Язык как способ существования сознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Процесс сознания может существовать лишь в материальной форме, которая выражается в языке.

Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения - языка.

Язык и сознание являются теснейшим образом взаимосвязанными процессами, но следует отметить, что это единство не является диалектическим, но следует отметить, что это единство не является диалектическим и не исключает наличия отличий между данными явлениями.

Язык не может существовать без мышления, так же, как и мышление в свою очередь не может развиваться без языка. Однако эти процессы имеют различную структуру. Этот факт подтверждается тем, что закономерности и формы мышления являются едиными для всех людей, а вот язык является национальной принадлежностью.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что связь языка и мышления — это связь различных компонентов, к возникшая в процессе общественно-трудовой практики.

Высшие животные обладают элементарным образным мышлением и способностью издавать определенные звуки, но данные способности между собой никак не связаны. Человек является существом, которое производит в процессе своей деятельности предметный окружающий мир, и с помощью него развивается и сам.

Еще одним отличием человеческого существа от животных является социально выработанная в течение жизни программа действий, тогда как жизнедеятельность животного в основном является генетически запрограммированной.

Жизнь человека неразрывно связана с совместной социальной деятельностью, опыт человека существует только в виде общественного опыта, которые не передается генетическим путем, а только с помощью коммуникации. Именно поэтому человеку необходим язык и его влияние на жизнедеятельность человека трудно переоценить. Он возникает в качестве средства осуществления человеческой деятельности, общения, управления проявлениями поведения, орудием познания и самопознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того, чтобы зафиксировать знания, полученные в процессе восприятия событий и явлений окружающего мира, человеку необходим язык, выражающийся в слове и речи.

Общая характеристика слова как единицы речи человека

Слово имеет сложную структуру и служит своеобразным заменителем воспринимаемых предметов, оно обозначает предмет. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Слово, которое отражает предмет имеет свою материальную знаковую форму и свое идеальное содержание - смысл, значение.

Знак – это материальный заменитель предмета, служащий для получения, хранения и распространения полученной информации.

Таким образом можно сказать, что знак — это чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Внешнего сходства между знаком и предметом полностью отсутствует, есть лишь небольшое количество звукоподражательных слов, в которых знак и предмет образуют некоторое единство, например, слово кукушка.

Процесс мышления всегда представляет собой умственную деятельность человека на каком – либо языке. Каждый язык, существующий на планете Земля схож с другими языками по своей логической структуре, которая определяется особенностями единого земного мышления. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами.

У каждого национального языка есть своя особенная структурная и смысловая специфика. Именно поэтому точка зрения, утверждающая, что представители разных языковых культур мыслят по-разному абсолютно неверна. Если бы эта теория была верной перевод с одного языка на другой был бы попросту невозможен.

Сознание и язык представляют собой особое единство, при котором определяющей его стороной является сознание. Являясь процессом отражения окружающей действительности именно сознание формирует формы и законы речевого бытия человека. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. В ситуации, когда нет языка, нет и отражения окружающего мира.

Именно в процессе осуществления речевой деятельности человек мыслит, а в процессе мыслительной деятельности он осуществляет речевую деятельность. Невозможно оторвать язык от процесса мышления и сознания, однако нельзя также полностью отождествлять процесс мышления с языком. Говорить еще не значит осуществлять мыслительную деятельность.

Однако мыслить всегда значит одновременно формировать мысли и соответствующие речевые структуры. Именно в речи мысли формируются и формулируются.

Возможно ли осуществление процесса мышления вне речи? Исследования доказывают, что мысли человека могут и не иметь словесного выражения, они могут найти другие формы проявления – танцы, музыка, изобразительное искусство.

Однако теснейшая связь между мышлением и речью – это непреложное правило, нарушение процесса мышления всегда отражается в нарушениях речи.

Особенности проявления сознания человека

Подводя итог вышесказанному и обобщая наиболее значимые особенности процесса сознания можно определить его как:

  1. Результат и продукт общественно – трудовой деятельности человека;
  2. Целенаправленное отражение человеком особенностей окружающего мира;
  3. Процесс опережающего отражения действительности;
  4. Процесс активного творческого преобразования действительности;
  5. Субъективный образ объективного мира, который окружает человека;
  6. Идеальный образ материального мира, сформированный человеком.
  7. Свойство высокоорганизованной материи и определенная функция мозга, которая действует на основании имеющихся у человека потребностей;
  8. Материализованный в языке процесс отражения окружающего мира.

Таким образом можно сделать вывод о том, что сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека и развития его речевых функций. Взаимосвязь сознания и языка человека является не просто теснейшей, но и взаимонеобходимой для обоих процессов.

Язык — система знаков, имеющих значение. Язык — способ существования сознания и общения человека с человеком. Прежде всего, надо понять, что сознание неразрывно связано с языком как определенной знаковой системой. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя другого предмета и, следовательно, воспроизводящий его свойства.

Исходной знаковой системой является обычный разговорный, естественный язык. В языке выделяют речь — язык в действии, в ситуации общения, в первую очередь устного, во вторую — письменного.

Мышление (сознание) и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово — способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

Слово как единица языка имеет две стороны: внешнюю, звуковую (фонетическую) и внутреннюю, смысловую (семантическую). Обе они — продукты длительного общественно-исторического развития. Единство этих сторон и создает слово, в котором сплавляются функции знака и значения.

Итак, сознание и язык едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает ее. Язык — способ существования сознания.

Бытие есть мир языка. Он является бытием сознания, потому что язык - это материальная оболочка мысли. И мы в своей статья хотим понять, как взаимосвязаны язык и сознание.

Ключевые слова

Статья

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В философии понятия сознания и языка тесно связаны,
а это говорит о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то,
что он говорит и как.

Сознание неразрывно связано с языком, и возникает одновременно с ним. Отсюда следует, что между языком и сознанием есть определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае , если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о существовании мира и себя. Чем богаче содержание духовного мира , тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи.

Язык так же древен, как и сознание. Язык во взаимосвязи с сознанием представляют органическое единство, не исключающее и противоречия между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. А в роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль — значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особого рода:
в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи,
явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака — представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и становятся общественным достоянием.

Языку присущи следующие функции:

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли.
Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя.

Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

То есть можно сделать небольшой вывод о выше сказанном ,что человек способен быть человеком только в той естественно-искусственной среде, основными компонентами которой являются артефакты и знаки, и без которой невозможно формирование и функционирование сознания.

Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т. е. учится пользоваться им в общении.

Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т. е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений — звуков речи или письменного их изображения, — явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т. е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.

В процессе развития труда и трудовых общественных связей людей друг с другом вместе с языком возникает, следовательно, особая форма отражения людьми действительности — их сознание.

Необходимо различать общественное и индивидуальное сознание.

К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе,
о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.

Общественное сознание возникает вместе с формированием этой новой, высшей формы психического отражения действительности отдельных людей, членов общества.

Таким образом, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно, мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак — средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу — национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговориый язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определенный смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания.

Ясно, что знаковую, или символическую, функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и т. п. свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное символическое значение в архитектонике храма.

Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Так же как и в ситуации идеальности психического образа, идеальность смысла и значения знаков и знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в известной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор,— вполне реальные материальные объективные явления. Однако в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), воплощен определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания.

Специфика идеальности образов и норм сознания, его смыслов и значений заключается в том, что они создаются в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры. Субъективная реальность феноменов человеческого сознания выступает поэтому как реальность коллективных субъектов, носителей определенных культурных навыков. И субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соответствующей культуре.

Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства. Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого духовного производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений сознания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.

Читайте также: