Деятельность международных культурных и образовательных центров в россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Одним из мощных инструментов интеграции РГГУ в международное научно-образовательное пространство является деятельность 17 учебно-научных центров, созданных совместно с крупнейшими зарубежными университетами, и Центра Русского языка, в котором иностранные студенты и стажеры обучаются русскому языку как иностранному. Наличие высококвалифицированных преподавателей иностранных языков и носителей языка дает возможность обучать студентов по широкому спектру дисциплин.

Все центры были созданы или совместно с крупнейшими зарубежными университетами, или при поддержке культурных центров ведущих стран Европы, Америки и Азии. Все международные учебно-научные центры имеют прочные связи с зарубежными партнерами, что позволяет разрабатывать совместные образовательные программы, приглашать иностранных профессоров для преподавания, разрабатывать совместные научные проекты и т.д. Наличие высококвалифицированных преподавателей иностранных языков и "носителей языка" делает возможным не только реализацию основных образовательных программ, но и дополнительных программ.

Собранные в центрах уникальные библиотеки (на сегодня библиотечный фонд составляет свыше 16 000 томов) и медиатеки (более 1000 носителей) позволяют студентам осваивать специализации, направленные на глубокое изучение культуры, языка и истории изучаемых стран.

При поддержке зарубежных партнеров и активном участии студентов центры организуют различные культурные и научные мероприятия, выставки, конференции, концерты, выступления писателей, известных политиков и представителей делового мира.

Основные направления организации международных форм образования в России и за рубежом.

Мультиуниверситет как глобальная инновационная сеть образовательных центров 21 века.

Общинный колледж как послешкольное учебное заведение местного муниципалитета за рубежом.

Многопрофильные полные и неполные средние школы, колледжи образования, здоровья и реабилитации за рубежом.

Проблемы и перспективы современного высшего образования. Высшее образование в условиях интеграции и глобализации. Университеты и рыночная экономика. Новые типы вузов, инновационные программы и методики обучения. Коммерческая модель университета. Дистанционное образование.

Проблемы и перспективы развития современной науки. Основные тенденции в области науки и высшего образования на рубеже ХХ – ХХI веков. Наука и высшее образование в условиях глобализации и интеграции. Основные проблемы современной науки. Государственные программы в области поддержки и регулирования фундаментальной науки.

9. Подготовка учителей за рубежом. Управление и педагогический менеджмент.

Мировые тенденции в развитии учительства как профессиональной группы.

Система и содержание профессиональной подготовки учителя в современных западных странах.

3. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в инновационно- развивающемся образовательном пространстве.

4. Программы бакалавриата и магистратуры в университетах и колледжах. Стипендиальные грантовые программы в универсуме образования.

10. Деятельность международных культурных и образовательных центров в России. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

1. Международное сотрудничество России и зарубежных стран: Союз европейских университетов, конвенция высших учебных заведений, международные академии образования, ассоциации сравнительной педагогики.

2. Современные международные культурные и общественные центры в России и за рубежом. Неправительственные организации в образовании. Международные открытые университеты.

3. Дистанционная система обучения в глобальной образовательной сети. Виртуальные глобальные университеты. Корпоративные библиотечные системы и центры.

4. Адаптация культурно-образовательных центров как фактор интеграции европейских образовательных систем в РФ и РБ. Программы университетов, колледжей, школ-пансионов и языковых центров.

Роль международного сотрудничества в области науки в современном мире. Научное сотрудничество во внешней культурной политике современных государств. Современное информационное общество и международное сотрудничество в области фундаментальной и прикладной науки. Направления и формы международных научных связей. Двусторонние и многосторонние связи в области фундаментальных и прикладных наук. Проблема государственного регулирования международных научных связей.

Международные научные организации и фонды. Их классификация, основные направления деятельности, нормативно – правовая база. Программы международных научных исследований; двусторонние и многосторонние проекты. Рамочные программы ЕС Проблемы взаимодействия науки и промышленности на современном этапе. Основные проблемы и перспективы современного научного обмена.

Международные научные премии. Нобелевский фонд. Структура и функции Нобелевского фонда. Научная, финансовая, общественная, международная деятельность Нобелевского фонда. Лауреаты Нобелевской премии. Россияне – лауреаты Нобелевской премии. Другие международные научные премии: Премия им. М. Планка, премия им. Гумбольдта, медаль Филдса, премия им. Ласкера, премии Е. Бальцана, премии Вульфа, премии принца Астурийского. Международная премия глобальная энергия (Россия).


Сейчас многие страны мира считают образование одним из самых лучших способов продвижение своих национальных интересов в международном сообществе. Таким образом, такие страны как США, Российская Федерация, Китай, Великобритания и другие страны создают и распространяют разнообразные программы и проекты для поступления в ВУЗы, конкурсы, конференции, стажировки и множество других мероприятий.

С начала 2000-х годов Россия занимает активную и высокую позицию в участии международных образовательных программ, так летом 2016 года ТАСС сообщил о вхождении МГУ имени М. В. Ломоносова в 20-ку лучших ВУЗов мира [3]. Однако, на фоне европейских государств таких как Великобритания, Франция, Германия, США и Канада, наша страна относительно далека, но большими и уверенными шагами идет вперед.

Опыт деятельности университета ШОС оказался положительным, поэтому в перспективе стоит создание Евразийского университета, который готовил бы специалистов из стран Евразийского союза [9, c. 91]. Здесь идет речь о соседних государствах нашей страны, между которыми есть историческая и языковая связь, подобный университет очень важен для России в настоящее время.

В силу модернизации экономики страны, приоритетным направлением развития образовательной системы России формируются новые бизнес-школы. Большим импульсом послужил запуск инновационного проекта по созданию наукограда в Сколково. Так уже созданы бизнес-школы, изучающие развивающиеся экономики Китая, Южной Кореи, Индии, Бразилии, России [9]. Обучение в школах Сколково основано на учебных программах крупнейших западных школ и работает как на российских, так и зарубежных слушателей. Организаторы этого проекта считают, что эта площадка займет свое место в мировом образовании.

В 2015 году на основе Сколково была создана Международная гимназия для детей, ее главная миссия — это создание инновационной образовательной среды, которая ориентирована на развитие природных дарований детей, способных и желающих стать инноваторами, изменять мир к лучшему. В гимназии обучаются как граждане России, так и иностранные граждане в возрасте от 3 до 18 лет. Обучение ведется на двух или трех языках — русский, английский; и немецкий, китайский, испанский — на выбор. Ведутся углубленное изучение математики, информационных технологий, иностранных языков и естественных наук. На этом инновационный центр не собирается останавливаться и планирует реализовывать свои новые научные и образовательные идеи для развития России и сотрудничества с другими странами мира [10].

Рассмотрев участие России в международных образовательных проектах, следует сказать, что российские вузы медленно реализуют совместные программы, особенно на иностранных языках, ведется малое количество совместных международных исследований, которые могли бы быть направлены на интернационализацию программ обучения. Почти отсутствуют двусторонние и многосторонние программы и проекты с зарубежными университетами, а также совместные магистерские и аспирантские программы в сотрудничестве с Европой и Америкой.

По мнению армянского журналиста, пишущего о международной политике, Айка Халатяна, России нужно уделить особое внимание странам бывшего Советского Союза и закрепить более близкие партнерские отношения. Он положительно высказался о ведении российских международных программ, они не касаются только России, участники проектов не обязаны высказываться только в пользу пророссийской ориентации, но и касаться других волнующих их проблем. Самое важное условие — это способность выслушивать мнения, отличающиеся от собственного и совместно предпринимать решения [12].

11. Гладилина, А.А., Бычкова, Л. В. Роль акторов публичной дипломатии в формировании имиджа страны [Текст]: статья / А. А. Гладилина, Л. В. Бычкова // Сбоник Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. — 2016. — С. 262–265.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, русский язык, программа, Российская Федерация, страна мира, страна СНГ, государство, проект, США, Южная Корея.

Современные культурные центры мало похожи на учреждения клубного плана времён СССР, когда только в художественной самодеятельности участвовало более тринадцати миллионов человек. К тому же дома и дворцы культуры существовали за счёт государства, посещение любых студий и кружков, любого вида художественной самодеятельности было бесплатным, в отличие от того, что происходит теперь. Ни просветительские, ни досуговые задачи перед учреждениями клубного плана РФ чаще всего не стоят.

культурные центры

Терминология

Что такое в понимании современного человека означает культурный центр? Чаще всего этот термин используется, когда хотят обозначить организацию или определённые здания, где сосредоточены, преумножены и продвигаются в жизнь разнообразные ценности окружающего общества, чаще всего из области искусства или культуры. Это может быть общественное художественное объединение или частная инициатива, но чаще всего культурные центры находятся в ведении государства.

Употребление термина

Употребляется этот термин на практике, когда нужно обозначить, к какой именно категории относится объект. Это говорится либо о крупном многофункциональном комплексе, который может охватить одновременно несколько сфер культуры или видов искусства, то есть назвать учреждения и объекты с узкой специализацией этим термином нельзя. Когда традиционная культурная функция учреждения одна – это не центр. Например: библиотека, музей, театр, концертный зал и так далее.

Во втором случае говорят об учреждении культурного плана, которое имеет конфессиональную, национальную, социальную ориентацию. Например, Русский культурный центр в государстве Монако, который основан не так давно, посредством библиотеки, детской школы, языковых курсов и Русского клуба не только поддерживает родную культурную среду среди русскоговорящих людей близлежащих территорий, но и знакомит коренных жителей Монако с многообразием российских реалий.

дом культуры

Разнообразие форм

Пролучается, что границы, в которых используется этот термин, достаточно размыты. С одной стороны, он близок к традиционной форме института, который представляют Народный клуб, Дворец или Дом культуры. А с другой стороны, это такие разновидности общественных организаций, как национальные объединения или арт-центры.

Это могут быть и выставочные галереи, библиотеки и концертные залы, если там проводится и всяческая просветительская, и образовательная работа, то есть если эти организации широкого профиля, где сотрудничают культура и наука.

Характерные черты

Тем не менее одна важная черта учреждения культуры должна присутствовать в обязательном порядке, независимо от его типа – это некоммерческая основа деятельности. А также пропаганда культуры многостороннего и комплексного характера. Если говорят о городе, например, что Санкт-Петербург – важный промышленный, транспортный и культурный центр, то это не обозначает отдельного учреждения.

Также можно сказать об отличительной черте определённого района, то есть этот же термин, только в "градостроительном" употреблении. Например, есть в городе место, где сосредоточились все театры, концертные залы, библиотеки, стадионы и даже зоопарк. Может быть, так сложилось исторически, но вполне вероятно, что это замысел "отцов города".

культура и наука

Надо признать, многие современные города строятся по этому принципу: инфраструктура – детские сады, школы, больницы, скверы и парки в отдалённых микрорайонах присутствуют, а здания культурного предназначения вынесены за их пределы. Вот эту зону, где они сосредоточены, вполне можно назвать культурным центром города. И это будет уже следующее значение.

Общественный совет

В 2008 году при Министерстве культуры разрабатывались варианты планировки культурных центров, с тем чтобы оптимально соотнести их наполняемость и затраты. Также составлен и график создания таких учреждений в малых городах страны. В Москве был создан Общественный совет в количестве пятидесяти человек, среди которых присутствовали журналисты, архитекторы, музейные работники, писатели, художники. Обсуждался богатый опыт советского времени, когда учреждения культуры присутствовали даже в самых маленьких посёлках и были чрезвычайно функциональны.

В каждом были разнообразные детские кружки и студии, хоры, народные театры, клубы по интересам, периодически проводились всевозможные массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности. При строительстве культурных центров этот опыт должен был учитываться. В 2015 году около пятидесяти таких учреждений должны были уже открыться.

учреждения культуры

Клуб или Дом культуры

В СССР каждый Дом или Дворец культуры обязательно был центром просветительской и культурно-массовой работы. Классификация таких учреждений была следующей: территориальные клубы и дома культуры под эгидой Министерства культуры; ведомственные – под управлением профсоюза предприятия, учебного заведения, учреждения и так далее; клубы для интеллигенции: Дом учителя, Дом писателя, Дом архитектора, Дом художника и другие; Дом культуры отдельного совхоза или колхоза; Дом офицеров; Дом народного творчества; Дворец для пионеров и школьников.

Клубные учреждения других стран

Страны бывшего СССР и Варшавского договора, как и РФ, сейчас отходят от названий советского времени. Дома культуры теперь называют пышно: Дворец конгрессов, Концерт-холл или же культурный центр. Однако во многих местах старые наименования остаются в силу традиций. Помимо соцстран, аналогичные учреждения (и не по названию, а по самой сути) существуют во многих капиталистических странах давно и функционируют успешно.

Очень много домов культуры в Латинской Америке (они так и называются – Centro cultural), в Испании. Чрезвычайно развиты народное творчество и общественная деятельность в Германии, например, в Доме культуры народов мира в Берлине проходят концерты, спектакли, фестивали, выставки, и все эти массовые мероприятия готовятся при поддержке правительства, но на общественных началах. Во Франции и в Канаде учреждения клубного плана и называются домами культуры (Maison de la Culture), и деятельность их абсолютно сходна с клубами нашей страны советского времени. В одном только Монреале таких домов культуры двенадцать.

культурные центры москвы

Аркаим

На всей территории России всегда существовали культурные центры, а в настоящее время создаются новые: парки с природно-ландшафтной тематикой, а также с исторической и археологической. В стране множество мест, где изучаются такие отдалённые времена, о которых даже фольклор уже ничего не помнит.

Очень популярны становятся центры, где взаимодействуют культура и наука, например, такого плана город Аркаим (Челябинская область), где были обнаружены две с виду непримечательные сопки, которыми заинтересовались археологи. Это открытие стало сенсационным.

Сначала туда стекались представители всевозможных эзотерических групп, затем изучение местности перешло под крыло государства, и был образован заповедник. Кстати, он там не один: "Страна городов" Южного Урала насчитывает двадцать четыре таких места, где культурный центр – город.

культурный центр город

Интересный ход

Экспериментальная площадка, с которой начинал обустраиваться заповедник, постепенно раскрывала ряд древних жилищ семнадцатого века до нашей эры. Сначала реконструирование коснулось одного из них, и выполняли это без современных инструментов, пользуясь только теми, которые сделаны в точности, как образцы бронзового века, найденные при раскопках.

Так родился культурно-исторический центр, названный Музеем древних производств. Туристы могут не только смотреть строения возраста пирамид, но и принимать участие как в экспериментах, так и в самом строительстве, в реконструкции жилищ. Только здесь более черытёхсот интереснейших археологических памятников, можно приобщиться к культуре разных эпох.

Татарское городище

Учреждения культуры имеют множество видов: это и библиотеки, и музеи, и театры, дома культуры и дворцы. А бывают сложные, синкретического плана, такие как НОКЦ на окраине Ставрополя. Базой ему послужили исторический памятник "Татарское городище", краеведческий музей и местный университет. Культурные центры объединились, чтобы научная работа, охранная и музейная (экспозиционная) сочетались с культурно-развлекательной и просветительской деятельностью на территории этого археологического палеоландшафтного парка.

Это очень сложный, можно сказать – многослойный памятник, действовавший в четырёх исторических периодах: хазарском, сарматском, скифском и кобанском. Культурные центры России почти нигде не имеют настолько хорошо сохранившихся фортификационных, культовых сооружений, с системами дорог, могильников и ещё многих объектов, по которым можно проследить разные стороны жизни наших очень далёких предков – от восьмого века до нашей эры. Это и развалины древних стен, усыпанные многовековыми черепками кувшинов и горшков, золой костров и очагов, которые погасли сотни и сотни лет назад.

культурно исторический центр

Перспективы

Сохранение и использование археологического наследия, как правило, проходит посредством создания на базе музеев под открытым небом таких комплексов, которые объединят научную, просветительскую и множество развлекательных видов деятельности, поэтому сейчас открыты и готовятся к открытию очень многие культурные центры историко-культурного направления.

В малых городах базой для их функционирования может стать любое сообщество краеведов при поддержке местной администрации. Даже дом культуры может стать отправной точкой для создания центра по изучению исторического наследия региона. Дорогу осилит идущий, поэтому всемерно нужно помогать энтузиастам, начинающим этот путь. Практически все успешные предприятия начинаются с малого, здесь можно вспомнить музей техники Вадима Задорожного, находящийся в Подмосковье. Учреждения культуры должны пользоваться всемерной поддержкой государства.

Проблемы развития малых городов

Правительство заинтересовано в создании новых объектов образовательного и развлекательного плана в виде историко-культурных центров в малых городах России. В материалы правительства ещё в 2013 году внесены формулировки, обозначающие цели для такой работы.

Культурные центры России располагаются очень неравномерно. Больше всего их скоплений в больших городах. Поэтому возникает диспропорция в количестве, качестве и разнообразии культурных услуг, которые получают граждане на территории страны. Культурные центры Москвы или Петербурга не могут сравниваться по этим параметрам с услугами, предложенными жителям отдалённых небольших населённых пунктов. А создавать новые возможности для творчества, самореализации, физического развития, духовного обогащения нужно всем без исключения.

На территории России проживают многие десятки разных народностей, и культурные центры могут содействовать полноценному культурному обмену между соседствующими национальностями. Качество жизни при хорошей работе объединяющих многофункциональных центров поспособствует повышению качества жизни населения, независимо от места жительства. Также этот путь поможет развитию инфраструктуры посёлка или города, даже создаст новые рабочие места. Отток населения из малых городов будет предотвращён.

Академия развивает сотрудничество с научно-образовательными и культурными центрами России

Академия развивает сотрудничество с научно-образовательными и культурными центрами России

В рамках визита прошла встреча с начальником информационно-методического центра Татьяной Батяевой, с которой обсуждались перспективы сотрудничества как кафедры, так и филиала в целом в рамках совместных образовательных, научных и культурных проектов.

Выражаю самые сердечные слова благодарности Татьяне Анатольевне за теплый прием, а также организацию переговоров с другими сотрудниками Росийско-Немецкого Дома.

В ходе общения мы пришли к выводу, что есть много направлений, где мы бы могли плодотворно сотрудничать, в том числе, привлекая наших студентов. Это касается проведения различных конкурсов, конференций, выставок и других мероприятий. Надеемся, что нам удастся осуществить все задуманное.

Владимир Барбашов

Стоит напомнить, что Академия уже заключила контакты с Российско-Немецким Домом в Москве, а также на протяжении нескольких лет сотрудничает с Домом народов Алтайского края в г. Барнауле.


Кафедра иностранных языков осваивает современную урбанистику

Феерия научных знаний

Состоялось очередное заседание студенческого научного кружка "Уголовное право"

Россия – многонациональная страна

Уже в эти выходные

Читайте также: