Детский анализ английская школа м клейн

Обновлено: 02.07.2024

Ученик Зигмунда Фрейда и один из самых важных авторов психоанализа, Мелани Кляйн известна своей адаптацией психоаналитической модели к работе с детьми Будучи одним из основных авторов в работе с несовершеннолетними.

Психоаналитическая теория Мелани Кляйн, продолжая во многих отношениях работу Фрейда, подчеркивает расширение и углубление аспектов развития на протяжении всего детства и создание более целенаправленного подхода к тому, как человек относится к объектам ( обычно понимается как таковые другие лица), это является основой теории объектных отношений.

Мелани Кляйн и теория объектных отношений

Психоаналитическая теория Мелани Кляйн основан в первую очередь на его теории объектных отношений , В этой теории установлено, что субъект связан со средой из ощущений и импульсов, которые он чувствует и проецирует на объекты своего импульса. Отношения с этими объектами порождают постоянные следы, которые будут отмечать будущие отношения с другими, усваивая пережитые переживания и порождая на их основе психологическую структуру субъекта.

Таким образом, психическая конфигурация человека оно будет основано на том, как оно было связано и как оно усвоило взаимодействие с этими объектами, развивая индивидуума на его основе. То есть, что прошлые знания очень важны для теории Мелани Кляйн, в отличие от нынешнего биолога того времени, который защищал сущность генов.

Человек и его развитие

В психоаналитической теории Кляйна человек с рождения находится в постоянном состояние конфликта между движением жизни или любви и смерти или ненависти , На протяжении всего развития существа субъект должен преодолевать стадии и конфликты жизненной стадии, которую переживают, выстраивая баланс между внешним и внутренним через отношения с различными объектами и обогащаясь временем. ваша личность, личность и характер.

Во время этого развития человек будет проходить через различные фазы, изменяя способ, которым мы воспринимаем реальность и соотносим с ней наши импульсы и желания, и достигая различных этапов и аспектов, которые помогают нам создавать интегрированное Я, которое позволяет нам сталкиваться с конфликтами. между собственными желаниями ИД и цензурой суперэго.

Самость в психоанализе

Хотя работа Мелани Кляйн является в значительной степени последователем Зигмунда Фрейда, существуют некоторые аспекты, в которых можно найти расхождения.

Одним из главных является то, что, хотя отец психоанализа считает, что при рождении человек чист, в психоаналитической теории Мелани Кляйн считается, что с рождения младенец обладает примитивным Я это позволяет ему связываться с объектами и проецировать на них свои собственные импульсы и бессознательные конфликты.

Таким образом, в начале объектные отношения будут основываться на проекция импульсов и интроекция внешних раздражителей , чтобы развить более или менее дифференцированное Я на разных стадиях или позициях.

Позиции развития

В психоаналитической теории Мелани Кляйн установлено, что на протяжении всего развития человек проходит ряд этапов в котором развиваются эго и отношения с окружающей средой. В частности, он устанавливает наличие двух конкретных позиций в детстве, в которых объектные отношения и связанные с ними тревоги развиваются в направлении интеграции эго, параноидно-шизоидной позиции и депрессивной позиции.

Автор предлагает момент появления каждого из них, но не отрицает возможности того, что взрослые субъекты страдают от некоторого типа регрессии и / или фиксации в любом из них. Таким образом, шизопараноидная позиция была бы в большей степени связана с появлением психотических расстройств и депрессивного невротика.

1. Шизоидно-параноидальная позиция

Не имея возможности отличить себя от не-я, ребенок не может объединить совместное существование вознаграждающих и отвращающих аспектов в одном и том же объекте, с которым он реагирует, частично идентифицируя объекты, делая считает существование хорошего, который заботится о нем, и другого плохого, который наносит ему вред или расстраивает (деноминация этого защитного механизма), проецируя в них свои импульсы и попытки.Самый важный и самый важный пример для младенца - это грудь матери, которая иногда кормит грудью, а иногда расстраивает.

Из-за наличия плохого объекта, преследователя, у ребенка разовьется беспокойство и боль при мысли, что он может напасть на него. Таким образом, возникает параноидальный страх, который, в свою очередь, пробуждает агрессивные и садистские инстинкты к объекту. Точно так же растерянность и страдание часто встречаются перед незнанием объекта, который можно найти.

Если ребенку удастся внедрить хороший аспект объектов (по сути, хорошую грудь матери), пережив больше или лучше положительного, чем отрицательного опыта, он сможет сформировать здоровое Я, которое позволит ему перейти на следующую позицию.

2. Депрессивная позиция

Когда ребенок взрослеет, он начинает лучше развивать себя и лучше понимать, что такое я, чем то, чем не является, теперь он способен наблюдать, что объекты независимы от самих себя. Эта стадия возникает примерно через шесть месяцев после рождения.

Хороший аспект объектов включен и интроецирован конкретно из маминой груди и ребенок способен интегрировать приятные и неприятные аспекты предметов. Понемногу случалось видеть объекты как один элемент, который иногда может быть хорошим, а в других - плохим.

Уменьшить агрессивные импульсы и при наблюдении, что объект является независимой сущностью, страх и беспокойство возникают перед лицом возможности его утраты. Таким образом, в этой позиции или стадии появляются расстройства депрессивного типа, которые добавляются к расстройствам предыдущей позиции. Возникают чувства вины и благодарности к объектам, и начинают применяться защитные механизмы, такие как подавление инстинктов и смещение.

Эдипов комплекс

Одним из наиболее противоречивых понятий психоаналитической теории является Эдипов комплекс, который, согласно Фрейду, проявляется на фаллической стадии около трех лет. В психоаналитической теории Мелани Кляйн этот комплекс является довольно предшествующим, появляясь рядом с интеграцией частичных объектов в единый объект во время депрессивной позиции.

Другими словами, Кляйн считает, что Эдипов комплекс существует с того момента, когда ребенок способен различить, что его родители являются чуждыми ему людьми, и заметил, что между ними есть связь, частью которой он не является. Ребенок проецирует свои пожелания по указанной ссылке порождая зависть и вызывая двойственные чувства по этому поводу.

Позже Эдипов комплекс, предложенный Фрейдом, появится в тот момент, когда амбивалентность уменьшится и будет сделан выбор между желанием одного родителя и соперничеством и идентификацией с другим.

Символическая игра и бессознательная фантазия

Способность выразить себя в устной и выражать через слово мысли, эмоции, желания и переживания развивается на протяжении всей жизни. Эта способность требует определенного уровня развития и обучения, а также определенной способности к самоанализу.

Таким образом, для ребенка, который еще не завершил свое развитие, чрезвычайно сложно уметь выражать свои влечения, желания и страдания. Это одна из основных причин, по которой метод свободных ассоциаций, свойственный фрейдовскому психоанализу, не может быть изначально применен к детям.

Тем не менее, элементы инстинкта, желания и страхи, которые являются частью каждого, присутствуют с рождения. Для психоаналитической теории Мелани Кляйн, хотя в детстве эти элементы могут быть неосознанными, они могут быть символизированы в генерации фантазий. Таким образом, бессознательные фантазии действовать как способ выражения основных инстинктов и страданий проецируя себя в игру и приводя в значительной степени к поведению и поведению детей.

В этом аспекте одним из вкладов, наиболее ценимых психоаналитической теорией Мелани Кляйн, является введение символической игры как метода оценки и работы с несовершеннолетними. Для Кляйна игра - это способ общения в котором младенец экстернализует свои примитивные проблемы и желания косвенно. Таким образом, анализируя символику, заключенную в игровом процессе, можно наблюдать бессознательные фантазии, которые управляют поведением ребенка, подобно тому, как это используется в методах свободных ассоциаций, применяемых у взрослых.

Когда дело доходит до использования символической игры, это очень важно установка или корректировку ситуации, т.е. принять во внимание, что потребность в сессиях, тип мебели и игрушек подходят для ребенка, чтобы он не облагался налогом, как он должен играть. Ребенок должен выбрать те игрушки, которые он хочет использовать сам, с помощью которых он может свободно выражать свои страхи, тревоги и желания.

Мелани Кляйн

Биография М. Кляйн (1882 -1960)

Место М. Кляйн в мировом психоанализе

Детский психоанализ М. Кляйн

Мелани Кляйн была одной из создателей детского психоанализа. Хотя и до нее имелись работы по детскому анализу (начались Фрейдом с анализа "Маленького Ганса" и продолжались Hug-Hellmuth и Анной Фрейд), именно Мелани Кляйн впервые разработала технику и методику для анализа детей всех возрастов. В то время полагали, что анализ с детьми до семи лет невозможен, а для более взрослых детей аналитические методы считались не вполне адекватными и их объединяли с образовательными поведенческими подходами). Она рассматривала игру детей как аналог свободных ассоциаций взрослых, считая, что в игре ребенок выражает свои проблемы, опыт, желания, фантазии. Кляйн обнаружила, что для возникновения переноса у маленького ребенка, как и у взрослого, необходимы соответствующие условия – сеттинг. Ребенок приходил на прием пять раз в неделю на 50 мин. сессию. Игровая комната была устроена таким образом, что бы он мог чувствовать себя максимально свободно. У каждого пациента был ящик со своими игрушками, причем особый акцент делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непо­средственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.

Ранее было принято считать, что маленький ребенок имеет слабое и не сформировавшееся Супер-эго, которое необходимо усиливать в процессе аналитической работы. Анализируя маленьких детей, Кляйн обнаружила, что, Супер-эго ребенка очень жесткое, даже жестокое, основанное на ранних фантазиях преследования. А, следовательно, нет необходимости в укреплении Супер-эго воспитательными методами, но, напротив, необходимо сделать его не таким жестким, что оно было способно интегрироваться в Эго. Кляйн не придавала большого значения подготовительному периоду работы с ребенком, который полагали необходимым для формирования терапевтического альянса. Она считала, что он возникает от того, что пациент получает облегчение, приносимое аналитической работой.

Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее жизни привлекали негативные, разрушительные чувства и желания человека: ненависть, зависть, жадность. Наряду с этим, Мелани Кляйн в своих размышлениях о плохой и хоро­шей матери, ненависти и любви, зависти и благодарности постоянно подчеркивала важность любви, ее значение для развития человека, преодолевающего свои агрессивные чувства, нарушающие взаимодействие с объектным миром. Клиническому и теоретическому иссле­дованию их источников и проявлений посвящены многие ее работы (см. библиографию).

Главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разра­ботка теории развития личности и межличностных отношении младенца и очень маленького ребенка. Мелани Кляйн определила, что отношения младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми являются главным условием и источ­ником развития его личности и даже просто его физического выживания. Отношения ребенка (прежде всего, его отношения с матерью), отношения пациента (прежде всего, его отношения с аналитиком) всегда оставались в центре внима­ния не только психоаналитической теории Мелани Кляйн, но и ее лечеб­ной техники. По мнению Кляйн, во влечение почти генетически включено представление об объекте, выражающееся у ре­бенка в очень ранних и примитивных бессознательных фан­тазиях. Фантазматическая деятельность, таким образом, уже с самого начала присуща ребенку. Первичные фантазии все­гда относятся к некоему объекту, основываясь на интенсивных импульсах влечения.

Параноидно-шизоидная позиция (первые 3-4 месяца)

Все эти защиты носят дезинтегрирующий характер, однако с самого начала телесное присутствие матери, привычный ритм ее сердца, запах, звук голоса и т.д. определяет возможность интеграционных процессов. Хороший уход за младенцем увеличивает частоту переживания комфорта и создает условия, при которых расщепление будет не столь необходимо. В эти моменты процессы интеграции в Эго младенца превалируют.

Кляйн полагала, что младенцы от рождения отличаются степенью агрессивности. Чем она выше, тем сильнее ребенок испытывает жадность, тем сильнее негативные чувства, которые он проецирует на первичный объект и тем сильнее параноидная тревога, а, следовательно, и дезинтегрирующие защиты. Однако, хороший уход способствует нивелированию конституциональной агрессии и интроецированию более либидинозно заряженных образов. Частые фрустрации, напротив, подтверждают фантазии о враждебности окружающего мира.

Эти процессы, как и расщепление, отрицание и всемогущественный контроль действуют на протяжении всей жизни. У психотиков - преимущественно, у прочих – наряду с другими менее примитивными защитами.

Депрессивная позиция

Следующий этап развития Кляйн назвала депрессивной позицией. Для нее характерно целостное восприятие себя и объекта, реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон. Успешное прохождение этой позиции позволяет испы­тывать вину за свои агрессивные и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью и возмещать нанесенный своими по­ступками вред. Депрессивной позиции, соответствующей уровню невро­тических расстройств, присущи зрелые защитные механизмы и от­ношения с целостными объектами, например с матерью, с отцом, сочетающими в себе как свои хорошие, так и плохие черты.

К этому времени ребенок приобретает новые интеллектуальные и эмоциональные возможности, его общение с ухаживающим взрослым становится более полным, происходят изменения в психосексуальном развитии, заключающиеся в усилении анальных, уретральных и генитальных тенденций. Наряду с частичными объектами все большее место в психике ребенка начинает занимать образ матери, с присущими ей характеристиками: голосом, запахом, ритмом сердца, звуком шагов, улыбкой. Образ хорошей груди, усиленный образом хорошей матери становятся сильной защитой от тревоги и ребенок все меньше нуждается в расщеплении объектов. И внутренние, и внешние объекты теперь могут наделяться и хорошими и плохими качествами. Грудь, удерживающая пищу - жадная и грудь, доставляющая удовольствие – хорошая, начинают восприниматься ребенком как одна и та же, принадлежащая одной и же матери. Это делает и его самого более целостным: испытывая ненависть он не становится абсолютно плохим, а чувствуя любовь - абсолютно хорошим. Он остается одним и тем же. Если он может воспринимать свои амбивалентные чувства к объекту, то значит Эго достаточно интегрировано и расщепление как защита утрачивает свою актуальность. Это является важным шагом в развитии психики.

Однако возникает другая проблема: младенец боится опасностей, таящихся в нем по отношению к объекту. Если раньше он защищал любимый объект, расщепляя его и направляя агрессию на плохой, то теперь он должен защитить от своей деструктивной жадности объект, одновременно и любимый, и ненавидимый. И он подавляет жадность (в это время некоторые дети отказываются от груди). В состоянии фрустрации он может и реально, и в воображении причинять вред и груди и матери. Если мать в это время мало бывает с ним, то его фантазии о собственной разрушительности находят подтверждение в реальности: он может переживать отсутствие матери как результат его агрессии к ней, убийства. Непереносимость этих чувств ребенком связана не только с тем, что убит любимый объект, но и с тем, что утрачивается также и внутренний объект, оставляя чувство пустоты, скорби, беспомощности и вины. Он восстанавливает, оживляет объект, восполняет нанесенный вред своей всемогущественной фантазией, т.е. производит репарацию – фантазийное или реальное возмещение фантазийно или реально нанесенного вреда. Множество раз повторенная репарация позволяет ребенку обрести больше доверия как к окружающим, так и к самому себе и делает всемогущество ненужным. Это закладывает фундамент нормального развития: снижается тревога преследования, связанная с внешними и внутренними объектами, усиливается значение хороших внутренних объектов, что увеличивает безопасность и усиливает Эго. Репарация является творческим актом, она снижает значимость психотических защит.

Младенец начинает понимать, что его разрушительность имеет границы и не убивает любимый объект. Он обретает веру в свою способность к любви и творческую силу. Может корректировать субъективные образы, сопоставляя их с внешними фактами. Все большую роль занимает целостный образ матери. Т.о. здесь возникают признаки здоровой психики. Депрессивная позиция – это начало тестирования реальности.

Теперь ребенок может уже не так широко пользоваться проекцией для снижения тревоги. Интроекция становится преобладающей: он хочет удержать хороший объект внутри себя, так как именно это делает его сильнее и лучше. Конечно, все это может происходить, если окружающие помогают ему переживать положительный опыт, если реальность не похожа на его агрессивные фантазии. Если же ситуация не благополучна и фрустрации и тревоги слишком сильны для его неокрепшего Эго, он использует знакомые защиты: расщепление, отрицание, всемогущественный контроль, но они в депрессивной позиции претерпевают изменения.

Теперь они направлены на подавление депрессивной тревоги, т.е. если он не может перенести чувств, возникающих от агрессивных импульсов, направленных на любимый объект, Эго ребенка просто отрицает, что испытывает любовь к нему и что объект для него значим. Подавляя свои чувства и отворачиваясь от значимых объектов, он контролирует свои либидинозные и агрессивные импульсы, направленные на них. Предупреждая опасность, угрожающую объекту, посредством системы маниакальных защит, удерживая депрессивную тревогу на расстоянии, ребенок не перерабатывает депрессивные чувства, а избегает их.

Нормальное развитие чувства вины имеет следствием способность переносить его, а не тормозить инстинктивные импульсы или регрессировать к примитивным защитам. Удовлетворительное прохождение этой фазы дает ребенку возможность развиваться дальше, закладывает фундамент здоровой психики.

Эдипальный конфликт

Депрессивная позиция сопровождается коренными изменениями в либидинозной организации ребенка. Кляйн считала, что Эдипов комплекс вступает в действие в середине первого года.

Эти изменения позволяют ребенку расширить арсенал средств, используемый для борьбы с депрессивной тревогой. Отец, как целостный и частичный объект, становится в фантазиях ребенка альтернативным источником удовольствия в борьбе с оральной фрустрацией. Кляйн полагала, что в психике ребенка существует бессознательное знание о влагалище матери и пенисе отца. Имеющиеся с самых ранних этапов развития генитальные желания, направленные на мать и отца, объединяются с оральными и в таком виде существуют по отношению к отцовскому пенису, которым, в представлениях ребенка владеет мать. У ребенка возникает ревность. Младенец выстраивает с этим новым частичным объектом отношения, как и с грудью и, таким образом, в его внутреннем мире теперь находятся образы плохих и хороших груди, матери, отца, пениса отца. Все это определяет развитие позитивного и негативного Эдипова комплекса. Фантазии о взаимоотношениях родителей, продиктованные собственными желаниями, создают представление об объединенной родительской фигуре: неразрывно слитых родителях, получающих друг от друга все, что желает и чего не получает он сам – бесконечное наслаждение. Эта фигура интернализуется и наделяется отрицательными качествами: она угрожает ему и хорошим внутренним объектам.

Появление новых объектов порождает ревность. Ревность является менее разрушительным чувством по отношению к любимому объекту, который заставляет испытывать фрустрацию. Агрессия перенаправляется на третье лицо, которое, в представлении ревнующего, получает то, чего желает он сам, тем самым сохраняя значимый объект.

Перенося часть своих желаний с материнской груди на другие объекты, младенец уменьшает напряжение, характеризующее отношение с единственным объектом. Однако это перераспределение порождает новые конфликты и тревоги, связанные с эдипальными желаниями по отношению к родителям, к которым он испытывает всю гамму своих экстремальных чувств. Он наполняется завистью и ревностью по отношению к обоим окружающим его людям.

Кляйн наблюдала развитие как позитивного, так и негативного раннего эдипова комплекса у мальчиков и у девочек. Основным отличием раннего эдипова комплекса является его оральный характер. Сложные перипетии ранних эдипальных отношений с внешними и внутренними хорошими и плохими объектами закладывают основу нормальной и патологической сексуальности. Фригидность, импотенция, гомосексуальность, нестабильность отношений или их отсутствие могут проистекать именно отсюда.

Начало развития Эго

Эго в представлении Кляйн существует с момента рождения и сразу начинает работу по снижению тревоги, возникающей вследствие действия инстинкта смерти. На протяжении параноидно-шизоидной позиции младенец испытывает страх аннигиляции, спасаясь от которого он проецирует его наружу, на внешний объект. Этот механизм проекции является первым актом защиты от тревоги. Взаимодействие с первичным объектом происходит также посредством его интроекций. Помещенный внутрь в состоянии комфорта такой интроект становится хорошим внутренним объектом, который способствует снижению тревоги. Таким образом интроекция является следующим за проекцией средством борьбы с тревогой, а также способом развития и обогащения Эго. В этот период Эго подвергается воздействию деструктивных импульсов и в поисках путей снижения тревоги оно в значительной степени дезинтегрируется. Однако в определенные периоды комфорта преобладают процессы интеграции и за счет положительных объектов, с которыми он идентифицирует себя, происходит усиление Эго. В основе возможности интеграции лежит материнская телесность.

По мере наступления депрессивной позиции эти положительные объекты играют все большую роль в защите от тревог. Младенцу теперь важно сохранить этот объект, помогающий ему. Самое важное - защитить его от своей агрессии, возникающей в ответ на фрустрации. Т.е. тревога теперь возникает при угрозе собственного нападения на хороший объект. Эго принимает на себя работу по снижению этой тревоги. Возникают депрессивные защиты, которые уже не требуют такой степени дезинтеграции. И объекты, и Эго становятся более целостными, что способствует развитию отношений с реальными родителями, которые больше не наделяются его собственными спроецированными свойствами. Способности Эго к восприятию реальности усиливаются также за счет развивающихся эмоциональных и когнитивных возможностей. Целостность объекта дает младенцу возможность воспринимать ситуацию более адекватно. Таким образом, младенец приходит к тому, что оценка происходящего в основном зависит от окружающего мира и восприятия себя в этом мире (тестированию реальности) и созданию адекватных защит.

Возникновение депрессивной тревоги диктует Эго необходимость перенаправления желаний, эмоций, вины и репарационных устремлений в пользу новых объектов. Интерес к телу матери, основанный на его инстинктивных импульсах, сопряжен с тревогой, вызываемой его фантазиями о ее отношении к этому исследованию. Одним из способов снизить тревогу является смещение интереса на другие объекты, символизирующие тело матери. Так происходит при нормальном развитии, но если тревога чрезмерно сильна, ребенок может затормозить свой интерес и отвернуться как от тела матери, так и от окружающего мира .

Развитие раннего Супер-эго

Процесс формирования Супер-эго проходит параллельно с развитием Эго. Наделенные собственной агрессией ребенка, плохие интроекты (сначала плохая грудь, а потом и плохие мать, отец и объединенная родительская фигура) становятся источником развития Супер-эго. Этим объясняется его жесткость, архаичность и грубость. Впоследствии происходит коррекция этого внутреннего образа за счет взаимодействия с реальными любящими родителями. Экстернализованные суперэгальные интроекты - это мифологические и сказочные чудовища, и персонажи ночных кошмаров. Но они же, постепенно смягчаясь, становятся помощниками ребенка в борьбе с тревогами, устанавливающими границы его бушующим инстинктам. Эта функция закрепляется за Супер-эго и приобретает положительный характер запретов, моральных установок, идеалов.

Сначала Супер-эго резко разграничено, отделено от основной части Эго, но эта граница постепенно стирается и оно начинает ассимилироваться в Эго. Этот процесс укрепляет Эго и делает его толерантным к запретам. Это позволяет в дальнейшем использовать механизм вытеснения, который происходит из расщепления, но не приводит к дезинтеграции.

Презентация на тему: " Детский психоанализ М.Кляйн Работу выполнила Курочкина И.А." — Транскрипт:

1 Детский психоанализ М.Кляйн Работу выполнила Курочкина И.А.

2 Мелани Кляйн ( ) Мелани Кляйн ( ) является одной из самых ярких представительниц психоаналитического движения. Это касается как революционности ее идей, так и того влияния, которое они оказали на развитие психоанализа и других гуманитарных областей знаний. М. Кляйн считала себя последовательницей З.Фрейда и развивала его теорию. Фрейд открыл бессознательную душу человека, Кляйн же исследовала наиболее отдаленные ее уголки, забираясь так далеко, что это вызывало наряду с восторженными откликами и яростное сопротивление, сравнимое, разве что, с тем, что встречало новаторства самого Фрейда.

3 Мелани Кляйн была одним из создателей детского психоанализа. Хотя и имелись работы, выполненные по детскому анализу до нее, начиная с анализа "Маленького Ганса" (продолжались Hug-Hellmuth и Анной Фрейд), именно Мелани Кляйн впервые разработала технику и методику для анализа детей всех возрастов (в то время полагали, что анализ с детьми до семи лет невозможен, а для более взрослых детей аналитические методы считались не вполне адекватными и их объединяли с образовательными поведенческими подходами). Она рассматривала игру детей, как аналог свободных ассоциаций взрослых, считая, что в игре ребенок выражает свои проблемы, опыт, желания, фантазии. Кляйн обнаружила, что для возникновения переноса у маленького ребенка, как и у взрослого, необходимы соответствующие условия – сеттинг.Ребенок приходил на прием пять раз в неделю на 50-минутную сессию. Игровая комната была устроена таким образом, что бы он мог чувствовать себя максимально свободно. У каждого пациента был ящик со своими игрушками, причем особый акцент делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непо­средственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.

4 Место М. Кляйн в мировом психоанализе Среди тех, кто поддержал Кляйн в самом начале ее творческого пути, были такие влиятельные английские аналитики, как Эрнст Джонс, Эдвард Гловер, Алекс и Джеймс Стрейчи.. Кляйнианским психоаналитикам мы обязаны фундаментальной работой по анализу переноса и контрпереноса. Благодаря работам Мелани Кляйн и ее учеников спектр клинического применения психоанализа сущест­венно расширился: стало возможным проводить аналитическую работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами.

5 Детский психоанализ М. Кляйн Мелани Кляйн впервые разработала технику и методику для анализа детей всех возрастов. Она рассматривала игру детей как аналог свободных ассоциаций взрослых, считая, что в игре ребенок выражает свои проблемы, опыт, желания, фантазии Кляйн обнаружила, что для возникновения переноса у маленького ребенка, как и у взрослого, необходимы соответствующие условия – сеттинг.

6 Анализируя маленьких детей, Кляйн обнаружила, что, Супер-эго ребенка очень жесткое, даже жестокое, основанное на ранних фантазиях преследования. следовательно, нет необходимости в укреплении Супер-эго воспитательными методами, но, напротив, необходимо сделать его не таким жестким, что оно было способно интегрироваться в Эго. Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее жизни привлекали негативные, разрушительные чувства и желания человека: ненависть, зависть, жадность.

8 Параноидно-шизоидная позиция (первые 3-4 месяца) Инстинкт смерти, который, как полагала М.Кляйн, наряду с инстинктом жизни, начинает свою работу с первых моментов жизни ребенка, заставляет его чувствовать страх быть разрушенным изнутри за счет собственной агрессии (страх аннигиляции). Ребенок проецирует свою агрессию на внешний источник, которым на первых этапах его развития является материнская грудь (он еще не может воспринимать мать как целый объект), которая в результате этого превращается в преследующую

10 Кляйн полагала, что младенцы от рождения отличаются степенью агрессивности. Чем она выше, тем сильнее ребенок испытывает жадность, тем сильнее негативные чувства, которые он проецирует на первичный объект и тем сильнее параноидная тревога, а, следовательно, и дезинтегрирующие защиты. Однако, хороший уход способствует нивелированию конституциональной агрессии и интроецированию более либидинозно заряженных образов. Частые фрустрации, напротив, подтверждают фантазии о враждебности окружающего мира.

11 Депрессивная позиция Для нее характерно целостное восприятие себя и объекта, реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон. Депрессивной позиции, соответствующей уровню невро­тических расстройств, присущи зрелые защитные механизмы и от­ношения с целостными объектами, например с матерью, с отцом, сочетающими в себе как свои хорошие, так и плохие черты.

12 Эдипальный конфликт Депрессивная позиция сопровождается коренными изменениями в либидинозной организации ребенка. Кляйн считала, что Эдипов комплекс вступает в действие в середине первого года. Кляйн наблюдала развитие как позитивного, так и негативного раннего эдипова комплекса у мальчиков и у девочек. Основным отличием раннего эдипова комплекса является его оральный характер. Сложные перипетии ранних эдипальных отношений с внешними и внутренними хорошими и плохими объектами закладывают основу нормальной и патологической сексуальности. Фригидность, импотенция, гомосексуальность, нестабильность отношений или их отсутствие могут проистекать именно отсюда.

13 Начало развития Эго Эго в представлении Кляйн существует с момента рождения и сразу начинает работу по снижению тревоги, возникающей вследствие действия инстинкта смерти. В этот период Эго подвергается воздействию деструктивных импульсов и в поисках путей снижения тревоги оно в значительной степени дезинтегрируется. В основе возможности интеграции лежит материнская телесность.

14 Развитие раннего Супер-эго Процесс формирования Супер-эго проходит параллельно с развитием Эго. Наделенные собственной агрессией ребенка, плохие интроекты (сначала плохая грудь, а потом и плохие мать, отец и объединенная родительская фигура) становятся источником развития Супер-эго.. Впоследствии происходит коррекция этого внутреннего образа за счет взаимодействия с реальными любящими родителями

Сигал (Segal, 1957) исследовала особенности формы и содержания мышления, которые характеризуют отдельные ступени психического развития. В параноидно-шизоидной позиции мышление зависит от способствующих развитию отношений контейнер – контейнируемое (Бион, см. главу II. 5) и сначала представляет собой символическое приравнивание. Иногда символ настолько отождествляется и идентифицируется с объектом, что между ними не обнаруживается никакого различия. В депрессивной позиции, напротив, мышление характеризуется все большим отделением символа от символизируемого и символ репрезентирует объект. В депрессивной, а позднее в эдипальной ситуации формируется такое мышление, которое отличается триангулярной, метафорической и символической структурой (Haesler, 1995). Самость, символ и символизируемое отделены друг от друга и связаны между собой речью. Несмотря на общепринятое в психоанализе признание огромного значения объекта для развития психической жизни самости, мнения о статусе и специфическом значении объекта сильно различаются. Чем же является объект: первичным источником мотивации и катализатором психического развития или модификатором первичных мотивационных сил субъекта, бессознательных импульсов и желаний? О чем идет речь: о внутренних или внешних объектах, о бессознательных фантазиях, связанных с внутренними и/или внешними объектами, или о реальном опыте общения с объектами? Как возникают внутренние объекты и психические репрезентанты опыта межличностных отношений?

В кляйнианской теории объектных отношений внутренние объекты структурируют развитие мышления, чувств и поведение самости. Внутренние объекты возникают из бессознательных, основанных на дериватах влечений, фантазий самости о внутренней жизни внешних объектов.

Эта бессознательная фантазийная деятельность и сочетающаяся с ней и/или лежащая в ее основе рудиментарная разделенность самости и объекта возникают в начале жизни. Внутренние объекты с самого начала жизни воспринимаются как идентичные конкретным органам тела (конкретные идентификации характерны для регрессивных клинических состояний: например, психотик ошибочно предполагает, что флаг – это не символ государственного суверенитета страны, а совершенно конкретно сама страна) и ощущаются так, как будто между ними существуют какие-то отношения. На этой ранней стадии развития еще нет символической репрезентации внутренних объектов, и они познаются конкретно в виде образов органов тела и способов их функционирования (например, согласно этой теории, голод, жажда, страстное желание любви или страх и т. д. переживаются конкретно: желудок – это некий злой объект, который кусает или мучает изнутри. Подтверждение этому очень часто можно найти, например, при тяжелых регрессивных состояниях, таких как острые психозы. Относится ли это к младенцам – мнения на этот счет расходятся). Решающее значение в этой теории придается тому, что внутренние объекты формируются в значительной степени за счет проективной идентификации бессознательных фантазий. Так, например, жизненно необходимый добрый внутренний объект возникает не столько в результате конкретного реального опыта (пережитых удовлетворений), сколько в результате либидинозного вложения энергии и связанной с ним бессознательной фантазии самости об объектах.

Объекты рассматриваются так, что любой импульс влечений и любая бессознательная фантазия как бы создают частичный объект.

В параноидно-шизоидной позиции, развивающейся с начала жизни, на первый план выходит страх Я перед разрушением и утратой внутренней когерентности. Внутренние частичные объекты переживаются как расщепленные на добрые и злые. Самость ощущает атаки на объекты как разрушение и фрагментацию и самости, и объектов. В таком состоянии младенец постоянно боится, что злые внутренние объекты могут разрушить его самость и добрые внутренние объекты. Согласно с этой концепции, Я с самого рождения обладает способностью отличать внутреннее от внешнего, самость от объекта. В депрессивной позиции (начиная с 6-го месяца) не только дифференцируется способность младенца к восприятию, но он также переживает интенсивные аффекты по отношению к частичным объектам, постепенно понимая, что добрые и злые частичные объекты могут представлять собой различные аспекты одного и того же объекта (амбивалентность). Первые интроекции доброго внутреннего объекта, возникшие в параноидно-шизоидной позиции, постепенно нарастают, и он воспринимается как своего рода спасительный якорь для удержания сплоченности Я. Этот добрый внутренний объект способен воспринимать и сохранять самые разные психические и когнитивные состояния младенца. Теперь младенец старается сохранить его:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн Мелани Кляйн, психолог, обучавшаяся у Ференци и у Абрахама (Abraham), начала применять психоанализ в Германии в 1919 году. В 1926 году переехала в Англию и здесь стала лидером одной из двух групп, на которые разделились британские психоаналитики. Другую группу

ТЕОРИЯ ПЕРЕНОСА МЕЛАНИ КЛЕЙН

ТЕОРИЯ ПЕРЕНОСА МЕЛАНИ КЛЕЙН С самого момента появления аналитического метода, разработанного Мелани Клейн, центральное место в нем занимала интерпретация переноса. Здесь перенос рассматривался как отражение бессознательных фантазий пациента, и в связи с этим Сигал

5.1. Актуальность теории Мелани Кляйн

5.1. Актуальность теории Мелани Кляйн Кляйн (Klein, 1962) создавала свою теорию на основе наблюдений, сделанных ею в ходе психоаналитических сеансов, том числе и с психотически больными детьми. Ее теория развивает идеи К. Абрахама и представляет собой первую (среди предложенных

5.3. Дональд Винникотт: третья группа психоаналитиков наряду с Зигмундом Фрейдом и группой Кляйн – Бион

5.3. Дональд Винникотт: третья группа психоаналитиков наряду с Зигмундом Фрейдом и группой Кляйн – Бион Винникотт (Winnicott, 1933, 1953, 1967) не создал какого-либо сравнимого с теориями Малер и Якобсон учения об этапах и периодизации психического развития ребенка. Он скорее пытался

5.4. Хайнц Кохут и психология самости – четвертый путь наряду с подходами Зигмунда Фрейда, Кляйн и Биона, а также Винникотта

5.4. Хайнц Кохут и психология самости – четвертый путь наряду с подходами Зигмунда Фрейда, Кляйн и Биона, а также Винникотта Кохут, который, как и все вышеупомянутые последователи Зигмунда Фрейда, был вынужден эмигрировать, особенно интересовался бессознательными

Теоретические представления Мелани Кляйн

Теоретические представления Мелани Кляйн Ортодоксальная психоаналитическая теория характеризует первый год жизни в качестве периода начального формирования эго. Супер-эго в это время полностью отсутствует. Мелани Кляйн (50, 51, 52), лидер Британской школы психоанализа,

Позиция Кляйн

Позиция Кляйн Мелани Кляйн (50, 53) считает, что психосексуальное развитие разворачивается до первого года жизни, в отличцр от ортодоксальных аналитиков, приписывающих его всему периоду раннего детства. С середины первого года жизни оральная фрустрация вместе с

Теория Кляйн

Теория Кляйн В соответствии со своей позицией по формированию эго и психосексуальному развитию Кляйн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружением. Она утверждает (53):«Гипотеза о том, что начало кормления младенца и присутствие матери инициирует

МЕЛАНИ КЛЯЙН

МЕЛАНИ КЛЯЙН Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Ее теория во многом возникла из наблюдений за ее собственными детьми и из анализа других детей, многие из которых были, по ее мнению, психотиками. В своих работах она

Глава 3. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс

Глава 3. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс Хотя Зигмунд Фрейд и многие другие полагали, что с помощью теории психоанализа можно понять любого человека, большинство практикующих врачей, включая и

Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и Хайнц Кохут[3]

Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и Хайнц Кохут[3] Начиная со своего революционного появления в первой четверти XX в. психоаналитическая традиция развивалась в нескольких направлениях. Это развитие успешно распространило

Школа Холистического сознания, или ШКОЛА ДУРАКА

Мелани Саш. Опыт противостояния утрате

Мелани Саш. Опыт противостояния утрате Я посвятила жизнь тому, чтобы научиться понимать, любить и чувствовать свою связь со всеми живыми существами. Мелани Саш История следующей героини – Мелани Саш – представляется необычайно поучительной для многих современников. И

8.2. Школа

8.2. Школа Модель взаимоотношений в школе значительно сложнее. Схематически такие психологические связи в педагогическом процессе можно отобразить следующим образом (рис. 7). Рис. 7. Психологические связи в педагогическом процессеВ детском саду психологические связи

Школа

Школа Много книжек печатают про школу, да только они для взрослых и совсем не пишут про школу для учеников. Просто удивительно! А ведь ученик столько в ней проводит часов, так много о ней думает, столько видит в ней радостей и горестей!Я часто говорю с учениками младших

Читайте также: