Деятельность учителя технологии в школе

Обновлено: 04.07.2024

1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.

В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.

3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.

В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотезы;
  • анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебные исследования

Независимые линии в рамках учебных исследований:

- открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;

- исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)

Исследовательское задание

  • Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
  • В рамках дисциплин естественнонаучной направленности от учащихся ожидается готовность воспроизвести по описанию эту ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.

Исследовательская задача

  • Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.
  • Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.
  • Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.

В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.

Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:

- диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;

- отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;

- разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.

Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].

Еще одна проблема - низкий уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими и проектными умениями, необходимыми для включения в учебное исследование и проектную деятельность. Однако развить эти умения возможно лишь при непосредственном осуществлении учащимися названных видов деятельности. В связи с этим необходимо специальное обучение учащихся отдельным элементам учебного исследования, проекта. Для реализации данного требования целесообразно предлагать задания, моделирующие отдельные этапы учебно-исследовательской или проектной деятельности. Такие задания позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях каждого этапа деятельности, тренироваться в осуществлении этапов отдельно, не затрачивая времени на весь громоздкий цикл исследования или проектирования. После такой работы при переходе к целостному исследованию учащийся уже не будет новичком в преодолении единичных трудностей и сможет более эффективно заниматься связным исследованием, работать над проектом. Это важно и с психологической точки зрения, чтобы не вызвать реакцию непосильности задания. Следующим обязательным этапом является организация целостных исследовательских работ или проектов. На этом этапе учащиеся индивидуально или в группах, с большей или меньшей степенью самостоятельности, регулируемой учителем, проходят весь путь по созданию своего проекта. Чаще всего эта работа уже выходит за рамки учебного времени и может осуществляться в школьном исследовательском клубе. Результаты могут представляться на школьных или межшкольных конференциях, конкурсах, чтениях, в вузах-партнерах.

Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:

- каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;

- систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;

- различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;

- управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.

Строим модель профессиональных компетенций учителя технологии

  • Копетенция в ведении образовательного процесса
  • Компетентность в организации воспитательной работы
  • Компетентность в установлении контактов с родителями
  • Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников
  • Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ
  • Компетентность во владении современными образовательными технологиями
  • Компетентность профессионально-личностного совершенствования
  • Креативная компетентность педагога
  • Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса
  • Компетентность в создании предиетно-развивающей среды
  • Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
  • Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельноси и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

Существуют разные модели компетенций учителя — в интернете встречается множество вариантов. Однако любая модель должна опираться на правила и рекомендации из официальных документов:

Технология. 6 класс. Рабочая тетрадь

Требования государства вы можете актуализировать с учетом социального окружения, региональной стратегии развития, миссии школы. Чаще всего в моделях выделяются предметные и метапредметные компетенции учителя. Рассмотрим их подробнее.

Предметная компетентность учителя технологии согласно ФГОС

Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:

  • Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты).
  • Определение места и роли предмета в системе общего образования.
  • Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету.
  • Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.
  1. Современные материальные, информационное и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
  3. Построение образовательной траектории и планов в области профессионального самоопределения.

Роль метапредметных компетенций учителя

В календарно-тематическом планировании необходимо представить полную модель развития универсальных действий, разбитую по урокам. Логично вписывать в один урок не более трех УУД, поскольку должно оставаться время и на предметное содержание. Например, вы планируете урок-экскурсию в краеведческий музей. В этом случае можно отметить, что ученики будут устанавливать причинно-следственные связи (причины возникновения тех или ремесел на данной природной местности).

t1610526612aa.jpg
t1610526612ab.jpg

Научное исследование

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ

Формулировка замысла проекта: описание продукта проектных работ.

Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. Формулировка гипотезы для решения проблемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой целью своей работы считаю создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности ребёнка, умеющей использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни, творчески решать поставленные задачи, способной к профессиональному самоопределению.

Описание профессиональной педагогической деятельности

Витковской Татьяны Викторовны

Педагогическое кредо: "Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению.

Долой скуку, давай творчество!".

Владею компетентностями, необходимыми в профессиональной деятельности: методической, методологической, психологической, диагностической, коммуникативной, творческой.

Приоритетные направления моей деятельности - это осуществление единства обучения, воспитания и развития учащихся.

Основой целью своей работы считаю создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности ребёнка, умеющей использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни, творчески решать поставленные задачи, способной к профессиональному самоопределению.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т.е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разно уровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:

информационную - способность грамотно работать с информацией;

коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, так как метод проектов применяю планировано и постоянно, то будут созданы условия для:

формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

• изменения роли учителя в образовательной среде;

более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Мои педагогические задачи:

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

Стараюсь применять различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм;

практические: задания; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций.

Методы, используемые мною в работе, делятся по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично поисковый; исследовательский. Также применяю методы обучения, составленные по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся.

Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В своей работе применяю следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям (выполнение швов, поузловая обработка).

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами и учебными пособиями.(проектный метод, моделирование изделия).

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Этот метод учащиеся применяют в проектной деятельности. Использованные методы: проектный, исследовательский позволяли учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся, формировать обще учебные умения: коммуникативные, когнитивные, информационные, это способствовало эффективному развитию трудовых навыков.

Использую следующие организационные формы: коллективная (при разработке проектов), групповая, парная (выполнение проектов, практические работы, работа по карточкам, написание рефератов), индивидуальная. Всё это обеспечивает включенность учащихся в учебный процесс.

Использованные методы: проектный, исследовательский позволяли учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся, формировать обще учебные умения: коммуникативные, когнитивные, информационные, это способствовало эффективному развитию трудовых навыков.

На уроках 5-8 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:

Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.

Задания творческого характера.

Самостоятельная работа учащихся.

При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе — консультант-помощник.

Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому я стараюсь обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте. Учащиеся выполняют интересные работы, проявляют творческие способности при изучении разных тем. И моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения. Ведь подлинное творчество расцветает там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Я пришла к выводу, что, все-таки, 2/3 части детей -творческие дети. Стоит их только вовремя развивать и чем раньше, тем лучше. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Результаты представлены в таблице:

2. Детский комбинезон

3. Корсет эпохи Людовика 13

5. Жареная сайра под сыром
6.Вышивка крестом-

НевшупаД Белоглазова М 8в

МетелкинаН8в Лободенко А 8в

10 учащихся 5 аб

1 .Выжигание салфетки-

4. Отделка изделий

5. Интерьер комнаты

Камышева Ю 86 Радченко А 8а Горбунова Н 8 в 13 уч-ся 8 аб

1 .Вязание спицами.

3. Уход за руками.

4. Семеновская игрушка

6. Песочный торт

10 учащихся 6 аб

Ворошилова М 8а

8 учащихся 7 аб кл

10 учащихся 6 аб кл

Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили, то, чему научила меня жизнь.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желания работать самостоятельно, инициативно.

Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя. Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать ей свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Сегодня, опираясь на свой 27-летний опыт работы в школе, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении, учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.

Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно - технологических карт, карточек -заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Учитывая все это, я разработала и изготовила инструкционные карты и различный материал. Эстетично оформленные, они вызывают интерес у детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно.

На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!". Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.

Закрепить у школьниц интерес к изучаемому материалу помогают мои советы сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь. При этом я обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Новые темы, термины записываю на доске. В тетрадях учащиеся выделяют их цветом или подчеркивают, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывают только главное - коротко и четко. Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой и циркулем.

При изучении раздела "Рукоделия" я не навязываю им, какое выбирать изделие. У девочек есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Выбрать работу на "3", но сделать ее на "5". Или выбрать на "5", но сделать на "3".

На уроках по кулинарии я учу девочек правильно и красиво сервировать стол, вкусно готовить, приобщаю к национальным блюдам.

С 5 класса стараюсь приучить девочек правильно оформлять блюдо, подходить творчески к любой работе. Пример: при изучении темы "Виды бутербродов". Можно сделать бутерброд, просто нарезав хлеб и намазав сливочным маслом, но можно сделать по-другому. На уроках кулинарии девочки в нашей школе готовят все блюда от бутербродов, мяса, супов до пирогов. Работая в 5 классах, я стараюсь увлечь детей делать красивые вещи. Хотя не сразу виден хороший результат, но, прививая, учу трудолюбию. В 6 классе виден результат целого года работы, и работать уже легче. Девочки понимают, чего от них хочу я, и стараются выполнять работы аккуратно, проявляют свое мастерство и фантазию в оформлении изделия.

На уроках по изготовлению швейных изделий, разрешаю ученицам выбрать модель изделия по желанию. Например, в 5 классе - все шьют фартук с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука. Вот это первый шаг к творчеству. А к 8 классу эти девочки будут шить изделия сложнее, не испытывая трудности в изготовлении изделия. Я никогда не навязываю детям, какую модель они будут шить. Они выбирают сами, хотя я объясняю, что технология изготовления этого изделия сложнее. Они отвечают: "Я смогу".

Почти по каждому разделу предусмотрено проведение итоговых уроков для повторения, закрепления и систематизации знаний и умений. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому материалу. При изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия" пользуемся при построении чертежа условными обозначениями и опорными конспектами. Девочки меньше испытывают трудности при расчете и построении чертежей.

На занятия по швейному делу, кулинарии имеются широкие возможности для использования проблемности. Это обусловлено тем, что изготовление швейных и кулинарных изделий требует творческого подхода. Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. Например, при описании модели изделия, автор предлагает клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из полосатой ткани. Возникает ряд вопросов. Можно ли заменить предложенную модель тканью в полоску? Как разместить фасонные линии на изделии? Какие элементы платья изменить? Как расположить рисунок на ткани? Девочки должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их. Вот вам и еще один элемент творчества и самостоятельности.

Опыт показывает, что по окончании 8 класса учащиеся вполне самостоятельно выполняют работы по моделированию, конструированию, пошиву изделий, вышиванию и вязанию. Если мои ученицы, заканчивая обучение, сожалеют, что больше не будут приходить ко мне в мастерскую, то и мой труд не пропал даром. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни".

Использование меж предметной связи на уроках расширяет содержание учебного материала за счет введения понятий из смежных предметов, обогащает программный материал дополнительной информацией.

Всё это помогает создать атмосферу психологического комфорта, заинтересованности, успешности каждого учащегося в работе и в итоге способствует высокому качеству обучения.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция учителя технологии

  • имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Учитель технологии находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной организации.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;
  • отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
  • удалять учащихся с уроков;
  • использовать в учебной деятельности неисправное оборудование или техническое оборудование с явными признаками повреждения;
  • курить в помещении и на территории школы.

3.33. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности.
3.34. Руководствуется в своей работе Положением об учебных мастерских общеобразовательной школы.
3.35. Совместно с завхозом школы выполняет работу по обеспечению мастерских исправным оборудованием, отвечает за безопасное состояние инструментов, электроприборов, швейных машин и станков, а также за нормальное санитарно-гигиеническое состояние школьных мастерских.
3.36. Разрабатывает и вывешивает на обозрение инструкции по технике безопасности при работе на каждом станке, электрооборудовании, швейной машине, рабочем месте по каждому виду проводимых работ после утверждения их директором и профкомом школы.
3.37. Проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при выполнении всех видов работ и использовании инструментов и оборудования с обязательной регистрацией в классном журнале.
3.38. Не допускает установки в мастерских оборудования, не предусмотренного типовыми перечнями, в том числе самодельного, без соответствующего разрешения.
3.39. Не допускает снятия кожухов, экранов и других защитных приспособлений со станков и оборудования.
3.40. Следит за состоянием и наличием защитного заземления (зануления) станков.
3.41. Не допускает учащихся к выполнению запрещенных видов работ для школьников в мастерских (на строгально-пильном, заточном станках, электрифицированными инструментами на 220 В и более, электропаяльниками с потреблением электроэнергии более 42 В), а также долблению, пробивке стен, к работе с топором, мытью окон, чистке электроламп и плафонов.
3.42. Не допускает учащихся к проведению работ или занятий без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, обеспечивает комплектование аптечки первичными средствами медицинской помощи.
3.43. Приостанавливает проведение работ или занятий, сопряженных с опасностью для жизни или здоровья, и докладывает об этом директору школы, в соответствии с действующим законодательством несет личную ответственность за несчастные случаи, произошедшие с обучающимися во время образовательной деятельности в результате нарушения норм и правил охраны труда.
3.44. Учитель технологии немедленно извещает директора школы о каждом несчастном случае.
3.45. Учитель технологии обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.



скачать: Документация для кабинета Технологии
39 инструкций с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

  • на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Давать ученикам во время занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации уроков и обязательному соблюдению ученической дисциплины.
  • на повышение квалификации. В этих целях администрация школы создает условия, необходимые для обучения педагогических работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
  • на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения.
  • информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в учебной деятельности технических и программных средств, ремонтных работах оборудования и кабинета при необходимости.
  • вносить предложения по улучшению условий учебной деятельности в кабинете, доводить до директора школы обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности, снижающих работоспособность учащихся на уроках.
  • участвовать в управлении учебным заведением в порядке, который определяется Уставом общеобразовательного учреждения.
  • выбирать и использовать в своей педагогической деятельности образовательные программы, различные эффективные методики обучения и воспитания учащихся, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний и умений учеников, рекомендуемые Министерством образования РФ или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу.
  • на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • на защиту профессиональной чести и собственного достоинства.
  • на ознакомление с жалобами, докладными и другими документами, которые содержат оценку работы учителя технологии, на свое усмотрение давать по ним объяснения, писать объяснительные.
  • на поощрения, награждения по результатам образовательной деятельности.
  • выбирать и предлагать учащимся полезные для использования в учебе ресурсы Интернет.
  • защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования в учебном заведении, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
  • на конфиденциальное служебное расследование, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность
5.1.

5.2. В случае нарушения Устава общеобразовательного учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции, приказов директора школы учитель технологии подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель технологии общеобразовательного учреждения может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса Российской Федерации;
5.4. За несоблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил и норм организации учебно-воспитательной деятельности учитель технологии общеобразовательного учреждения несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель технологии несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.



скачать: Документация для Учебной мастерской
34 инструкции с учетом законов на 2 сентября 2021 года!


5. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель технологии общеобразовательной школы:
6.1. Работает в режиме систематического выполнения объема установленной ему учебной нагрузки, исходя из 36-часовой рабочей недели, согласно расписанию уроков и дополнительных занятий, элективных курсов, кружков. Участвует в плановых общешкольных мероприятиях, педсоветах, заседаниях методического объединения, родительских собраниях, предметных внеклассных мероприятиях, в самостоятельном планировании своей деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В периоды каникул, не совпадающие с основным отпуском учителя технологии, привлекается администрацией к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего в общем учебной нагрузки преподавателя до начала каникул.
6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений, семинарах, других мероприятиях по профилю преподаваемого предмета.
6.4. Информирует директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной работе обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности, снижающих активную учебную деятельность и работоспособность обучающихся. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по улучшению учебно-воспитательной деятельности и оптимизации работы учителя технологии.
6.5. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете в случае, если является заведующим учебным кабинетом.
6.6. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих педагогов на условиях почасовой оплаты. Выполняет замену учителя технологии на период временного его отсутствия.
6.7. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, приказы директора и вышестоящих организаций, знакомится под личную подпись с соответствующей документацией.
6.8. Систематически обменивается информацией с коллегами по общеобразовательному учреждению и администрацией по вопросам, входящим в компетенцию преподавателя предмета.
6.9. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

Читайте также: