Деятельность епископа питирима кратко

Обновлено: 04.07.2024

† 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.

Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом.

С 1440 года — архимандрит Московского Чудова монастыря.

В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного — будущего великого князя Ивана III.

Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами.

Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом.

В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси.

Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань.

Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение.Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой.

Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.

Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/ 11 февраля).

Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе.

Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля.

В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм.

Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей.

Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. "Вологодские губернские ведомости", 1850. Часть неофиц., № 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, № 264).

Труды:

Житие Алексия митрополита (краткая редакция).

Служба на память митрополита Алексия (12 февраля).

Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).

Литература:

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 248 и прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. — СПб., 1855, с. 9.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 33.

Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., январь, с. 179. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1408. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 200—201.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 162, 729.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 47.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 461.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 28. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 681. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 108. Православный собеседник. — Казань, 1911, декабрь, с. 105.

Русский паломник. — 1908, № 7, с. 111. — 1914, № 8, с. 123. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 15, с. 204.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1810.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 46), с. 735.

Минея январь. — М., 1982. — Ч. 2, с. 492—494. Минея август. — М., 1989. — Ч. 2, с. 309—310. Буланин Д. М. Питирим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 193—195.

Питирим, Епископ Пермский

— четвертый Епископ Пермский, убиенный Асыкою, Вогулическим Князем, в Усть-Выме при нападении Вогуличей на сию Волость в 1455 г. или, по Татищевой Истории, 1445 г. Он причтен к Лику Святых Российских и Мощи его почивают в Усть-Вымской Церкви. По свидетельству Степенной книги, часть 1-я, стр. 445. Он, будучи еще Архимандритом, сочинил Краткое Описание Жития Св. Алексия Митрополита Московского и всея России, а также Канон на обретение Мощей его в 1433 г. Сие последнее сочинение его печатается в Месячных Минеях под 20 числом Мая.

Питирим, Архиепископ Нижегородский, Член Св. Синода, родом из простолюдинов, еще в молодых летах, по любопытству и охоте своей к чтению старых книг и к Богословским исследованиям, обольщен был Раскольниками и несколько времени жил у них в Белоруссии и на Вешке, где и в Монашество пострижен. Но самый случай сей послужил ему к подробнейшему рассмотрению и познанию всех их заблуждений, которые он оставив, обратился к Православной Церкви и соделался ревностным и искуснейшим поборником Православия. Государь Петр I, всегда искавший людей способнейших для увещания отпадших от Церкви, узнал его уже Строителем Переславского Никольского Монастыря и, заметив отличные в нем дарования с обширными сведениями в Церковных Древностях, Указом 1706 года поручил ему увещевать и обращать Раскольников, размножавшихся тогда в Юрьевском и Балахонском Уездах. Питирим принял с ревностью сие поручение и с тех пор неутомимо начал для собеседования с ними ходить по дебрям и пустыням, в коих укрывались наипаче Расколоучители, и, написав несколько увещевательных и обличительных им тетрадей, раздавал оные и народу. Около 1715 года по Именному Указу посвящен он в Игумена того же Николаевского Монастыря, а около 1718 г. во Архимандрита Кержебельмашского Успенского Монастыря, им самим основанного и составленного из Братии, способной наипаче к увещанию и обращению Раскольников. Из сего Братства произошли многие искуснейшие также защитники Православия, каковы были Иеромонахи Неофит и Авраамий, посыланный даже в Польшу для увещания, Андроник, Костромской Игумен, и другие.

Вышеупомянутые Ответы Питиримовы на Раскольничьи 240 Вопросов по Указу Государеву напечатаны 1721 г. в листе в С.-Петербурге под названием, Пращица противу Вопросов Раскольнических, с присовокуплением Варсонофиева доношения и Соборного Деяния, бывшего в Киеве 1157 г. на Еретика Мартина, а также и других некоторых прибавочных выписок. 2-е издание сей книги вышло там же 1726 г. в 4 долю листа, 3-е — 1752 г. в Москве в листе; все славенскими буквами. Книга сия доказывает в сочинителе великую начетливость древних Русских печатных и рукописных книг, неутомимое внимание и терпеливость в своде и выписках из оных и обширные сведения Священного Писания, Св. Отцов и Древностей Российских. Много и после того трудился он в обращении Раскольников разных Толков и часто для увещевания их сам ездил в Керженские Скиты их. В 1723 г. он представлял Государю: 1) чтобы обращающихся из Раскола не принуждать к бритью бороды и к ношению Русского платья, а оставить им на волю и освободить их от положенного за то штрафа; 2) чтобы упорствующих Раскольников не ссылать в Сибирь, куда многие и сами бегут на поселение; ибо, де, скопясь там великим числом, могут они быть опасны. Государь по первому представлению повелел поступать, а только давать обратившимся какой-нибудь отличительный знак, дабы под их видом не скрывались необратившиеся. По второму повелел в Сибирь их не ссылать и посланных возвратить, а вместо того посылать в Рогервик, и о всем сем дал Указы Сенату; а Питирима особенным Рескриптом уведомил из Астрахани того же 1723 г. от 15 Октября. В следующем году, вызвав самого его в С.-Петербург, пожаловал ему Сан Архиепископа за неутомимые труды, которые продолжал он и после до кончины своей, за что Императрица Анна Иоанновна его наградила еще титлом Члена Св. Синода. В 1721 году он завел в Нижегороде при доме своем Еллино-Греческое для детей своего Духовенства Училище; между Раскольничьими же селениями построил много Православных Церквей и несколько общежительных Обителей для Проповедников Веры Языческим народам, обитающим в Нижегородской Губернии; скончался 1738 года Мая 8.

В миру Петр, родился в 1665 г. в с. Горицах, близ г. Шуи, в семье старообрядцев и получил воспитание, согласное с их духом.

С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к старообрядцам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий.

Пылая ревностью к защите раскола, он обратился к изучению соборных постановлений и творений св. отцев Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением отказался от них и перешел в лоно Православной Церкви.

С 1707 г. ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской.

Встретясь со святителем Димитрием Ростовским (+ 1709) за год до его кончины, Питирим показал ему свои обличения против раскола, и святитель высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.

В 1717 г. (или 1718) г. возведен в сан архимандрита.

Епископ Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась проповедовал истину и обличал ложь.

К 1737 г. он уничтожил почти все скиты керженские и чернораменские, ставшие рассадниками раскола, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевского и Шарапанского.

Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около 80.000 человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства. Ко времени кончины архиеп. Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников. Кроме борьбы с расколом он обращал к христианской вере и иноверцев.

Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц им основаны монастыри: мужской Кержебельмашский Успенский и два женских - Троицкий Бельмашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.

Он много заботился о распространении духовного просвещения - домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в 2-х нижегородских школах, присоединив к ним 3-ю новую, высшую под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться семинариями. Всего в своей епархии он учредил 13 приготовительных к семинарскому образованию школ.

24 мая 1724 г. возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.

С 21 июля 1730 г. - член Св. Синода.

Архиеп. Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение.

Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.

Труды

  • Пращица. СПб, 1721. М., 1752.
  • Переписка с керженскими раскольниками в 1716 г. (Ист. Нижегор. иерархии, с. 53-66).
  • Письма к царю и доношения Синоду (там же, с. 47, 83, 93).
  • Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. СПб, 1720 и 1782.
  • Доношение Питиримово (царю). Чтен. общ. ист., 1860.
  • Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах (Есипов Раскольничьи дела. СПб, 1861, с. 644-650).
  • Доклад архим. Питирима о раскольниках и др. бумаги (там же, с. 193, 194, 208, 210-220, 235, 272).

Литература

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Из се­мьи ста­ро­об­ряд­цев. В начале XVIII века при­сое­ди­нил­ся к официальной Церк­ви, с 1704 года был строи­те­лем Свя­то-Ни­коль­ско­го монастыря в Пе­ре­яс­лав­ле-За­лес­ском, с 1713 года - его игу­ме­ном.

С 1705-1706 годов на­чал мис­сио­нер­скую дея­тель­ность в Кер­жен­ских ски­тах ста­ро­об­ряд­че­ских, бла­го­да­ря ко­то­рой по­лу­чил под­держ­ку и по­кро­ви­тель­ст­во ца­ря Пет­ра I.

Ак­тив­ный сто­рон­ник цер­ков­ной по­ли­ти­ки Пет­ра I. С 1730 года - член Свя­тей­ше­го Си­но­да. Соз­да­тель пер­вых цер­ков­ных школ в Ниж­нем Нов­го­ро­де, на ос­но­ве ко­то­рых в 1738 году бы­ла от­кры­та се­ми­на­рия.

† 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.

Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом.

С 1440 года — архимандрит Московского Чудова монастыря.

В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного — будущего великого князя Ивана III.

Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами.

Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом.

В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси.

Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань.

Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой.

Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.

Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/ 11 февраля).

Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе.

Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля.

В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм.

Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей.

Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. "Вологодские губернские ведомости", 1850. Часть неофиц., № 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, № 264).

Труды:

Житие Алексия митрополита (краткая редакция).

Служба на память митрополита Алексия (12 февраля).

Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).

Литература:

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 248 и прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. — СПб., 1855, с. 9.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 33.

Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., январь, с. 179. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1408. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 200—201.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 162, 729.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 47.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 461.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 28. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 681. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 108. Православный собеседник. — Казань, 1911, декабрь, с. 105.

Русский паломник. — 1908, № 7, с. 111. — 1914, № 8, с. 123. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 15, с. 204.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1810.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 46), с. 735.

Минея январь. — М., 1982. — Ч. 2, с. 492—494. Минея август. — М., 1989. — Ч. 2, с. 309—310. Буланин Д. М. Питирим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 193—195.

Питирим, Епископ Пермский

— четвертый Епископ Пермский, убиенный Асыкою, Вогулическим Князем, в Усть-Выме при нападении Вогуличей на сию Волость в 1455 г. или, по Татищевой Истории, 1445 г. Он причтен к Лику Святых Российских и Мощи его почивают в Усть-Вымской Церкви. По свидетельству Степенной книги, часть 1-я, стр. 445. Он, будучи еще Архимандритом, сочинил Краткое Описание Жития Св. Алексия Митрополита Московского и всея России, а также Канон на обретение Мощей его в 1433 г. Сие последнее сочинение его печатается в Месячных Минеях под 20 числом Мая.

Питирим, Архиепископ Нижегородский, Член Св. Синода, родом из простолюдинов, еще в молодых летах, по любопытству и охоте своей к чтению старых книг и к Богословским исследованиям, обольщен был Раскольниками и несколько времени жил у них в Белоруссии и на Вешке, где и в Монашество пострижен. Но самый случай сей послужил ему к подробнейшему рассмотрению и познанию всех их заблуждений, которые он оставив, обратился к Православной Церкви и соделался ревностным и искуснейшим поборником Православия. Государь Петр I, всегда искавший людей способнейших для увещания отпадших от Церкви, узнал его уже Строителем Переславского Никольского Монастыря и, заметив отличные в нем дарования с обширными сведениями в Церковных Древностях, Указом 1706 года поручил ему увещевать и обращать Раскольников, размножавшихся тогда в Юрьевском и Балахонском Уездах. Питирим принял с ревностью сие поручение и с тех пор неутомимо начал для собеседования с ними ходить по дебрям и пустыням, в коих укрывались наипаче Расколоучители, и, написав несколько увещевательных и обличительных им тетрадей, раздавал оные и народу. Около 1715 года по Именному Указу посвящен он в Игумена того же Николаевского Монастыря, а около 1718 г. во Архимандрита Кержебельмашского Успенского Монастыря, им самим основанного и составленного из Братии, способной наипаче к увещанию и обращению Раскольников. Из сего Братства произошли многие искуснейшие также защитники Православия, каковы были Иеромонахи Неофит и Авраамий, посыланный даже в Польшу для увещания, Андроник, Костромской Игумен, и другие.

Вышеупомянутые Ответы Питиримовы на Раскольничьи 240 Вопросов по Указу Государеву напечатаны 1721 г. в листе в С.-Петербурге под названием, Пращица противу Вопросов Раскольнических, с присовокуплением Варсонофиева доношения и Соборного Деяния, бывшего в Киеве 1157 г. на Еретика Мартина, а также и других некоторых прибавочных выписок. 2-е издание сей книги вышло там же 1726 г. в 4 долю листа, 3-е — 1752 г. в Москве в листе; все славенскими буквами. Книга сия доказывает в сочинителе великую начетливость древних Русских печатных и рукописных книг, неутомимое внимание и терпеливость в своде и выписках из оных и обширные сведения Священного Писания, Св. Отцов и Древностей Российских. Много и после того трудился он в обращении Раскольников разных Толков и часто для увещевания их сам ездил в Керженские Скиты их. В 1723 г. он представлял Государю: 1) чтобы обращающихся из Раскола не принуждать к бритью бороды и к ношению Русского платья, а оставить им на волю и освободить их от положенного за то штрафа; 2) чтобы упорствующих Раскольников не ссылать в Сибирь, куда многие и сами бегут на поселение; ибо, де, скопясь там великим числом, могут они быть опасны. Государь по первому представлению повелел поступать, а только давать обратившимся какой-нибудь отличительный знак, дабы под их видом не скрывались необратившиеся. По второму повелел в Сибирь их не ссылать и посланных возвратить, а вместо того посылать в Рогервик, и о всем сем дал Указы Сенату; а Питирима особенным Рескриптом уведомил из Астрахани того же 1723 г. от 15 Октября. В следующем году, вызвав самого его в С.-Петербург, пожаловал ему Сан Архиепископа за неутомимые труды, которые продолжал он и после до кончины своей, за что Императрица Анна Иоанновна его наградила еще титлом Члена Св. Синода. В 1721 году он завел в Нижегороде при доме своем Еллино-Греческое для детей своего Духовенства Училище; между Раскольничьими же селениями построил много Православных Церквей и несколько общежительных Обителей для Проповедников Веры Языческим народам, обитающим в Нижегородской Губернии; скончался 1738 года Мая 8.

Читайте также: