Структурный анализ эрика берна кратко

Обновлено: 07.07.2024

Психиатр Эрик Берн рассматривал структуру личности человека как состоящую из трёх органов: экстеропсихики, неопсихики и археопсихики. Эти органы личности проявляются как три типа Эго-состояний - Родитель, Взрослый и Ребёнок. Абсолютно в каждом человеке присутствуют все три Эго-состояния (три разных человека).

✔️ Эго-состояние Родитель часто содержит установки, перенятые от родителей и выражающиеся в предубеждениях, критическом или заботливом отношении к окружающим. В структурном анализе выделяют два состояния Родителя , а именно: Р-критикующий и Р-заботящийся.

Критикующий Родитель выстраивает наше общение с социумом, заставляет выполнять данные нами обещания, запрещает совершать аморальные поступки, это наши самокритика, совесть и чувство вины, стыда за совершение поступков, которые выходят за наши рамки допустимого. При этом Р-критикующий Родитель защищает нас при взаимодействии с социумом: даёт отпор обидчикам, выражает своё личное мнение, отстаивает свою позицию.

Заботящийся Родитель - наша уверенность в себе, способность прислушиваться к своим чувствам, забота о себе, любовь к себе.

✔️ Эго-состояние Взрослый - самостоятельность, логика, разум, рационализм (целесообразно или нет, смогу или не смогу).

✔️ Эго-состояние Ребёнок контролируется Родителем и Взрослым. Это наша эмоциональная основа. Это наши спонтанность, интуиция, хобби, творчество, незаурядность, обидчивость ("хочу"). Но у Ребёнка отсутствуют логика и чувство страха, поэтому данному Эго-состоянию всегда требуется контроль со стороны Взрослого. Эго-состояние Ребёнок не должно быть доминирующим, во избежание неприятностей.

Каждое из Эго-состояний имеет свои запросы, которые, вступая в противоречия между собой, могут порождать необходимость выбора.

Целью структурного анализа Э. Берна было усиление контроля со стороны Взрослого, восстановлении его доминирующего положения. Человек, у которого доминирует Я-состояние Взрослого, становится более объективным и рациональным как в отношении самого себя, так и в отношении окружающих, то есть становится психически-зрелой и осознанной личностью. При этом Эго-состояния Родителя и Ребёнка могут быть в любой момент вызваны (при желании).

Молодой ученый говорит одним тоном, когда делает доклад на конференции, другим тоном, когда возвращается домой с работы, и жена просит его вынести мусор, хотя он еще не переоделся в домашнее, и совсем иначе, когда он собирается на работу, а его трехлетний сын проливает стакан вишневого сока на его светлый только что выглаженный костюм. Меняются тон голоса, выражение лица, чувства, а также мысли и действия.

Структурный анализ Эрика Берна

Присмотритесь к себе. Утром вы автоматически совершаете свой туалет, завтракаете и идете по знакомой дороге на работу, одновременно обдумывая детали сегодняшней деятельности.

Обратите внимание, что все части личности работают синхронно:

  • Родитель ведет вас по дороге, вам не нужно обдумывать каждый шаг,
  • Взрослый может заняться подготовкой к работе,
  • Дитя получает удовольствие от свежести и прохлады утра.

Но вот вы неожиданно увидели перед собой канаву, наполненную водой. Вчера ее еще не было. По-видимому, ночью прорвало канализацию. Автопилот (Родитель) работать не может, необходимо перейти на ручное управление. Инициативу на себя берет Взрослый. Одновременно вы возмущаетесь плохой работой сантехнических служб города (действие Родителя) и переживаете, что будете наказаны из-за опоздания на работу (тревога Дитя).

Структурный анализ Эрика Берна

Дитя — это то, что нам осталось от детства. Дитя может быть капризным и милым, счастливым и печальным, упрямым и покладистым. Человек любого возраста в отдельные моменты может иметь те же чувства, мысли и поведение, какие у него были в детстве. У Дитяти есть способность видеть сквозь необходимость и абсурд социальных конвенций (т.е. сквозь Родителя), и Дитя не любит тратить время на логическое обоснование всего, как это делает Взрослый. Спонтанность, творчество, интуиция — все это качества Дитя.

Психологически благополучного человека Э.Берн представляет в виде структурной диаграммы (рис. 1).

Структурный анализ Эрика Берна

В первые годы жизни ребенка воспитательные лозунги и девизы минуют контроль Взрослого и сразу попадают в родительские программы. Человек начинает жить по правилам, и его Взрослый занимается не столько анализом ситуации, сколько делает все для того, чтобы выполнить родительские предписания, нанося вред своему Дитя и, следовательно, здоровью.

Примером тому могут служить многочисленные факты, когда человек вместо того, чтобы потратить деньги на дело, тратит их по велению внутреннего Родителя на ритуалы, которые потрясают его финансы и здоровье.

Много ненужного делается из-за необоснованных страхов Дитяти. Взрослый оказывается в плену у Родителя и Дитя. Эрик Берн называет это контаминациями (загрязнениями) Взрослого (рис. 2).

Структурный анализ Эрика Берна

При такой структуре личности Взрослый не может принимать правильные решения. Но это еще не свидетельствует о слабоумии. Даже наоборот.

Большие глупости можно делать только при большом уме. Ведь необходимо иметь большой ум, чтобы заработать неплохие деньги. Но вот зачем тратить их все, например, на встречу Нового года, при этом переесть, не спать и нанести вред своему здоровью?

А многим даже в голову не приходит, что при обострении какого-либо заболевания надо отказаться от праздника.

Места соединения разных аспектов личности я назвал суставами души, а контаминации — анкилозом (сращением) этих суставов.

Невроз, по Берну, возникает тогда, когда Взрослый под влиянием Дитя и Родителя теряет инициативу, поведение перестает отвечать интересам личности и становится малоадаптивным. Рано или поздно развивается невроз.

Лечение невроза в рамках структурного анализа — это восстановление нормальных отношений между тремя аспектами личности и ликвидация устаревших родительских программ, мешающих жизни.

Для иллюстрации приведу пример.

А., 36 лет, пришла ко мне на прием вся в слезах. Обращали на себя внимание ее руки. Кисти были темно-багрового цвета с мелкими корочками — следами заживающих ран или маленьких прыщиков. Рассказала она следующую историю.

Пять лет назад ей делали аборт в гинекологическом отделении. Санитарное состояние в туалетах было, мягко выражаясь, не очень хорошим. Одна из соседок по палате заметила, что здесь можно подхватить грибок. Это произвело на А. удручающее впечатление. У нее развился страх заражения.

Вернувшись домой, она заметила, что не может успокоиться, если не вымоет руки после того, как дотронется до какого-либо предмета. В голове все время сидела мысль, что она заразилась грибком.

Мытье рук становилось все более частым. Она начала также следить за чистотой комнат, простынь, продуктов. Мытье полов, стирка, обеззараживание продуктов путем обжигания их на огне, обрезание корок с хлеба и сомнительных участков с мяса сделали жизнь А. и ее близких невыносимой, ибо и от них она требовала неукоснительного выполнения всех правил гигиены, да и материально семья начинала страдать.

Скандалы, которые она устраивала мужу, ставили семью под угрозу существования. А. понимала нелепость страхов, но ничего поделать с собой не могла.

В последнее время она для обеззараживания рук окатывала их предельно горячей водой, что иногда приводило к ожогам I степени.

Она неоднократно обращалась за медицинской помощью. Психотропные средства, рациональная психотерапия и даже инсулиновые комы не давали стойкого улучшения. Система ритуалов постепенно усложнялась.

Приведенные выше сведения дают мало материала для анализа. Более подробное изучение выявило следующее.

А. родилась и выросла в крестьянской семье с патриархальным воспитанием, где добрачная сексуальная жизнь строго порицалась. Если бы жизнь А. сложилась удачно и она рано и удачно вышла замуж (у нее был высокий сексуальный тонус), то эти запреты (родительские программы) не замечались бы и, следовательно, не входили бы в противоречие с потребностями Дитя.

Но эти программы доминировали в принципах А. Она сама активно в свое время осуждала подружек, которые занимались сексом до заключения брака. Особенно же ее осуждению подвергались те, которые заводили ребенка вне законного брака.

Жизнь сложилась так, что А. после окончания школы поступила в строительный техникум, а после окончания его работала маляром. Все время прожила в общежитиях.

Вначале встречалась с ребятами, но все они пытались приступить к сексу до посещения ЗАГСа, что входило в противоречие с ее принципами.

Я ей, естественно, не верил: ну, не могли же вести себя так воспитанники пионерской организации, ленинского комсомола и партии!

Как бы то ни было, но лет с двадцати она вообще перестала встречаться с представителями мужского пола. Общалась со своей единственной подружкой, с которой жила в одной комнате общежития и которая придерживалась таких же взглядов. Они осуждали подружек по общежитию, которые вели себя иначе и оставались верными своим принципам. Я ей опять не поверил.

Когда А. было 26 лет, она стала встречаться с женатым мужчиной 36 лет. Он всегда приходил с цветами, угощал конфетами и мороженым, с интимными отношениями не спешил и вообще вел себя весьма корректно.

Вскоре после разрыва отношений у А. начала болеть голова, она быстро стала уставать на работе, не было настроения. Таблетки от головной боли не помогали, и она обратилась к врачу-терапевту.

Был поставлен диагноз нейроциркуляторной дистонии по церебральному типу. Лечение, естественно, не помогло. Терапевт стал ее обследовать, ничего серьезного не выявил.

Но головные боли продолжались, и он направил больную на консультацию к невропатологу. Тот тоже ее обследовал. Выявил, что в анамнезе был грипп. Поставил диагноз арахноидита и тоже лечил, естественно, безуспешно, а потом отправил на консультацию к гинекологу.

Не наше дело давать рецепты поведения. Это дело совести каждого человека. Наша задача рассказать о значении тех или иных составных частей личности.

Против своей совести (Родителя) идти нельзя. Это тот внутренний контролер, которого не обманешь, который всегда, иногда даже во сне, начеку. Пока Родитель существует, личность не может избежать его влияния, и если поступит против, то потом будет им наказана. Другое дело, когда предписания Родителя из программы стерты.

Поэтому задача психотерапевта — вначале помочь осознать, что программа устарела, а потом помочь ее стереть или преобразовать.

Здесь же получилось, что Взрослый врача стал на сторону Дитяти больной, уговорил ее Взрослого, и втроем они победили, но не уничтожили консервативного Родителя пациентки. Поэтому ждите обострения и подумайте сами, когда оно возникнет.

Если бы А. тогда попала на прием к психотерапевту и если бы он не поинтересовался анамнезом, то поставил бы ей диагноз неврастении.

Итак, получив заключение врача, она стала искать сексуального партнера, ибо теперь это был не разврат, а выполнение лечебных назначений (работа Взрослого). Как ей удалось найти такого в эпоху развитого социализма, ума не приложу. Но, тем не менее, такое случилось в новогоднюю ночь.

Так продолжалось месяца два. Но вы уже догадались. Как только произойдет задержка месячных, так страхи Ребенка дадут энергию поверженному Родителю. Так и произошло.

Материальной поддержки у А. не было, родственников в Ростове тоже, и она с ребенком вынуждена была бы вернуться к себе в деревню. Она представляла себе то осуждение, которое ее ждет дома, и понимала, что жизни ей не будет. Стала обдумывать способы ухода из жизни.

Не думаю, что у нее не было бы поддержки в родной деревне. Но она судила сама себя (точнее, ее Родитель) тем судом, которым она судила других. А судила она именно тех, которые ей сейчас и смогли бы помочь.

Теперь понятно, почему таким же судом. Потому что судит одно и то же лицо. Ведь ее Родитель осуждал других, теперь он точно так же судил и ее. Программа ведь одна и та же.

Но обратите внимание, какой жестокий приговор: смертная казнь! Если бы она тогда обратилась за помощью, ей с большим основанием поставили бы диагноз депрессивного невроза.

Через пару дней месячные начались, и А. с негодованием высказала своему партнеру все, что она о нем думает. Он же предложил ей продолжать сексуальные отношения. Но она вдруг отметила, что у нее нет сексуального влечения не только к своему бывшему партнеру, но и вообще ко всем мужчинам (вот она причина женской фригидности — формирование соответствующих программ в раннем детстве).

А. продолжала работать и общаться со своей подружкой. Через два года, когда ей исполнилось 28 лет, она случайно встретилась с тем мужчиной, который так красиво за ней ухаживал. К этому времени он уже разошелся со своей женой. Они снова стали встречаться, и дело быстро подошло к свадьбе.

Свадьба была пышная и красивая. Муж оказался довольно состоятельным человеком. На своей машине они съездили к ней в деревню. А. подружилась с дочерью мужа от первого брака. Она относительно спокойно отнеслась к некоторой сексуальной неудовлетворенности, ибо муж не стремился к активной половой жизни. А когда родилась дочь, она была вне себя от счастья, и ей вообще стало не до секса.

Сейчас я прерву изложение для небольшого теоретического отступления. Для психотерапевта психоаналитического направления совершенно ясно, что необходимо провести полноценную терапию, ибо обострение состояния неизбежно. Понятно даже когда. В тот момент, когда подрастет дочь и освободится энергия, которая уходила на пеленки и бессонные ночи.

И действительно, когда ребенку было девять месяцев, проблемой для А. стал дефицит секса.

Она упрекала мужа, но он полагал, что двух раз в неделю вполне достаточно, а на большее у него не хватает сил, так как он устает на работе.

Помочь ей каким-либо другим способом, как помогала она ему, когда была беременной, он отказался (тоже действие Родителя мужа).

Где-то в это время девочка заболела легкой диспепсией. Педиатр, наблюдавший ребенка, связал диспепсию с тем, что мать облизывала пустышку, когда та падала на пол.

Тогда А. решила обеспечить стерильность своему ребенку. Она стала интенсивно следить за чистотой пеленок, полов, стен в комнате, где был ребенок, не подпускала к нему никого, довольно бурно скандалила по пустякам, стала совершенно невозможной, довольно быстро уставала и была все время раздраженной.

Интимные отношения были редкими, но, тем не менее один-два раза в год она вынуждена была делать аборты.

Если бы тогда А. попала на прием к врачу, ей могли бы поставить диагноз неврастении с астеническим синдромом в гиперстенической стадии. И опять все сходится.

Требования среды выше возможностей личности. Но не в среде дело. Дело в том, что скандалы стали своебразной перверзнои формой сексуального удовлетворения, а сам невроз — решением конфликта между Родителем и Дитятей.

Таким образом, с точки зрения трансактного анализа (да и других психоаналитических методик), форма невроза — неврастения, невроз навязчивых состояний или истерия — не имеет значения для диагностики. Вся симптоматика может быть проявлением одного и того же невроза.

Для выработки стратегии и тактики лечения важно разобраться в сути внутриличностного конфликта между Родителем и Дитятей и психотерапевтическими методами уладить его, изменив программу Родителя и обучив Взрослого так реализовывать потребности Дитяти, чтобы при этом не нарушались социальные нормы.

Критериями выздоровления тогда становятся не клинические параметры и жизненный путь больного, а характер внутриличностных изменений и их стойкость.

Что касается данной больной, то она осознала истинную причину своей болезни и благодаря психологическому тренингу приобрела новые навыки общения. В результате она довольно быстро поправилась, но с мужем разошлась. Впоследствии ей удалось устроить свою личную жизнь, но это уже другая история.

В системе структурного анализа последователями Эрика Берна описываются методы анализа структуры личности, и на этом основании дается типология личности. При этом описываются контаминации поля Взрослого и блоки, когда какая-то часть личности не может воздействовать на остальные части.

Если поле Взрослого загрязнено родительскими программами, а Дитя блокировано и не может влиять на действия Взрослого, перед нами педант, Человек-He-умеющий-Играть (рис. 3).

Структурный анализ Эрика Берна

Он старается выполнять устаревшие правила и напоминает ходячую схему. Его Дитя, лишенное радости, интереса и любви, подает свой голос и загрязняет поле Взрослого.

Но вместо обучения правильному удовлетворению потребностей человеку назначают лекарства, которые, с точки зрения трансактного анализа, могут дать только временный эффект.

Если поле Взрослого загрязнено неумеренными детскими желаниями, а Родитель блокирован и не может их ограничить, то перед нами Человек-Без-Совести (рис. 4).

Структурный анализ Эрика Берна

Его Взрослый занят удовлетворением возрастающих потребностей своего Дитяти, а Родитель требует выполнения моральных предписаний от других. Перед нами лицемер, готовый на все.

Если он получает власть над людьми, то превращается в садиста, пытается удовлетворить свои потребности за счет ущемления интересов других.

Такую личностную структуру имеют и алкоголики.

Рано или поздно в обществе против них возникает возмущение, которое усиливает его постоянное внутреннее напряжение, что рано или поздно приводит к внутренним конфликтам и болезням.

Бывает и так, что поле Взрослого одновременно загрязнено родительскими программами и страхами и желаниями Дитяти. Перед нами Человек-Лишенный-Управления. Это больной в лучшем случае неврозом, в худшем — психозом.

Структурный анализ Эрика Берна

В зависимости от того, какая часть личности побеждает, такой человек может предстать то святошей, то последним развратником. Но конец всему этому — болезнь.

Автор: Михаил Литвак

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Структура личности: родитель, ребёнок, взрослый

Прежде, чем разбираться в методике трансактного анализа, объяснять пациентам его особенности и правила, Эрик Берн предлагает начать с малого и вникнуть в смежное понятие “структурного анализа”. Именно на структурном фундаменте затем можно возводить стены трансакций, этаж за этажом выстраивая и восстанавливая причины глубоких психических и невротических проявлений поведения личности.

Итак, давайте же разберёмся, что представляет собой структурный анализ и как им пользоваться.

Различные жизненные ситуации требуют от нас разного поведения и разнообразных психологических реакций. Каждый день человек играет около десятка не похожих на предыдущие ролей, тем самым представляя себя на арене социума. Утром это может быть роль сына, дочери, мужа, жены, холостяка, затем роль собеседника в автобусе, покупателя в магазине, посетителя банка; далее план игры изменится, и вот человек уже с уверенностью решает проблемы небольшой фирмы или, наоборот, огромной корпорации.

Кажется, что управлять таким количеством сценариев адекватно просто невозможно, но на самом деле все акты и действия вышеперечисленных “спектаклей жизни” бессознательны и основаны на отработанных годами рефлексах.

Внимательно наблюдая за людьми в подобных бытовых ситуациях, психологи сделали вывод, что основа личности человека – не единая сущность, она разбивается на три составляющих: Ребёнок, Взрослый и Родитель. Терапевты, использующие в своей практике трансакционный анализ используют аббревиатуры Д (Дитя - чтобы не спутать с Родителем), В (Взрослый) и Р (Родитель). Эти три элемента, или эго-состояния, в идеале должны работать в симбиозе и “выходить в свет” поочерёдно в зависимости от ситуации.

Как же проявляют себя Дитя, Взрослый и Родитель?

Взрослый

Для начала, стоит определить характер эго-состояния Взрослый. В нём собираются все те черты, которые мы в повседневности называем логичными, рациональными, разумными.

Представьте ситуацию, когда Вы выбираете продукты в магазине: для Вас важно найти хороший продукт по приемлемой цене, Вы сравниваете стоимость, читаете состав и выбираете наиболее удачный на ваш взгляд вариант.

Так и работает Взрослый, он словно компьютер просчитывает все возможные схемы действий и стремится поступить так, как было бы наиболее безопасно и удобно в данной ситуации. Другими словами, поведение Взрослого можно охарактеризовать как заученное, привычное в обществе таких же Взрослых.

Иногда действия Взрослого механичны как цифровые алгоритмы, для этого эго-состояния важно задать вопрос, ответить на него и только затем действовать.

Несмотря на то, что Взрослый очень логичен и строг, он является самым неустойчивым и уязвимым эго-состоянием и часто как бы перекрывается другими элементами личности. В случае каких-либо психических и невротических расстройств у человека, Взрослый находится в своеобразном криосне и уже не может управлять повседневными делами, человек становится несамостоятельным, ведомым и неспособным вести свой быт.

Если бы у всех людей эго-состояние Взрослого было бы одинаково сильно развито, мы были бы как две капли воды похожи друг на друга, одинаково бы действовали во всех жизненных ситуациях, не обращая внимания на чувства и эмоции. Однако, помимо Взрослого существуют ещё два элемента личности, которые и определяют нашу индивидуальность.

Родитель

Эго-состояние Родитель формируется у человека на основе его личных наблюдений за своими матерью и отцом. В Родителе сконцентрированы нормы поведения, жизненные устои и принципы, привычные для семьи, в которой вырос ребенок. По этому эго-состоянию в личности пациента можно сделать вывод о том, каким образом его родители вели себя в быту, по отношению друг к другу и к самому пациенту.

В структурном анализе выделяют два состояния Родителя, а именно: Р-критикующий и Р-заботящийся.

Критикующий Родитель выстраивает наше социальное поведение, запрещает совершать аморальные поступки, заставляет выполнять обещанное и т. д. Можно сказать, что Родитель показывает нам рамки совести и пристыжает, когда наши действия выходят за эти рамки. Однако, несмотря на такую строгость, Р-критикующий также защищает Взрослого от плохого влияния посторонних: даёт отпор обидчикам, выражает своё личное мнение, отстаивает свою позицию.

Заботящийся Родитель даёт нам уверенность в себе, позволяет жалеть самого себя и прислушиваться к своим чувствам. Каждому человеку просто необходимо воспитывать в себе адекватного Р-заботящегося, чтобы не допустить эмоционального выгорания и не загнать себя работой, учёбой и бытом.

Ребёнок

Самой интересной (но также самой проблемной, на мой взгляд) частью личности является наш внутренний Ребёнок (или, как мы будем называть его дальше - Дитя). Это эго-состояние является эмоциональной основой, которая контролируется В и Р. Именно в части эго Дитя начинается творческая деятельность, появляются хобби, выстраивается незаурядность.

Тем не менее, есть и опасные стороны - у этой части личности отсутствует логика и чувство страха, что может иногда приводить к плачевным ситуациям в случае, если внутренний Родитель не усмотрел за младшеньким. У Дитя огромный спектр эмоций: от душераздирающей печали до “щенячьего” восторга.

Состояние Дитя также делится на два подвида: Д-естественное и Д-адаптивное. В естественном Ребёнке зрелого человека заключаются импульсивность, эмоциональность, желание настаивать на своём даже в случае неправоты, а также стремление к удовольствию любыми способами. Адаптивное Дитя ведёт себя в угоду Родителю, то есть ведёт себя так, чтобы получить одобрение и похвалу старшего элемента личности, не выходит за рамки дозволенного.

В идеале именно Взрослый должен решать, когда “выпускать в свет” Дитя и Родителя. Эрик Берн предлагает рассматривать личность психически здорового человека в виде схемы, состоящей из трёх окружностей, каждая из которых представляет собой сущность Дитя, Взрослого и Родителя. Три окружности находятся в равновесии, никаких перекрытий нет.

В случае, если одно из эго-состояний стремится к доминированию, происходит личностный дисбаланс. Например, когда Родитель перекрывает Взрослого, мы наблюдаем закрытого в себе человека, склонного к постоянному самоконтролю, жёстким принципам и строгости. Если же активным является Дитя, такого человека назовут бессовестным и гиперактивным, ведь для него напрочь отсутствуют правила, которые следует соблюдать каждому члену общества. Кроме того, у такой личности высок риск развития периодических неврозов и психозов.

Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.

Биографический очерк

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Трансактный анализ

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Инстанция Я Типичные способы поведения, высказывания
Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем", "Не бойся", "Мы все тебе поможем
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!
Взрослый Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"
Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!"
Приспосабливающийся ребенокБеспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"
Бунтующий ребенокПротестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделат не сможете"

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Читайте также: