Деятельность ресурсного центра в инклюзивной школе

Обновлено: 28.06.2024

Концепция инклюзивных ресурсных центров во всем мире продолжает развиваться, поскольку меняются взгляды общества на людей с особыми потребностями, в том числе и на людей с инвалидностью, которые все больше считаются активными членами общества, которые могут вносить вклад в его развитие при условии предоставления им дополнительной поддержки. Общая цель деятельности ресурсных центров - выявлять и координировать эту поддержку.

С начала своей деятельности большинство ресурсных центров имели только лечебную или реабилитационную направленность, в частности на выявление причин, которые привели к инвалидности, уменьшение количества последствий, и, в конце концов, лишение человека последствий инвалидности.

Сейчас уже очевиден тот факт, что успешная интеграция людей с особыми потребностями в общество возможна тогда, когда усилия направлены не только на его подготовку к жизни в обществе, но и на осуществление соответствующих изменений в самом обществе, в том числе и отношение общества к таким людям.

Именно поэтому ресурсные центры во всем мире часто выполняют обе роли:

  1. предоставление поддержки отдельным лицам с особыми потребностями;
  2. предоставление поддержки школе, семье и обществу, в которые вовлечены эти люди.

В мире действуют различные модели ресурсных центров, что частично определяется потребностями целевых пользователей или объема предоставляемых услуг. При определении модели ресурсного центра необходимо учитывать целевые группы и цели обслуживания.

Многие ресурсные центры сосредоточивают свою деятельность на содействии процессу интеграции людей с особыми потребностями в общество двумя способами:

  1. это развитие навыков (потенциала) представителей организаций - поставщиков услуг (учителей, социальных работников и др.), а также родителей, для того, чтобы они могли удовлетворять физические, эмоциональные, коммуникативные и другие потребности человека с особыми потребностями;
  2. развитие навыков и умений самого человека с особыми потребностями для того, чтобы повысить его академический, социальный, эмоциональный и физический потенциал, а также улучшить навыки самопомощи.

Существует две основные модели ресурсных центров. Эти модели появились в ответ на существующие потребности людей с инвалидностью, семей детей с особыми потребностями, работников служб домашнего ухода и поддержки или отдельных целевых групп (например, людей с нарушениями зрения).

Первая модель предоставления услуг ресурсным центром предусматривает их предоставление различными специалистами (трудотерапевт, физиотерапевт, логопед, коррекционный педагог, медицинские работники, другие специалисты) по месту потребности этих услуг. Специалисты ресурсного центра могут оказывать консультационные и информационные услуги непосредственно родителям детей с инвалидностью, педагогам учебных заведений, где учатся такие дети; другим представителям местной общины.

Вместе с предоставлением этих услуг, ресурсный центр также обеспечивает соответствующие ресурсы. Например, оборудование для повышения мобильности и самостоятельности лиц с физическими расстройствами; коммуникативное приспособление вместе с программным обеспечением, информационные материалы. Ресурсы могут предоставляться на основе кратко- или долгосрочной ссуды. Центры часто применяют ротацию оборудования или поочередное пользование им, когда человек, больше не нуждается в определенном устройстве, передает его для повторного использования другим. Услуга по распределению ресурсов в этой модели реагирует на потребности клиента, группы или общины.

Вторая модель ресурсного центра предусматривает предоставление услуг непосредственно на базе центра. Родители с детьми с особыми потребностями, работники учебных заведений, другие специалисты посещают центр, чтобы получить необходимую поддержку. Такая поддержка предусматривает консультации специалистов, наблюдения родителей за работой специалистов, чтобы продолжать ее дома, и тому подобное.

Услуги, предоставляемые на базе центра, могут предусматривать консультации специалистов в вопросах осуществления необходимой адаптации или модификации, обучения отдельным методам работы с детьми с нарушениями психофизического развития и тому подобное. Использование и распределение ресурсов осуществляются подобно первой модели ре-ресурсного центра.

Главным фактором, который влияет на выбор той или иной модели ресурсного центра, является географический - по первой модели (модель дистанционного обслуживания) работают ресурсные центры, предоставляющие услуги (ресурсы) лицам, проживающим в отдаленных районах или которым сложно приезжать в ресурсный центр. В таком случае к услугам и ресурсам, которые предоставляются по месту нахождения человека с особыми потребностями, могут добавляться ресурсы, доступные в режиме онлайн или через Интернет.

Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Главным фактором при выборе той или иной модели ресурсного центра является учет потребностей целевой группы - взрослых и детей с инвалидностью, а также их семей. Очевидно, что помимо географического фактора тот или иной выбор модели ресурсного центра зависит и от других факторов, в частности наличия соответствующих специалистов и других ресурсов, однако основным остается направленность деятельности ресурсных центров не только на уменьшение количества последствий влияния нарушений развития или инвалидности на успешную интеграцию человека с особыми потребностями в жизни общества, но и на изменения в самой среде - в семье, учебном заведении, местной общине. аких-либо отдельных частей; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями и тому подобное. Интегрировать услуги означает гармонизировать и объединить их. Услуги могут быть интегрированы на разных уровнях - на уровне департаментов образования и науки, а также на уровне учебных заведений. Интеграция услуг обеспечивает их эффективное использование и предотвращает дублирование усилий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ресурсный центр школы как средство

методического сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Фоменко И.А., директор МОУ СОШ №12

г.Новоалександровска Ставропольского края

В статье представлен опыт создания ресурсного центра инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы. Описан возможный механизм трансляции опыта создания специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через реализацию интернет-лабораторий педагога-психолога, учителя-предметника, учителя начальных классов. Представлен вариант сетевого распространения опыта в Новоалександровском городском округе Ставропольского края через реализацию интернет-модуля повышения квалификации, создание системы внедрения и реализации новых технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов обусловлено проблемами, с которыми столкнулись образовательные организации при широкой организации инклюзивного образования.

Во-первых, в общеобразовательных организациях отмечается практически полное отсутствие специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учителя - предметники не знакомы со специальной педагогикой и психологией, не владеют приемами организации совместного обучения детей с ОВЗ, методами коррекционно-развивающей работы, не умеют проектировать адаптированные рабочие программы. А ведь после введения стандартов обучения детей с ОВЗ, эти профессиональные умения учителя выходят на первый план.

К сожалению, система повышения квалификации в регионе в области инклюзивного образования, в большей части ориентирована на теоретическую подготовку педагогов, мало проводится практических семинаров, мастер-классов.

Педагоги остаются один на один с проблемой адаптации ребенка с ОВЗ в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни. Недостаточен и уровень мотивации учителей к работе в условиях инклюзивного образования, отсутствуют навыки работы с родителями таких учеников, включения детей с ОВЗ в воспитательную работу класса.

Во-вторых, отмечается неготовность школ к проектированию инклюзивной образовательной среды, отсутствие организационных, материально-технических, методических условий, что создает трудности в создании пространства совместного обучения и воспитания в течение короткого периода.

Поэтому, в условиях внедрения стандартов работы с детьми с ОВЗ, каждый работник школы испытывает потребность в повышении уровня своих знаний, как теоретических, так и освоении практических приемов и навыков работы, знакомстве с опытом работы других учителей. Нами отмечено, что наиболее успешно освоение новых технологий происходит в режиме практической деятельности, погружения в реальные ситуации и события, выполнения конкретных функций.

Необходима системная поддержка подготовки педагогов к реализации инновационных технологий совместного обучения со стороны школ инклюзивного типа с использованием ресурсов инновационных площадок, реализующих практику инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Главным ресурсом профессионального развития в образовательной среде являются сетевые технологии вовлечения педагогов в активное взаимодействие друг с другом в рамках методических объединений, курсов повышения квалификации.

– лаборатория организации инклюзивного и индивидуального образования;

- лаборатория педагогических технологий инклюзивного образования;

– лаборатория психолого-педагогического сопровождения;

– лаборатория консультирования родителей.

Лаборатория организации инклюзивного и индивидуального образования реализует вопросы управления образовательной организацией, создания нормативных документов, определения алгоритмов работы всех участников образовательного процесса.

Лаборатория педагогических технологий рассматривает вопросы обеспечения доступности образовательного процесса для различных категорий обучающихся с ОВЗ (обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата). В центре внимания лаборатории - проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

Особое значение имеет работа с родителями, поэтому лаборатория консультирования родителей является интегративной. Родители всех детей с особыми образовательными потребностями, поступающих в школу, имеют возможность посетить классные кабинеты, увидеть рабочие места, посмотреть в деле оборудование специальных кабинетов.

Всеми специалистами школы проводятся многочисленные консультации, показывающие преимущества специального оборудования, результаты его использования. Лаборатория позволяет объединить усилия всех специалистов школы, участвующих в реализации проекта, и родителей детей с ОВЗ. Особое внимание лаборатория уделяет формированию мотивов вовлечения родителей в процесс обучения. Занятия в клубе родителей, организованные дистанционно помогают обучиться новым навыкам, найти поддержку, почувствовать себя способным сделать что-то новое, строить социальные отношения с другими родителями и др.

Организуя систему повышения квалификации, мы широко используем ресурсы инновационной площадки, в статусе которой педагогический коллектив работал несколько лет. В особых условиях 2020 года, основным ресурсом профессионального развития педагогических коллективов стали сетевые технологии. Несмотря на трудности организации сетевого взаимодействия, появляются и положительные моменты. Так, есть возможность вовлечения специалистов инклюзивных школ в активное взаимодействие друг с другом и педагогами общеобразовательных школ, в рамках общих методических мероприятий, через реализацию интернет-лабораторий. Главное - обеспечить возможность обмена опытом по созданию учебно-методических комплексов, рабочих программ, конспектов уроков, проектов по созданию доступной образовательной среды, специальных условий для обучающихся с ОВЗ. Это дает и нам возможность получить обратную связь от других инклюзивных и общеобразовательных школ, чтобы доработать представленные методические продукты.

Результативность работы ресурсного центра определяется следующими критериями: высоким уровнем удовлетворенности педагогов, участвующих в проводимых мероприятиях, наличием сознательной мотивации у педагогов к изменениям в своей деятельности, наличие индивидуального образовательного маршрута педагогов, участие в проектной деятельности, активное освоение внешних и внутренних ресурсов.

3. Беткер Л. М. Стажировочные площадки и тьюторство в организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Беткер // Вестник Угроведения. – 2015. – № 2 (21). – С. 144–149.

4. Глухова Е. С., Литвина С. А . К вопросу о психологической готовности педагогов и родителей к введению инклюзивного образования / Глухова Е. С., Литвина С. А . // Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

5. Годовникова Л. В., Асафайло О. П. К вопросу подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования / Годовникова Л. В., Асафайло О. П.// Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурсная деятельность в образовании –это деятельность, направленная на реализацию и внедрение результатов экспериментальной и инновационной работы в общеобразовательную практику, для чего необходима концентрация ресурсов: кадровых, материально-технических, научно-методических – в специально созданном ресурсном центре.

Для работы по внедрению результатов инновационной работы в общеобразовательную практику при ресурсном центре создается сеть ресурсного центра, под которой понимается группа образовательных учреждений, осуществляющих трансляцию образцов новой образовательной практики по единой программе. Характерной чертой сети ресурсного центра является принципиально сетевой характер взаимодействия.

В инклюзивном образовании в качестве ресурсных центров могут выступать образовательные учреждения разного типа – как специальные (коррекционные) образовательные учреждения, так и учреждения системы общего образования.

В современных условиях, безусловно, возникает необходимость трансформации модели специального образования. Специальное образование в России сегодня обязательно должно соответствовать нормам действующего международного права, российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации более эффективного и качественного сопровождения обучения детей в интегрированных инклюзивных формах.

Например, в ряде регионов Российской Федерации (Республика Чувашия, Псковская и Калининградская области) специальные (коррекционные) образовательные учреждения были определены ресурсными центрами по развитию инклюзивных процессов и по психолого-педагогической поддержке процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах.

В Псковской области проживает 80100 детей, из них в системе специального (коррекционного) образования обучаются 4807 детей с ОВЗ, что составляет почти 6 % от общего количества детей.

Для организации обучения детей с ОВЗ, в том числе с особенностями интеллектуального развития, в общеобразовательных учреждениях области была разработана разноуровневая модель взаимодействия систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения по сопро вождению детей с ограниченными возможностями здоровья, центром которой определялось специальное (коррекционное) образовательное учреждение, чаще всего – школа-интернат. Эта модель предполагает тесное взаимодействие регионального и муниципального уровней управления.

Читайте также: