Деятельность по разработке ооп школы завершается экспертизой ооп

Обновлено: 04.07.2024

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Согласно позиции, высказанной Департаментом, примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно- методической документацией, которая позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В ситуации большой вариативности основных образовательных программ выбор содержания образования в виде примерной ООП является серьезной управленческой задачей. Выбор должен осуществляться на основе предварительного изучения и профессионально-общественной экспертизы программы всеми участниками образовательного процесса, а завершаться – принятием решения о ее утверждении как общественной договоренности. При этом параметры и критерии выбора и экспертизы примерной ООП у разных участников образовательного процесса могут отличаться.

Правильность процедуры экспертизы определяется тем, насколько полно и грамотно проведены ее этапы:

- постановка цели и определение предмета проведения экспертизы;

- разработка процедуры проведения экспертизы;

- отбор экспертных организаций и формирование группы экспертов;

- организация экспертизы;

- сбор информации, полученной от экспертов;

- обработка, анализ и обобщение полученной информации

- принятие решения с учетом результатов экспертизы.

В дошкольном образовании программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей: младенческого возраста; раннего возраста; дошкольного возраста.

Новым при проведении экспертизы программ является оценка их содержания.

Содержание программ дошкольного уровня образования должно полностью соответствовать запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Способ структурирования и развертывания содержания программ по образовательным областям должен соответствовать их целям, зависеть от возраста детей и реализовываться в определённых видах деятельности.

Содержание программы дошкольного уровня образования должны обладать достаточным для возникновения и поддержания высокой мотивации использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Контролируемость содержания программы дошкольного уровня образования и механизмов достижения ее целей позволяет осуществить проверку результатов освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

Осуществление экспертизы предполагает тщательный отбор экспертов для ее проведения. Однако не каждый специалист, даже весьма авторитетный, может быть рекомендован в качестве эксперта. Некоторые из них при обширных знаниях не обладают качествами, необходимыми для члена экспертной группы.

Эксперт должен быть компетентным в предметной области, владеть методикой проведения экспертизы, обладать общей эрудицией, аналитическим умом, а также чувствовать тенденции развития оцениваемых явлений. Желательно, чтобы эксперт имел высокий общественный статус и был признан в своей профессиональной области.

Эксперт должен также владеть экспертной методологией и обладать определенными способностями, например, креативностью, которая позволит осуществлять экспертизу программ не только по готовым критериям, но и проводить их исследование, выявляя скрытые, еще не явные смыслы. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности, ее последствий для развития образования.

Значимой для эксперта характеристикой является также оптимальное сочетание его качеств как научного и практического работника. К ним относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых вопросов, к их объективной всесторонней оценке, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем и достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую информацию.

При проведении экспертизы рекомендуется сочетать два метода: метод групповых и метод индивидуальных экспертных оценок.

Критерии экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного образования :

Паспорт ПООП оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы, содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования.

Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий.

Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП.

Документ включает методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольной образовательной организации по разработке на основе ПООП основной образовательной программы детского сада.

Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой разработчиками и заказчиками в последующие 3–5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы, обеспечивающей реализацию ее нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.

Документ представлен на бумажных (в трех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.

Итак, процедура экспертизы ПООП ДО проводится в несколько этапов:

1. Подготовительный этап. Включает задачи постановки цели и определение предмета проведения экспертизы; разработки процедуры проведения экспертизы; отбора и формирования группы экспертов.

2. Первый этап проведения экспертизы. Включает задачи: сбора информации, полученной от экспертов; анализа и обработки информации, полученной от экспертов.

3. Второй этап принятия решения по результатам экспертизы. Осуществляется обобщение собранной информации, выработка и принятие решения.

Таким образом, принцип поддержки разнообразия детства, являющийся основополагающим принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, предполагает вариативность содержания дошкольного образования. Достижение реальной вариативности гарантировано, т. к. содержательная часть Примерной программы носит рамочный и модульный характер, позволяя выстраивать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах различных по характеру комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования. Все используемые сейчас программы дошкольного образования, включая парциальные, прошедшие экспертизу, могут использоваться организацией целиком или частями, в виде образовательных модулей.

Список использованных источников

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 “Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ”

3. Методические рекомендации по организации и проведению экспертизы примерных основных образовательных программ всех уровней общего образования / Зырянова А. В. – М. : "РГ" Федеральный выпуск 2013. –106с.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Лилия Викторовна Обухова Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно.

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Изобразительная деятельность в средней группе. Сравнение двух образовательных программ О РОССИЙСКИХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Видео В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим "Самоанализом результатов использования новых образовательных.

Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации в образовательном учреждении (ДОУ) напрямую зависит от системы.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 мая 2021 года N 241

в Министерстве юстиции

16 июня 2021 года,

регистрационный N 63889

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 мая 2021 года N 241

Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ

I. Общие положения

1. Примерные основные общеобразовательные программы (далее - примерные программы) разрабатываются:

по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования;

по рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

2. Примерные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемого на соответствующие годы Правительством Российской Федерации.

3. Примерные программы, разрабатываемые по основным общеобразовательным программам, включают в себя учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также примерную рабочую программу воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Примерные программы, разрабатываемые по рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включают в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

4. Примерные программы разрабатываются на русском языке.

5. Проекты примерных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования, а также учебно-методическими объединениями в системе общего образования (далее - разработчики, УМО в системе общего образования).

6. Действие настоящего Порядка не распространяется на примерные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

II. Проведение экспертизы проектов примерных программ

7. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в УМО в системе общего образования на бумажном носителе и в электронной форме (далее - комплект документов) с сопроводительным письмом.

В случае если УМО в системе общего образования является разработчиком проекта примерной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной программы.

8. Проекты примерных программ проходят экспертизу на соответствие положениям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

9. Проекты примерных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

К экспертизе примерных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. УМО в системе общего образования в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы:

направляет комплект документов не менее чем в две организации, осуществляющие образовательную деятельность, и (или) научные организации (далее - образовательные и научные организации), не являющиеся разработчиками проекта примерной программы и определяемые УМО в системе общего образования;

направляет комплект документов в централизованную религиозную организацию (при необходимости);

размещает информацию о разработке проекта примерной программы с проектом примерной программы на официальном сайте УМО в системе общего образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) и обеспечивает создание технических и организационных условий для публичного представления предложений по проекту примерной программы.

11. Образовательные или научные организации в месячный срок со дня получения проекта примерной программы проводят его экспертизу и направляют экспертное заключение в УМО в системе общего образования.

12. Централизованная религиозная организация в месячный срок со дня получения проекта примерной программы проводит его экспертизу и направляет экспертное заключение в УМО в системе общего образования (при необходимости).

13. К экспертизе проектов примерных программ могут привлекаться общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, соответствующей направленности примерной программы.

14. В случае непредставления экспертного заключения в сроки для проведения экспертизы, установленные пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, проект примерной программы считается прошедшим экспертизу.

15. Проект примерной программы с прилагаемыми экспертными заключениями и поступившими предложениями по проекту примерной программы, указанными в абзаце четвертом пункта 10 настоящего Порядка (при наличии), рассматривается на заседании УМО в системе общего образования в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

16. По результатам рассмотрения проекта примерной программы УМО в системе общего образования принимает одно из следующих решений:

а) одобрить примерную программу;

б) одобрить примерную программу, исключив из реестра примерных основных общеобразовательных программ (далее - реестр) предыдущую соответствующую примерную программу;

в) отклонить проект примерной программы;

Решения УМО в системе общего образования принимаются простым большинством голосов членов УМО в системе общего образования, участвующих в его заседании. В работе УМО в системе общего образования могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также иностранные юридические лица и иностранные граждане.

17. Решение УМО в системе общего образования, в том числе содержащее информацию об учете результатов экспертных заключений и предложений по проекту примерной программы, указанных в абзаце четвертом пункта 10 настоящего Порядка, оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляется разработчикам.

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

С 01.01.2023 в п. 1 ч. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с данными положениями (в ред. ФЗ от 26.05.2021 N 144-ФЗ) не позднее 01.09.2022.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 322-ФЗ)

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

С 01.01.2023 в ч. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ). См. будущую редакцию.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Чтобы избежать замечаний органов надзора, проверяйте содержание и структуру основной образовательной программы (ООП) каждого уровня образования. Читайте, как проверить структуру ООП по ФГОС и при необходимости внести в нее изменения.

Что проверить в содержании ООП

ООП школы отражает основные характеристики обучения на каждом уровне образования – объем, содержание, планируемые результаты. Проверьте, чтобы ООП включала:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей;
  • формы аттестации; и методические материалы.

Эти компоненты программы указаны в определении, которое дает пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Дополнительные требования к ООП предъявляет ФГОС каждого уровня образования.

Что проверить в структуре ООП

Требования к структуре ООП устанавливают ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Каждая программа должна состоять из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Внимание: убедитесь, что названия разделов соответствуют ФГОС. Иначе проверяющие вынесут предписание.

Что проверить в целевом разделе

ФГОС начального, основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к пояснительной записке. Что проверить в записке в зависимости от уровня образования, смотрите в таблице.

Что проверить в пояснительной записке ООП

Содержание

ФГОС

НОО

ООО

СОО

Цели реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы

Принципы и подходы к формированию ООП

Состав участников образовательных отношений

Общая характеристика ООП

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

Учитывайте, что на основе планируемых результатов составляют:

  • рабочие программы учебных предметов и курсов;
  • рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
  • программы развития универсальных учебных действий;
  • программы воспитания и социализации учащихся;
  • методические материалы.

В систему оценки достижения планируемых результатов должны входить разные методы и формы, которые в совокупности позволяют определить, каких предметных, метапредметных и личностных результатов достиг ученик. Посмотрите, есть ли в подразделе направления и цели оценочной деятельности, объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментов оценивания, формы представления результатов. Указали ли условия и границы применения системы.

ФГОС основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к содержанию системы. Подробности – в таблице.

Содержание

ФГОС

ООО

СОО

Организация и содержание ГИА

Организация, содержание и критерии оценки результатов по учебным предметам, выносимым на ГИА

Промежуточная аттестация в рамках урочной и внеурочной деятельности

Итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА

Оценка проектной деятельности учащихся

Организация, критерии оценки и формы представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской деятельности учащихся

ФГОС НОО не уточняет, что дополнительно включить в подраздел. Проверьте его по общим критериям.

Система оценки достижения планируемых результатов входит во ВСОКО. Проконтролируйте, чтобы этот подраздел ООП и локальные акты о ВСОКО не противоречили друг другу.

Что проверить в содержательном разделе

Содержательный раздел ООП определяет общее содержание образования на одном из уровней и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Проверьте, чтобы в раздел включили все программы, которые требует ФГОС. Подробности смотрите в таблице.

Какие программы проверить в содержательном разделе ООП

Программа

ФГОС

НОО

ООО

СОО

Коррекционной работы с детьми с ОВЗ (если они есть, но для них не разрабатывали АООП)

Проконтролируйте, чтобы в рабочих программах количество часов в тематическом планировании совпало с часами в учебном плане по каждому предмету. Все мероприятия содержательного раздела должны входить в учебный план или в план внеурочной деятельности.

Что проверить в организационном разделе

Организационный раздел определяет общие условия и сроки реализации ООП (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). Проверьте, чтобы в нем были четыре документа, которые требуют ФГОС начального, основного и среднего общего образования:

    ; ; ;
  • система условий реализации ООП по ФГОС.

В системе условий реализации образовательной программы указывают кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-педагогические условия и финансовые аспекты. Их надо описать так, чтобы можно было оценить в ходе самообследования.

Что проверить дополнительно 3

Проверьте, приложили ли к рабочим программам оценочные материалы. Они обязательно должны входить в состав ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оформить можно по-разному: приложением к каждой рабочей программе или отдельным приложением к ООП, разместить в целевом или организационном разделе ООП. 6

Посмотрите, есть ли в составе ООП методические материалы. Например:

  • авторские методические рекомендации к рабочим программам новых учебных курсов или курсов внеурочной деятельности;
  • материалы по оценке индивидуального прогресса обучающихся и мониторинга их личностного развития;
  • технологические карты учебных занятий, где отразили инновационные формы и методы работы с учащимися;
  • другие материалы, которые свидетельствуют об уникальности ООП.

Методические материалы можно приложить к рабочим и другим программам или оформить отдельным приложением к ООП.

Как утвердить ООП

Рассмотрите проект ООП на педагогическом собрании. Если есть замечания и предложения, поручите доработать.

Гриф утверждения разместите в правом верхнем углу титульного листа ООП. Укажите наименование своей должности. Поставьте подпись, инициалы, фамилию и дату утверждения. Выровняйте строки по левому краю или отцентруйте относительно самой длинной строки.

Если по уставу педагогический совет должен согласовать ООП, поставьте на титульном листе гриф согласования. Не дублируйте гриф по тексту ООП или на первых листах ее компонентов. Например, сведения о согласовании и утверждении не нужны на страницах учебного плана или календарного графика, поскольку ООП – это единый документ.

Когда и как вносить изменения в ООП

Вносите изменения в ООП, когда нужно поменять какой-то компонент программы. Например, к началу учебного года корректируют учебные планы и рабочие программы.

Все изменения и дополнения в ООП рассматривайте на педагогическом совете. Включайте эти вопросы в повестку педсоветов минимум дважды в год: в феврале–марте, чтобы начать доработку ООП, и июне–августе, чтобы утвердить изменения к новому учебному году.

Правки в ООП вносите в том же порядке, в котором утверждали ООП. Есть два варианта:

Первый вариант – утвердить отдельным приказом ООП каждого уровня образования. В этом случае изменения также нужно принять отдельным приказом по каждому уровню образования.

Второй вариант – утвердить одним приказом ООП трех уровней образования. В этом случае издайте один приказ о внесении изменений в ООП общего образования – начального, общего и среднего.

Читайте также: