Дети младшего школьного возраста как отмечают многие ученые уже по природе своей исследователи

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

-Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

-В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.

Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи .

Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Что такое проект?

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Продукт проекта – это то, что получится у ребенка после того, как он серьёзно поработает над своей темой, то есть это его идеи, мысли, замыслы

Проект необходим.

Если не пробовать – никогда не научишься!

Примерами проектной деятельности являются:

Исследования в любой области науки;

Решение проблем чтения;

Участниками проекта являются:

Проектная деятельность ставит перед собой следующие цели:

Общение с учащимися

Развитие навыков поиска сведений

Применение полученных знаний

Общение с родителями

Интернет –ресурсы + творчество развивают интеллект ребенка

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов :

Выдвижение первоначальных идей;

Выбор лучшей идеи;

Планирование проектной деятельности;

Работа над проектом;

Оценка и самооценка проекта.

Планирование проектной деятельности предусматривает:

3.Основная гипотеза проекта;

4.Текст, содержание работы;

5.Результаты исследований, журнал испытаний;

6.Наглядные материалы - иллюстрации, рисунки, диаграммы, схемы

7.Итоги, выводы проекта.

В создании проекта принимают участие: ребенок, учитель, родители.

В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важны со стороны родителей помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности, совместно с ребенком подготовить проект.

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых дети учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

интервьюировать членов семьи;

составлять устный рассказ;

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде презентации.

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация.

Технология проектного обучения способствует развитию таких
качеств личности:
- самостоятельность
- целеустремленность
- ответственность
- инициативность
- настойчивость
- толерантность

Проекты классифицируются:

1.По доминирующей деятельности учащихся.

1 .Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

4.. Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

5. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. По предметно-содержательным областям :

монопроекты (в рамках одной предметной области);

межпредметные (в рамках нескольких предметных областей);

надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

3. По количеству участников и характеру контактов в проекте:

индивидуальные

коллективные

4. По продолжительности выполнения проекта:

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Среднесрочные (12-15ч.)

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

5.По характеру контактов между участниками могут быть :

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.

Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка,

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

ВложениеРазмер
proekt_moya_lyubimaya_tsifra_2015-2016.docx 490.38 КБ
proekt_moya_lyubimaya_bukva_2015-2016.docx 482.29 КБ
proekt_zimuyushchie_ptitsy_3_kl.docx 2.33 МБ
istoriya_moey_familii.zip 2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Берендеевская средняя школа

Участники проекта – учащиеся 1 класса

Руководитель: Сабаева Лилия Рамзаевна

Учебный предмет: математика

Вид проекта : учебный.

Тип проекта : поисково-творческий .

Цель проекта: создание условий для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, привить интерес к науке математике; развитие творческих способностей.

1.Создание условий для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепление навыков счёта в пределах десяти; развитие творческих способностей.

2.Развивать умение работать с информацией, выбирать главное.

3.Развивать познавательную активность учащихся, творческие способности.

4.Воспитывать ответственность за выбранное дело.

Методы и приёмы : наблюдения, беседы, интерактивная деятельность, игра.

Проект осуществляется в три этапа.

Первый этап — подготовительный

Подбор и изучение литературы по теме

Разработка перспективного плана работы

Консультации для родителей о теме проекта.

Второй этап — практический

Проведение цикла занятий:

Рассматривание иллюстраций к цифрам в различных книгах.

План проведения презентации.

1.Вступительное слово учителя. Презентация.

а)Учитель: - Это город Цифроград.

Здесь обитают необычные жители .

Проживают в трудной книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.(цифры)

-Назови любое количество предметов в классе, используя цифры.

-А в какой книжке их можно увидеть?

- Сегодня мы каждую цифру заселим в свой домик.

Догадайтесь, о каких ваших любимых числах и цифрах пойдёт сейчас речь?

( О цифре 1, о цифре 2, о цифре 3).

Презентация своей цифры. Цифры(От 0 до 3)

Презентация своей цифры. (Цифра 4)

в)Учитель : Решите занимательную задачу:

Три ромашки – желтоглазки,

Два весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? ( 5 )

Цифра 5- любимая цифра многих людей.

-А кто же из ребят её выбрал и нам о ней расскажет?

Презентация своей цифры. (цифра 5).

Презентация своей цифры. (цифра 6).

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Появляется передний. ( Дни недели )

Презентация своей цифры.(цифра 7).

В зоопарке я бывала,

Обезьянок я считала,

Две сидели на доске,

Две играли на песке,

А четыре грели спинки

Скажи без запинки. ( 8 )

-Кто расскажет нам про цифру 8 ?

Презентация своей цифры. (цифра 8).

Досталась цифре девять

Мы очень любим в мае

Победу над фашизмом

Оно нам принесло. (9).

Презентация своей цифры.(цифра 9).

-Посмотрите, какой большой город .А сколько цифр в нём проживает?

Назовите их хором.

Учитель : Подведём итог вашей творческой работы! Как вы думаете, для чего мы с вами рассказываем друг другу о цифрах?( Ответы детей ).

Какая книжка вам понравилась больше? Чем?

-Что в твоей работе было самым трудным?

-А что самым интересным?

1 Из литературных источников мы узнали, где можно встретить цифры

2 С помощью наблюдения мы узнали, что числа помогают нам определить адрес дома, узнать время, цену, номера машин, телефонов, режим работы магазинов, аптек, почты.

3 В результате нашей работы мы узнали, как используются числа в нашей жизни. И поняли, что без знания математики обойтись невозможно.

4 Есть цифры любимые, а есть не очень. Но одно нам понятно, что без них нам никак не обойтись.

Наблюдения учителя за работой детей в проекте.

В ходе проекта учителем велись наблюдения за подготовкой проекта.

Дети заинтересовались темой проекта.

Важную роль при подготовке в проекте играет умение планировать свои действия. Большую роль в этой работе играет помощь родителей и учителя, которые направляют действия ребёнка, поддерживают его, помогают в творческой работе. В помощь каждому ребёнку был выдан проектный лист, в котором кратко описан план работы над проектом. Многие ребята показали себя ответственными за выбранное дело. Родители тоже проявили интерес к подготовке проекта. Они советовались с педагогом. Значимым моментом в проекте считаю взаимодействие ребят с родителями. Учитель при необходимости тоже включался и направлял детей. Важно и то ,что при анализе подготовки к проекту, своей работы участие приняли сами дети. Они высказывали своё мнение, выделяли самые интересные моменты и трудности, которые у них возникли.

Тему проекта считаю очень значимой, так как в обучении такие творческие проекты способствуют развитию интереса к предмету, познавательной активности, творческих способностей учащихся.

Проект получился интересным.

Предварительный просмотр:

Берендеевская средняя школа

Участники проекта – учащиеся 1 класса

Руководитель: Сабаева Лилия Рамзаевна

Учебный предмет: литературное чтение

Вид проекта : учебный.

Тип проекта : поисково-творческий.

Результаты педагогической диагностики на момент поступления в 1 класс показали, что далеко не все дети были достаточно подготовлены к обучению в школе и хотели учиться. Поэтому с первых дней обучения особенно важны проблемы мотивации учебной деятельности.

Цель : формирование положительной мотивации; активизация познавательных процессов на уроках обучения грамоте и письма;

развитие творческого потенциала обучающихся 1 класса.

Задачи : формировать речевые умения, фонематический слух, учить находить нужную информацию в соответсвии с темой; учить представлять (излагать) полученную информацию.

В своей работе мы использовали такие методы и приёмы:

Словесные: беседа, рассказывание, заучивание, слушание литературных произведений, отгадывание и придумывание загадок.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук.

Практические: изготовление поделки буквы, изготовление книжки.

Проект осуществляется в три этапа.

Первый этап — подготовительный

Подбор и изучение литературы по теме

Разработка перспективного плана работы

Второй этап — практический

Проведение цикла занятий:

1. Разовьется познавательная активность детей, интерес к знаниям, любознательность.

2. Сформируются фонематические процессы.

3. Расширится словарный запас.

4. Появится интерес и способность к чтению.

1. Определение темы проекта, её актуальности, распределение

объема работы между участниками, выявление потенциально сложных элементов в работе.

2. Сбор материала.

3. Обработка накопленного материала.

4. Творческий отчет о проделанной работе каждого участника

5. Доработка, техническое исполнение.

-Чтобы узнать, о ком и о чём будем сегодня говорить, отгадайте загадку!

Очень нужные сестрички

Если знаешь их секрет,

То на всё найдешь ответ.(Буквы)

- Сегодня на уроке

Весь наш маленький народ

В мир волшебный унесёт.
Полный смеха, света, краски!

А зовётся чудо – …!(Сказка)

- Кто жители в нашей сказке? (буквы)

- А какие буквы вы знаете? (гласные, согласные, знаки)

Алфавит-наш лучший друг

Знает всё на свете.

Букв есть множество вокруг

Учат их все дети!

- Что такое алфавит? ( совокупность букв, порядок букв)

-Давайте повторим-пропоём алфавит.

- Наш урок про волшебство и весёлые буквы. Мы отправимся в Буквоград, к своей любимой букве!

- У меня тоже есть любимая буква. Я расскажу о букве, которая отличается от других. И вот почему.

-Догадались? Это буква Ё

В русском языке около 12 500 слов с буквой Ё, из них примерно 150 слов на ё начинаются и около 300 на ё заканчиваются! (показать изделие)

Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1-м классе на

Родители консультировали в процессе поиска информации, оказывали помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, оказывали помощь в выборе форм книжки, выступили в качестве экспертов и жюри.

Таким образом, творческий проект стал первым опытом взаимодействия учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогут в дальнейшей учебной деятельности.

Все первоклассники изучили буквы русской азбуки.

В работе над проектом принимали участие дети, родители, классный руководитель.

Проект способствовал формированию положительных мотивов обучения.

Данные материалы можно использовать в работе по обучению грамоте и письму.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИСТОРИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ Работу выполнил Шмидт Роман у ченик 3 класса Берендеевской СШ Кл. руководитель Сабаева Л. Р. 2018

Так же из интернета, я узнал, что фамилии можно представить в виде таких групп: фамилии, образованные от имен; фамилии, образованные от названий профессий; фамилии, образованные от названий частей тела; фамилии, образованные от прозвищ; фамилии, образованные от названий животных; фамилии, образованные от ботанических терминов; фамилии, образованные от предметов домашнего обихода. фамилии нерусского происхождения.

Когда в России правила Екатерина II вышел Манифест (призыв) в котором она приглашала иностранцев на неосвоенные земли в Крыму. Так как сама была немкой, Екатерина Великая особенно хотела видеть на землях своего государства именно представителей этой национальности. А в 1804 году вышел новый закон, который предоставлял ряд льгот для иностранцев. Эти документы вызвали большой интерес на германских землях Европы, и в Россию выехало 27 тыс. немцев.

Шмидт Филипп Иванович Шмидт Нелли Фридриховна Мой прадедушка Шмидт Филипп Иванович родился 1 января 1934 году в Крымской АССР, Зуйского района деревня Розенталь. Прабабушка Шмидт Нелли Фридриховна родилась 18 марта 1935 года в Крымской АССР, Сакского района село Тилии . В августе 1941 года все крымские немцы в количестве 52 тыс. человек были депортированы из Крыма. Так семьи прадедушки и прабабушки оказалась в Казахстане. В 1954 году прадедушка и прабабушка поженились.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ С ФАМИЛИЕЙ ШМИДТ Пётр Шмидт - революционер, демократ, один из руководителей Севастопольского восстания 1905года . Отто Шмидт - известный математик, астроном, исследователь Севера . Алексей Шмидт - российский шоссейный и трековый велогонщик. У частвовал в летних Олимпийских играх в Афинах 2004году и Олимпийских играх в Пекине 2008года.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ Мыс Шмидта в Таймырском заливе Карского моря назван по имени выдающегося русского геолога, ботаника и палеонтолога академика Фёдора Богдановича Шмидта. Мыт Отто Шмидта на берегу Чукотского моря назван в честь выдающегося советского полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта . Мыс Шми́дта — в Японском море, расположенный в Приморском крае России, на острове Русском. Назван в честь командующего Тихоокеанской эскадрой адмирала Владимира Петровича Шмидта

Выводы: Перед началом работы я сформулировал гипотезу: фамилии – часть нашей истории. Эта гипотеза подтвердилась. Фамилия – это связующая нить с предками, раскрывающая их судьбы. История фамилии – это история моих предков, история моей семьи, а соприкоснуться с историей – значит сделать шаг к познанию своего рода. Каждый человек вправе гордиться своими предками, их трудом. Фамилия – живая история .

Горжусь я своею фамилией ! Ведь это не просто лишь слово. Оно дорогое мне, милое, Его повторяю я снова. Ведь это – моя фамилия, Ведь это – моя реликвия, Ведь это – моя семья, Ведь это – истинный я!


Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи.

Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Содержимое разработки

Проектная деятельность Из опыта работы учителя начальных классов Горр Т.В., МБОУ г. Иркутска СОШ № 38

Проектная деятельность

Из опыта работы учителя начальных классов Горр Т.В.,

МБОУ г. Иркутска СОШ № 38

Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность-это метод, который: -раскрепощает ребенка; -повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; -способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность-это метод, который:

-раскрепощает ребенка;

-повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации;

-способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи.

Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Что такое проект?

Что такое проект?

-проблема

-проектирование (планирование)

-поиск информации

-продукт

-презентация

Проблемы начальной школы: -низкая мотивация -не могут применять знания -не могут находить информацию -не могут интегрировать знания -не приспособлены к активной деятельности -не коммуникабельны

Проблемы начальной школы:

-низкая мотивация

-не могут применять знания

-не могут находить информацию

-не могут интегрировать знания

-не приспособлены к активной деятельности

-не коммуникабельны

Необходимо наличие социально значимой для ребенка проблемы. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблем. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

Необходимо наличие социально значимой для ребенка проблемы.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблем.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

 Результатом работы над проектом является продукт.

Результатом работы над проектом является продукт.

 Подготовленный продукт должен быть представлен общественности

Подготовленный продукт должен быть представлен общественности

 Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд

Посредственный учитель

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель

вдохновляет.

Уильям Уорд





Главное для учителя- помнить, что все учащиеся-звезды, Маленькие и большие, Близкие и далёкие, Но одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звёздочка мечтает сиять. И наша задача- помочь ученикам в этом.

Главное для учителя- помнить, что все учащиеся-звезды,

Маленькие и большие,

Близкие и далёкие,

Но одинаково красивые.

Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полета.

Каждая звёздочка мечтает сиять.

И наша задача- помочь ученикам в этом.

 Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Спасибо за внимание!

Творческих успехов!


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлено описание опыта работы учителя Лященко Елены Николаевны по развитию проектной деятельности в начальной школы. Материал может быть использован учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования в работе с учащимися 1 - 4 классов на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность в начальной школе.

Из опыта работы.

Автор: Лященко Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия №44 г.Иркутска

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это метод, который

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования .

Работа по методу проектов– это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры, спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В первом классе более приемлема коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс.В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.

1) Найти информацию о зимующих птицах в городе;

2) Изучить, чем питаются птицы;

3)Провести акцию по сбору птичьего корма;

4) Изготовить кормушки;

5) Разместить кормушки на на пришкольном участке;

6) Следить за кормушками, обновлять корм;

Во время прогулки дети наблюдали, какие птицы прилетают на их кормушки. После занятий кормили птиц, наблюдали и считали количество прилетевших пернатых, фотографировали, рисовали. Интерес к данной теме, кроме общественной пользы, связан, прежде всего, ещё и с личным интересом, так как учащиеся получили новые знания и умения. Труд ребят был отмечен на линейке параллели школьной грамотой.

В целом при работе над проектом учитель:

• помогает ученикам в поиске нужных источников;

• сам является источником информации;

• координирует весь процесс;

• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Отметим правила успешности проектной деятельности:

• В команде нет лидеров, все равны.

• Команды не соревнуются.

• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом .

• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

На чём основана работа по созданию проекта?

Каковы принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта.

Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:

• Выбери тему исследования

• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы

• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы

• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы

• Оформи результаты своей работы

• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.

Проектно-исследовательские умения – это способность выполнять умственные и практические действия, подразумевающие самостоятельный выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне.

Проект предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности, от постановки проблемы до презентации результатов своей работы.

Для формирования успешной реализации проектно-исследовательской деятельности школьников выделим следующие умения:

1. Умения, поисковые, т.е. выбор темы, постановка цели и задач исследования, применение доступных методов исследования;

2. Умения работать с информацией, т.е. находить источник информации, умения работать с текстом, выделять главное, формулировать вывод.

3. Умения организовать свою работу, т.е. организовать свое рабочее место, планирование работы;

4. Умения представить результат своей работы, т.е. использовать различные формы представления, уметь задавать и отвечать на вопросы, точно и правильно говорить;

5. Умения оценочные, т.е. оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки.

Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы педагогические условия:

- Любые занятия в начальной школе должны отвечать определенным требованиям, сформированным ещёЯ.А.Коменским: доступность, посильность, соответствие детской природе.

Таким образом отмечаем, что обучение, направленное на формирование проектно-исследовательских умений, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся начальной школы.

-Любая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это движущая сила любого действия. Мотивационные основы: потребность в новых знаниях; достижение значимого результата; приобретение опыта. Можно учить ребенка, но нельзя научить без его желания. Соответственно, необходимо сделать проектно-исследовательскую деятельность для учеников яркой, привлекательной, интересной, используя все возможные средства.

- Для организации проектно-исследовательской деятельности учитель должен обладать определенными качествами:

- владеть знаниями об проектно-исследовательской деятельности;

- стремится реализовать личностный подход к учащимся;

-включится в сотрудничество и сотворчество; обладать творческим потенциалом.

Для чего нужны проекты?

Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности обусловлена следующими положениями:

Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования универсальных учебных действий:

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

• обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

• научиться применять полученные знания,

• организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом.

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам обучения”. И, как показывает опыт работы, проектный метод обучения успешно применяется в начальной школе. Предлагаю вашему вниманию три индивидуальныхпроекта:

Читайте также: