Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Я вспомню, как пишется изложение и составляется план к нему.

Узнаю, какие виды плана изложения бывают, об особенностях цитатного плана.

Научусь оформлять цитатный план.

Изложение - пересказ текста (устный или письменный).

Цитата - дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора.

Цитатный план - это особый вид плана. Строится он с помощью цитат из текста. Целиком берутся фразы, которые содержат основное содержание.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 140.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2000. С. 120-126.

  1. Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140.

О чем этот текст?

Какова его главная мысль?

  1. Определите, сколько смысловых частей в тексте. Выберите ответ.
  1. Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140. Установите соответствие между номером абзаца текста и его содержанием.

А) От страха Мурзик забрался на березу и оттуда наблюдал за лодкой.

Б) Кот Мурзик разгрыз пробку от резиновой лодки.

В) Лодка сдувалась, а Мурзик испугался.

  1. Прочтите текст. Найдите в нем орфограммы, выделите их его желтым.

Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.

5. Прочтите текст упражнения 310 на странице 140. Для каждой части текста выберите цитату, которая станет пунктом плана изложения.

Напишите план изложения, правильно оформляя цитаты.

______________________________

Начальная форма: ____________

Часть речи: __________

Начальная форма: ____________

Часть речи: __________

1. план изложения, состоящих их вопросительных предложений, подсказывающих пересказ

2. тип текста, в котором рассказывается или сообщается о чем-либо

3. картинки-помощники в изложении, или план

2. письменное или устное изложение какого-нибудь текста

4. дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора

5. пересказ текста (устный или письменный)

6. тип плана изложения, основанный на односоставных назывных предложениях

Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.



Позавчера я был в зоопарке и видел жирафов. Они грациозно ходили по вольеру, нагибая свои длинные прекрасные шеи. Дети просовывали в вольер морковку, капустные листья, кукурузу. Жирафы предпочитали кушать морковь.

10 Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные номер последовательности. Составьте рассказ по картинкам и озаглавьте рассказ. Прочтите получившийся текст.





11. Прочитайте текст. Оформите его второе предложение как цитату.

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

12. Прочтите текст. Найдите в филворде слова, которые встречаются в тексте

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок: русский язык.

Учитель Зотова Елена Юрьевна.

Тема : Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Цели : совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

I .Организационный момент

- Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II . Актуализация.

-Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умения передавать содержание текста с опорой на план.

-А о ком будет наше изложение, вы узнаете, отгадав загадку.

Поймал он рыбу на крючок,

И вытащить с трудом он смог.

А зовут его…(рыбак).

-Кого мы можем назвать рыбаком? (Человека, медведя)

-Оказывается, не только они умеют ловить рыбу.

III . Работа по теме урока

1.Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 56 (с. 39).

- Прочитайте самостоятельно текст про себя.

-Затем выразительно вслух.

– Как вы думаете, какой это тип текста?

– Докажите, что это текст- повествование.

– В тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга. (Отвечает на вопрос Что произошло?)

– О ком говорится в тексте?

-Определите тему текста.

– Какова главная мысль текста?

– Назовите действующих лиц рассказа.

– Где происходят события?

– Как рыбачили кот и старик сначала?

— Как вы понимаете выражение рыбачили вместе?

— Какую рыбу старик отдавал коту?

– Чему удивился старый рыбак?

— Откуда на реке плоты?

( Учитель рассказывает, как брёвна сплавляют по реке, показывает фотографии сплавляемого леса.)

— Как кот изловчился ловить рыбу? (Кот ловил рыбу когтями, лёжа на брёвнах.)

2.Составление плана текста

— На сколько частей можно разделить текст? (На 4)

— О чём говорится в каждой части?

– Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль?

-Определите микротему каждого абзаца. Составте план текста, работая в парах.

Примерный план

1. Маленькая рыбка - коту.

2. Кот на плотах.

1. Рыбачили вместе.

3. Кот на бревне.

4. Ловят рыбу врозь

3. Лексическая работа

— Какую рыбу хотел отдать старик коту?

— Как вы понимаете выражение выдернул из воды?

-Достал из воды, вытащил, вынул.

- Какими словами-антонимами автор подчёркивает, как ловили рыбу кот и старик раньше и как теперь? (Вместе и врозь.)

— Как вы понимаете выражение кот удит рыбу?

Обратите внимание на лексическую замену слов:

старик (рыбак, он),

кот Епифан (кот, он).)

4.Пересказ текста по плану

- Вы прочитали ещё раз текст, а теперь подготовьте пересказ по плану который мы с вами записали.

IV . Физкультминутка

V . Продолжение работы по теме урока

1. Орфографическая подготовка

- Найдите в тексте группу однокоренных слов.

(Рыбак, рыбу, рыбку, рыбёшку, рыбачили.)

- Найдите в этой группе проверяемое слово.

- Какая орфограмма в этом слове требует проверки?

(Проверяемый парный согласный в корне.)

— Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте? (Когтями, врозь.)

— Объясните по цепочке пропущенные орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

ст…рик ч…сто …тдавал пл…тах …пустил

с…дел удоч…кой п…дцепит выд..рнул рыбачили

отд…вал крюч…ком пр…т…нул л…жит вместе

… рша леж…т п…д…шёл д…леко д…вался

2. Анализ предложений текста

— Найдите в тексте предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

Прочтите предложения к предложенным схемам.)

Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе.

1.[ и = ].

Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту.

2.[ – и ].

Подошел рыбак и удивился.

3.[ – и ].

Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду.

4.[ – , ].

Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь.

5.[ – , ].

Находят в тексте сложные предложения. Составляют схемы.

Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом.

Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

7.[ = – ], а [ – и ].

Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком.

3. Работа над изложением

Учащиеся пересказывают текст, затем пишут изложение по плану.

Самопроверка, редактирование текста.)

VI. Итог урока. Рефлексия

1.– Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

– Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа?

– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?

– Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении.

-обучающая: совершенствовать умение членить текст на микротемы; способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения элементы текста;

-развивающая: развивать творческие способности;

-воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
-Предметные: познакомятся с текстом К. Паустовского; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок

и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; составлять план текста; записывать текст по плану.

Этап урока, время

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи дает обучающимся понять, что, овладевая тем или иным речевым умением, можно воздействовать на окружающих, что владение письменной речью дает возможность для самовыражения.

Русский язык

Технологическая карта урока

Тема урока: Изложение текста – повествования по самостоятельно составленному плану.

Цель урока: формировать у учащихся умение создавать текст – повествование на основе взаимосвязи его содержания, структуры и речевого оформления.

способствовать развитию устной и письменной речи; формировать умения определять тему, основную мысль, подбирать заголовок к тексту, выделять части текста и озаглавливать их, составляя план;

развивать орфографическую зоркость, умение грамотно излагать свои мысли ;

воспитывать интерес к животному миру.

Тип урока: Развитие речи. Урок применения знаний и умений.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Время реализации: 45 минут.

Формирование универсальных учебных действий

- закреплять умение писать изложение текста-повествования по плану;

- оформлять предложения по законам письменной речи;

- объяснять и применять на письме изученные орфограммы;

- формировать информационную культуру обучающихся;

- строить грамотную речь таким образом, чтобы избежать повторов.

-формировать опыт нравственных переживаний;

- понимание причин успехов в учебе;

- формирование самооценки на основе заданных крите­риев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Коммуникативные - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, карточки с текстом и заданиями для орфографической подготовки, карточки с темой урока, карточки с пунктами плана к тексту, карточки для самооценки красного и жёлтого цвета, карточки-опоры для слабоуспевающих обучающихся .

Перспективная рефлексия

Урок развития речи даёт обучающимся возможность понять, что, овладевая тем или иным речевым умением, можно расширять свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них эмоциональные переживания ) , что владение речью необходимо для самовыражения. Такой урок дает возможность почувствовать радость творческого роста, самосовершенствования.

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Здравствуйте, ребята! Проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

-Какое слово ключевое в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке ?

-Активно работать на уроке, уметь выслушивать мнение одноклассников, быть внимательным. Писать грамотно. Работу в тетради оформлять аккуратно.

Самоопределение, мотивация учения.

Умение слушать друг друга.

3. Орфографическая работа.

-Запишите под диктовку словосочетания. Подчеркните орфограммы.

Родились весной, отняли у неё, маленького зайчонка, переложили к кошке, охотно кормила, очень подружились ,научила драться, яростно царапает, летит клочьями, боятся кошки.

Читайте также: