Детских садов не хватает почему

Обновлено: 07.07.2024

В начале августа на сайте Кремля появилась новая задача правительству: до 2023 г. все дети до трёх лет должны быть обеспечены местом в яслях. Премьер Мишустин и региональные власти должны отчитываться о выполнении президентского наказа каждые полгода начиная с 15 декабря 2021 года. Это прекрасная новость, но в ней есть ложечка дёгтя: ранее ликвидировать любые очереди в детсады планировалось к концу нынешнего года! И ещё в январе правительство уверяло, что задача будет решена.

Отсрочка вышла

Кто и как оценивал доступность дошкольного образования в России в 98% – без пол-литры не разобраться. Потому что в то же время из недр правительства прозвучало – в очередях в детские сады маются 153 тыс. детей. Главный завал как раз в яслях – 110 тыс. орущих малышей не дают родителям повышать благосостояние семьи, для которой рождение ребёнка и так крайне тяжело экономически.

Недетские игры

В те же годы исследование Высшей школы экономики показало, что 81% матерей с детьми до семи лет нуждаются в дошкольных учреждениях (ДОО), более половины не могут получить к ним доступ. Это не значит, что дефицит тотальный – в некоторых регионах мест в садиках даже переизбыток. Но факт есть факт: в 1990 г. в РСФСР было 88 тыс. детских садов, к 2015 г. осталось менее 40 тысяч. Специалисты объясняют, что в 1990-е годы потребность в них падала из-за снижения рождаемости и числа работающих женщин. Все понимали, что рождаемость в стране достигла дна, что со временем она вырастет и садиков будет не хватать. Но российский чиновник живёт сегодняшним днём, и ему трудно устоять перед соблазном отдать ДОО кому-нибудь под офис или строительство нового дома.

Первый онлайн-звонок

К тому времени государство будет расхлёбывать куда более серьёзную проблему – дефицит мест в школах. В 2017 г. он уже достиг 6, 5 млн мест, как признала вице-премьер Ольга Голодец. Премьер Дмитрий Медведев тогда же с гордостью отметил, что за парты село на миллион школьников больше. Всё правильно: в школу пошло поколение беби-бума конца 2000-х, и, если не предпринимать экстренных мер, дефицит мест будет только нарастать.

Бюджет школы в алтайском селе Батурово составлял всего-то 467 тыс. рублей в год. Но в апреле 2015 г. школу, работавшую с 1890 г., закрыли, хотя её посещали 27 детей. Двери заколотили не сразу: начиналось всё 4 годами ранее с закрытия старших классов – тоже без всякой необходимости. Как следствие: молодые семьи потянулись в города, школа лишилась 18 учеников, и появились поводы для дальнейшей оптимизации. 11 педагогов сели на пособие по безработице, детей каким-то макаром возят за 10 км в с. Кучук – по глинистой дороге без ограждений, которую смывает осенью и весной. Вдумайтесь: бюджет целой школы составлял 467 тыс. рублей в год! Один чиновник в районе получает больше.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Проблема очередей в детские сады стоит не первый год. И ее решение простым точно не будет. , к примеру, застройщик возвёл жилой микрорайон, построил детский сад — но он так и не открылся. А детский сад получает деньги из бюджета, там числятся сотрудники, но на деле оказывается, что работает он только на бумаге.

Другой детский сад — в Красноярске — уже пять лет украшает район новостроек. Но иной пользы от него нет. Родители с детьми гуляют по другую сторону забора. Домов много, детей много, работающего муниципального детского сада — ни одного. Ближайший в нескольких автобусных остановках. Детский сад — собственность частного застройщика, который рассчитывал продать его инвесторам или городу. Но пошло не так. Как объяснял собственник, стоимость объекта за эти годы выросла настолько, что продать уже не получается. Была идея переделать готовый детский сад в офисные помещения и продать по частям. Теоретически власти могут выкупить детское дошкольное учреждение, но сначала застройщик должен выставить его на аукцион.

В начале двухтысячных детские дошкольные учреждения, и муниципальные и ведомственные, стали закрываться в массовом порядке по все стране. Педагогов увольняли. Это объясняли демографической ямой — мало детей. Многие здания сменили собственников. В Самаре, например, детский сад достался местному ГУВД, в Нижнем Новгороде — юристам и торговой сети. Во Владивостоке закрыли 57 садов. Спустя годы, когда стало ясно, что строить новые здания, дорого, власти попытались вернуть отданное и начали расторгать договоры аренды — со службой спасения, судебными приставами, рестораном и даже местной общиной кришнаитов. Одно из зданий отсудили у налоговой инспекции, его пришлось ремонтировать и опять превращать в детский сад.

Указ президента №599 требовал стопроцентной доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет. Показатель, которого должны были достигнуть еще три года назад. На сайте российского Министерства просвещения есть данные о том, как функционирует система дошкольного образования, о количестве учреждений, численности воспитанников. И это по каждому региону в отдельности — данные двухлетней давности. В регионах есть или были свои программы во исполнение президентского указа. Например, в Ростовской области, по официальным данным, задача по ликвидации очередей в детские дошкольные учреждения, решена.

Не хватает детских садов? Предлагают постоять в очереди годков до четырех, а то и до пяти? Сейчас расскажу детективную историю про исчезновение детсадов.

Известно, что в ужасном, кошмарном “совке” (он же СССР) декретных отпусков не было, женщин пинком выгоняли на завод прямо с койки роддома, а бедные младенцы отправлялись в ясли раньше, чем отвалится пуповина . На самом деле, конечно, это преувеличение, как и все ужасы про СССР, которые пишут люди, родившиеся после августа 1991 года.

В 70-е наши мамы спокойно проводили в отпусках по уходу за детьми 1 год, а позже - 1.5 года. В ясли и садики дети шли в полтора года (в СССР в этом возрасте не сосали сиську и не писали в подгузник).

Дольше 1.5 лет рабочее место не сохраняли. Получается, в СССР детских садов и яслей было вдоволь, причем рядом с домом, и никто не ездил в садик пять остановок на метро и не ждал в очереди до 5 лет.

В 1989 году приняли очень спорное решение: продлить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет без выплаты пособия, но с сохранением рабочего места. (Почему это вредный закон, расскажу позже).

Куда же делись детские сады после распада СССР? Почему в крупных городах их стало вдруг не хватать? Может, стало внезапно в 10 раз больше детей?

Нет. В 90-е наоборот детей стало рождаться меньше. И чиновники, пользуясь временным (!) снижением рождаемости и вредительским законом про трехлетний отпуск по уходу, садики и особенно ясли позакрывали. Садики всегда находятся в хороших обжитых районах. В крупных городах, особенно Москве, земля под зданием или аренда здания - лакомый кусочек для мэрии. Чего не сдать какой-нибудь фирме?

В моем городе в бывших детских садиках расположены разные фирмы и государственные учреждения, я работала в таком здании.

Рождаемость восстановилась, особенно после 2008 года, детей стало больше. Но садики у фирм уже обратно не отбить. Новые строят очень медленно и неохотно, взваливают эту повинность на застройщиков, застройщики строят по старым нормам (а в новых районах детей больше, чем в среднем). В старых районах не строят вообще.

Вот куда делись детские сады. Вот поэтому во многих городах и в новых районах место нужно выбивать чуть ли не по суду, или оплачивать частный садик, или кому-то (маме или бабушке) заниматься бесплатным трудом по воспитанию ребенка не полтора года, а 5 - 6 лет.


Проблемы современных детских садов знакомы всем. Не только людям, у которых есть дети, посещающие подобные заведения, но и другим гражданам, которые видят внешний облик современных детских садов [1].

Во всех регионах России, он, как правило, легко узнаваем - это стандартное двухэтажное здание, с детской площадкой еще с советских времен, включающей в себя железные горочки, лесенки, ржавые качели. Все это строилось на века, и служит верную службу многим поколениям.

И ни для кого не секрет, что нехватка мест в детских дошкольных учреждениях является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем. На начало 2010 года в очереди в детские сады в России стояло 1млн. 684 тыс. детей [2]. В эту очередь записываются сразу после рождения ребенка. Однако, значительная часть очередников своей очереди так и не дождутся, пойдя в начальную школу. И вполне оправданно считать, что одной из причин, по которой молодые семьи откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком, также является нехватка мест в детских садах.

Эта проблема в России, обсуждается уже не первый год. Каждый год мы слышим от чиновников разных уровней обещания сдвинуть ситуацию с места, однако кардинальных изменений в этой сфере жизни ни горожан, ни сельчан не наблюдается, число детей, ожидающих своей очереди, чтобы попасть в дошкольное образовательное учреждение, не опускается ниже отметки в 20 тысяч.

Не менее острой уже много лет остаётся и проблема кадровой наполняемости дошкольных учреждений. Нехватка воспитателей и помощников воспитателей объясняется просто – низкая заработная плата. Например, в России няня (на официальном языке, помощник воспитателя), зарабатывает 4 400 рублей [3]. Минус 13-процентный подоходный налог. Воспитатели получают больше, но и их заработная плата практически не выходит за пределы семи тысяч рублей.

Проблему с низкой заработной платой сотрудников дошкольных образовательных учреждений призван решить переход детских садов на новую форму работы, когда теоретически руководители смогли бы направлять больше средств на финансирование зарплаты своих сотрудников. Однако практически единственным возможным путем получения данных средств остается оказание платных услуг, оплата которых ляжет на плечи все тех же родителей.

По-прежнему в детских садах не хватает музыкальных, спортивных залов, бассейнов, кабинетов для занятий с логопедом, библиотек. Доступ в Интернет есть у 77 % детских садов в Москве, в других крупных городах цифра колеблется от 44 до 62 %, а в селе доступ в сеть есть лишь у 18 % дошкольных учреждений (таблица 1) [4].

Материальная обеспеченность детских садов (в процентах), по состоянию на 2011 год,

в целом по Российской Федерации

Медицинский кабинет

Музыкальный зал

Кабинет для занятий с логопедом

Выход в интернет

Единственным решением проблемы нехватки мест является создание дополнительных мест в детских садах. Для этого намечены такие мероприятия, как: открытие новых групп в незадействованных помещениях школ, возвращение зданий детских садов от новых владельцев дошкольным учреждениям, строительство новых детских садов, открытие домашних детских садов.

Таким образом, несмотря на определенные положительные сдвиги в данном направлении, нехватка мест в детских садах и их кадровое наполнение остается одной из острых проблем на сегодняшний день. И кардинально изменить ситуацию, на наш взгляд, смогут мероприятия, имеющие свой основной жесткий общественный контроль, как например, создание электронной очереди.

Основные термины (генерируются автоматически): детская, нехватка мест, Россия, сад, заработная плата, местное самоуправление, очередь, проблема, учреждение, электронная очередь.

Похожие статьи

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических.

В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.

Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной.

Проблемы правового регулирования оплаты труда

Ключевые слова: трудовое законодательство, оплата труда, МРОТ, прожиточный минимум, невыплата заработной платы, изменения в ТК РФ.

В первую очередь, данная проблема имеет место в случаях, когда трудовые отношения не оформляются должным образом.

Проблемы и пути совершенствования кадрового резерва.

В первую очередь в рамках исследования необходимо определиться с позицией высшего уровня власти в

Ускова Т. В. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления в

— С. 38–41. Кадровое обеспечение местного самоуправления [Электронный ресурс].

Проблемы местных бюджетов закрытых. | Молодой ученый

Местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа, что составляет одну из основ конституционного строя России.

Механизмы управления негосударственным сектором.

Реализация программы позволит сократить очередности в детские сады и создать условия для конкурентной среды

Проблемы финансового обеспечения органов местного.

В свою очередь, согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной

Отсюда, на наш взгляд, вытекает еще одна проблема местного самоуправления, связанная с ее экономикой.

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Оценка эффективности предоставления государственных.

Например, при получении пособия по рождению ребенка матерям могут сразу посоветовать занять очередь в детский сад, с учетом

Проблемы организации мониторинга качества оказания. услуга, муниципальная услуга, орган власти, орган, местное самоуправление.

Муниципальная программа как инструмент прогрессивного.

На мой взгляд, в первую очередь необходимо производить ознакомление населения напрямую относящихся к категории граждан, в

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской.

Читайте также: