Деятельность и общение субъектов педагогического процесса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая коммуникация: понятие и целевое назначение

Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса в форме общения, взаимодействия и сотрудничества, путем оперирования информационными ресурсами, использования личностного смыла и ценностных ориентаций.

Педагогическая коммуникация предполагает построение системы взаимоотношений между учащимся и педагогом на основе диалогового взаимодействия т.е. в основе общения педагога и учащегося лежит диалог с применением разнообразных способов передачи информации.

Педагогическая коммуникация не является стихийным развитием отношений. Она представляет собой целенаправленный процесс построения системы взаимодействия с учащимися, ориентированный на создание положительной атмосферы и эмоционального контакта между сторонами общения.

Поскольку, педагогическая коммуникация является целенаправленным процессом, то она имеет конкретную цель своего существования т.е. создание коммуникации опирается на какие-то результаты, которых необходимо достичь в перспективе построения взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

Цели коммуникации всегда различны. Они определяются возрастным этапом развития учащихся, уровнем интеллектуального и психического развития учащихся, их потребностями и стремлениями, склонностями, требованиями общества и его запросами к образовательной системе на текущем этапе ее функционирования.

К основным целям педагогической коммуникации относят следующие:

  1. Информационная цель – обмен информационными данными между субъектами образовательной деятельности, мнениями, точками зрения, убеждениями и взглядами на ту или иную проблему, задачу.
  2. Коммуникативная цель – построение системы контактов между педагогом и учащимися на основе непрерывной взаимоориентированности, с целью оперирования информационными данными.
  3. Побудительная цель – коммуникация порождает стремление к проявлению активности партера по диалогу в конкретном направлении деятельности.
  4. Эмотивная цель – обмен эмоциональными переживаниями, а также воздействие на партнера и его преобразование посредством его чувств и эмоций.
  5. Организационная цель – ориентация на реализацию единого направления деятельности, действий, для достижения какого-то значимого результата.
  6. Развитие взаимопонимания – адекватное восприятие информации, исходящей от собеседника, понимание ее смысла и значения, а также понимание партнера, его личности и направлений деятельности, взглядов и идей, установок и ориентиров.
  7. Установочная цель – определение своего местоположения и роли в различных социальных связях и взаимоотношениях.
  8. Воздействующая цель – оказание воздействия на личностное развитие партнера по общению, путем изменения его мнения, взглядов, ценностных ориентиров, представлений, поведенческих реакций, потребностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъектами педагогической коммуникации выступают педагог и учащиеся или воспитатель и воспитанники, а ее объектом выступает система общения и педагогического взаимодействия, которая сложилась между ними.

Педагогическая коммуникация занимается исследованием закономерностей процессов общения и взаимодействия в учебно-воспитательной сфере. Также, она исследует и разрабатывает пути совершенствования этого общения, использования новых методов и технологий построения коммуникативного педагогического взаимодействия.

Рисунок 1. Педагогическая коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности педагогической коммуникации

Педагогическая коммуникация выступает, как одна из отраслей педагогической науки. В этой связи, она занимается исследовательской деятельностью и имеет свою методологию. Это определяет специфику педагогической коммуникации, выступающей, с одной стороны научной отраслью, а с другой способом организации общения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое общение, как форма взаимодействия субъектов образовательного п.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогическое общение, как форма взаимодействия субъектов образовательного п.

Педагогическое общение, как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса

Определение педагогического общения Педагогическое общение есть форма учебног.

Определение педагогического общения Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие. Функционально — это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса.

В широком контексте педагогической системы педагогическое общение определяетс.

Направленность педагогического общения Педагогическое общение характеризуется.

Направленность педагогического общения Педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения (усвоения). В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной

Специфика педагогического общения Несет в себе следущие функции: 1) Обучающая.

2) Воспитывающая - второе качество педагогического общения обусловливается пр.

2) Воспитывающая - второе качество педагогического общения обусловливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер. 3) Фасилитативная - отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть.

Единицы педагогического общения «Адекватность коммуникативной задачи задаче п.

Педагогическая ситуация рассматривается в контексте единицы определения учебн.

Педагогическая ситуация рассматривается в контексте единицы определения учебного процесса — урока, занятия. Она характеризуется целью, задачами, этапами урока, его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебно-педагогической совместной деятельности и т. д. В зависимости от основания, можно по-разному классифицировать педагогические ситуации.

По форме отношения - деловой (личной), -официальной (неофициальной), -формаль.

По форме отношения - деловой (личной), -официальной (неофициальной), -формальной (неформальной). По этапам, частям урока (занятия) - ситуация ознакомления с учебным материалом -тренировки (выработки обобщенных способов действия), - контроля и оценки способов действия, - контроля и оценки освоенного знания способов действия. По динамике сотрудничества - ситуации вхождения, - работы с партнерами, - выхода из сотрудничества, - его завершения.

По характеру учебного взаимодействия - ситуации сотрудничества, - соперничест.

По характеру учебного взаимодействия - ситуации сотрудничества, - соперничества, - конфликта, - конфронтации (противостояния). По характеру решаемых учебных задач ситуация может быть нейтральной или проблемной. По формальному критерию расположения участников учебного взаимодействия ее определяют как ситуацию - интимного общения (15—45 см расстояния); - личного (75 см), - социального (до 2 м) - публичного (3—7 м).

А. К. Маркова считает, что структурной единицей деятельности общения является.

Якобсон выделяет шесть элементов, определяющих речевой акт: - отправитель (го.

Для того чтобы понять сущность педагогической деятельности, необходимо выделить ее объект и субъект. Субъектом принято называть того, кто совершает какое-либо действие, а объектом – того, на кого это действие направлено.

Последние десятилетия 20 века и начало 21 века принесли в школу множество изменений. Активно стали появляться новые типы образовательных учреждений, разрабатываться новые технологии обучения и воспитания, стали применяться другие системы оценки результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В результате школа стала возвращаться к своей первоначальной цели – развитие и сохранение личностного потенциала человека. Постепенно в обществе возникает понимание того, что школа может быть гарантом нравственности и стабильности социальных отношений только в том случае, если система обучения построена на принципах нового педагогического мышления, в соответствии с которым ученик выступает в роли субъекта педагогического процесса.

Сущность субъектного подхода к обучающимся раскрывается в следующих умениях учителей:

организовывать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы обеспечивалось участие обучающегося в педагогическом процессе практически на равных условиях с учителем. При таком подходе ученик перестает быть пассивным объектом обучения и воспитания, а начинает самостоятельно приобретать новые знания;

принятие и обеспечение защиты прав ребенка, включая учет его индивидуальности и предоставление возможности для личностного развития;

развитие у детей творческих способностей, для чего требуется понимание самоценности личности каждого обучающегося.

Обучающийся, являясь субъектом образовательного процесса, одновременно является и носителем определенных интересов, индивидуальных особенностей личности, которые выделяют его среди других детей. Учеными выделяется несколько основных типов учеников:

одаренные, которые быстро усваивают новую информацию и значительно опережают своих ровесников по общему развитию;

эрудиты. Их отличает отличная память, высокая информированность по различным вопросам;

умельцы. Такие дети обычно талантливы в какой-то определенной сфере и поэтому заинтересованы в развитии своих возможностей;

активисты-общественники. Дети получают удовольствие от участия в общественной деятельности и всегда имеют личное мнение в отношении всего происходящего;

трудные. Для них свойственна заниженная самооценка, слабая успеваемость.

Педагог, будучи субъектом педагогической деятельности, выражает себя в профессиональной позиции. Под позицией педагога понимается система определенных интеллектуальных, волевых, а также эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности и действительности, которые являются для него источником активности.

Педагогическая позиция определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество. Одновременно с этим действуют личные источники активности, к которым относятся переживания, мотивы и цели педагога, ценностные ориентации, идеалы и мировоззрение.

В позиции педагога просматривается его личность, тип гражданского поведения, характер социальной ориентации. В то же время на выбор позиции педагога влияют различные факторы, однако решающими из них являются его собственные профессиональные установки, характер и темперамент личности, индивидуально-психологические особенности.

В качестве типичных ролевых педагогических позиций называют обычно следующие:

друг. Такой педагог стремится проникнуть в душу ребенка;

диктатор. Педагог насильственно насаждает определенные нормы и ценностные ориентиры в сознание своих воспитанников;

советчик. Использует осторожное уговаривание;

вдохновитель. Он стремиться увлечь детей интересными целями и перспективами.

Каждая из данных позиций может оказывать как положительный, так и отрицательный эффекты. Однако в любых ситуациях будут обеспечены негативные результаты, если педагог:

допускает в отношении ребенка произвол и несправедливость;

подыгрывает ребенку и превращает его в маленького кумира;

подавляет инициативу обучающегося;

проявляет неуважение к обучающемуся.

Таким образом, разграничение объекта и субъекта педагогической деятельности является весьма условным, так как успешность педагогической деятельности во многом зависит от активности самого ребенка. В таком случае обучающийся становится не только субъектом педагогического взаимодействия, но и субъектом познания, что позволяет ему самостоятельно добывать новые знания и развивать различные навыки и умения.

Сущность педагогического взаимодействия

Под педагогическим взаимодействием понимают преднамеренный контакт педагога и обучающихся, который может быть, как длительным, так и временным. Следствием такого контакта являются определенные изменения в поведении, деятельности и отношениях всех участников взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие – сущностная характеристика педагогического процесса, который был специально организован для обеспечения взаимодействия педагогов и обучающихся, в отношении содержания образования с применением средств обучения и воспитания для решения образовательных задач, направленных на удовлетворение не только потребностей общества, но и развития самой личности.

В состав педагогического взаимодействия входит и два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответная реакция со стороны обучаемого. Воздействие на обучающегося может быть прямым либо косвенным, а также отличаться по своему содержанию и формам предъявления, направленности, наличию/отсутствию обратной связи.

Ответные реакции обучающихся отличаются своим многообразием:

игнорирование или противодействие;

безразличие либо, наоборот, эмоциональные переживания и т.д.

Выделяется несколько видов педагогического взаимодействия:

непосредственно педагогические отношения, к которым относятся различные типы контактов между педагогами и обучающимися;

взаимные, под которыми понимаются отношения со взрослыми и сверстниками;

самоотношения, то есть отношения к самому себе;

предметные. Под ними понимаются отношения обучающихся с предметами материальной культуры.

Эффект педагогического взаимодействия зависит от несколько основных факторов, среди которых:

содержание и способы осуществления педагогического взаимодействия;

индивидуально-психологические особенности субъектов образовательного процесса.

В случае организации оптимального педагогического общения выделяют несколько основных функций взаимодействия педагога и обучающихся:

организационная. Ее реализация обеспечивается через организацию совместной учебной деятельности педагогов и их воспитанников, а также их взаимную личную информированность и наличие общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

конструктивная. Проявляется во время обсуждения и разъяснения содержания знаний и практической значимости предмета;

информационно-обучающая. Ее реализация обеспечивается путем демонстрации связи учебного предмета с практикой, что необходимо для правильного миропонимания и ориентации ученика в различных событиях общественной жизни. Реализация данной функции также достигается благодаря подвижности уровня информационной емкости учебных занятий с сочетанием эмоционального изложения учебного материала, для чего требуется обращение к наглядно-чувственной сфере обучаемых;

коммуникативно-стимулирующая. Представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (групповой, фронтальной, индивидуальной), а также предполагает организацию взаимопомощи в целях педагогического сотрудничества и обеспечения лучшей осведомленности учеников о том, чему они должны научиться;

контрольно-оценочная. Проявляется при организации взаимоконтроля педагога и обучающихся, а также при их совместном подведении итогов, самооценке и самоконтроле.

Исследователь Л.В. Байбородова предлагает несколько другую типологию педагогического взаимодействия. Подход основан на учете степени развития нескольких характеристик педагогического взаимодействия (взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение).

Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным "инструментом" учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

Различного рода нарушения в общении ученика и учителя подавляют
творческий саморазвивающийся потенциал ребенка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения учащихся, напряженные аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невропатическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения отражает целевые установки обмена информацией, то форма — это характер взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Решающее значение имеет содержание общения, его наполнение полезным для дела смыслом, поскольку в противном случае и самая эффективная его форма не сможет привести к требуемым результатам. И, наоборот, неудачно выбранная форма общения способна принизить или вовсе свести на “нет”, его смысловую нагрузку. Педагогическое общение возможно непосредственное (контактное) или опосредованное (косвенное).

Формы непосредственного педагогического общения в профессиональном учебном заведении могут быть самыми различными и зависят от характера обучения: уроки, занятия в мастерской, посещения цехов, предприятий и организаций, воспитательные мероприятия в учебных группах. В своей педагогической среде преподаватели в непосредственной форме общаются на педагогических советах, методических комиссиях, деловых совещаниях, проводимых администрацией.

В решении своих задач педагогу не обойтись без опосредованных форм общения. Но это не должно вылиться в бумаготворчество и администрирование без живого непосредственного общения с учащимися и их родителями. Чем больше прямых контактов с учащимися, тем меньше потребность в опосредованных формах общения.

Характеризуя формы педагогического общения, необходимо отметить, что все они выполняют координирующую функцию, превращающую общение в организующий импульс.

  • дать педагогические указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;
  • получить “обратную” (контрольную) информацию от учащихся о выполнении задания;
  • дать оценку выполнения задания.

Эти цели по своей сущности и представляют собой три функции организующего общения. При этом эффективность такого общения зависит от полной реализации каждой из трех функций.

Функция организующего общения — дача педагогических указаний - не только наиболее часто осуществляется по сравнению с другими функциями, но и оказывает наибольшее влияние на эффективность учебного процесса. От того, как дается указание, зависит и качество его восприятия учащимися.

Таким образом, организующее общение это специфическая форма профессионального общения преподавателя с учащимися, связанная с организацией их деятельности, повышением ее эффективности.

Учебный процесс основан на постоянном, профессиональном общении педагогов с учащимися. Поэтому особенно важно проанализировать приемы организации педагогического общения с целью дальнейшего его совершенствования.

В повышении эффективности педагогического общения определенную позитивную роль играет и позиция учащихся, высказывание и защита ими собственного мнения. Это означает, что учащийся слушает преподавателя, следит за его речью, тщательно проверяет его аргументацию и всё обдумывает.

Понимание темы зависит еще и от того, насколько последовательно и логично преподаватель излагает свои мысли. Будет ли учащийся понимать то, что ему говорят, это зависит от того, насколько удастся побудить его сльшать суть дела. Именно слышать, а не слушать. Слушать это эксплуатировать свой орган слуха, слышать же — это эксплуатировать свой мозг, концентрируя внимание на словах преподавателя.

Важно, чтобы общение проходило в вежливо – предупредительном тоне, но и слишком серёзная и официальная манера общения с учащимися не способствует успеху. В процессе педагогического общения не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчёркивать высокий статус преподавателя перед учащимися, так как это ранит их самолюбие и снижает эффект общения. Для высокого эффекта педагогического общения важно создать благоприятный психологический климат.

Так, излишняя легкая доступность преподавателя для учащегося не способствует созданию нормальной обстановки и часто приводит к панибратству. Одновременно с этим его излишняя недоступность также нежелательна, так как она ведет к потере общения.

И, наконец, правила педагогического общения рекомендуют оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение. Недопустимо, чтобы все это оказывало отрицательное влияние на атмосферу общения. Ни загруженность работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права преподавателю быть невежливым с коллегами и учащимися.

Для педагога умение сочетать решение рабочих задач в процессе профессионального общения и вне формальной обстановки - один из самых эффективных способов достичь успеха. Дополнительное время, затраченное на неофициальное общение, гораздо активнее стимулируют результаты взаимоотношений, чем короткие встречи в стенах учебного заведения, в спешке текущих дел.

Большое значение для общения имеет внешний вид преподавателя, умение вести себя в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно и достойно.

Во всех случаях организации неформальных взаимоотношений важно стремиться устроить все так, чтобы они были с одной стороны, приятными, а с другой, — деятельно отвечающими педагогическим задачам. При этом требования этикета важно соблюдать и тогда, когда они не соответствуют желанию человека, независимо от его настроения и психологического состояния в тот момент времени.

Приемы формирования аттракции.

В терминах психологии вызывать к себе эмоционально положительное отношение, т.е. расположить, это означает сформировать аттракцию (вызвать к себе симпатию, чувство расположения, приязни). Аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому.

Основной проблемой педагогического общения служит то, что учащиеся не всегда выполняют указания преподавателя или выполняют его не на должном уровне. Ведь в зависимости от отношения к учебе такие задания могут быть не выполнены совсем или выполнены удовлетворительно, хорошо или отлично.

Педагогическое указание по форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным. Правда, для учащегося в принципе любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и дает большую отдачу, по причине того, что учащийся с большим желанием выполняет задание.

Когда учащийся выполняет указание без желания или, тем более, вопреки желанию, то итог бывает плохим, и уж во всяком случае, не отличным. Делать отлично — значит искать новые, более эффективные пути решения задачи, привлекать свой творческий потенциал, проявлять инициативу. И если не учитывать этот психологический фактор мотивации, то это отразится на качестве исполнения. Для педагога, ответственно относящегося к своей работе, небезразлично, каким будет качество выполнения его распоряжений, и почему учащийся так выполнил задание: не хотел портить с преподавателем отношения, или чтобы избежать неприятностей, или сам считал, что так надо.

Следовательно, отдавая педагогическое указание, важно руководствоваться правилом: "желание — залог успеха".

Анализируя проблему мотивации учащегося при выполнении им педагогического указания, важно иметь в виду каким мотивом руководствовался учащийся — внешним или внутренним — и на сколько этот мотив им осознавался. Причины (мотивы) могут быть внешними (он это сделал потому, что так приказал преподаватель) или внутренними (он это сделал потому, что независимо от преподавателя у него появилось такое желание). Осознанные человеком мотивы — это и есть желание.

Необходимо учитывать также силу его мотива. Желание может быть слабым и это отразится на качестве исполнения, или же достаточно сильным, чтобы выполнить распоряжение "на отлично".

Одной из причин невыполнения учащимися указаний преподавателя является отсутствие взаимопонимания. Действительно, если учащиеся не понимают, чего от них хотят, то они не смогут выполнить дело так, как того требуют или просят их преподаватель. Для того, чтобы обеспечить взаимопонимание между ними, достаточно лишь узнать, от каких условий зависит, будет ли понимать учащийся, что ему говорят, и как соблюдать эти условия.

Здесь, прежде всего, важно, чтобы учащийся знал тот профессиональный язык, на котором преподаватель отдает указание. Понимание зависит также от общей культуры, от общего интеллектуального развития учащихся.

Следующее условие, от которого зависит понимание педагогического указания — полнота информации. Объясняя, что надо делать, не следует скупиться на информацию.

  • доступность изложения материала;
  • учет уровня интеллекта учащихся;
  • логичность изложения;
  • сконцентрированность внимания учащегося.

Кроме того, понимание во многом зависит от интонации говорящего. Так, если учащемуся что-либо объясняют и при этом возмущаются его непонятливостью, говорят достаточно грубо, агрессивно, то понимание будет затруднено.

Все внимание человека, на которого обрушивается лавина угроз, возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на форме, на отношении к нему педагога. Этот сдвиг внимания как защитная реакция блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова не осознаются — понимание заблокировано.

Как правило, при общении с учащимися многие преподаватели выполняют все рассмотренные условия: стараются говорить на таком языке, чтобы он был им понятен; убеждают учащихся что-то сделать, стремятся подробнее и логичнее обосновать свою позицию; концентрируют их внимание на своих словах и не допускают повышения тона в разговоре; добиваются полного понимания. И, тем не менее, педагогические указания выполняются не всегда.

Отсюда вывод: понимание является необходимым, но не достаточным условием для выполнения педагогического указания.

Важно еще добиться того, чтобы учащийся согласился это сделать, принял указание — тогда он выполнит его хорошо. Поэтому мало того, чтобы учащийся понял преподавателя. Оказывается, понять — это еще не значит принять. Проблема не в отсутствии взаимопонимания, а в достижении согласия учащегося с позицией преподавателя, формировании психологической основы эффективного педагогического общения.

Формирование психологической основы эффективного педагогического общения предполагает соблюдение определенных условий.

Первое условие - непротиворечивость того, что должен сделать учащийся, его принципиальным взглядам на данную проблему. Действительно, он выполняет педагогическое указание с желанием, если оно соответствует его внутренним убеждениям, что это делать необходимо. Следовательно, чтобы учащийся внутренне согласился выполнить педагогическое указание или последовать совету преподавателя, необходимо, чтобы позиция последнего не противоречила каким-либо основным взглядам, позициям учащегося по данному вопросу.

Вторым условием принятия педагогического указания служит личный интерес учащегося. Они с большим желанием выполняют ту работу, результаты которой удовлетворяют какие-либо их интересы, потребности. Отсюда практические рекомендации: чтобы учащийся принял позицию преподавателя, необходимо показать, что действия, которые ожидаются от него, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей. Конечно, данные рекомендации это не панацея, но они увеличивают шанс, вероятность успеха. Если их игнорировать - вероятность успеха будет ниже, если использовать — шансы на успех возрастут.

Третье условие принятия педагогического указания связано с межличностными, неформальными, неофициальными отношениями между преподавателем и учащимся. Оно оказывает влияние на принятие позиции даже тогда, когда первые два не срабатывают, и, как бы перекрывает все остальные.

Очевидность данного положения подтверждается тем, что при прочих равных условиях учащиеся легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Итак, собеседник может видеть и не видеть одновременно, слышать и . не слышать. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим, несет ли он в себе достаточный, эмоциональный заряд для него.

  • Обращение к эмоционально-важной ценности учащегося.
  • Внимание к личности учащегося.
  • Утверждение учащегося как личности.
  • Удовлетворение потребности личности.
  • Образование положительных эмоций.
  • Расположение к источнику положительных эмоций.
  • Формирование аттракции (притяжения, привлечения).

Приемы достижения расположенности учащихся, как правило, скрыты от них и проявляются в сфере бессознательного. Расположив учащегося к себе, т.е. сформировав аттракцию, преподаватель теперь с большей вероятностью добьется своей позиции, его внутреннего согласия с ней.

Важнейшие потребности человека положены в основу психолого-педагогических приемов достижения его расположенности.

Психологический механизм приема "имя собственное", как возникновения ощущения приятного (в подсознании), возникающего, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя. Когда к человеку обращаются и при этом произносят его имя, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности, а это утверждение данной личности. От этого возникает чувство удовлетворения, связанное с положительными эмоциями и, как следствие, — притяжение к источнику положительных эмоций и достижение расположенности (формирование аттракции).

Прием "зеркало отношений" или "зеркало души" базируется на использовании жизненного опыта, свидетельствующего о том, что доброе и приятное лицо человека, легкая улыбка обладают способностью "притягивать" к себе, формировать аттракцию. Действительно, человек чаще по-доброму и приятно улыбается людям, к которым относится с искренней симпатией.

Располагать к себе людей — коллег и учащихся — это профессиональная обязанность педагога, продиктованная не должностной инструкцией, а характером его труда. Следовательно, использовать приемы формирования аттракции — тоже профессиональная обязанность педагога. И, если доброе и приятное выражение, добрая и легкая улыбка, обращенная к партнеру, способствует появлению у него положительных эмоций, то формируется аттракция. Разумеется, от факта наказания, полученного даже от доброжелательно настроенного человека, провинившийся в восторг не придет. Это противоречит психологическому механизму действия наказания. Главное, чтобы возникшие у учащегося от факта наказания отрицательные эмоции были направлены не на педагога, а на свой поступок.

Психологический прием ''золотые слова" (комплименты) основан на использовании психологического феномена внушения. Так, если человек много раз услышал, что у него "золотые" руки, "удивительная способность видеть прекрасное там, где его другие не видят", "общаясь с вами, можно многому у вас научиться" и т.п., он поверит в это. В эффекте внушения происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность при этом может быть не полностью удовлетворена, но реальным будет ощущение её удовлетворения, возникновение на этой почве положительных эмоций.

Обращаясь к учащимся с "золотыми словами'', необходимо, чтобы комплимент был комплиментом, а не превращался в банальность.

Психологический прием "терпеливый слушатель". Способность выслушать и понять учащегося в ходе педагогического общения — значит удовлетворить его потребность и вызвать у него положительные эмоции, расположить к себе.

Психологический прием "личная жизнь". У каждого педагога, учащегося, как и всякого человека, вообще, наряду с интересами обучения есть и личные интересы, увлечения, есть личная жизнь. Это может быть увлечение коллекционированием, искусством, спортом, чтением, тяга к обсуждению каких-либо проблем и т.п. Если с учащимся повести разговор в русле его выращенного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, которая сопровождается положительными эмоциями.

Применение предлагаемых психолого-педагогических приемов направлено на достижение стратегических целей. И хотя действие этих приемов проявляется в перспективе, результаты их влияния достаточно устойчивы. В связи с этим, располагать к себе учащихся — это профессиональная обязанность педагога, обусловленная как этикой общения, так и целями учебно-воспитательного процесса.

Анализ научных основ и путей формирования эффективного педагогического общения позволяет выделить и систематизировать важнейшие принципы педагогического общения.

Делать все вовремя. Опоздания не только мешают в работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться.

Постоянно проявлять любезность, доброжелательность я приветливость. Только такое отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться в учебном заведении или вне его) помогает достичь успеха в педагогической деятельности.

Учитывать потребности окружающих. В любом деле важно создать вокруг человека такую атмосферу, чтобы у него возникло ощущение, что о нем постоянно заботятся, пытаются понять, выяснить его точку зрения, поступают по совести и чистосердечно. Особенно чувствительны и отзывчивы на внимание к себе как полноценной личности сами учащиеся, которые по мере взросления всё отчетливее осознают свое "я" в окружающем их мире,

Уметь правильно одеваться. Самый главный принцип здесь — это то, что каждый педагог должен осознавать себя эстетическим примером для окружающих его учащихся.

Говорить и писать хорошим языком. Умение педагога четко выражать свою мысль обладает большим преимуществом.

Независимо ни от каких обстоятельств в общении всегда нужно быть корректным, контролировать свое настроение, чтобы оно не отражалось нежелательным образом на взаимоотношениях и на результатах общения.

Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления во всех социально-экономических преобразованиях роли "человеческого фактора", ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочей силы, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе,

Все изложенное выше позволяет утверждать, что педагогическое общение, как особая форма общественных отношений в образовательной среде способно стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, подготовки молодого поколения к жизни и труду.

Читайте также: