заключается в следующем. Изначально при появлении Земли вода в море уже была соленой, а реки и озера пресными. Это времена, когда жизни на Земле даже не существовало.

В наши дни ученые считают, что существуют определенные вещества, которые способны делать воду соленой. Их появление в морях связано с вулканами в земной коре. Из мантии извергались магматические породы, смешивались с водой и придавали ей соленость.

Я читал статьи в Интернете и книги о морях и считаю, что обе версии правдивы.

Все реки стремятся к морю. Они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. Это происходит потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идет под уклон. Потому-то все реки и текут к морю. Даже под землей подземные ручьи и реки пробивают себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей.

Подземный ручей ищет лазейки, чтобы вырваться на поверхность земли и попасть в речку, а оттуда – в море. А потом солнце пригрело поверхность морской воды. Она стала испаряться. Капельки воды превратились в пар и поднялись к небу. Потом пролились на землю дождем, попали под землю, стали подземной рекой, вырвались на поверхность, слились с водами наземных рек и попали в море, снова испарились и так вновь и вновь. Это называется кругооборот. Я показал его на этом рисунке.

море соленое 1

Можно утверждать, испаряясь, каждая капля капель оставляют в море соль, которую принесла с собой.

Чтобы проверить факт о попадании соли в воду, я выполнил следующий опыт № 1.

Я налил раствор соли в кастрюлю и дождался, когда он закипит.

море соленое 2

Когда вода закипела, на стеклянной крышке кастрюли начали собираться капельки воды. Значит, вода стала превращаться в пар. Через некоторое время вода выкипела, а соль осталась на дне.

Я пришёл к следующим выводам.

При испарении воды из моря или озера, испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме. С помощью этого исследования можно объяснить, почему вода в некоторых морях и озёрах такая солёная – в местах с сухим климатом озёра быстро теряют воду от испарения. Большое количество воды, поступившее в озеро из рек и подземных источников, испаряется, а минеральные соли остаются в нём. Со временем эти озёра становятся солёными, содержание соли в них постоянно увеличивается. Если из водоёма испарится вся вода, соль останется на дне.

Конечно, нам уже не вернуться в прошлое и не посмотреть, как все было в древности, как все зарождалось и начиналось. Состав морей не меняется сотни миллионов лет, поэтому сейчас нам крайне сложно утверждать и доказывать свою идею о накоплении солей в морях.

Мои исследования о некоторых морях. Красное море

Я узнал, что главное отличие Красного моря - что в него не впадают никакие реки. Поэтому вода этого моря всегда кристально чистая. Ведь прозрачность морской воды всегда уменьшается за счет ила и песка, которые приносит речная вода.

Красное море отличается сильным испарением теплой воды, поэтому соленость воды здесь также самая высокая в мире. Но Красное море поражает большим и разнообразным количеством морских обитателей. Даже при том, что соленость воды достигает до 40- 60 грамм солей на литр воды.

В качестве сравнения можно привести Черное море, где содержится всего 18 грамм солей на литр воды.

Мертвое море

Первый раз я услышал о Мертвом море от моей мамы. Она была в Израиле на стажировке и побывала на Мертвом море. Я никак не мог понять, почему там можно практически лежать и не тонуть. И решил узнать, в чем же дело?

Как оказалось, соли в Мертвом море в Израиле, в отличии от Красного, намного больше, но там никто не живет, кроме пары водорослей.

Я узнал, что химический состав Мертвого моря уникален. Его соленость в 8 раз превышает соленость Атлантического океана и в 40 раз соленость Балтийского моря. В этом море содержатся почти все химические элементы. Среди них 21 вид различных минералов (включая магний, кальций, бромид и калий), из них 12 уникальных. Мертвое море питается минеральными источниками, пресноводными родниками и горными потоками. Все они содержат в своем составе целебные минеральные грязи. Эта лечебная грязь называется пелоидная грязь.

Живые существа не могут обитать в таких условиях. Здесь нет ни рыб, ни водорослей. Благодаря данному факту древние греки дали этому озеру название Мертвое море.

В литературе воду Мертвого моря называют "крепким раствором соли". Чтобы добиться такой концентрации соли в домашних условиях, то придется засыпать в ванну три мешка соли и умудриться размешать ее до полного растворения. Даже если это получится, все равно образовавшаяся жидкость не сможет сравниться с водой Мертвого моря - в точности воспроизвести ее чудодейственный состав невозможно. Выталкивающая сила в этом "растворе соли" столь велика, что здесь даже не умеющий плавать человек легко держится на поверхности и не тонет.

Что я не знал о морях?

Факт 1. Оказывается, если бы мы жили под водой, нам пришлось бы приспособиться к темноте, холоду и высокому давлению. Вода плохо пропускает солнечный свет. На глубине 200 метров начинается сумеречная зона, где солнечный свет могут уловить только огромные глаза глубоководных обитателей. А на глубинах ниже 1800 — 2000 м царит вечная ночь.

Факт 2. На глубине исчезает привычный нашему глазу цвет окружающих предметов. Так, в 5 м от поверхности пропадают оттенки желтого цвета, а на глубине 50 м все окрашено в сине-зеленые тона, и даже ярко — красная кровь кажется зеленой.

Обитатели глубин обладают особой чувствительностью к колебаниям, которые в воде распространяются гораздо быстрее и дальше, чем в воздухе. Рыбы улавливают малейшие колебания воды, расположенной на теле боковой линией, а дельфины - обладают природными эхолокаторами, которые улавливают звуковые волны, отражающиеся от препятствий.

Факт 3. Солнце не может прогреть многокилометровую толщу воды морей и океанов. В тропиках, где верхние слои воды нагреваются до 30 °С, уже на глубине 50 м вода такая холодная, что аквалангисты погружаются в нее в гидрокостюмах. А на глубине ниже 4 км во всех морях температура воды чуть ниже 2 °С.

Любой ныряльщик испытывает неприятные ощущения из-за давления воды. С погружением на 10 м давление воды на каждый квадратный сантиметр тела возрастает на 1 км, а на глубине 10км достигает чудовищной величины — 1 т на 1 см2.

Свойства соленого моря: теория и практика

Свойство 1. Высокая электроповодность и непригодность для питья.

То есть морская вода больше способна пропускать ток, чем пресная.

Средняя солёность морской воды составляет 3,5%, то есть в каждом литре воды имеется в растворённом виде примерно 35 граммов солей. Это выделяет особое свойство морских вод – непригодность для питья. Хотя в экстремальных условиях, как показывают эксперименты, незначительное количество морской воды можно пить около недели.

Свойство 2. Солёная вода может быть полезной

Практически каждый человек знает, что морскую воду нельзя пить. Но она может быть вполне полезными. Морская вода используется в медицине и косметологии. Соли в морской воде при дозированном воздействии на человеческий организм обладают положительным эффектом. Например, ванны в морской воде ускоряют процесс обновления кожи и восстановления кожного покрова. Содержащиеся в такой воде кристаллы соли фактически счищают старую кожу. Также, морская вода расслабляет, поэтому именно из такой воды обычно делают так называемые антистрессовые ванны. Также свойства солёной воды позволяют использовать её для полосканий: если воду подогреть до температуры человеческого тела и прополоскать рот, это положительно скажется на здоровье зубов, дёсен и горла.

Оказывается, вода может подниматься вверх. Например, вода в очень тоненьких трубочках сама поднимается вверх. Это явление называется капиллярностью (от латинского слова капилляр – волосок). Чем тоньше трубочка или сосуд, тем выше поднимается вода. Вода может подняться вверх по салфетке или верёвке. Там она находит в волокнистой структуре путь для движения вверх.

Мы убедились в этом сами, проведя опыты с веревкой, салфеткой и водой.

Опыт № 3. В стакан с подкрашенной водой мы опустили веревочку. Вода тут же начала подниматься по ней вверх, окрашивая веревочку в зеленый цвет.

Опустив бумажную салфетку в стакан с водой, мы увидели, как вода тоже начала быстро подниматься по ней вверх. Если набирать в шприц воду, то можно увидеть, что вода тоже поднимается вверх.

В литературе пишут, что на поверхности воды могут удержаться такие предметы, которые обычно тонут. Например, стальная скрепка или иголка. Мы решили это проверить. В воду мы аккуратно опустили обычную канцелярскую скрепку. Но у нас видно, что скрепка утонула. Это говорит о том, что даже плотность соленой воды меньше, чем плотность железа.

Проведем опыт № 4. Возьмем разные предметы и посмотрим, как они поведут себя на поверхности соленой и пресной воды. Это скрепка, семена, яйцо варёное, сырое, деревянный карандаш и пластмассовая линейка.

Я налил воды в емкости. В одной – вода пресная, в другой – соленая. И поочередно опускал каждый предмет в пресную и соленую воду. Результаты я занес в таблицу. А фотоотчет представлен в приложении 1.

Таблица 1. Итоги моих исследований

Вода Яйцо сырое Семена Скрепка Пластмассовая линейка
Пресная Тонет Не тонет Тонет Не тонет
Соленая Не тонет Не тонет Тонет Не тонет

Получается, что плотность соленой воды при определенной концентрации, меньше, чем плотность железа, что подтверждает опыт со скрепкой.

Свойство 5. Вода – растворитель

Опыт № 5. Для опыта нам понадобились: вода, 2 банки, 2 сырых яйца, соль.

Что сделано: в обе банки налита вода. В одну банку с водой добавили соли столько, сколько могло раствориться. Размешали. Получился концентрированный раствор. В первую банку с водой опустили сырое яйцо. Второе сырое яйцо опустила в банку с концентрированным солевым раствором.

Что наблюдали. Когда мы опустили сырое яйцо в банку с пресной водой, оно сразу опустилось на дно и не всплывало. В банке с концентрированным солевым раствором сырое яйцо плавает на поверхности. Его как бы выталкивает из раствора, и небольшая часть яйца выглядывает из воды. Яйцо не тонет даже спустя время.

море соленое 3

То же самое свойство соленой воды подтверждает следующий опыт № 6.

Я взял два стакана воды. В один стакан налил водопроводную воду и добавил 5 чайных ложек соли. Во второй стакан налил водопроводную воду и добавил пищевой краситель. Затем в с стакан с соленой водой аккуратно влил пару чайных ложек воды с красителем. Окрашенная вода осталась на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая — поэтому она на поверхности.

море соленое 4

Свойство 6. Ожерелье из соли

Из концентрированного раствора соли нам удалось вырастить ожерелье.

Опыт № 7. Что понадобились: банка с водой, соль, нитка, карандаш.

Что сделали: приготовили раствор: в банку насыпали соль, добавили горячую воду. Размешивали, пока соль не растворилась. К карандашу привязали веревку и опустили ее в соляной раствор так, чтобы веревка не касалась стенок и дна банки. Через день подняли веревку и увидели нанизанные кристаллы соли на нитку.

При этом вода в банке уменьшилась (испарилась) на 1 см. А от солевого раствора осталась только сама соль, которая имеет форму ожерелья.

море соленое 5

Изучив дополнительную литературу, я понял, что это происходит в результате взаимного притяжения молекул: пылинки, нитки, водосточный желоб – любое тело. Поэтому когда я опускаю в солевой раствор какое-либо тело, на нем тут же начинают расти кристаллы соли.

Свойство 7 . Соль затрудняет процесс замерзания.

Чтобы проверить данный факт, я взял две банки с пресной водой и 2 кубика льда.

Лёд в банке с соленой водой тает намного быстрее, чем в несоленой воде.

Получается, что соль в воде затрудняет процесс замерзания. В зависимости от количества соли в морской воде, может потребоваться температура на 25 градусов холоднее, чем для заморозки пресной воды! Это одна из причин, почему соль используется, чтобы расплавить лед на тротуарах и улицах. Это также одна из причин, почему океан не замерзает полностью, когда погода становится холодной.

Соль: польза или вред?


Я изучил литературу и узнал, что соль в неконтролируемых объемах, кроме пользы, несет вред человеку и окружающему миру.

Например, человеку вредно пить соленую воду. Я выяснил, что из-за соленой воды происходит разрушение организма человека. Клетки нашего тела, как маленькие мешочки с жидкостью. Поэтому при попадании слишком большого количества соли в организм, соль начинает, как губка впитывать в себя воду. Это и приводит к тому, что наши клетки сжимаются и сморщиваются. В таком состоянии нарушается их нормальная работа. Особенно это опасно для клеток мозга. Начинается головокружение, тошнота, и даже галлюцинации. В конечном счете, клетки перестают работать, и останавливается сердце, легкие перестают работать.

В таблице я постарался показать полезные и вредные свойства соли.

Таблица 2. Польза и вред соли

Изучив литературные источники (справочную литературу), я узнал, что область применения соли очень широка. Нужно ее использовать ограниченно и грамотно. Только тогда соль будет приносить пользу, а не являться опасностью для человека и окружающей среды.

Заключение

Я все таки наглядно убедился, что моря соленые благодаря кругообороту воды в природе. Соль попадает в моря из рек и подземных источников. Там накапливается и под воздействием солнца оседает в морях. Ведь моря и реки ниже уровня суши.

Самым соленым морем является Красное море, но при этом оно самое красочное и живописное. Мертвое море принято считать самым соленым озером, там нет жизни.

Соленая вода, которая содержится в морях, отличается по своим свойствам от пресной воды. Я доказал это с помощью серии опытов.

Так, соленая вода:

Опыты, которые я провел, помогли мне получить навыки исследователя, наглядно увидеть то, о чём я прочитал в книгах.

Данная работа заинтересовала меня, и я продолжу изучение этой темы, полученными сведениями поделюсь со сверстниками.

Читайте также: