Деятельность как специфический способ существования человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.

Объект - то, на что направлена эта деятельность.

Мотив - побуждение к деятельности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции).

Средства - методы, способы, предметы, использующие для достижения цели.

Процесс - действия, поступки, направленные на достижение результата.

Итог - результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Ключевые слова

Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.

1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.

2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.

3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.

4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.

5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.

Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.

Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.

Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.

Социальные потребности - потребности в трудовой деятельности, общении, то есть во всём том, что связано с общественной жизнью.

Идеальные (духовные) потребности связаны с духовным развитием человека - самовыражение, создание и освоении культурных ценностей, познания мира и т.п.

Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат

Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.

Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.

Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.

Выделяют различные виды деятельности:

  1. Материальная и духовная: их связывают с производством вещей и идей.
  2. Индивидуальная и коллективная – в зависимости от субъекта.
  3. Репродуктивная и творческая – здесь имеется в виду характер деятельности.
  4. Законная и незаконная – по отношению к правовым нормам.
  5. Моральная и аморальная – по отношению к моральным нормам.
  6. Прогрессивная и регрессивная – по отношению к развитию общества
  7. Экономическая, социальная, политическая, духовная – связана со сферами общества.

В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.

Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.

Учение - деятельность, в процессе которой приобретаются знания и осваиваются способы действий.

Труд - вид деятельности, дающий практически полезный результат.

Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,

обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.

Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.

Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о деятельности

1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.

2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.

3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.

4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.

5) Люди обладают врождённой программой деятельности.

Правильный вариант/варианты:

2. Вставьте пропущенные слова:

Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.

Жизнь – это форма взаимодействия живого организма с окружающим миром. Важнейшим ее условием является активность, проявляющаяся в преодолении среды, движении, росте, воспроизведении, поиске. Активность человека выражается в присущей только ему форме – деятельности.


Понятие и структура

Деятельность – это целеустремленная активность человека, реализующая его потребности, направленная на преобразование внешней среды и себя самого. Деятельность – это то, что отличает человека от животного, делает его существом социальным. В процессе деятельности человек создает материальные и духовных блага, формы общения, преобразовывает социальные условия и взаимоотношения, развивается. Главными ее признаками являются:

  • Целеполагание – формирование цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целесообразность имеется и в поведении животных, но целеполагание присуще только человеку.
  • Осознанность – понимание мотивов, побуждений, потребностей, способов достижения цели, предвидение результата.
  • Плановость – все составляющие ее действия взаимосвязаны, располагаются в определенном порядке.
  • Систематичность – деятельность человека имеет длительный повседневный характер.
  • Общественный характер – человек всегда осуществляет свою деятельность в рамках общественных отношений, опираясь на усвоенный им социальный опыт.

Всякая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект – действующее лицо, источник активности. В качестве субъекта деятельности может выступать конкретный индивид, социальная группа или общество в целом. Объект – предмет деятельности. Им может быть вещь, другой человек, сам субъект, понятие, мысль. Деятельность – это процесс познания или преобразования объекта субъектом. Ее структуру составляет ряд последовательно возникающих компонентов:

  • потребность – нужда, недостаток в чем-либо и связанное с этим ощущение дискомфорта;
  • мотив – побуждение к деятельности;
  • цель – мысленно представляемый результат деятельности;
  • средство – предмет или действие, которые человек применяет для достижения цели;
  • процесс – последовательность стадий в развитии какого-либо явления;
  • результат – завершение, итог деятельности.


Элементарной единицей деятельности является действие – произвольная, преднамеренная активность, направленная на достижение заранее определенной промежуточной цели. Органическую базу человеческой деятельности составляют психофизиологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность не является врожденным качеством человека, он приобщается к ней в ходе социализации.

Виды и формы

Человеческая деятельность – сложное и многообразное явление. Все ее формы можно условно разделить на 2 группы:

  • Внутренняя деятельность – духовное и интеллектуальное развитие человека, формирование идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений.
  • Внешняядеятельность – общение и практические действия (трудовая, производственная, спортивная, профессиональная активность).

По конечным результатам, принципам организации, особенностям мотивации различают 5 форм деятельности:

  • Общение – взаимодействие людей или социальных групп, состоящее в обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, восприятии и понимании друг друга.
  • Игра – активность, возникающая в рамках специально созданных сюжетов, правил. Игра помогает формированию и раскрытию способностей, как разрядка необходима при всякой интенсивной деятельности.
  • Учение – усвоение знаний, овладение умениями и навыками.
  • Труд – деятельность, результатом которой становится создание общественно значимого продукта.
  • Творчество – исторически первичный вид деятельности человека, направленный на создание качественно новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.

На каждом этапе возрастного развития один из них приобретает ведущее значение в формировании новых свойств личности:

  • в дошкольном возрасте – игра;
  • в детстве, отрочестве и юности – учение;
  • в зрелом возрасте и старости – труд.

Все виды деятельности взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в жизни человека в любом возрасте.


По типу активности субъекта выделяют следующие виды деятельности:

  • Преобразовательная – специфический способ отношения к внешнему миру, состоящий в его изменении и подчинении своим целям с помощью определенных технологий.
  • Познавательная – изучение объективного мира с целью последующей реализации полученных знаний на практике.
  • Ценностно-ориентационная– осмысление и оценка явлений, процессов, событий окружающей действительности, формирование личного эмоционального отношения к ним.
  • Коммуникативная – познание и оценка человеком других людей, а через них – и самого себя. Выделяют 2 типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированная и социально-ориентированная.
  • Художественная – создание, восприятие, хранение и передача духовных ценностей, самостоятельное творчество в области литературы и искусства.

Деятельность – это то, благодаря чему человек превосходит индивидуальные, заложенные природой, возможности. Почти все ее формы и способы организации связаны с:

  • умениями и навыками, приобретенными в результате культурно-исторического развития;
  • предметами материальной и духовной культуры, используемыми в качестве средств удовлетворения потребностей или собственного развития.

Деятельность человека носит продуктивный, созидательный характер. Она преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

Заключение

Деятельность оказывает определяющее воздействие на формирование личности, через нее устанавливается реальная связь между человеком и окружающим миром. В деятельности проявляется ум человека, его чувства, воображение, способности, свойства характера. Содержание деятельности определяется не только потребностями, но и общественными целями, опытом, убеждениями, моральными установками. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.



Деятельность человека

И люди, и животные постоянно проявляют активность, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт:

  • Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
  • Направлена на получение результата, продуктивный характер;
  • В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир (преобразовательный характер);
  • Человек постоянно контактирует с другими людьми.


Потребность

Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:

  • естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
  • социальные (труд, творчество, общение);
  • духовные (познание мира, самовыражение).

Деятельность человека имеет спланированный характер.

Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть. То есть цель – это воображаемый результат.

Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.

Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.

которые читают вместе с этой





Мотив

Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.

Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.

Виды деятельности

Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы:

  • по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
  • по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
  • по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
  • по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
  • по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
  • по степени оригинальности и внедрению нового: монотонная и творческая.

Личность и деятельность

В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:

  • игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр, созданием условной и воображаемой обстановки);
  • учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность, получают новые знания и умения);
  • труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага, практически полезный результат)

На всех этих этапах происходит также общение – непременный атрибут человеческой жизни.

Что мы узнали?

Деятельность – способ существования людей, с помощью которого они удовлетворяют свои естественные, социальные и духовные потребности. Деятельность всегда имеет мотив, цель, средства и результат.

Лекция по обществознанию

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии наи­бо­лее рас­про­стра­нен так на­зы­ва­е­мый де­я­тель­ност­ный под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му со­зна­ние воз­ни­ка­ет толь­ко в про­цес­се де­я­тель­но­сти.

Де­я­тель­но­стью в фи­ло­со­фии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии на­зы­ва­ют це­ле­на­прав­лен­ную ак­тив­ность, ха­рак­те­ри­зу­ю­щу­ю­ся пре­об­ра­зо­ва­ни­ем окру­жа­ю­щей среды и са­мо­го че­ло­ве­ка.

Важно от­ме­тить, что любая де­я­тель­ность долж­на но­сить пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер. Если в ре­зуль­та­те дей­ствий ни­ка­ких из­ме­не­ний не про­изо­шло, это также невоз­мож­но счи­тать де­я­тель­но­стью.

В этом опре­де­ле­нии не так хо­ро­шо по­ка­за­на сущ­ность де­я­тель­но­сти, но даны ос­нов­ные эле­мен­ты ее струк­ту­ры (рис. 1).

Структура деятельности

Рис. 1. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

Мо­ти­вы де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся не толь­ко его по­треб­но­стя­ми, но также убеж­де­ни­я­ми и со­ци­аль­ны­ми уста­нов­ка­ми. Неред­ко бы­ва­ет, что у че­ло­ве­ка нет явной по­треб­но­сти в дей­ствии, но его мо­ти­вы сфор­ми­ро­ва­лись под вли­я­ни­ем об­ще­ства.

Так, вы хо­ди­те в колледж не толь­ко для того, чтобы удо­вле­тво­рять свою по­треб­ность в зна­ни­ях; на вас дей­ству­ют со­ци­аль­ные уста­нов­ки на по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния (их в первую оче­редь со­зда­ет семья), а также убеж­де­ние в по­лез­но­сти об­ра­зо­ва­ния. Если семья не будет тре­бо­вать от вас по­се­ще­ния колледжа, не ис­клю­че­но, что вы нач­не­те про­гу­ли­вать.

2. Потребности и деятельность

Ве­ду­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии мо­ти­вов нашей де­я­тель­но­сти иг­ра­ют по­треб­но­сти. Тра­ди­ци­он­но по­треб­но­стя­ми на­зы­ва­ют пе­ре­жи­ва­е­мое и осо­зна­ва­е­мое че­ло­ве­ком со­сто­я­ние нужды в чем-ли­бо.

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии вы­де­ля­ют три груп­пы по­треб­но­стей.

1. Био­ло­ги­че­ские (ма­те­ри­аль­ные) – это по­треб­но­сти в еде, сне, дви­же­нии. Они есть даже у жи­вот­ных.

2. Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти – это по­треб­но­сти, по­рож­ден­ные об­ще­ством; среди них чаще всего на­зы­ва­ют по­треб­но­сти в об­ще­нии и са­мо­ре­а­ли­за­ции.

3. На­ко­нец, иде­аль­ные (ду­хов­ные) по­треб­но­сти фор­ми­ру­ют­ся в ходе самой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка: к ним от­но­сят­ся по­треб­но­сти в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира, осо­зна­нии сво­е­го места в нем, смыс­ла и пред­на­зна­че­ния сво­е­го су­ще­ство­ва­ния. Оче­вид­но, что че­ло­век не может вы­жить без удо­вле­тво­ре­ния своих био­ло­ги­че­ских по­треб­но­стей. Фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти не в со­сто­я­нии со­здать об­ще­ство, куль­ту­ру, науку, они сами по себе не дают че­ло­ве­ку воз­мож­но­сти раз­ви­вать­ся. У че­ло­ве­ка, ко­то­рый на­хо­дит­ся в усло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ства, быст­ро те­ря­ет все по­треб­но­сти, кроме фи­зио­ло­ги­че­ских.

По по­треб­но­стям че­ло­ве­ка и об­ще­ства можно даже опре­де­лить уро­вень их раз­ви­тия. Каж­до­му об­ще­ству со­от­вет­ству­ет опре­де­лен­ный уро­вень по­треб­но­стей (чем более раз­ви­то об­ще­ство, тем их боль­ше) и воз­мож­ность их удо­вле­тво­ре­ния. В фи­ло­со­фии и эко­но­ми­ке ана­ли­зи­ру­ют закон воз­вы­ше­ния по­треб­но­стей: по­треб­но­сти че­ло­ве­ка без­гра­нич­ны и по­сто­ян­но рас­тут, а зна­чит, необ­хо­ди­мо про­из­во­дить все боль­ше и боль­ше то­ва­ров и услуг.

Есть и дру­гая точка зре­ния.

Аме­ри­кан­ский со­цио­лог Аб­ра­хам Мас­лоу в 1954 году пред­ло­жил свою кон­цеп­цию иерар­хии по­треб­но­стей. Он делит все по­треб­но­сти на шесть уров­ней (рис. 2).

Иерархия потребностей Маслоу

Рис. 2. Иерар­хия по­треб­но­стей Мас­лоу

1 уро­вень. Фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти (в воде, пище, ды­ха­нии, дви­же­нии, одеж­де, жилье, здо­ро­вье, сне, от­ды­хе и т.п.).

2 уро­вень. Эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в са­мо­со­хра­не­нии и лич­ной без­опас­но­сти, в обес­пе­чен­но­сти и ста­биль­но­сти сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, в га­ран­ти­ях за­ня­то­сти и уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и т.п.).

3 уро­вень. Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в любви, друж­бе, об­ще­нии и со­труд­ни­че­стве с дру­ги­ми лю­дь­ми, в при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му кругу людей, сво­е­му об­ще­ству, стране, ми­ро­во­му со­об­ще­ству и т.п.).

4 уро­вень. Пре­стиж­ные по­треб­но­сти (в лич­ном и се­мей­ном до­стат­ке и про­цве­та­нии, в хо­ро­шем об­ра­зо­ва­нии, на­деж­ной ра­бо­те и слу­жеб­ном росте, в при­зна­нии и ува­же­нии со сто­ро­ны дру­гих людей и т.п.).

5 уро­вень. Лич­ност­ные по­треб­но­сти (в са­мо­вы­ра­же­нии, са­мо­ре­а­ли­за­ции – дли­тель­ном про­яв­ле­нии себя как са­мо­сто­я­тель­ной, ори­ги­наль­ной и твор­че­ской лич­но­сти).

6 уро­вень. Ду­хов­ные по­треб­но­сти (в новых зна­ни­ях об окру­жа­ю­щем мире, в са­мо­по­зна­нии, при­об­ще­нии к фи­ло­со­фии, на­у­кам, ис­кус­ству и т.п.).

Если при­смот­реть­ся, Мас­лоу вы­де­ля­ет те же по­треб­но­сти, что и оте­че­ствен­ные спе­ци­а­ли­сты. Фи­зио­ло­ги­че­ские и эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти мы на­зы­ва­ем био­ло­ги­че­ски­ми, пре­стиж­ные вклю­ча­ем в со­став со­ци­аль­ных, а лич­ност­ные – в со­став ду­хов­ных.

Тем не менее от­ли­чие кон­цеп­ции Мас­лоу от тео­рии, при­ня­той в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии и фи­ло­со­фии, за­клю­ча­ет­ся в том, что удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей более вы­со­ко­го уров­ня, по Мас­лоу, невоз­мож­но без удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей более низ­ко­го уров­ня. То есть о ре­а­ли­за­ции ду­хов­ных по­треб­но­стей может ду­мать толь­ко че­ло­век, обес­пе­чив­ший все осталь­ные по­треб­но­сти и за­ни­ма­ю­щий проч­ное по­ло­же­ние в об­ще­стве. Наука при таком по­ни­ма­нии пре­вра­ща­ет­ся в за­ня­тие для сытых, ко­то­рым про­сто нече­го де­лать. Ко­неч­но, такое по­ни­ма­ние иерар­хии по­треб­но­стей при­знать слож­но.

Это по­ни­ма­ли и по­сле­до­ва­те­ли Мас­лоу. Один из них, Клей­тон Ал­дер­фер, до­ка­зал, что несколь­ко по­треб­но­стей могут дей­ство­вать од­но­вре­мен­но, а невоз­мож­ность удо­вле­тво­рить по­треб­ность более вы­со­ко­го по­ряд­ка (на­при­мер, по­треб­ность в ува­же­нии и раз­ви­тии) со­про­вож­да­ет­ся уси­ле­ни­ем по­треб­но­стей более низ­ко­го ха­рак­те­ра (на­при­мер, чрез­мер­ны­ми по­треб­но­стя­ми в при­об­ре­те­нии пред­ме­тов рос­ко­ши и т.п.). Так пси­хо­ло­ги объ­яс­ня­ют такое яв­ле­ние, как ме­це­нат­ство: даже не по­ни­мая ис­тин­ной цен­но­сти тех или иных про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, бо­га­тый че­ло­век на­чи­на­ет их ску­пать, чтобы хоть как-то удо­вле­тво­рить свои со­ци­аль­ные по­треб­но­сти; ему недо­ста­точ­но быть бо­га­тым че­ло­ве­ком, он хочет стать еще и об­ла­да­те­лем кар­ти­ны Шиш­ки­на или Рем­бранд­та.

Тем не менее, кон­цеп­ция Мас­лоу яв­ля­ет­ся одной из глав­ных тео­рий, объ­яс­ня­ю­щих про­цесс фор­ми­ро­ва­ния мо­ти­вов де­я­тель­но­сти. И в самом деле, если у вас оста­лось 100 руб­лей, а стипендия будет толь­ко через неде­лю, вы ско­рее по­тра­ти­те эти день­ги на хлеб, а не на билет в кино. В этом вы­бо­ре вы­ра­жа­ет­ся дей­ствие по­треб­но­стей.

Такое кон­крет­ное вы­ра­же­ние по­треб­но­стей при­ня­то на­зы­вать ин­те­ре­са­ми. Если по­треб­но­сти у всех людей объ­ек­тив­ны и при­мер­но оди­на­ко­вы, то ин­те­ре­сы субъ­ек­тив­ны. Вы­де­ля­ют­ся ин­те­ре­сы лич­ные (ин­ди­ви­ду­аль­ные), груп­по­вые, клас­со­вые, об­ще­ствен­ные, го­су­дар­ствен­ные, ин­те­ре­сы всего че­ло­ве­че­ства. У каж­до­го че­ло­ве­ка, об­ще­ства или го­су­дар­ства есть опре­де­лен­ная иерар­хия ин­те­ре­сов.

Имен­но ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка за­став­ля­ют пред­при­ни­мать те или иные дей­ствия, на­прав­лять свою де­я­тель­ность на раз­лич­ные объ­ек­ты, ста­вить перед собой кон­крет­ные за­да­чи.

3. Виды деятельности

В струк­ту­ре де­я­тель­но­сти вы­де­ля­ет­ся несколь­ко ком­по­нен­тов.

Во-пер­вых, это субъ­ект и объ­ект. Субъ­ект – это тот, кто осу­ществ­ля­ет де­я­тель­ность (че­ло­век или об­ще­ство); объ­ект – это тот, над кем или то, над чем осу­ществ­ля­ет­ся де­я­тель­ность.

Виды деятельности

Рис. 3. Виды де­я­тель­но­сти

По со­от­но­ше­нию субъ­ек­та и объ­ек­та можно вы­де­лять субъ­ект­но-объ­ект­ную, субъ­ект­но-субъ­ект­ную и об­рат­ную де­я­тель­ность (рис.3).

Во-вто­рых, в струк­ту­ре де­я­тель­но­сти вы­де­ля­ют цель, сред­ства ее до­сти­же­ния и ре­зуль­та­ты. Сред­ства обя­за­тель­но долж­ны со­от­вет­ство­вать цели; ни один нор­маль­ный че­ло­век в обыч­ных усло­ви­ях не ста­нет за­би­вать гвоз­ди мик­ро­ско­пом. После за­вер­ше­ния де­я­тель­но­сти ее ре­зуль­та­ты обя­за­тель­но срав­ни­ва­ют с по­став­лен­ной целью; в слу­чае сов­па­де­ния между ними де­я­тель­ность при­зна­ет­ся успеш­ной.

На­ко­нец, в-тре­тьих, в струк­ту­ре де­я­тель­но­сти вы­де­ля­ют от­дель­ные дей­ствия. Самую из­вест­ную ти­по­ло­гию со­ци­аль­ных дей­ствий пред­ло­жил Макс Вебер (рис. 4).

Типология М. Вебера

Рис. 4. Ти­по­ло­гия М. Ве­бе­ра

По мо­ти­вам осу­ществ­ле­ния он вы­де­лил це­ле­ра­ци­о­наль­ные, цен­ност­но-ра­ци­о­наль­ные, тра­ди­ци­он­ные и аф­фек­тив­ные дей­ствия.

Це­ле­ра­ци­о­наль­ные дей­ствия ха­рак­те­ри­зу­ют­ся яс­но­стью осо­зна­ния цели и средств ее до­сти­же­ния; по­ка­за­те­лем эф­фек­тив­но­сти дей­ствия яв­ля­ет­ся до­стиг­ну­тый ре­зуль­тат.

Тра­ди­ци­он­ные (при­выч­ные) дей­ствия не имеют осо­знан­но­го мо­ти­ва, они со­вер­ша­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски, в силу при­выч­ки. Че­ло­век не ана­ли­зи­ру­ет эти дей­ствия и, даже если усло­вия их осу­ществ­ле­ния из­ме­ни­лись, про­дол­жа­ет дей­ство­вать при­выч­ным спо­со­бом.

На­ко­нец, аф­фек­тив­ные дей­ствия во­об­ще не имеют цели и со­вер­ша­ют­ся под вли­я­ни­ем силь­но­го ду­шев­но­го вол­не­ния – по­ло­жи­тель­но­го, та­ко­го, как ра­дость, или от­ри­ца­тель­но­го, на­при­мер, гнева.

Фак­ти­че­ски толь­ко пер­вые два типа дей­ствий можно от­не­сти к со­ци­аль­ным дей­стви­ям, так как они по при­ро­де своей ра­ци­о­наль­ны. Тра­ди­ци­он­ные и аф­фек­тив­ные дей­ствия от­но­сят­ся к сфере бес­со­зна­тель­но­го, од­на­ко они также иг­ра­ют свою роль в де­я­тель­но­сти.

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии вы­де­ля­ет­ся также несколь­ко видов де­я­тель­но­сти . По пер­во­му ос­но­ва­нию ее можно по­де­лить на прак­ти­че­скую и ду­хов­ную. Прак­ти­че­ская де­я­тель­ность на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­ных объ­ек­тов при­ро­ды и об­ще­ства, а ду­хов­ная на­прав­ле­на на из­ме­не­ние со­зна­ния людей.

Рис. 5. Виды де­я­тель­но­сти

Виды деятельности

Прак­ти­че­ская де­я­тель­ность , в свою оче­редь, де­лит­ся на ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ную и со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ную. Раз­ли­ча­ют их по объ­ек­ту де­я­тель­но­сти: если в ре­зуль­та­те из­ме­ня­ют­ся ма­те­ри­аль­ные объ­ек­ты (как при­род­ные, так и сде­лан­ные ру­ка­ми че­ло­ве­ка), то это ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность; если же в ре­зуль­та­те из­ме­не­ния про­ис­хо­дят в об­ще­стве, то это де­я­тель­ность со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ная. При­го­тов­ле­ние пищи, из­го­тов­ле­ние ору­дий труда, стро­и­тель­ство домов от­но­сит­ся к ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти, а ре­фор­мы, ре­во­лю­ции, про­цесс обу­че­ния – к со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной.

Ду­хов­ная де­я­тель­ность де­лит­ся на цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ную, по­зна­ва­тель­ную и про­гно­сти­че­скую.

Важ­ное от­ли­чие ду­хов­ной де­я­тель­но­сти от прак­ти­че­ской за­клю­ча­ет­ся в том, что в ней вы­де­ля­ют­ся ду­хов­но-тео­ре­ти­че­ская и ду­хов­но-прак­ти­че­ская сто­ро­ны. По­ста­нов­ка целей де­я­тель­но­сти, к при­ме­ру, яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем ду­хов­но-тео­ре­ти­че­ской сто­ро­ны, а кон­крет­ные дей­ствия будут но­сить прак­ти­че­ский ха­рак­тер.

Кроме на­зван­ных нами видов, вы­де­ля­ет­ся также де­я­тель­ность со­зи­да­тель­ная и раз­ру­ши­тель­ная. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что ре­зуль­та­том де­я­тель­но­сти может быть не толь­ко со­зда­ние че­го-то но­во­го, но и уни­что­же­ние че­го-то имев­ше­го­ся ранее. Такая раз­ру­ши­тель­ная де­я­тель­ность не все­гда оце­ни­ва­ет­ся от­ри­ца­тель­но; если вы хо­ти­те по­стро­ить новый дом, неред­ко при­хо­дит­ся сно­сить ста­рый вет­хий.

Есть и еще один, осо­бый, вид де­я­тель­но­сти – твор­че­ская. Так на­зы­ва­ет­ся де­я­тель­ность, по­рож­да­ю­щая нечто ка­че­ствен­но новое. Наука, а точ­нее, об­ласть зна­ния, ко­то­рая изу­ча­ет твор­че­скую де­я­тель­ность и ме­то­ды по­зна­ния, на­зы­ва­ет­ся эв­ри­сти­кой.

На­ко­нец, су­ще­ству­ет и еще одна ти­по­ло­гия видов де­я­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от на­прав­лен­но­сти дей­ствий вы­де­ля­ют такие виды де­я­тель­но­сти, как труд, игра и учеба (рис 6). Труд ори­ен­ти­ро­ван на ре­зуль­тат, игра – на про­цесс, учеба – как на про­цесс, так и на ре­зуль­тат.

Виды деятельности

Рис. 6. Виды де­я­тель­но­сти

Вы на­вер­ня­ка за­да­ва­лись во­про­сом, зачем нужно в колледже изу­чать боль­шое ко­ли­че­ство пред­ме­тов, ко­то­рые в жизни объ­ек­тив­но не при­го­дят­ся – по край­ней мере, в таком объ­е­ме. Зачем ма­те­ма­ти­ку ли­те­ра­ту­ра, а фи­ло­ло­гу – фи­зи­ка? Дело в том, что обу­че­ние ори­ен­ти­ро­ва­но не толь­ко на про­цесс – боль­шое ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции всё равно за­бы­ва­ет­ся. Го­раз­до важ­нее то, что по­сред­ством обу­че­ния в школе че­ло­век осва­и­ва­ет раз­ные виды, формы и ме­то­ды по­зна­ния, а они-то в жизни ему при­го­дят­ся.

Неред­ко от­но­ше­ние к игре как виду де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся пре­не­бре­жи­тель­ным. Это со­вер­шен­но неоправ­дан­но. Роль игры в жизни об­ще­ства огром­на.

К при­ме­ру, в игре ре­бе­нок осва­и­ва­ет ос­нов­ные со­ци­аль­ные роли. Играя в семью, дети го­то­вят­ся стать ро­ди­те­ля­ми, а играя в учи­те­ля и уче­ни­ка, про­дав­ца и по­ку­па­те­ля, во­ди­те­ля ав­то­бу­са и пас­са­жи­ра,- осу­ществ­ля­ют выбор бу­ду­щей про­фес­сии.

В XX веке был раз­ру­шен сте­рео­тип о том, что игра – это за­ня­тие для детей. Игра не яв­ля­ет­ся эпи­зо­дом в жизни че­ло­ве­ка; в ос­но­ве мно­гих со­ци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий лежит имен­но игра.

Контрольные вопросы:

1. Почитайте отрывок произведения и ответьте на вопросы.

А) О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?

Б) Что выступает целью этой деятельности?

В) Из каких действий она состоит?

Г) Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?

2. Определите, в чём смысл притчи?

3 . Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

Учитель одного из младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей.

Читайте также: