Деятельность теоретиков и практиков народной школы стоюнин

Обновлено: 04.07.2024

Владимир Яковлевич Стоюнин (16 (28) декабря 1826 – 4 (16) ноября 1888) – видный педагог-просветитель, самобытный педагогический мыслитель, яркий деятель общественно-педагогического движения, крупнейший методист русского языка и литературы, теоретик и практик женского образования, оригинальный публицист, литературный и театральный критик.

Несмотря на жизненные трудности, В.Я.Стоюнин смог получить очень солидное базовое образование в лучших тогда средних учебных заведениях Петербурга – в частном немецком училище при церкви Святой Анны (Анненское училище), а затем, со второго класса, в 3‑й гимназии, где готовили будущих учителей для учебных заведений Петербургского учебного округа.

Вместе с тем за время обучения в гимназиях у него сформировалось абсолютное неприятие авторитарного стиля педагогической деятельности, базирующегося на насилии и физических наказаниях, подавлении личности и ученика, и учителя.

Как желал бы я на воле
Без звонка жить хоть годок,
Но, увы! Не только в школе,
В жизни также есть звонок.

Так, постепенно происходило становление личности В.Я.Стоюнина, формирование демократических ценностей и смыслов общественного и педагогического мировоззрения.

В 1850 году он успешно окончил университет и по представлении диссертации был утвержден в звании кандидата историко-филологического факультета по разряду восточной словесности. Юноша планировал оказаться сотрудником русского посольства в Персии или Турции, то есть как можно дальше от чиновного Петербурга, да и вообще от николаевской России.

Однако восточная сказка не состоялась, посольства накрепко закрыли перед молодым человеком из разночинцев свои двери. И ему пришлось искать приложения своих сил и талантов на педагогическом поприще в Петербурге. К счастью, еще в университете у Владимира Яковлевича ярко проявилась направленность его основного дара – преподавание русской словесности и особенно истории.

Понятно, что насыщенная и плодотворная деятельность В.Я.Стою­нина была порождена уникальной атмосферой свободы и гласности, характерной для послереформенной России, где принципиальная общественно-гражданская позиция, ярко выраженный патриотизм Владимира Яковлевича оказались востребованными и реализованными. Он органично впитал и воплотил в своем мировоззрении новые идеи и высокие нравственно-этические ценности общественного самоуправления, свободного труда, подлинной науки, гласности.

Метафорично можно отметить, что время финиша для классиков педагогики К.Д.Ушинского и Н.И.Пирогова стало периодом мощного педагогического старта для В.Я.Стоюнина.
После весны 1861 года именно В.Я.Стоюнину с его немногими современниками доведется осуществлять развитие педагогической науки и общественно-педагогической мысли на протяжении 1860-1870‑х годов, пока не появилась новая генерация деятелей российского образования. Добавим, что на конец 1850‑х – первую половину 1860‑х годов приходится и публикация В.Я.Стоюниным цикла общепедагогических статей, носивших принципиальный, даже установочный, общественно-патриотический характер.

Новый педагогический идеал

Стремление смотреть на педагогические вопросы очень широко с общественно-патриотической позиции, формировать содержание образования и продуцировать педагогические технологии сверху – из ценностной проблематики – навсегда станет для Владимира Яковлевича генеральной линией, главным методологическим подходом, рельефно выделит среди современных деятелей образования и придаст его идеям и взглядам вневременное значение.

В.Я.Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил плодотворный синтез двух стратегий общественно-педагогической мысли 1860‑х гг. – общечеловеческой Н.И.Пирогова и национально-патриотической К.Д.Ушинского, причем в фарватере общественной деятельности.

В основе его педагогической системы укоренены любовь к человеку и уважение личности, индивидуальный подход в воспитании. Эти принципы он считал главными для школы, если она ставит своей целью образование и воспитание человека-гражданина, полезного обществу и своей стране.

Являясь убежденным сторонником, выразителем и продолжателем педагогических идей и взглядов Н.И.Пирогова по вопросам приоритета общегражданской направленности воспитания, В.Я.Стоюнин сформировал собственную значимую позицию о целях и ценностях воспитания. Прозорливо выдвигал на первый план именно общественный идеал образования и осознанно стремился к созданию в России бессословной национальной школы, ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов.

Остро переживая свое отлучение от живого педагогического труда, Владимир Яковлевич даже собирался покинуть Родину и переехать в Париж, где хотел основать учебное заведение для детей многочисленной русской колонии.

Подвижник женского образования

В завершающие 1881-1888 годы педагог-просветитель преподавал в Стоюнинской частной женской гимназии в Санкт-Петербурге, занимаясь реализацией в сфере женского образования идеала и ценностей воспитания просвещенного человека-гражданина. В созданной его женой Марией Николаевной гимназии В.Я.Стоюнин работал инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории.

В.Я.Стоюнин с огромным вдохновением взялся за живое педагогическое дело, ведь теперь он имел полную возможность проводить здесь свои принципы женского образования, выработанные им в 1860-1870‑е годы. В женское образование он вложил все свои заветные педагогические идеалы и горячо служил ему всем сердцем и умом до последних минут жизни.

Подчеркнем, что педагог-гуманист был убежденным сторонником гармоничного женского образования и многое сделал для разработки его теории и практики. Более того, был оригинальным философом женского образования.

Владимир Яковлевич ратовал за преодоление любой дискриминации женщин в сфере образования, высоко ценил всесословную женскую гимназию за то, что она снимала вопрос о существенном отличии образования женщины и мужчины, преодолевала нравственное и умственное превосходство одного пола над другим. В целом В.Я.Стоюнин в сфере женского образования развивал и осуществлял свои планы развития учащихся не только в умственном, но и в нравственном, и в физическом отношении. Он восставал и против того поверхностного образования, которое создает так называемых благовоспитанных барышень, и обращался к матерям с горячим словом, убеждая их отказаться от мысли, что блестящее образование женщины заключается только в знании новых языков.

Гимназия Стоюниной, безусловно, стала наиболее целостным воплощением концепции педагогического мыслителя о воспитании просвещенного человека и гражданина. А сама гимназия, просуществовавшая до 1919 года, была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила животворный след в истории отечественного образования.

Действительно, сам педагог ярко выражал свои личностно значимые черты человека-гражданина: прямоту характера, твердость убеждений, нравственную неподатливость и неспособность поступаться своими принципами ради каких-то житейских благ.

Эти твердость и благородство души, неуклонно стремящейся к той высокой, идеальной цели, которая ярким светом озарила его крестный жизненный путь, он сам определил в следующих строках:
Борись и мучься, и страдай,
И просвещай, и утешай,
И совершишь свое призванье.

Борясь и мучаясь, страдая, он и просвещал, и утешал целые поколения русских людей, с неослабной энергией и неугасимым энтузиазмом рисуя перед ними светлый идеал человека и гражданина, призывая их к энергичному труду на общую пользу, к самостоятельной умственной деятельности и к неослабной нравственной работе над самим собой. И всему этому он давал пример своей личной жизнью и личной деятельностью.

Характерно, что для осуществления этих задач Владимир Яковлевич лично работал на всех уровнях отечественного образования – от элитного – обучения членов царской семьи – до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная критика всех министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я.Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.

Подводя итоги, отметим, что большая заслуга В.Я.Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением своей высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека-гражданина. Для этого школа должна быть действительно просвещенной, современной и общественной, свободной от политической конъюнктуры, общенародной, национальной и трудовой.


Владимир Яковлевич Стоюнин (16 (28) декабря 1826 – 4 (16) ноября 1888) – видный педагог-просветитель, самобытный педагогический мыслитель, яркий деятель общественно-педагогического движения, крупнейший методист русского языка и литературы, теоретик и практик женского образования, оригинальный публицист, литературный и театральный критик [6, с. 1].

В судьбе и педагогической деятельности В. Я. Стоюнина рельефно выделяются четыре взаимосвязанных периода:

Первый: 1826–1851 гг. – предварительный, на протяжении которого происходило становлении личности В. Я. Стоюнина и формирование либерально – демократических ценностей и смыслов его общественного и педагогического мировоззрения. В эти годы он обучался в 3-й Петербургской гимназии, а затем по специальности восточная словесность на историко – филологическом факультете Санкт – петербургского университета.

Второй: 1852–1874 гг. – преподавательско - методический и общественно-педагогический, наиболее значимый период в деятельности В. Я. Стоюнина, связанный с преподаванием в 3-й Петербургской гимназии (1852–1870) и московском Николаевском сиротском институте (1871–1874), а также в других образовательных учреждениях. В это время В. Я. Стоюнин становится видным деятелем общественно-педагогического движения: является учредителем Санкт-Петербургского педагогического общества, работает в Комитете грамотности, выступает организатором Комиссии по упрощению орфографии русского языка, председательствует в ученом отделе Общества распространения технических знаний в Москве, избирается почетным членом Российского Общества словесности, работает в комиссии по русскому и иностранному языкам в Педагогическом музее [6, с.437].

Третий: 1875–1880 гг. – период научно-методической и общественной деятельности, когда, вынужденно лишенный возможности преподавания, В. Я. Стоюнин в основном сосредоточился на подготовке трудов по изучению словесности. В этот период происходит значительное изменение его политических взглядов в сторону консерватизма. В методических пособиях и статьях В. Я. Стоюнин сформулировал новые подходы к изучению литературы:

  • воспитывающий, развивающий, а не информационно-знаниевый характер преподавания;
  • перенос приоритета в содержании образования на современные произведения со снижением доли историко-литературного материала;
  • акцент на формирование у учащихся самостоятельного отношения к литературным произведения, избегание преподавателем формулирования и навязывания готовых выводов;
  • доминирование таких развивающих методов как литературные беседы и самостоятельный разбор учащимися литературных произведений.

Четвертый: 1881–1888 гг.– синтезировано - обобщающий, связанный с работой педагога-просветителя в Стоюнинской частной женской гимназии в Санкт-Петербурге, реализацией им в сфере женского образования идеала и ценностей воспитания просвещенного человека-гражданина. В созданной его женой Марией Николаевной гимназии В.Я. Стоюнин работал инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории. В данной связи подчеркнем, что педагог-гуманист был убежденным сторонником гармоничного женского образования и многое сделал для разработки его теории и практики. Более того, Владимир Яковлевич был оригинальным философом женского образования. Гимназия Стоюниной, просуществовавшая до 1919 г., была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила животворный след в истории отечественного образования.

Несмотря на жизненные трудности, В. Я. Стоюнин смог получить очень солидное базовое образование в лучших тогда средних учебных заведениях Петербурга – в частном немецком училище при церкви Святой Анны (Анненское училище), а затем, со второго класса, в 3-й гимназии, где готовили будущих учителей для учебных заведений Петербургского учебного округа. В процессе обучения в гимназии, а затем в Петербургском университете у Владимира Яковлевича рельефно обозначились склонности к гуманитарным наукам – литературе, истории, древним и новым языкам; проявились незаурядные способности к литературному творчеству, прежде всего, поэзии.

Вместе с тем за время обучения у В. Я. Стоюнина сформировалось абсолютное неприятие жестко авторитарного стиля педагогической деятельности, базирующегося на насилии и физических наказаниях, подавлении личности и ученика, и учителя.

Позднее в процессе преподавания в гимназии он утвердился на ценностях педагогической деятельности, на подвижническом служении Отечеству, российскому обществу и русскому народу.

После весны 1861 г., когда с российского педагогического небосклона властями были удалены две мегазвезды Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский – именно В.Я. Стоюнину с его немногими современниками В. И. Водовозовым и Д. Д.Семеновым доведется осуществлять развитие педагогической науки и общественно-педагогической мысли на протяжении 1860–1870-х гг., пока не появилась новая генерация деятелей российского образования – В. П.Вахтеров, М. И.Демков, П. Ф. Каптерев, П. Ф.Лесгафт, В. П.Острогорский, В. В.Розанов, не получило признание педагогическое творчество Л. Н.Толстого.

В.Я. Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил плодотворный синтез двух стратегических парадигм общественно – педагогической мысли 1860 – х гг: общечеловеческой Н.И.Пирогова и национально – патриотической К.Д.Ушинского, причем в форваторе общественной деятельности.

Ученый-просветитель прозорливо предрекал грядущую смену доминант в российском образовании, когда в начале ХХ в. вместо государственной целеценностной доминанты выдвинется на первый план именно общественный идеал образования, и осознанно стремился к созданию в России бессословной национальной школы, ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов.

Можно констатировать, что педагог - гуманист выделил следующие составляющие черты просвещенного человека - гражданина:

Большая заслуга В.Я. Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением этой высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека-гражданина. Для этого школа должна быть действительно просвещенной, современной и общественной, свободной от политической конъюнктуры, общенародной, национальной и трудовой.

В.Я. Стоюнин выстроил субъектный ряд для реализации идеала просвещенного человека-гражданина: образованный чиновник – общественный деятель – священник как учитель – просвещенный педагог – образованная мать, ценящая науку, – активная личность.

Характерно, что для осуществления этих задач он лично работал на всех уровнях отечественного образования: от элитного – обучения членов царской семьи - до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная критика всех министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я. Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.

Литература

1.Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе / В.Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С. 148–199.

2.Стоюнин В.Я. Педагогические задачи Н.И. Пирогова [Текст] / В.Я. Стоюнин// Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С. 242–281.

3.Васильева О.Ю. Интервью // Ведомости. – 2016. – 24 августа.

4.Глинский Б. Б. Владимир Яковлевич Стоюнин [Текст] / Б. Б. Глинский // Исторический вестник. – 1889. – Т. 35. – № 2. – С. 413–444.

6. Савенок Г. Г. Педагогические взгляды и деятельность В. Я. Стоюнина [Текст] / Г. Г. Савенок // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С.6–31.

7. Сиповский В.В. Владимир Яковлевич Стоюнин. Биографический очерк [Текст] / В. В. Сиповский // Педагогические сочинения. – 3-е изд. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911. – С.1–38.

8. Витберг Ф. А. В. Я. Стоюнин, как педагог и человек: речь Ф. А. Витберга [Текст] / Ф. А. Витберг. – СПб., 1899. – 20 с.

Картинки по запросу стоюнин

В истории развития педагогической мысли в России В.Я.Стоюнин занимает почетное место. На протяжении всей своей жизни он сочетал практическую деятельность в школе с разработкой вопросов теории и истории педагогики, с работой в области методики преподавания русского языка и словесности, с занятиями литературного критика .

Краткая биографическая справка:

Родился в богатой купеческой семье. Получил среднее образование в училище при церкви Святой Анны, затем окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846). Мечтая о карьере дипломата, поступил на отделение восточных языков философского факультета Санкт-Петербургского университета (1846—1850), где увлёкся русской литературой.

Из-за обеднения семьи после окончания университета вынужден был зарабатывать частными уроками. В 1852—1871 преподавал русский язык и словесность в 3-й Санкт-Петербургской гимназии. Одновременно преподавал в Мариинском женском училище (1858—1861). Был в числе учредителей Санкт-Петербургского педагогического общества; участвовал в работе Комитета грамотности, по его инициативе организована Комиссия по упрощению орфографии русского языка.

Для подробного рассмотрения была взята именно эта работа Владимира Яковлевича, так как в ней содержатся основы преподавания литературы в школе. Стоюнин выводит постулат, которого должен придерживаться учитель, чтобы получить положительный результат своей работы.

Основные положения работы:

В данной работе В.Я.Стоюнин рассматривает историю русской системы образования. Школа предстает во взаимодействии с церковью, государством, обозначены плоды такого сотрудничества. Даются также положения идеальной школы, к которой необходимо стремиться.

В. Я. Стоюнин

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Педагогический вклад В. Я. Стоюнина в дело создания русской национальной школы 60-80-годов XIX века - тема научной статьи по биологии из журнала В мире научных открытий

Bagdasaryan Irina, Dudkina Galina

FORMATION OF THE MANAGER COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article presents a study on the formation of the manager communicative competence in terms of the functional-active approach. Some methods of impact during the process are developed, the dynamics of improving the manager communicative practice is described.

Keywords: communicative competence, the formation, functional-active approach,

training. УДК 159.9

Калантарян Любовь Алексеевна,

кандидат педагогических наук Ставропольский государственный педагогический институт г. Ставрополь, Россия lyubovkalantaryan@mail ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВКЛАД В.Я. СТОЮНИНА В ДЕЛО СОЗДАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 60-80-ГОДОВ XIX ВЕКА

Выдвигаемые В.Я. Стоюниным идеи гуманизации народного образования способствовали созданию народной школы способной не только образовывать, но и воспитывать детей. В.Я. Стоюнин обосновал необходимые условия для развития русской народной школы, это ориентация на потребности общества, глубокое изучение народной жизни и традиций народной педагогики и т.д.

Ключевые слова: национальное образование, воскресная школа, гуманистическое воспитание, народная педагогика.

В первое после реформенное десятилетие появилось достаточно большое количество народных и воскресных школ. Задача оставалась прежней - создать хорошую школу, которая не только бы давала образование, но и воспитывала бы детей. Народные школы еще не заслужили полного доверия народа, и зачастую мало ценились им.

Создание народной школы, которая не только давала бы образование, но и воспитывала бы детей, оказалось сложнейшей государственной, общественной и педагогической задачей. Создавая школы для образования народа, необходимы были специальные научные познания, ясные педагогические цели. Школа, должна вверяться людям, хорошо подготовленным к школьному делу, и вместе с тем должна получать свободу в своем развитии. Государство имеет право утверждать школьные программы, определять объем изучаемого курса, и требовать их выполнения, но у школы должна быть необходимая свобода в выполнении этих программ в соответствии с педагогической наукой.

В 70-80-е годы В.Я. Стоюнин продолжает развивать гуманистические идеи в народном образовании. Задачи народного образования, поставленные в 60-х годах педагогической общественностью, во многом так и оставались не реализованными. Антинародный и антиобщественный курс контрреформ Министерства народного просвещения 1871-1873 годов привел школу к ее глубокой деморализации.

Анализируя недостатки современной школы, за прошедшие два десятилетия после реформенных преобразований, он видит их причины в «космополитическом и без- 217 -

Недоверие общества науке, выступает как следствие укоренившихся религиозно-нравственных предрассудков, в результате чего научные знания все так же мало распространены в русском обществе.

В современном русском обществе не сформировано и правильное отношение к свободному труду, как к одной из основ общественной жизни, по причине долго просуществовавшего крепостничества.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: