Деятельность как специфический способ существования человека кратко
Обновлено: 07.07.2024
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.
Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
Объект - то, на что направлена эта деятельность.
Мотив - побуждение к деятельности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции).
Средства - методы, способы, предметы, использующие для достижения цели.
Процесс - действия, поступки, направленные на достижение результата.
Итог - результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Ключевые слова
Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.
1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.
2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.
3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.
4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.
5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.
Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.
Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.
Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.
Социальные потребности - потребности в трудовой деятельности, общении, то есть во всём том, что связано с общественной жизнью.
Идеальные (духовные) потребности связаны с духовным развитием человека - самовыражение, создание и освоении культурных ценностей, познания мира и т.п.
Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат
Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.
Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.
Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.
Выделяют различные виды деятельности:
- Материальная и духовная: их связывают с производством вещей и идей.
- Индивидуальная и коллективная – в зависимости от субъекта.
- Репродуктивная и творческая – здесь имеется в виду характер деятельности.
- Законная и незаконная – по отношению к правовым нормам.
- Моральная и аморальная – по отношению к моральным нормам.
- Прогрессивная и регрессивная – по отношению к развитию общества
- Экономическая, социальная, политическая, духовная – связана со сферами общества.
В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.
Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.
Учение - деятельность, в процессе которой приобретаются знания и осваиваются способы действий.
Труд - вид деятельности, дающий практически полезный результат.
Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,
обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.
Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.
Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о деятельности
1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.
2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.
3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.
4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.
5) Люди обладают врождённой программой деятельности.
Правильный вариант/варианты:
2. Вставьте пропущенные слова:
Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.
Жизнь – это форма взаимодействия живого организма с окружающим миром. Важнейшим ее условием является активность, проявляющаяся в преодолении среды, движении, росте, воспроизведении, поиске. Активность человека выражается в присущей только ему форме – деятельности.
Понятие и структура
Деятельность – это целеустремленная активность человека, реализующая его потребности, направленная на преобразование внешней среды и себя самого. Деятельность – это то, что отличает человека от животного, делает его существом социальным. В процессе деятельности человек создает материальные и духовных блага, формы общения, преобразовывает социальные условия и взаимоотношения, развивается. Главными ее признаками являются:
- Целеполагание – формирование цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целесообразность имеется и в поведении животных, но целеполагание присуще только человеку.
- Осознанность – понимание мотивов, побуждений, потребностей, способов достижения цели, предвидение результата.
- Плановость – все составляющие ее действия взаимосвязаны, располагаются в определенном порядке.
- Систематичность – деятельность человека имеет длительный повседневный характер.
- Общественный характер – человек всегда осуществляет свою деятельность в рамках общественных отношений, опираясь на усвоенный им социальный опыт.
Всякая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект – действующее лицо, источник активности. В качестве субъекта деятельности может выступать конкретный индивид, социальная группа или общество в целом. Объект – предмет деятельности. Им может быть вещь, другой человек, сам субъект, понятие, мысль. Деятельность – это процесс познания или преобразования объекта субъектом. Ее структуру составляет ряд последовательно возникающих компонентов:
- потребность – нужда, недостаток в чем-либо и связанное с этим ощущение дискомфорта;
- мотив – побуждение к деятельности;
- цель – мысленно представляемый результат деятельности;
- средство – предмет или действие, которые человек применяет для достижения цели;
- процесс – последовательность стадий в развитии какого-либо явления;
- результат – завершение, итог деятельности.
Элементарной единицей деятельности является действие – произвольная, преднамеренная активность, направленная на достижение заранее определенной промежуточной цели. Органическую базу человеческой деятельности составляют психофизиологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность не является врожденным качеством человека, он приобщается к ней в ходе социализации.
Виды и формы
Человеческая деятельность – сложное и многообразное явление. Все ее формы можно условно разделить на 2 группы:
- Внутренняя деятельность – духовное и интеллектуальное развитие человека, формирование идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений.
- Внешняядеятельность – общение и практические действия (трудовая, производственная, спортивная, профессиональная активность).
По конечным результатам, принципам организации, особенностям мотивации различают 5 форм деятельности:
- Общение – взаимодействие людей или социальных групп, состоящее в обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, восприятии и понимании друг друга.
- Игра – активность, возникающая в рамках специально созданных сюжетов, правил. Игра помогает формированию и раскрытию способностей, как разрядка необходима при всякой интенсивной деятельности.
- Учение – усвоение знаний, овладение умениями и навыками.
- Труд – деятельность, результатом которой становится создание общественно значимого продукта.
- Творчество – исторически первичный вид деятельности человека, направленный на создание качественно новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.
На каждом этапе возрастного развития один из них приобретает ведущее значение в формировании новых свойств личности:
- в дошкольном возрасте – игра;
- в детстве, отрочестве и юности – учение;
- в зрелом возрасте и старости – труд.
Все виды деятельности взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в жизни человека в любом возрасте.
По типу активности субъекта выделяют следующие виды деятельности:
- Преобразовательная – специфический способ отношения к внешнему миру, состоящий в его изменении и подчинении своим целям с помощью определенных технологий.
- Познавательная – изучение объективного мира с целью последующей реализации полученных знаний на практике.
- Ценностно-ориентационная– осмысление и оценка явлений, процессов, событий окружающей действительности, формирование личного эмоционального отношения к ним.
- Коммуникативная – познание и оценка человеком других людей, а через них – и самого себя. Выделяют 2 типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированная и социально-ориентированная.
- Художественная – создание, восприятие, хранение и передача духовных ценностей, самостоятельное творчество в области литературы и искусства.
Деятельность – это то, благодаря чему человек превосходит индивидуальные, заложенные природой, возможности. Почти все ее формы и способы организации связаны с:
- умениями и навыками, приобретенными в результате культурно-исторического развития;
- предметами материальной и духовной культуры, используемыми в качестве средств удовлетворения потребностей или собственного развития.
Деятельность человека носит продуктивный, созидательный характер. Она преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
Заключение
Деятельность оказывает определяющее воздействие на формирование личности, через нее устанавливается реальная связь между человеком и окружающим миром. В деятельности проявляется ум человека, его чувства, воображение, способности, свойства характера. Содержание деятельности определяется не только потребностями, но и общественными целями, опытом, убеждениями, моральными установками. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.
Деятельность человека
И люди, и животные постоянно проявляют активность, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт:
- Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
- Направлена на получение результата, продуктивный характер;
- В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир (преобразовательный характер);
- Человек постоянно контактирует с другими людьми.
Потребность
Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:
- естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
- социальные (труд, творчество, общение);
- духовные (познание мира, самовыражение).
Деятельность человека имеет спланированный характер.
Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть. То есть цель – это воображаемый результат.
Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.
Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.
которые читают вместе с этой
Мотив
Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.
Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.
Виды деятельности
Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы:
- по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
- по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
- по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
- по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
- по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
- по степени оригинальности и внедрению нового: монотонная и творческая.
Личность и деятельность
В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:
- игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр, созданием условной и воображаемой обстановки);
- учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность, получают новые знания и умения);
- труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага, практически полезный результат)
На всех этих этапах происходит также общение – непременный атрибут человеческой жизни.
Что мы узнали?
Деятельность – способ существования людей, с помощью которого они удовлетворяют свои естественные, социальные и духовные потребности. Деятельность всегда имеет мотив, цель, средства и результат.
В современной философии наиболее распространен так называемый деятельностный подход, согласно которому сознание возникает только в процессе деятельности.
Деятельностью в философии и социальной психологии называют целенаправленную активность, характеризующуюся преобразованием окружающей среды и самого человека.
Важно отметить, что любая деятельность должна носить преобразовательный характер. Если в результате действий никаких изменений не произошло, это также невозможно считать деятельностью.
В этом определении не так хорошо показана сущность деятельности, но даны основные элементы ее структуры (рис. 1).
Рис. 1. Структура деятельности
Мотивы деятельности человека определяются не только его потребностями, но также убеждениями и социальными установками. Нередко бывает, что у человека нет явной потребности в действии, но его мотивы сформировались под влиянием общества.
Так, вы ходите в колледж не только для того, чтобы удовлетворять свою потребность в знаниях; на вас действуют социальные установки на получение образования (их в первую очередь создает семья), а также убеждение в полезности образования. Если семья не будет требовать от вас посещения колледжа, не исключено, что вы начнете прогуливать.
2. Потребности и деятельность
Ведущую роль в формировании мотивов нашей деятельности играют потребности. Традиционно потребностями называют переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо.
В современной философии выделяют три группы потребностей.
1. Биологические (материальные) – это потребности в еде, сне, движении. Они есть даже у животных.
2. Социальные потребности – это потребности, порожденные обществом; среди них чаще всего называют потребности в общении и самореализации.
3. Наконец, идеальные (духовные) потребности формируются в ходе самой деятельности человека: к ним относятся потребности в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысла и предназначения своего существования. Очевидно, что человек не может выжить без удовлетворения своих биологических потребностей. Физиологические потребности не в состоянии создать общество, культуру, науку, они сами по себе не дают человеку возможности развиваться. У человека, который находится в условиях изоляции от общества, быстро теряет все потребности, кроме физиологических.
По потребностям человека и общества можно даже определить уровень их развития. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей (чем более развито общество, тем их больше) и возможность их удовлетворения. В философии и экономике анализируют закон возвышения потребностей: потребности человека безграничны и постоянно растут, а значит, необходимо производить все больше и больше товаров и услуг.
Есть и другая точка зрения.
Американский социолог Абрахам Маслоу в 1954 году предложил свою концепцию иерархии потребностей. Он делит все потребности на шесть уровней (рис. 2).
Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу
1 уровень. Физиологические потребности (в воде, пище, дыхании, движении, одежде, жилье, здоровье, сне, отдыхе и т.п.).
2 уровень. Экзистенциальные потребности (в самосохранении и личной безопасности, в обеспеченности и стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в завтрашнем дне и т.п.).
3 уровень. Социальные потребности (в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т.п.).
4 уровень. Престижные потребности (в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т.п.).
5 уровень. Личностные потребности (в самовыражении, самореализации – длительном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности).
6 уровень. Духовные потребности (в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, приобщении к философии, наукам, искусству и т.п.).
Если присмотреться, Маслоу выделяет те же потребности, что и отечественные специалисты. Физиологические и экзистенциальные потребности мы называем биологическими, престижные включаем в состав социальных, а личностные – в состав духовных.
Тем не менее отличие концепции Маслоу от теории, принятой в отечественной социологии и философии, заключается в том, что удовлетворение потребностей более высокого уровня, по Маслоу, невозможно без удовлетворения потребностей более низкого уровня. То есть о реализации духовных потребностей может думать только человек, обеспечивший все остальные потребности и занимающий прочное положение в обществе. Наука при таком понимании превращается в занятие для сытых, которым просто нечего делать. Конечно, такое понимание иерархии потребностей признать сложно.
Это понимали и последователи Маслоу. Один из них, Клейтон Алдерфер, доказал, что несколько потребностей могут действовать одновременно, а невозможность удовлетворить потребность более высокого порядка (например, потребность в уважении и развитии) сопровождается усилением потребностей более низкого характера (например, чрезмерными потребностями в приобретении предметов роскоши и т.п.). Так психологи объясняют такое явление, как меценатство: даже не понимая истинной ценности тех или иных произведений искусства, богатый человек начинает их скупать, чтобы хоть как-то удовлетворить свои социальные потребности; ему недостаточно быть богатым человеком, он хочет стать еще и обладателем картины Шишкина или Рембрандта.
Тем не менее, концепция Маслоу является одной из главных теорий, объясняющих процесс формирования мотивов деятельности. И в самом деле, если у вас осталось 100 рублей, а стипендия будет только через неделю, вы скорее потратите эти деньги на хлеб, а не на билет в кино. В этом выборе выражается действие потребностей.
Такое конкретное выражение потребностей принято называть интересами. Если потребности у всех людей объективны и примерно одинаковы, то интересы субъективны. Выделяются интересы личные (индивидуальные), групповые, классовые, общественные, государственные, интересы всего человечества. У каждого человека, общества или государства есть определенная иерархия интересов.
Именно интересы человека заставляют предпринимать те или иные действия, направлять свою деятельность на различные объекты, ставить перед собой конкретные задачи.
3. Виды деятельности
В структуре деятельности выделяется несколько компонентов.
Во-первых, это субъект и объект. Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество); объект – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
Рис. 3. Виды деятельности
По соотношению субъекта и объекта можно выделять субъектно-объектную, субъектно-субъектную и обратную деятельность (рис.3).
Во-вторых, в структуре деятельности выделяют цель, средства ее достижения и результаты. Средства обязательно должны соответствовать цели; ни один нормальный человек в обычных условиях не станет забивать гвозди микроскопом. После завершения деятельности ее результаты обязательно сравнивают с поставленной целью; в случае совпадения между ними деятельность признается успешной.
Наконец, в-третьих, в структуре деятельности выделяют отдельные действия. Самую известную типологию социальных действий предложил Макс Вебер (рис. 4).
Рис. 4. Типология М. Вебера
По мотивам осуществления он выделил целерациональные, ценностно-рациональные, традиционные и аффективные действия.
Целерациональные действия характеризуются ясностью осознания цели и средств ее достижения; показателем эффективности действия является достигнутый результат.
Традиционные (привычные) действия не имеют осознанного мотива, они совершаются автоматически, в силу привычки. Человек не анализирует эти действия и, даже если условия их осуществления изменились, продолжает действовать привычным способом.
Наконец, аффективные действия вообще не имеют цели и совершаются под влиянием сильного душевного волнения – положительного, такого, как радость, или отрицательного, например, гнева.
Фактически только первые два типа действий можно отнести к социальным действиям, так как они по природе своей рациональны. Традиционные и аффективные действия относятся к сфере бессознательного, однако они также играют свою роль в деятельности.
В современной философии выделяется также несколько видов деятельности . По первому основанию ее можно поделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества, а духовная направлена на изменение сознания людей.
Рис. 5. Виды деятельности
Практическая деятельность , в свою очередь, делится на материально-производственную и социально-преобразовательную. Различают их по объекту деятельности: если в результате изменяются материальные объекты (как природные, так и сделанные руками человека), то это материально-производственная деятельность; если же в результате изменения происходят в обществе, то это деятельность социально-преобразовательная. Приготовление пищи, изготовление орудий труда, строительство домов относится к материально-производственной деятельности, а реформы, революции, процесс обучения – к социально-преобразовательной.
Духовная деятельность делится на ценностно-ориентировочную, познавательную и прогностическую.
Важное отличие духовной деятельности от практической заключается в том, что в ней выделяются духовно-теоретическая и духовно-практическая стороны. Постановка целей деятельности, к примеру, является проявлением духовно-теоретической стороны, а конкретные действия будут носить практический характер.
Кроме названных нами видов, выделяется также деятельность созидательная и разрушительная. Обратите внимание на то, что результатом деятельности может быть не только создание чего-то нового, но и уничтожение чего-то имевшегося ранее. Такая разрушительная деятельность не всегда оценивается отрицательно; если вы хотите построить новый дом, нередко приходится сносить старый ветхий.
Есть и еще один, особый, вид деятельности – творческая. Так называется деятельность, порождающая нечто качественно новое. Наука, а точнее, область знания, которая изучает творческую деятельность и методы познания, называется эвристикой.
Наконец, существует и еще одна типология видов деятельности. В зависимости от направленности действий выделяют такие виды деятельности, как труд, игра и учеба (рис 6). Труд ориентирован на результат, игра – на процесс, учеба – как на процесс, так и на результат.
Рис. 6. Виды деятельности
Вы наверняка задавались вопросом, зачем нужно в колледже изучать большое количество предметов, которые в жизни объективно не пригодятся – по крайней мере, в таком объеме. Зачем математику литература, а филологу – физика? Дело в том, что обучение ориентировано не только на процесс – большое количество информации всё равно забывается. Гораздо важнее то, что посредством обучения в школе человек осваивает разные виды, формы и методы познания, а они-то в жизни ему пригодятся.
Нередко отношение к игре как виду деятельности является пренебрежительным. Это совершенно неоправданно. Роль игры в жизни общества огромна.
К примеру, в игре ребенок осваивает основные социальные роли. Играя в семью, дети готовятся стать родителями, а играя в учителя и ученика, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира,- осуществляют выбор будущей профессии.
В XX веке был разрушен стереотип о том, что игра – это занятие для детей. Игра не является эпизодом в жизни человека; в основе многих социальных взаимодействий лежит именно игра.
Контрольные вопросы:
1. Почитайте отрывок произведения и ответьте на вопросы.
А) О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?
Б) Что выступает целью этой деятельности?
В) Из каких действий она состоит?
Г) Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?
2. Определите, в чём смысл притчи?
3 . Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?
Учитель одного из младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей.
Читайте также: