Деятельность логопеда в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

К основным направлениям деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) относятся:

Диагностическая деятельность

Коррекционно-развивающая деятельность

Консультативная работа с родителями и педагогами

Методическая деятельность

Аналитическая деятельность

Итак, диагностическая деятельность учителя-логопеда в ДОУ определяет тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор методов, приемов и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность представляет :

Раннее выявление детей нуждающихся в помощи.

Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Результатом проведенной диагностики является подготовка материалов для психолого- педагогического консилиума (далее ППк) с целью комплектования групп для детей с тяжелым нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

Стартовое логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей.

Подразумевает изучение речевого (артикуляционный аппарат, дыхание, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, анализ, синтез, лексико-грамматическая сторона речи, особенности связной речи, темпо-ритмическая характеристика, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Наблюдение в процессе обучения, диагностика.

Анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ представляет собой интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

В рамках логопедической группы коррекционно-развивающие направления деятельности учителя-логопеда :

• Занятия учителя-логопеда с детьми по утвержденным лексическим и грамматическим темам (непосредственно образовательная деятельность).

• Индивидуальные занятия с детьми по звукопостановке и совершенствованию всех компонентов речи.

• Совместная деятельность с педагогом-психологом (стимулирование психологической базы речи).

• Совместная деятельность с воспитателями.

• Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя (развитие темпо-ритмической организации речи).

• Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре (развитию общей моторики детей).

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук, Су-Джок терапия);

-Упражнения на развитие фонематических процессов;

- Коррекция звукопроизношения разными способами;

- Автоматизация звуков в слогах, словах и в речи;

- Дифференциация звуков в слогах, словах и в речи;

- Обогащение словарного запаса;

- Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.

В основу работы положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа учителя-логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.

Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются :

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

• Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Методическая деятельность учителя-логопеда ДОУ включает в себя :

• разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

• изучение и обобщение передового опыта;

• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

• обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

• поиск наилучших средств коррекции речи детей;

• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

• самообразование;

• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

Аналитическая работа позволит учителю-логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

-Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

-Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

-Подведение итогов работы за учебный год.

Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Содержание работы учителя-логопеда: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря детей привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем в сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи; развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

ВложениеРазмер
statya.docx 22.34 КБ

Предварительный просмотр:

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

  • Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
  • Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
  • Совместная деятельность с воспитателями.
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
  • Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность


Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

  • разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
  • перспективное планирование;
  • изучение и обобщение передового опыта;
  • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
  • обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
  • поиск наилучших средств коррекции речи детей;
  • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
  • самообразование;
  • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

  • Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
  • Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
  • Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
  • Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот.


Основные проблемы поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Для многих родителе.


Данная статья содержит сведения об опыте работы учителя-логопеда дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения по ведению проектной деятельности с использованием универсальной учебной компьютер.



Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста


"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда в дошкольном учреждении"

Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда ".

Основные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении

Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.

В последнее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. Именно поэтому, необходимость оказания профессиональной логопедической помощи является крайне актуальным именно с раннего возраста.

Во многих дошкольных образовательных учреждениях открываются специализированные логопедические пункты, которые являются одним из наиболее эффективных путей обеспечения подготовки детей с дефектами речи к условиям дальнейшего обучения в школе.

Какие функции выполняет детский логопед в ДОУ?

Работа логопеда в ДОУ преследует 2 основные цели – это раннее и своевременное выявление детей с речевыми дефектами, и оказание им соответствующей логопедической помощи.

Данная цель достигается путем решения определенных задач:

  • Развитие внимания к звуковой стороне речи.
  • Оказание своевременной коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.
  • Профилактика нарушений устной и письменной речи.
  • Формирование благоприятной среды логопедических занятий, а также воспитание у детей стремления к преодолению речевых дефектов.
  • Адаптация используемых методов логопедической работы в соответствии с особенностями и возможностями дошкольников.
  • Работа с родителями и педагогами учреждения в отношении пропаганды необходимости логопедических занятий.

Почему помощь логопеда важна именно в раннем возрасте? Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит звуки, к примеру, Л или Р, то особой трагедии на данный период времени нет. Но могут ли родители быть полностью уверены в том, что такое отклонение не помешает ребенку в подростковом или старшем возрасте? Если он неправильно произносит отдельные звуки и, к тому же, у него нарушен фонематический слух, то это может привести к дисграфии в школе или сказаться на выборе профессии. Этого можно избежать, если ребенку будет оказана логопедическая помощь в дошкольный период времени.

Какой порядок оказания логопедической помощи в ДОУ?

Логопедическая помощь детям в дошкольном образовательном учреждении отличается от работы логопеда в логопедическом ДОУ. Объясняется это тем, что логопед, работающий при массовом дошкольном образовательном учреждении, встраивается в общеобразовательный процесс, т.е. задача коррекции речевых нарушений является, в данном случае, дополнительной.

В расписании обычного ДОУ нет специально установленного графика занятий с логопедом, поэтому ему приходится очень тщательно составлять расписание, чтобы логопедические занятия не мешали усвоению основной дошкольной программы.

Логопед строит свою работу на основании внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. График занятий утверждается методистом и заведующим ДОУ. В отличие от специального логопедического сада, дети получают коррекционную помощь не каждый день (примерно 2-3 занятий в неделю).

Определение детей, которым необходима логопедическая помощь, осуществляется через психолого-медико-педагогическую комиссию, которая выдает соответствующее речевое заключение.


Основная форма работы в ДОУ с детьми, имеющими различные речевые нарушения – это индивидуальные и подгрупповые занятия. Этому есть несколько объяснений:

  • Необходимость подстраиваться под режим работы ДОУ.
  • В обычном дошкольном учреждении приходится работать с детьми, имеющими речевые нарушения разной степени тяжести. Это само собой предполагает индивидуальный подход к каждому случаю.
  • Разный уровень сформированности когнитивных процессов у детей.
  • Различная способность детей к усвоению одного и того же материала.
  • Нестабильное состояние здоровья дошкольников, что приводит к пропускам по болезни, что значительно замедляет коррекционный процесс.

Все это приводит к непостоянству состава групп, что неминуемо накладывает отпечаток на работу логопеда. Ему приходится использовать на практике те методы, которые не так широко освещены в специальной литературе.

Один из таких методов – это индивидуальные занятия с ребенком, имеющим речевые нарушения, в присутствии других дошкольников. Пока ведется индивидуальное занятие, остальные дети играют в игры, подобранные логопедом. В большей степени такой подход был обусловлен экономией времени, но в дальнейшем такая форма показала и другие положительные стороны: повышение мотивации ребенка на успех логопедической работы, большая раскрепощенность, повышенный интерес к речи других детей и т.д.

Основные направления деятельности логопеда в ДОУ

Система логопедической помощи воспитанникам ДОУ включает в себя:

  • Диагностическую деятельность. Проводится раннее выявление детей с нарушениями речи, изучение уровня физического, социально-личностного, познавательного и речевого развития.
  • Коррекционно-развивающую деятельность. Проводится дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков, обогащение словарного запаса дошкольников.
  • Просветительскую работу и консультации родителей и педагогов ДОУ. Проводятся родительские собрания, на которых рассказывается о факторах риска, особенностях логопедической работы. Проводятся консультации родителей и педагогов по поводу особенностей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
  • Методическую деятельность. Она предполагает разработку методических рекомендаций по оказанию логопедической помощи, участие в мероприятиях по обмену опытом, изготовление и приобретение дидактического материала, необходимого в работе, и т.д.
  • Аналитическую деятельность. Анализируется проведенная коррекционно-развивающая деятельность, выясняется динамика развития каждого из детей. Проводятся тестовые задания, контрольные срезы, на основании чего подводится итог работы за весь год.

Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении позволяет устранить различные речевые дефекты, от которых гораздо легче избавиться именно в раннем возрасте. У детей улучшаются речевые навыки, их речь становится более четкой, ясной и разнообразной, благодаря обогащению словарного запаса. Формируется необходимая база для дальнейшего обучения в общеобразовательном учреждении, а также полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

Совместная деятельность с воспитателями.

Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность


Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

изучение и обобщение передового опыта;

участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

поиск наилучших средств коррекции речи детей;

изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.


К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Необходимо помнить, что наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. С целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе в штатное расписание ДОУ, реализующих программы дошкольного образования, вводится должность учителя-логопеда. Детям предоставляется возможность получить логопедическую помощь в собственном учреждении.

Для организации работы логопедического пункта в МДОУ выделено помещение площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, которое соответствующим образом оборудовано: мебель, соответствующая возрасту детей, настенные и индивидуальные зеркала, настольные игры, игрушки, учебно-методические пособия.

Целью работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет. В логопедическую работу включаются в первую очередь дети подготовительной и старшей групп.

- Осуществление логопедического контроля за речевым развитием детей и подготовкой их к обучению в школе;

-Осуществление взаимосвязи с воспитателями, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем и другими специалистами ДОУ;

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников). Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Уровень сформированности у детей речевого навыка отражается в мониторинге образовательного процесса. Мониторинг проводится 2 раза в год в сентябре и в марте. На основании показателей сентябрьского мониторинга выстраивается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В январе проводится экспресс-обследование детей. Динамика заносится в речевые карты. В конце учебного года в речевой карте ребенка фиксируются результаты коррекционной работы. В конце учебного года логопед обследует детей других групп (младшей, средней, старшей). Это необходимо для того, что бы заранее определить нагрузку на следующий учебный год. А также выявить детей с задержкой речевого развития, дизартрией, детей с ОНР или заиканием. Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение.

Читайте также: