Деятельность связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну какая школа

Обновлено: 04.07.2024

Оригинальность более 50%. Работа написана самостоятельно в 2015 году по всем стандартам Российских ВУЗов. .

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 История развития экономической теории ………………………………… 5
1.1 Причины расхождения во взглядах разных экономических школ …. 5
1.2 Развитие основных экономических школ ……………………………. 7
2 Современный этап развития экономической теории ……………………. 12
2.1 Значение экономической теории …………………………………….. 12
2.2 Современные школы и направления экономической теории ………. 15
Заключение ………………………………………………………………….. 22
Библиографический список ………………………………………………… 24
Приложение …………………………………………………………………. 26

Введение

Актуальность темы исследования заключается в значении истории экономической мысли как истории попыток понимания действия экономики, основанной на рыночных операциях. Экономическая наука основывается на исследовании проблемы рыночного обмена. При этом каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, способствует уяснению характера определенных причинно-следственных связей в экономике. Знание различных экономических теорий способствует пониманию сложности и взаимозависимости всех экономических перемен и избеганию склонности свойственной человеку, которая заключатся в поиске простых и ясных, но неправильных решений сложных проблем.
По мере развития экономической теории её предмет определяли по-разному. Меркантилисты относили её к предмету деятельность, связанной с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии считали её наукой о богатстве, представители исторической школы рассматривали в качестве учения о повседневной деятельности людей.
Маржиналистами и неоклассиками такая деятельность связывалась с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцами была добавилена необходимость в изучении и формировании экономической политики государства, а институционалистами было уделено внимание социальным аспектам данной политики.
Марксисты при исследовании общественного производства, диалектики производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу об изучении политической экономией законов, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономических закономерностей исторического развития.
Таким образом, изучение исторических предпосылок экономической мысли способствует выявлению исторических особенностей системы, пониманию закономерностей развития мировой цивилизации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе развития экономических школ.
Предмет исследования составляют основные экономические школы.
Целью исследования является анализ истории развития основных экономических школ.
Для достижения поставленной цели определены следующие базисные задачи исследования:
- определить причины расхождения во взглядах разных экономических школ
- описать развитие основных экономических школ
- показать значение экономической теории
- рассмотреть современные школы и направления экономической теории.
При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, логический и другие.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники, проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Учебная и научная литература
1. Амосова В.В. Экономическая теория: учебник. – СПб: Питер, 2012. - 480с.
2. Базылёв Н.И. Экономическая теория: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 672с.
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2010. – 528 с.
4. Березин И.С. История экономической теории: учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 2013. – 460 с.
5. Березин И.С. Краткая история экономического развития: учебное пособие. – М.: Март, 2011. – 223 с.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-М, 2012. – 384 с.
7. Булатов А.С. Экономика: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 897 с.
8. Добрынин А.И. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2011. - 288с.
9. Кравченко А.И. Экономика: учебник. – М.: Академический Проект,2011. – 512 с.
10. Курс экономики: учебник // под ред. В.В. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 462 с.
11. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – М.: Омега-Л, 2012. – 375 с.
12. Океанова З.К. Основы экономической теории: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.
13. Основы экономики: учебное пособие // под ред. Д.Д. Вачугов, Т.Е. Берёзкина, Н.А. Кисляков. – М.: Высшая школа, 2013. – 376 с.
14. Ромашов О.В. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2010. – 320 с.
15. Сидорович А.В. Курс экономической теории: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 670 с.
16. Федоренко Н.П. Вспоминая прошлое, заглядываю в будущее: учебное пособие. – М.: Наука, 2012. – 526 с.
17. Экономика: учебное пособие // под ред. Е.В. Красникова. – М.: Омега-Л, 2011. – 296 с.

Периодическая печать
18. Абдулгамидов Н. О соотношении внутренних и внешних условий развития // Экономист. – 2012. – № 5. – С. 3-16.
19. Амосов А. Об условиях развития народного хозяйства // Экономист. – 2014. - № 6. – С. 3-6.
20. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики. – 2012. - № 1. – С. 28 -48.
21. Байнев В. Электроэнергетика: пути развития // Экономист. – 2014. - № 10. – С. 42-56.
22. Микульский К.С. Об эволюции российской модели постсоциалистической экономики // Общество и экономика. – 2011. – № 11. – С. 6.
23. Пустовгаров Ю.Л. Нам нужна экономика, базирующаяся на инновационной модели развития // Экономика и управление. – 2011. – № 12. – С. 3.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну - МЕРКАНТИЛИЗМ;
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство - ФИЗИОКРАТИЗМ;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена - МАРКСИЗМ;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования - МАРЖИНАЛИЗМ.

1. Когда и как возникла экономическая теория как наука?

2. Каковы основные этапы развития экономической мысли?

3. В чем суть основных экономических учений до XX века?

5. Что изучает экономическая теория?

6. В чем заключается основная проблема экономической теории?

7. Что составляет предмет экономической теории?

8. Каковы функции и методы экономической теории и в чем их суть?

9. Каково место экономической теории в системе экономических знаний?

10. Каковы структурные составляющие экономической теории?

ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Кто из выдающихся экономистов является проповедником экономики свободного рынка:

б) Томас Мальтус;

2. Что изучает экономическая теория: *

а) законы экономического развития;

б) бухгалтерский учет;

в) механизм функционирования экономических систем;

г) принципы делового общения;

д) экономическую политику государства;

е) функционирование отраслей хозяйства;

ж) экономику бизнеса;

з) экономическую статистику?

3. Предметом экономической теории является: *

а) выяснение законов экономического развития;

б) анализ механизма функционирования экономических систем;

в) разработка принципов экономической политики;

г) изучение поведения индивидуумов при реализации их экономических интересов.

4. В каком из перечисленных направлений экономическая наука имеет прикладное значение: *

а) каждый человек вынужден использовать свои знания и опыт для того, чтобы зарабатывать деньги и рационально их тратить.

б) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, в которых невозможно разобраться без знания экономической теории;

в) знакомство с экономической наукой позволяет успешнее осуществлять предпринимательскую деятельность;

г) каждый человек находится во власти экономических процессов и стихийно воздействует на них.

5. Если изучается экономика .как целостная система, то это анализ: *

6. Микроэкономика изучает…

а) производство в масштабе государства;

б) совокупное потребление;

в) ценообразование на предприятии;

г) уровень инфляции.

7. Уровень цен и количество безработных в стране изучает.

в) экономика рынка;

г) мировая экономика.

8. Ниже указаны воззрения экономистов разных научных направлений на предмет экономической науки. Укажите, какое направление какой концепции придерживается:

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;

б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;

в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;

г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

9. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность существования;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.

ОТВЕТЫ К ТЕМЕ 1

1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;

б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;

в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;

г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..

Этапы предмета экономической теории

а) учение о справедливости: экономия и хрематистика;

б) схоластика: первый опыт систематизации категорий;

б) классическая политическая экономия;

в) марксистская политическая экономия;

а) неоклассическое направление;

б) кейнсианство и его эволюция;

в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании;

г) новая политическая экономия — теория общественного выбора;

д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм.

3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:

б) теории физиократов;

в) взглядам классиков английской политической экономии.

5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:

б) теория физиократов;

6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:

а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;

б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;

в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;

е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);

з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;

и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;

к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.

7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:

8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;

ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

12. Верны ли следующие утверждения:

а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);

б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?

13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б) переход мышления от конкретного к абстрактному;

в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;

г) переход от абстрактного к конкретному.

14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность существования;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.

15. Разберитесь в ситуации.

Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.

Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.

II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ

В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.

ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).

Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)

Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.

Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.

Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.

Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).

На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.

В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).

Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей


Определение наклона кривых


1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;

б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;

в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;

г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..

Этапы предмета экономической теории

а) учение о справедливости: экономия и хрематистика;

б) схоластика: первый опыт систематизации категорий;

б) классическая политическая экономия;

в) марксистская политическая экономия;

а) неоклассическое направление;

б) кейнсианство и его эволюция;

в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании;

г) новая политическая экономия — теория общественного выбора;

д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм.

3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:

б) теории физиократов;

в) взглядам классиков английской политической экономии.

5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:

б) теория физиократов;

6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:

а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;

б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;

в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;

е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);

з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;

и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;

к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.

7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:

8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;

ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

12. Верны ли следующие утверждения:

а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);

б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?

13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б) переход мышления от конкретного к абстрактному;

в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;

г) переход от абстрактного к конкретному.

14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность существования;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.

15. Разберитесь в ситуации.

Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.

Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.

II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ

В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.

ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).

Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)

Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.

Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.

Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.

Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).

На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.

В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).

Читайте также: