Диагностика одаренности как многоуровневая система кратко

Обновлено: 02.07.2024

Психологическая характеристика одаренных детей. Формы проявления и основные виды детской одаренности. Особенности диагностической работы по оптимизации психического развития человека и ее этапы. Диагностика одаренности как многоуровневая система.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.12.2015
Размер файла 70,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие и основные категории одаренности детей. Рекомендации к психологическому сопровождению одаренных детей. Реализация президентской программы "Одаренные дети". Понимание одаренности как психического явления с точки зрения современной психологии.

презентация [320,0 K], добавлен 09.10.2013

Виды и проявления одаренности в детском возрасте. Формирование индивидуальных способностей. Возрастные особенности одарённых детей, проблемы развития. Обучение и воспитание одаренных детей в семье и школе. Оценка изученности проблемы детской одаренности.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 06.01.2015

реферат [31,6 K], добавлен 04.12.2008

Понятие одаренности и виды ее проявления. Психологические особенности и проблемы одаренных детей. Познавательные способности и навыки. Особенности эмоциональной сферы. Возможности психодиагностического исследования талантливых детей разного возраста.

курсовая работа [105,9 K], добавлен 07.02.2013

Научные исследования охватывали систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных детей. Специальные комплексные программы для одаренных учащихся. Психосоциальное развитие.

Основные варианты организации диагностического обследования: экспресс-диагностика, долговременные организационно-педагогические модели.

Модель идентификации одаренных: теоретический, организационный и психометрический уровни (по А.И. Савенкову).

Методические подходы к выявлению разных видов одаренности. Неформализованные методы диагностики (наблюдение, эксперимент).

Тема 3. Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дошкольного образования

Направления работы с одаренными детьми в сфере дошкольного образования.

Актуальные задачи обучения одаренных детей. Принципы построения программ обучения для одаренных детей.

Основные стратегии в обучении одаренных детей. Стратегия обогащения и варианты ее воплощения.

Возможности форм организации учебной деятельности в развитии одаренных детей. Роль коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы и средства обучения. Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей. Учебное исследование в учреждении дошкольного образования, методика его организации.

Взаимодействие субъектов педагогической деятельности (педагог, психолог, заместитель заведующего по основной деятельности, родители) по реализации программ сопровождения одаренных детей.

Учет гендерных особенностей развития одаренности воспитанников в образовательном пространстве учреждения дошкольного образования.

Интеграция основного и дополнительного образования в работе с одаренными детьми.

Профессионально-личностная готовность педагогов к работе с одаренными детьми.

Первый уровень (теоретический) предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по ка­ким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень (методический) предполагает разработку в соответствии с приня­той концепцией самих диагностических процедур - методик, по­зволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при пер­вом рассмотрении представляется вполне логичным и самодоста­точным. Однако массовая образовательная практика свидетельст­вует о том, что это не так.

У данной проблемы есть и другой, не менее важный, с точки зрения образовательной практики, аспект. Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической мето­дике (либо пакету методик) в разных условиях может показы­вать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулиро­ванной концепции одаренности, либо несовершенству разрабо­танных в соответствии с ней психометрических методик, кото­рые критикуют за недостаточную надежность и валидность.

Начнем последовательное рассмотрение каждого из трех выде­ленных уровней.

В предыдущих главах изложены концептуальные модели ода­ренности. Таким образом, на теоретическом уровне проблема нами рассмотрена. В этой главе остановимся да двух других уровнях - организационно-педагогическом и методическом.

Основные варианты организации диагностического обследования

Проблема разработки организационных основ проведения ди­агностической работы уже не совсем психологическая, это скорее социально-педагогическая проблема. И, как нередко бывает с по­граничными проблемами, она часто недооценивается как психо­логами, так и педагогами. Но нельзя сказать, что она не решалась и не решается. Ниже мы рассмотрим ряд таких решений (Дж. Рен­зулли, Дж. Еауэн, К. Хеллер и др.), а также собственную модель организационно-педагогического подхода. (Отметим также, что даже попытка не замечать этой проблемы уже может рассматри­ваться как один из вариантов решения.)

Экспресс-диагностика

В дальнейшем психологические исследования, и прежде всего работы в области психологии мышления, заставили радикально

пересмотреть концепцию одаренности, что повлекло за собой столь же радикальные изменения на психометрическом уровне. Возникла потребность в многомерном обследовании.

Многочисленные социально-педагогические проблемы, и пре­жде всего невозможность построения надежного прогноза разви­тия интеллектуально-творческих способностей на основе разово­го или даже периодического тестирования, заставили исследова­телей и практиков искать наиболее адекватные способы решения организационно-педагогических задач.

Подчеркнем, что, строго говоря, такое диагностическое об­следование может быть вполне объективным с точки зрения се­годняшнего дня. Ведь оно, словно фотография, может точно за­фиксировать уровень, показанный в данный момент, в данных условиях. Но всегда ли можно по фотографии ребенка предска­зать, каким будет его внешний облик, когда он станет взрослым. Насколько по детской фотографии можно предсказать особен­ности внешнего облика будущего взрослого человека? То же самое мы имеем и при экспресс-диагностических обследовани­ях.

Построить прогноз развития на таком ненадежном основании практически невозможно. Потому-то и необходимы специальные организационно-педагогические решения проблемы диагностиче­ского обследования на уровень одаренности. Рассмотрим наибо­лее популярные из них.

Долговременные организационно-педагогические модели

Подчеркнем, что эта модель не предполагает жесткой селек­ции детей, она создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Вхождение и выход ребенка может осуществляться в течение всего года в зависимости от его достижений.

Эта информация используется при принятии решения о воз­можностях развития способностей на обычных школьных заняти­ях, в группах обогащения и при работе по специальным дополни­тельным программам.

Диагноз: отсутствие высокой одаренности


Диагноз: высокая одаренность


Шаг 1. Сти­мулирование под вопросом


Выбор родителей или собственный выбор


Шаг 2. До­полнительные меры, напри­мер, ВГ-обу-чение

Переработка информации и

правила при­нятия решения

Шаг 3. Обу­чение в спе­циальном клас­се или школе

Иллшюйская модель. Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опе­режать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: по­иск, оценка и отбор.

Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных об­следований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

Отбор. Заключительная стадия - отбор имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора: пре­вышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или бо­лее по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных се­мей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необхо­димый квалификационный результат, но не включенные в груп­пу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Шаг 5. Консультация

родителей и/или учителей

Случай для школьной или воспитательной консультации и т.д.

Рис. 4. Модель последовательной стратегии принятия решения при диагностике одаренности (по К. Хеллеру)

МОДЕЛЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОДАРЕННЫХ

Рассмотрим, как практически может быть осуществлен процесс диагностики детской одаренности в условиях обычного детского сада и общеобразовательной школы.

Теоретический уровень. Данная проблема подробно изложена, в разделе, посвященном концепции одаренности. Отмечу только, что выраженные в представленной теоретической схеме составляющие являются в наиболее общем виде программой для разработки диаг­ностических методик, а также и дидактических аспектов проблемы (содержание, формы и методы) обучения одаренных детей и разви­тия личностного потенциала каждого ребенка.

В результате было разработано несколько организационных вариантов, на основе которых может эффективно действовать система идентификации одаренных детей в отечественных учеб­ных заведениях разного типа.

Проблема выявления уровня одаренности детей актуализиру­ется с момента их поступления в школу. Как известно, набор в первые классы хоть и объявляется весной, но часто реально до самого сентября ни администрация, ни учителя не знают точно всех детей, которые начнут обучение в I классе. Это явление объ­ективного характера, поэтому многократные попытки органи­зовать работу до поступления детей в школу, как того требуют формальная логика и здравый смысл, не дали ощутимых резуль­татов. Возможность реализовать этот подход представилась нам в УВК № 1669, но и там значительная часть детей, посещавших детский сад, определялась родителями в другие школы, а в I классе постоянно появлялись дети, не посещавшие детский сад, т.е. практически в I классе работу приходилось начинать заново.

В ходе эксперимента удалось определить, что результативной является следующая четырехступенчатая схема.

Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информа­цию о ребенке. В нашем варианте эта информация собирается не из двух, как в большинстве американских моделей, а из четырех ос­новных источников: от родителей, учителей, практических психо­логов и самих детей.

Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводилось к выполнению тестовых заданий.

Собранная таким образом информация позволяла создать пер­вое представление о каждом поступившем в первый класс ребен­ке. В ходе исследования были попытки провести на ее основе пе­реформирование состава классов, однако дальнейшая работа по­казала нецелесообразность подобного подхода. Несмотря на ка­жущуюся всесторонность обследования, информация часто была недостаточно достоверна, но самое важное то, что данная инфор­мация, какой бы всесторонней она ни казалась, не позволяет по­строить надежный прогноз развития, что делает бессмысленным сам процесс какой бы то ни было селекции детей.

Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разо­вых обследований на занятия тренингового типа. Занятия прово­дились по специальным программам (программы представлены в заключительной главе книги), ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка. О необходимости занятий подобного рода в последнее время гово­рят многие не только зарубежные, но и отечественные исследова­тели (Ю. Д. Бабаева и др.).

В ходе занятий по специальным программам, основной зада­чей которых была не столько идентификация, сколько системати­ческая коррекционная работа на основе постоянно получаемой новой информации об уровнях психосоциального развития и ин­теллектуально-творческих способностях ребенка, решались и за­дачи психодиагностического плана. Сами занятия служили базой для пролонгированной диагностики уровня сформированности продуктивного (дивергентного и конвергентного) мышления и мотивационных характеристик.

Периодически в ходе этих занятий (обычно под видом само­стоятельных и контрольных работ) проводились индивидуальные и коллективные обследования детей с использованием широкоиз­вестных психодиагностических методик (Дж. Равен, П. Торренс и др.). Систематичность, долговременность этой работы призваны служить дополнительной гарантией достоверности полученной информации о ребенке.

Этап самостоятельной оценки. Во вторых классах всем участ­вовавшим в экспериментальной работе детям было предложено посещать занятия по этим дополнительным предметам добро­вольно. И как показали дальнейшие исследования, желание ребенка продолжать занятия - один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагруз­кам, по свидетельству многих исследователей (Д. Б. Богоявленская, И. С. Лейтес, А. М. Матюшкин и др.), - одна из важных от­личительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных интеллектуальных нагрузок. Таким образом, уже он сам участвует в оценке собст­венной одаренности.

Анализ данных, полученных на первых двух этапах работы, показал, что основная масса детей, решивших продолжать заня­тия, имеет высокие уровни развития конвергентного и дивергент­ного мышления (о чем свидетельствуют данные, полученные из вышеперечисленных источников от практических психологов, учителей, родителей). Количество детей, выбравших продолжение занятий, в наших условиях колебалось в интервале 17-23% от общего числа детей, входивших в состав экспериментальных клас­сов.

Этап заключительного отбора. Данная процедура в ходе ис­следования носила условный характер, потому что возрастные рамки, очерченные предметом исследования (старший дошколь­ный - младший школьный возраст), не предполагали дальнейшей работы. Но при этом, основываясь на данных, полученных в ходе работы из четырех источников (родители, учителя, психологи и сами дети), мы получили информацию, которая позволяет с до­вольно большой долей уверенности говорить о степени одаренно­сти детей и, что особенно важно, служит довольно надежным ос­нованием для построения прогноза развития каждого из них.

При этом в ходе исследования было обнаружено, что в среднем 18,7-21,4% из числа подключившихся к специальным занятиям значительно позже начала второго года обучения в школе дости­гали в дальнейшем уровней развития, характерных для одаренных детей. И только фактическая открытость данной схемы позволила им проявить себя.

Эта схема хорошо показала себя в школе № 3 г. Реутова Мос­ковской области. Несколько иная модель была опробована в школе-лаборатории для одаренных детей № 905 г. Москвы. В ходе первого года занятий по специальной программе выявилось, что у детей значительно выросли показатели по уровням развития кон­вергентного и дивергентного мышления. При этом больший про­гресс был достигнут в развитии конвергентного мышления. На этом основании было принято решение сделать занятия обяза­тельными для всех младших школьников.

Это лишило рассмотренную выше диагностическую схему од­ного из важнейших ее элементов - имеется в виду активное уча­стие в идентификационном процессе самих детей. Но ожидалось, что обязательные занятия по специальной программе повысят уровень развития продуктивного мышления не только у одарен­ных, но и у всех детей. Эта гипотеза в целом подтвердилась, но важным обстоятельством явилось то, что уровень, продемонстри­рованный детьми в этих условиях, оказался ниже, чем в условиях необязательных для всех занятий.

Для того чтобы сопоставить результаты, полученные одарен­ными детьми, обучавшимися по первому и по второму экспери­ментальным вариантам, в выборке второго варианта были взяты средние показатели не по всем обучавшимся в экспериментальных классах детям. Была выделена группа лучших детей из разных классов, равная 23% от общего числа учащихся начальной школы (в соответствии с процентом посещавших занятия добровольно в школе № 3 г. Реутова).

Сопоставления показали, что уровень развития конвергентного мышления одаренных детей, как в первом варианте (возможность свободного выбора начиная со второго класса), так и во втором (обязательные занятия для всех учащиеся начальной школы), прак­тически оказался одинаковым. Преимущество тех детей, что зани­мались на добровольной основе, можно считать незначительным, а вот по основным параметрам дивергентного мышления (ориги­нальность, гибкость и др.) их показатели существенно выше.

Больший прогресс в развитии конвергентного мышления по сравнению с дивергентным объясняется методической сложно­стью использования методик развития последнего в условиях классно-урочной системы и относительной пригодностью для та­кой работы методик развития конвергентного мышления.

Вместе с тем нельзя не признать, что работа по второму вари­анту имела и свои положительные стороны. Прогресс детей, уча­ствовавших в систематической работе по данной специальной программе (второй вариант), в сравнении с детьми контрольных классов, достаточно заметен. Что допускает возможность исполь­зования этого варианта в массовой школе, но, таким образом, проблема специальной работы с одаренными детьми если не ис­ключается, то по меньшей мере превращается во второстепенную, она фактически вытесняется проблемой целенаправленной психо-коррекционной работы.

Диагностика детской одаренности была и остается одной из самых сложных психодиагностических проблем. Ее дальнейшая разработка на теоретическом и психометрическом уровнях, веро­ятно, принесет массу нововведений в образовательную практику, но на данном этапе развития теоретических представлений и уровне разработанности психометрических процедур обойтись без сложной и относительно долговременной организационной структуры обследования невозможно.

Психометрический уровень. Кратко изложенные выше концеп­туальные представления о детской одаренности и организацион­ные подходы предполагают использование методик, ориентиро­ванных на выявление всех основных характеристик. Соответст­венно им методики могут быть поделены по содержанию на три группы: методики для выявления доминирующих мотивов, мето­дики диагностики интеллектуального уровня (конвергентного мышления) и уровня креативности (дивергентного мышления). Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы необходимо еще деление на методики для психо­логов, для педагогов (учителя, воспитатели и др.), для родителей, а также, для детей.

Рассмотрению данных методик в последнее время посвящается много публикаций, и нет необходимости останавливаться на этом подробно. Отмечу, что большая часть вышеназванных методик трудноприменима из-за своей неэкономичности. Их использова­ние требует большой подготовки и временных затрат, что делает их малопригодными для практических целей.

Выгодно отличается в этом смысле методика Дж. Равена (конвергентное мышление) и П.Торренса (дивергентное мышле­ние). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к ди­агностическим методикам (валидность, надежность, дискрими-нантность и др.), и не требуют больших временных затрат при об­следовании детей и обработке результатов.

Методики диагностики для педагогов и родителей. Методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. Но в отечественной психолого-педагогической науке они разра­батываются мало. Не имея возможности сослаться на стабильно работающие варианты, предлагаю собственные методики (они помещены в приложении). Их использование в эксперименталь­ной работе в школах Москвы дало хорошие результаты.

Любопытно, что по данным специального исследования С. А. Ледневой, проведенного под руководством автора, большин­ство педагогов довольно точно идентифицирует основные пара­метры одаренности. Но многие из них, по разным мотивам, не склонны учитывать эти сведения в образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.

В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми. Наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры

Помимо указанной прикладной психодиагностики специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, характеризующими одаренность, и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п.

В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Вместе с тем, психолог упускает из виду, что в интерпретации результатов тестирования существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в специальных кружках, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия же приема в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы, не занимать много времени.

Однако и при весьма квалифицированном использовании лучшие тесты не гарантируют защиты от ошибок, кроме того, надо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Наш объект изучения – ребенок – так активен, что он сам себя выражает, и приемом наблюдения здесь очень много можно узнать. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения в том и состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Лонгитюду противопоставляют поперечные срезы как непрерывному прослеживанию изменений. Но если такие срезы достаточно часто повторяются, то они тоже становятся особой формой лонгитюда. Содержательные психологические характеристики – отдельных ли срезов или всего продольного ствола психического развития могут сопоставляться друг с другом, давать основания для выделения и классификации типов развития детей, в частности, вариантов хода развития интеллекта и отдельных его сторон.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);

специальные психодиагностические тренинги;

экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

До начала занятий с учащимися проводится комплексная диагностика, в которой, кроме самих учащихся, принимают участие их родители и учителя.

Цель данной диагностики – составить портфель данных об учащемся.

Карта интересов для младших школьников

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка – с другой.

Инструкция для детей

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

Лист вопросов

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• физкультура и спорт;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Читайте также: