Детский сад второй категории что это значит

Обновлено: 07.07.2024

На сегодняшний день активно действуют такие виды детских садов:

  1. Общеразвивающий. В нем осуществляется приоритетное развитие одного или нескольких направлений (интеллектуального, художественного, физического и т. п.).
  2. Компенсирующий. В детском саду осуществляется коррекция отклонений воспитанников (физических или психических).
  3. Оздоровительный. Главный акцент садика на здоровье детей. В программу входят санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия и процедуры.
  4. Комбинированный. Включает в свой состав общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы.
  5. Центр развития ребенка — это особый вид детского сада, который осуществляет общее развитие, коррекцию и оздоровление всех детей в равной мере.

Вид садика демонстрирует его приоритетные направления, а категории детских садов указывают на уровень реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть свидетельствуют о ее качестве, разносторонности и результативности.

Три категории детских садов

I категория считается самой высокой и престижной. ДОУ (детское образовательное учреждение) превышает требования государственного образовательного стандарта, называемого обязательным минимумом, по всем направлениям деятельности. I категорию имеют Центры развития ребенка.

Ко II категории относятся ДОУ, которые превышают обязательный минимум только по некоторым направлениям. Кстати, именно эти садики являются наиболее распространенными.

ДОУ III категории четко придерживаются образовательного стандарта, предоставляя минимальный набор знаний.

Безусловно, оплата за содержание ребенка находится в прямой зависимости от категории детских садов.

Беседа с заведующим: о чем спрашивать?

Во время первой беседы с заведующим многие родители теряются и не знают, о чем его спрашивать. Узнав официальные характеристики детского сада (вид и категорию), вы можете попросить познакомить вас с квалификационными категориями воспитателей и узких специалистов (логопеда, психолога, инструктора по физкультуре и других), с программой, которой отдает предпочтение ДОУ. Последние могут быть ориентированы на эстетическое, интеллектуальное, музыкальное или физическое развитие детей. Каждой из программ присущ персональный набор методик.

Придя домой, обязательно прочтите отзывы на интернет-форумах, прислушайтесь к рекомендациям знакомых и сделайте свой выбор. И помните, что ребенку не важны престижные категории детских садов, главное для него — уют, теплая атмосфера и хорошие воспитатели.

Теги: категории детских садов, виды детских садов, детский сад, доу, центр развития ребенка, государственный образовательный стандарт, образовательный минимум

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т. п. ) работает.

I категория - это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

II категория - это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности

III категория - это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Самая большая группа детских садов - это ДОУ II категории:
- общеразвивающего вида;
- компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП) ;
- присмотра и оздоровления ( для детей с ослабленным здоровьем) ;
- комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата. За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

третьей вообще нет категории, есть только 2, 1 и высшая. В зарплате у нас тысяча рублей разница между ними. 2 получают в детском саду в пределах города, а 1и высшую уже в областном городе в их управлении образования. гемороя целая куча

У нас в д/с на первую категорию аттестовывала комиссия из своих же сотрудников.
Никто их других садов не был приглашен.
Это все делется на усмотрение администрации.

А зарпата у нас так же, отличается где-то на 1 тыс. рублей.. .
Но если администрация настроена на то, чтобы аттестовать, или наооборот - тут уж ничего не поделать, в крайнем случае (в случае провала) можно свое заявление забрать обратно.. .

Перед многими из родителей стоит вопрос: в какой детский сад лучше отдать ребенка? В настоящее время родителям сориентироваться довольно сложно: различные образовательные программы, новые направления работы, даже названия дошкольных учреждений стали отличаться друг от друга. Раньше было все намного проще - везде одинаковая оплата, стандартная программа. Критерий был один - удаленность от дома. Сегодня же многие родители интересуются у инспекторов, заведующих, старших воспитателей, по какой (или каким) программам работает тот или иной садик, и, получив ответ, хотят знать, чем одна программа отличается от другой, какая подойдет им и их малышам.

Начнем с названия учреждения. Каждое дошкольнoe образовательное учреждение (ДОУ) имеет тип, вид и категорию.

Виды ДОУ

- Детский сад;

- Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интелектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Категории ДОУ


Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория - это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

II категория - это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности

III категория - это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Самая большая группа детских садов - это ДОУ II категории:
- общеразвивающего вида;
- компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
- присмотра и оздоровления ( для детей с ослабленным здоровьем);
- комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата. За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

Таким образом, узнав у инспектора или у заведующей определенного (устраившего Вас территориально) ДОУ, какой категории и вида этот сад - Вы узнали официальные характеристики данного детского сада. Теперь Вы должны узнать у Ваших соседей, друзей, чьи дете посещают или посещали данный конкретный садик, что за люди там работают. Кстати, заведующая тоже может просветить Вас на этот счет, она познакомит с квалификационными категориями воспитателей и узких специалистов (психолога, музыкальных работников, инструктора по физической культуре, логопедов). Но Ваши знакомые расскажут, какой специалист "хороший и добрый", а какой - "плохой и злой", какие результаты в школе выдают их дети после окончания детского сада. Неплохо бы поговорить с воспитателями лично, составить свое родительское мнение.

Программы ДОУ

Программы подразделяются на комплексные (включают все основные направления развития ребенка) и парциальные (включает одно или несколько направлений развития), целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой. Программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитатние в соответсвии с возрастными особеностями, подготовка к школе. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

2. Программа "Развитие" (одобрена Министерством образования РФ) пользуется большой популярностью в практике. Разработана научным коллективомт под руководством Л.А. Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы - развитие умственных способностей детей. Отличием от других программ являются критерии продвижения детей - освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений.

3. "Радуга" Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, т. Гризик, Е.Соловьева и др. (Институт общих проблем образования Минобразования России). Эта программа, как и традиционная (под ред. М.А.Васильевой), выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Своеобразие программы сосотоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, "обволакивающих" почти все занятия. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной. Особо следует отметить, что авторы "Радуги" не рекомендуют соединять ее с другими программами и привлекать к работе в детском саду специалистов-предметников

4. Программа "Детство" (разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.). Осовные цели: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям , ведущим сферам бытия - миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. "Детство" - программа с выраженной гуманистической направленностью. Содержание знаний освобождено от идеологичности и центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время "Хранитель" природного мира). Дано также новое для дошкольных программ содержание, связанное с развитием социально-нравственных представлений, осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий.

5. Программа "Золотой ключик" (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова) основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Основная цель программы - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье - через разновозрастную организацию групп (3 - 10 лет). Содержание образования организовано по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами, развитие рефлексии (способности анализировать свои действия).

7. "Семицветик". Авторы: Ашиков В.И., Ашикова С.Г., педагоги дополнительного образования Центра детского творчества г. Троицка Московской области. Комплексная программа культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Цель: обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и грганизации детской деятельности. Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций.

8. "В пространстве игры" Автор: Иваницкая И.М., доцент кафедры режиссуры Краснодарской академии культуры. Комплексная программа непрерывного театрально-зстетического образования. Цель: развитие у детей базовых, культурно-эстетических и этических качеств. Строится на основе широкого использования приемов театральной педагогики и специализированных методик художественного воспитания.

9. "Маленький Эмо и Большой Настройщик". Автор: Ражников В.Г., доктор психологических наук, поэт, музыкант. Цель: приобщить ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре; помочь ребенку взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научить сочинять и исполнять простейшие, но полноценные художественные произведения.

10. "Наш дом - природа". Автор: Рыжова Н. А., зав. лабораторией экологии Тамбовского института повышения квалификации работников образования, кандидат биологических наук. Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников. Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

11. "Паутинка". Автор: Васякина Ж. Л., методист по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления образования Северо-Западного округа г. Москвы. Программа экологического воспитания и обучения дошкольников. Цель: формирование у дошкольников "планетарного мышления", образа совершенных экосреды и экоотношений. Программма строится на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и конкретных игровых действий.

12. "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человука РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО). Цель: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

13. "Малыш" Автор: В. Петрова, музыкальный руководитель-консультант дошкольного образовательного учреждения № 817 г. Москвы. Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах деятельности, приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры и высоких духовных ценностей.

14. "Кроха" Авторский коллектив: Г. Григорьева, Д. Сергеева, Н. Кочетова, И.Чиркова (Нижегородский институт развития образования). Программа для работы с детьми раннего возраста. Цель: комплексное развитие, воспитатние и обучение детей в возрасте до трех лет. Разработана в духе гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Предусматривает разноуровненвый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (в том числе включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до адаптации детей к поступлению в дошкольное образоватедбное учреждение.

1.1. Настоящее положение регулирует образовательную и хозяйственно-экономическую деятельность дошкольного образовательного учреждения II категории (дальнейшем - ДОУ II категории).

1.2. ДОУ II категории - дошкольное учреждение, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, и распространяется на дошкольные учреждения:

- общеразвивающего вида - с приоритетным направлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);

- компенсирующего вида - с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников;

- присмотра и оздоровления - с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- комбинированного вида - в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.

1.3. В своей деятельности ДОУ II категории руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, решениями управления образованием администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, настоящим положением, уставом, договором между учредителем и родителями (законными представителями).

1.4. ДОУ II категории является юридическим лицом, имеет устав, печать, иные реквизиты, а также право открывать расчетный и другие счета в банке.

1.5. Вид дошкольного учреждения II категории определяется направленностью образовательной программы в соответствии с критериями отнесения дошкольного учреждения к соответствующему виду и присваивается дошкольному учреждению по результатам аттестации, подтверждается свидетельством о его государственной аккредитации.

1.6. Право на образовательную деятельность и льготы возникают у дошкольного учреждения II категории с момента выдачи ему лицензии.

Дошкольное учреждение II категории проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и соответствующими положениями.

2. Организации деятельности

2.1. Комплектование дошкольного учреждения II категории определяется учредителем. Количество детей в группах определяется в соответствии Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Коррекционные группы в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов комплектуются на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

2.2. Конкурсный набор и тестирование при комплектовании ДОУ II категории не допускается.

2.3. Режим работы ДОУ II категории определяется уставом дошкольного учреждения, договором между дошкольным учреждением и учредителем.

2.4. Основными задачами ДОУ II категории является:

- охрана жизни, сохранение и укрепление здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

2.5. В соответствии со своими уставными целями и задачами ДОУ II категории могут оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности и коррекционной помощи, финансируемой учредителем.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Содержание образовательного процесса ДОУ II категории определяется образовательными программы дошкольного образовательного учреждения и педагогическими технологиями, обеспечивающими индивидуально личностно-ориентированное развитие ребенка.

3.2. Направленность образовательной программы определяется в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ, по которому проводится углубленная работа с воспитанниками. В качестве направления могут выступать:

- охрана жизни и здоровья детей;

- развитие ребенка (физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и др.);

- коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка.

3.3. Организация воспитательной и образовательной работы предусматривает создание условий в соответствии с образовательной программой для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

3.4. Участниками образовательного процесса в ДОУ II категории являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники.

3.5. Взаимоотношения между ДОУ II категории и родителями (законными представителями) регулируются договором с родителями, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственности сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.

3.6. Коллектив педагогов ДОУ II категории использует разнообразные формы педагогического просвещения родителей, оказывает помощь родителям детей, находящихся вне дошкольного образовательного учреждения.

4. Управление ДОУ II категории

4.1. Управление ДОУ II категории осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о дошкольном учреждении, уставом дошкольного учреждения.

5. Финансово-экономическая деятельность

5.1. Деятельность ДОУ II категории финансируется его учредителями в соответствии договорами (соглашениями) между ним.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов является:

- собственные средства учредителей;

- бюджетные и внебюджетные средства;

- средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных;

- другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Финансирование ДОУ II категории осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида дошкольного образовательного учреждения.

5.3. Доплаты всем педагогическим и медицинским сотрудникам дошкольного образовательного учреждения в размере 10 процентов от оклада, а младшему обслуживающему персоналу, младшему воспитателю, шеф-повару 5 процентов от оклада независимо от размера доплат и надбавок, имеющих стимулирующий и компенсационный характер, осуществляется с момента присвоения учреждению статуса дошкольного учреждения II категории при наличии приказа по итогам государственной аккредитации и свидетельства о государственной аккредитации.

5.4. ДОУ II категории руководствуется индивидуальным штатным расписанием, в соответствии с видом дошкольного учреждения, утвержденным учредителем. В штате ДОУ II категории при необходимости вносятся дополнительные штаты педагогических (учителя-дефектологии, сурдопедагоги, тифлопедагоги, психологи, руководитель физического воспитания, социалисты музыкального воспитания, художественной деятельности, иностранных языков и др.) и медицинских работников (врачи узких специальностей, массажисты, медицинские сестры и др.).

Начальник управления
образованием администрации
муниципального образования
Усть-Лабинский район

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кто знает, чем отличаются сады 1-ой и 2-ой категорий? Что вообще это обозначает?


Комментарии

Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория — это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

II категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности

III категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Читайте также: