Деятельность воспитателя гпд в школе

Обновлено: 03.07.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция
воспитателя группы продленного дня (профстандарт)

1. Общие положения инструкции

  • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • без предъявления требования к опыту практической работы;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации.
  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, законодательства о правах ребенка;
  • историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
  • основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
  • основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования;
  • педагогические закономерности организации образовательной деятельности;
  • законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
  • теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
  • основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • конвенцию о правах ребенка;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

  • использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательную деятельность всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • владеть ИКТ-компетентностями:

- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

2. Трудовые функции

Основными направлениями деятельности воспитателя ГПД являются:
2.1.
2.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2.1.2. Воспитательная деятельность.
2.1.3. Развивающая деятельность.

3. Должностные обязанности воспитателя ГПД

Воспитатель ГПД в школе выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.

  • планирует и организует жизнедеятельность учащихся, помощь в обучении, осуществляет их воспитание во внеурочное время в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
  • участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательного учреждения в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • проводит систематический анализ эффективности занятий с детьми и подходов к обучению и воспитанию;
  • формирует универсальные учебные действия (УУД);
  • формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
  • регулирует поведение детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
  • разрабатывает воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
  • определяет четкие правила поведения обучающимися в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка;
  • проектирует и реализует воспитательные программы;
  • реализует воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
  • проектирует ситуаций и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • формирует толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
  • использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) учащихся, осуществляет помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
  • организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий;
  • выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы учащихся начальных классов, связанные с особенностями их развития;
  • оценивает параметры и проектирует психологически безопасную и комфортную образовательную среду;
  • применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
  • оказывает индивидуальную помощь обучающимся;
  • взаимодействует с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • оказывает помощь учителю в реализации совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
  • применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в группе продлённого дня;
  • развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • формирует и осуществляет программы развития универсальных учебных действий (УУД), образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирует толерантность и позитивные образцы поликультурного общения;
  • формирует систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

4. Права

5. Ответственность

6. Связи по должности

Воспитатель группы продлённого дня:
6.1. Выполняет работу в режиме выполнения объема учебной нагрузки, исходя из 30-часовой рабочей недели за ставку заработной платы, согласно расписанию группы, участвует в обязательных плановых общешкольных мероприятиях.
6.2. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, привлекается администрацией общеобразовательного учреждения к педагогической, методической или организационной деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы воспитателя ГПД в каникулы утверждается приказом директора школы.
6.3. Заменяет временно отсутствующих воспитателей ГПД на условиях почасовой оплаты на основании распоряжения администрации учебного учреждения, в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
6.4. Получает от директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно- методического характера.
6.5. Получает от директора общеобразовательной организации и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно- методического характера.
6.6. Информирует директора (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя директора по административно-хозяйственной части – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
6.7. Информирует администрацию общеобразовательной организации о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление воспитателя группы продленного дня с настоящей должностной инструкцией, осуществляется при приеме на работу (до подписания с ним трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у воспитателя ГПД.
7.3. Факт ознакомления воспитателя ГПД с настоящей должностной инструкцией, разработанной на основе профстандарта, подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

Воспитатель группы продленного дня: характеристика, обязанности, ответственность

Молодые люди, которые любят работать с детьми, должны обратить свое внимание на профессию воспитателя группы продленного дня. Данный специалист обучает молодое поколение новым навыкам и в ходе своей работы может проявлять творческие способности.

Каковы особенности данной профессии? Какие знания и навыки нужны для работы? Что входит в обязанности воспитателя ГПД? Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Особенности

Воспитатель группы продленного дня (или ГПД) – это человек, который занимается всесторонним развитием потенциала и возможностей ребенка. Группы продленного дня стали создаваться в школах в связи с тем, что зачастую работающие родители не могут уделять достаточное количество времени своему ребенку в течение дня.

Сейчас после уроков ребенок может заниматься самой разной активностью, например: ходить на дополнительные уроки и получать новые знания, развивать свой творческий потенциал, выполнять домашние задания или даже отдыхать (характерно для первоклассников).

В связи с этим выдвигаются повышенные требования по отношению к специалисту, который занимается работой с группой продленного дня: он должен владеть широким диапазоном знаний, умений и навыков.


Знания и навыки

Необходимые для работы воспитателем группы продленного дня знания и навыки могут меняться в зависимости от требований конкретного работодателя, а также в зависимости от того, какую конкретно деятельность будет осуществлять преподаватель.

Так, если в ходе занятий он обучает детей творчеству (например, рисованию), то педагог должен иметь соответствующее образование, а также художественные навыки.

В то же время следует иметь в виду, что некоторые качества (как профессиональные, так и личностные) являются обязательными для воспитателей ГПД. Рассмотрим их более подробно.

Педагогический опыт

Прежде всего (вне зависимости от конкретной сферы деятельности), воспитатель должен обладать необходимым объемом умений, знаний и навыков педагогического характера, в частности – знать принципы преподавания дисциплины, то, как материал усваивается учениками и т.д. Только в таком случае можно быть уверенным в том, что работа воспитателя окажется эффективной и продуктивной.

Знание основ психологии

Работа с детьми сопряжена с большим количеством стрессов, нервных и нестандартных ситуаций. Именно поэтому воспитатель должен уметь не только правильно контролировать свои эмоции, но и помочь наладить отношения в группе, пресечь ссору и т.д.


Соответствующее образование

В зависимости от того, в какой сфере специализируется преподаватель, от него будет требоваться наличие соответствующего диплома (например, по художественному или изобразительному искусству, по хореографии и т. д.). Кроме того, очень важно, чтобы специалист обладал педагогическими знаниями (например, окончил курсы переквалификации). Также важно наличие стремления к самообразованию, так как современный мир постоянно меняется – необходимо успевать за его развитием.

Практический опыт

Работодатели отдают предпочтение тем соискателям, которые уже имеют опыт работы с детьми.

Именно поэтому, прежде чем претендовать на должность воспитателя ГПД, необходимо пройти соответствующие стажировки и практики, поработать младшим воспитателем и т. д.

Глубокие знания по дисциплине

Если воспитатель обучает детей научным дисциплинам (например, физике или химии), то он должен обладать полным объемом знаний по предмету, уметь ответить на вопросы своих учеников и следить за последними открытиями.


Документооборот

Документооборот – неотъемлемая часть работы каждого педагога. Воспитатель группы продленного дня должен знать все правила и принципы заполнения необходимых бумаг (например, журнала посещения, отчетов и т.д.).

Таким образом, мы с вами можем убедиться, что для того, чтобы занять должность воспитателя группы продленного дня, необходимо обладать целым комплексом теоретических знаний и практических умений. Только наиболее квалифицированный специалист, который любит свою работу, будет успешен в своей деятельности и любим детьми.

Обязанности

Обязанности воспитателя группы продленного дня регламентируются должностной инструкцией, которую работодатель предоставит вам в процессе трудоустройства. Для того чтобы специалист мог эффективно исполнять свои функции, он должен быть полностью согласен с обязанностями, которые прописаны в этом документе. Зачастую в него входят такие задачи:

  • формирование у детей системы морали и нравственности;
  • необходимость привить детям любовь к учебе и труду;
  • контроль за дисциплиной обучающихся и соблюдением ими режима дня;
  • привитие навыков культурного и этичного поведения;
  • вовлечение детей в творческую и научную деятельность;
  • планирование и выполнение воспитательной работы;
  • ведение документооборота;
  • координация своей работы с другими учителями и преподавателями;
  • осуществление обучения в соответствии с индивидуальными характеристиками и личностными особенностями каждого ребенка;
  • контроль за питанием детей;
  • пропаганда здорового образа жизни и т. д.


Вообще говоря, воспитатель должен стать для детей неким ориентиром, на которого они могли бы равняться.

За что отвечает?

Следует иметь в виду, что человек, занимающий должность воспитателя группы продленного дня, несет ответственность за исполнение своих должностных обязанностей в полной мере и в соответствующем порядке. При несоблюдении данного положения к педагогу могут быть применены репрессивные санкции – вплоть до строгого выговора или даже увольнения.

Должная инструкция содержит: общие положения, функции воспитателя ГПД, должностные обязанности воспитателя ГПД, права воспитателя ГПД, его ответственность.

Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785, приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.08.1995 № 463/1263 и распространяется на всех сотрудников данной категории школы.

1.2. Воспитатель группы продленного дня школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.

1.3. Воспитатель учебной группы непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе (начальное звено).

1.4. Основное назначение должности состоит в замене семейного попечителя, воспитателя и надзора за детьми в период нахождения их в воспитательных группах школы.

1.5. Воспитатель в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией.

2. Функции воспитателя ГПД

2.1. Организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу в закрепленной группе, а также общественно полезную и культурно-досуговую работу с детьми группы.

3. Должностные обязанности воспитателя ГПД

3.1. Формирует у воспитанников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.

3.2. Контролирует выполнение учащимися режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.

3.3. Вовлекает учащихся в художественное, научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам.

3.4. Поддерживает постоянную связь с родителями и преподавателями, добивается единства педагогических требований к учащимся.

3.5. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает выполнение плана, участвует в методической работе и повышает свою квалификацию.

3.6. Вносит предложения по совершенствованию воспитательной работы.

3.7. Осуществляет эстетическое воспитание.

3.8. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-быто- вые условия.

3.9. Координирует свою работу с работой классного руководителя.

3.10. Ведет установленную документацию по группе, представляет администрации сведения об успеваемости и поведении, готовит характеристики на учащихся закрепленной группы.

3.11. Принимает детей от учителей, родителей или лиц, их заменяющих, по списку.

3.12. Добивается соблюдения учащимися Правил внутреннего трудового распорядка школы, соблюдения этических норм и культуры поведения, бережного отношения к имуществу школы.

3.13. Организует и контролирует питание детей закрепленной группы.

3.14. Ведет среди воспитанников пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, контролирует внешний вид учащихся и соблюдение ими правил личной гигиены.

3.15. Обеспечивает строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, а также противопожарных правил.

3.16. Изымает незамедлительно пожароопасные предметы и устройства, сигареты, папиросы, табак, спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, доводит об этом до сведения заместителя директора по воспитательной работе в письменном виде.

4. Права воспитателя ГПД

Воспитатель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Самостоятельно выбирать формы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее, исходя из педагогической целесообразности.

4.2. Участвовать в работе педагогического совета школы.

4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся группы.

4.4. В необходимых случаях вызывать от лица школы родителей учащихся.

5. Ответственность

5.1. Воспитатель несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или не использование без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего распорядка и устава школы.

5.2. Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после истребования объяснений в письменной форме и с соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.

5.3. В случае совершения воспитателем аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается приказом директора школы по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Воспитатель группы продленного дня:

6.1. Работает в режиме 6-часового дня исходя из 30-часовой рабочей недели установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть.

6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе.

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно- правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Работая в школе в группе продленного дня уже 6 лет решила, что пора рассказать, что это такое, насколько важна данная работа, какие проблемы и задачи мы решаем каждый день. Для начала давайте разберемся в понятиях: школа, продленный день, воспитательная работа.

Школа и группа продленного дня (далее ГПД) являются важными формами общественного воспитания детей. Во многих школах существуют группы продленного дня, но, к сожалению, эти группы часто смешивают, где число учащихся превышают всякие нормы для педагога. Что в корне не верно, ведь вторая половина дня в школе являются такой же образовательной и воспитательной деятельностью, как и первая, но виды деятельности меняются. Самую важную из задач ГПД - является забота о том, чтобы время свободное от выполнения учебных заданий, заполнялось разумно и интересно у ребенка. В условиях продленного дня у педагога решается задача - изучить психологические, творческие, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Продленный день - это школьная форма организации во внеурочное время под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия в конкретном классе (группой детей одного возраста).

ГПД - это объединение учащихся под руководством и контролем педагога - воспитателя, организующего с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня. Деятельность ГПД и школ определяется Уставом школы, Положением о ГПД, утвержденным Министерством Образования.

Какую же цель преследует продленный день в школе? Цель ГПД - организация труда и отдыха детей, родители которых заняты на работе, а также забота об их здоровье и развитии.

Задачи продленного дня:

  • дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);
  • создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, кружковая деятельность);
  • оказание помощи семье в воспитании и образовании детей.

Как видите, основные задачи пересекаются между собой и дополняют друг друга, что в целом выстраивает продуктивный образовательный и воспитательный процессы. Задачи реализуются с помощью особенностями продлённого дня:

  • Все виды деятельности сконцентрированы в школьном коллективе под руководством педагога на протяжении дня.
  • Продленный день выполняет большую часть воспитательных и хозяйственных функций семьи.
  • В ГПД мы можем наблюдать максимальное сближение общественного и семейного воспитания.
  • Удовлетворяется потребностей учащихся в общении, в развитии, способностях и дарований.
  • Именно дети, которые остаются в школе до конца дня, максимально включаются в различные виды деятельности, что приводит к разностороннему развитию детей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о достоинствах группы продленного дня. В условиях продленного дня педагог-воспитатель совместно с учителем имеет возможность сосредоточить все виды деятельности ребенка в детском коллективе. Возникает необходимость перенести значительную часть дидактических, воспитательных, хозяйственных функций семьи в школу. Научить детей использовать материальной базы школы (посещение библиотеки, атласы, словари и тп.). Создание благоприятных условий для построения режима дня.

Но нельзя, пройти мимо и не заметить, что как достоинства есть и недостатки:

  • оторванность от дома;
  • перегруженность ребенка;
  • иногда недостаток в движении.

Помня о недостатках, нужно планировать и организовывать режим дня ( в том числе все мероприятия, разных направлений) в классе, таким образом, чтобы исключить эти минусы.

В каждом классе в зависимости от учебной нагрузки, есть свой режим дня. Расскажу, о том, как в моей школе организуется режим дня.

Читайте также: