Детский сад средняя группа проект самовар
Обновлено: 07.07.2024
Актуальность:
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Цель:
- расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения;
- развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки;
- обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.);
- развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
- побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- воспитывать уважение к предметам старины.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы элементарные знания о народных традициях;
- дети заинтересованы темой о самоваре, проявляют познавательную активность;
- дети участвуют в презентации проекта, где применяют имеющиеся знания о народных традициях, о самоваре;
- становление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
План реализации проекта
I этап – подготовительный
II этап – познавательно-творческий
Работа с детьми:
Работа с родителями:
Работа с педагогами:
III этап – заключительный
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Суража Брянской области
Конспект интегрированной
непосредственно -образовательной деятельности
по познавательному развитию
в средней группе.
Воспитатель: Титоренко Анна Леонидовна
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция с ОО : художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие ,речевое развитие
-познакомить детей с происхождением самовара, устройством самовара, учить чтить и уважать традиции русского народа, проводить простейшие опыты с водой;
-развивать речь детей, творческие способности , любознательность;
-воспитывать любовь к Родине, народной культуре;
Предварительная работа: беседа о самоварах, рисование ватными палочками, пальчиками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Встанем рядышком, по кругу,
Нам здороваться не лень:
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
– Дети, я отправляюсь в путешествие. Хотите вместе со мной? Здорово! Тогда посмотрите на эту картинку-загадку. Если вы назовете предметы, которые спрятались на картинке, вы узнаете, куда мы с вами отправимся.
(На картинке-загадке изображения нескольких наложенных друг на друга предметов, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце, самовар, стакан, вилка, ложка)
– А как можно назвать эти предметы одним словом? (Посуда). Правильно, а мы отправляемся к Самовар Самоварычу.
- Дети, для чего нужен самовар? (кипятить воду для чая). Раньше, в старину, любили пить чай из самовара. Люди садились за стол, пили чай и беседовали. Вода в самоваре долго не остывала… Чай был вкусный, ароматный… Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар. Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле, здесь же из рода в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем. (рассказ сопровождается показом презентации о самоварах).
– Итак, мы отправляемся. По пути мы будем с вами выполнять интересные задания и отгадывать загадки.
В:– Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед.
(Делаем несколько шагов по направлению стрелок до «поляны).
1 Остановка
-Самовар Самоварыч дружит с водой и просит узнать ее свойства с помощью опытов.
- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница.
Я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. (Присаживаемся за столы.)
Предложить попробовать через соломинку воду и сок.
Вопрос: есть ли у воды вкус? А у сока? Вывод- у воды нет вкуса.
нюхают воду. Вывод- не имеет запаха.
_ Дети, перед вами стаканчик с чистой водой и мисочка с сахарным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным песком, если мы его положим в воду.
- В стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? Вывод- сахарный песок в воде растворился.
В кухне самовар стоит
Он, как зеркало, блестит,
Словно паровоз, пыхтит,
И как будто говорит:
« Если хочешь чай, дружок,
Поверни мой рычажок,
Чтоб из крана кипяток
В чашку весело потек!
Я недаром так пыхчу-
Людям воду кипячу,
Всех от мала до велика
2 остановка
Я вам буду кидать мячик и задавать вопрос:
Вода – это хорошо. Почему? Или
Вода – это плохо. Почему?
(ХОРОШО -из нее готовят пищу люди, поливают растения, пьют животные, моют посуду. стирают… моются, водяные мельницы измельчают зерно, перевозят груз по морям, рекам.
в воде живет рыба, морские животные, дождь убирает пыль с деревьев с дороги, в фонтане –красиво…
ПЛОХО -может затопить дома, много луж после дождя - грязно, намочишь ноги- заболеешь, нельзя гулять- дождь, появиться ржавчина на металле, гниют деревья, белье намокнет…
- Пойдемте дальше по стрелке.
3 остановка
- А вот и второе задание (конверт с загадками) .… Нужно отгадать загадки.(на каждую загадку на доску помещается соответствующая картинка):
1. Сама не ем, а людей кормлю (Ложка)
2.Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молоко. (Стакан)
3.Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
4.На одной широкой ножке у неё 4 рожка, но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса. . . (вилка)
5.Она всем очень нравится, на блюдечке красавица, с одной рукой милашка,
6.На плите стоит горячей вкусноту под крышкой прячет, кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна. . . (кастрюля)
– Правильно отгадали, молодцы! А как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда)
– Отправимся в путь дальше. . .
4 остановка
- Итак, мы пришли в мастерскую к Самовар Самоварычу.
(Дети садятся за стол и рассматривают самовар) .
- Это самовар. Какой он? (Блестящий, красивый, пузатый) .
- Что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, ножки) .
- Для чего он нужен и как с ним правильно обращаться?
Но вот самовар у нас есть, можно пригласить гостей. Но у нас чего – то не хватает
Самовар Самоварыч приготовил чашки и просил нас их разукрасить.
1 группа – ватными палочками
2 группа – пальчиком
- Ну вот, стол для чаепития накрыт, самовар кипит, можно погостить немного у Самовар Самоварыча… Согласны?
– Понравилось путешествовать? Что понравилось больше?
Автор: Кокорина Марина Валентиновна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ №1 СП "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: поселок Октябрьский, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Посидим у самовара"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность: Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием.
Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? Ответы на
эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях… В настоящее время наши
традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги становится большим
минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для
педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание
старинных обычаев и традиций. Как объяснить детям, что традиции присущие нашей
стране - это частичка именно русского народа, а не какого-нибудь другого? Как доказать,
что именно мы, а не кто-то еще должны чтить, помнить и пронести через года наши
Дети видят предметы старины – самовар, кухонную утварь, только в книжках,
когда педагог знакомит с художественной литературой, в повседневной жизни
ребенок не сталкивается.
Родители с детьми не посещают музеи, выставки, не рассказывают детям, как
жили их бабушки и дедушки в свое время, в старину.
У детей отсутствует интерес к предметам старины, русским традициям.
Проблема: Недостаток знаний у детей 4-5 лет о традициях русского чаепития.
воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте, продолжать формировать умение правильно и красиво накрывать стол.
Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан, мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить, тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.
Материалы и оборудование: стрелки, картинка-загадка, дерево с картинками, разрезные картинки, предметы чайной посуды, самовар.
– Дети, я отправляюсь в путешествие. Хотите вместе со мной? Здорово. Тогда посмотрите на эту картинку-загадку. Если вы назовете предметы, которые спрятались на картинке, вы узнаете, куда мы с вами отправимся. (На картинке-загадке изображения нескольких наложенных друг на друга предметов, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.)
– А как можно назвать эти предметы одним словом? (Посуда). Правильно, мы отправляемся в страну Посуды, к Самовар Самоварычу. Дети, для чего нужен самовар? (кипятить воду для чая). Раньше, в старину, любили пить чай из самовара. Люди садились за стол, пили чай и беседовали. Вода в самоваре долго не остывала, чай был вкусный, ароматный…
– Итак, мы отправляемся в страну Посуды, которой нет ни на одной карте, но дорога будет интересной. По пути мы будем с вами выполнять интересные задания, играть и отгадывать загадки.
– Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед. В незнакомом месте, лучше держаться всем вместе. (Делаем несколько шагов по направлению стрелок до «поляны).
– Но что это? (Обращаю внимание на разбросанные конверты с загадками).
А вот и первое задание… Нужно отгадать загадки.
– Сама не ем, а людей кормлю (Ложка)
– Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молоко. (Стакан)
– на огне стою, еду вкусную варю. (Кастрюля)
– Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
– Правильно отгадали, молодцы! А как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда)
– Давайте возьмём эти картинки с собой, вдруг в пути они пригодятся…
– Посмотрим, что в другом конверте. Тут тоже карточки с картинками. Мы будем называть то, что изображено на картинках и говорить , для чего нужны эти предметы. Я начну говорить, а вы закончите предложения.
– Это что? Кружка нужна для того, чтобы из нее … (пить чай)
– Сковорода нужна для того, чтобы на ней … (жарить котлеты)
– Нож нужен для того, чтобы им … (намазывать масло, отрезать …)
– Банка нужна для того, чтобы в неё … (наливать воду, компот. делают консервы…).
– Действительно, ребята, посуда нам необходима…
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут, Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
– Отправляемся дальше в путь по стрелочкам…
Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо, чудное
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А блюдца да чашки,
Миска на нем.
– Дети, а что ещё вы видите на этом чудесном дереве?
– Ребята, как вы думаете, картинки с полянки можно повесить на это дерево? Почему?
– Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы, где есть желтый цвет? Какие предметы посуды имеют круглую форму?
– А теперь давайте назовём предметы посуды ласково.
Все готовы, ребятишки?
И девчонки, и мальчишки?
Игру мы дружно начинаем,
Посуду ласково называем.
– Молодцы, ребята! Быстро и дружно справились вы с этим заданием! А теперь закрывайте глазки и давайте посчитаем до пяти. (За это время повесить на дерево картинку с изображением груши).
– Дети открывайте глаза и внимательно посмотрите на дерево. Что нового появилось? А что лишнее на этом дереве?
– Давайте покажем, как нужно ухаживать за ней. (Дети имитируют мытьё посуды).
Мы почистим тебя песочком,
Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенчиком.
И ты будешь опять
Словно солнышко сиять!
– Двигаемся дальше. Стрелочки привели нас к столам.
(Подходим к столу, в центре которого стоит самовар, накрытый салфеткой.)
– Смотрите ребята, стол покрытый скатертью. Садитесь вокруг стола. Нас, похоже, ждали тут. И сюрприз какой-то приготовлен наверно. (Беру конверт с загадкой).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела,
Пейте чай, вода, вскипела!
– Ну конечно, это загадка про самовар! Вот и пришли мы с вами к Самовар Самоварычу!
– Он в середине стола стоит, стол скатертью накрыт. Но чего- то не хватает для чаепития… Правильно, не хватает чайной посуды.
– Накроем стол для чаепития. Какая посуда потребуется? Блюдца, чашки, чайные ложки, сахарница, конфетница. Давайте каждый приготовит набор посуды для чая. Что в начале? Блюдце, на него чашку. На блюдце чайную ложку. А конфетницу в середину стола.
(Звучит фонограмма)
– Ну вот, стол для чаепития накрыт, самовар кипит, можно погостить немного у Самовар Самоварыча… Согласны?
– А в какой стране живёт Самовар Самоварыч? Вам понравилось путешествовать по этой стране? Что понравилось больше?
– Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы отгадали все загадки на полянке, нашли лишние предметы среди посуды, рассказали, как нужно за ней ухаживать, правильно и красиво накрыли стол для чаепития. Вы справились с заданиями, потому что были внимательные и дружные. И Самовар Самоварыч угощает вас вкусными конфетами.
Читайте также:
- Чем объединение испании отличалось от процессов объединения в англии и во франции кратко
- Поурочный план открытого урока
- Какие этапы очистки проходит вода на пути к крану вашего дома охарактеризуйте их кратко
- Из яиц можно приготовить блюда в детском саду
- Школа занимательных наук внеурочная деятельность 2 класс