Детройт город призрак почему кратко

Обновлено: 19.05.2024

Статьи по урбанистике принято начинать с трагических цифр — половина населения (59%) Земли живет в городах, которые занимают около 1% поверхности нашей планеты. 50 новых человек приезжают в города каждый день, а это значит, что каждому городу понадобится 50 новых рабочих мест, спальных мест, обедов, ужинов. На фоне 50 дополнительных ужинов небольшое сокращение соседнего города, откуда часть этих людей приехала, не выглядит таким пугающим. О сокращении городов вообще говорят не так много, как стоило бы. Здравый смысл подсказывает, что раз одни города приобретают население, то другие его теряют. В глобализационной гонке точь-в-точь как в жизни — кто-то выигрывает, остальные проигрывают.

Что время делает с американскими городами

Город Население, 1950 г. Население, 2010 г.
Бостон 801 444 617 594
Чикаго 3 620 962 2 695 598
Детройт 1 849 568 713 777
Новый Орлеан 570 445 343 829
Питсбург 676 806 305 704

Детройт потерял больше всех: с 1950-х население сократилось на 61,4%. Процветающий мегаполис превратился в , целые кварталы опустели, предприятия теперь заброшены. История известна и печальна: зажиточный, но в целом довольно ординарный американский городок на фоне автомобильного бума 20-х переживает свой расцвет и к тридцатым полностью перестраивается — до того масштабно, что количеству небоскребов соперничает с Нью Йорком и Новым Орлеаном. Упадок происходит так же стремительно, как и расцвет — еще в 1960-е город производит впечатление в целом благоприятного города с еле заметными признаками будущих финансовых неурядиц, а уже в 1970-х город почти опустел.

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

© Robert Frank. Детройт, 1950-е


Что послужило причиной таких изменений? Традиционно принято винить крах автомобильной промышленности. В начале века Детройт привлек сотни тысяч мигрантов, предоставив им рабочие места. Потом была война, потом война закончилась, технологии двинулись дальше, произошел переход к автоматизированному производству, и спрос на неквалифицированную рабочую силу сократился. Тысячи и тысячи рабочих остались не у дел. Индустриальное развитие и связанное с ним сокращение рабочих мест проходило на фоне острых конфликтов между белыми и черными. Детройт был городом, опасным для проживания, что не могло не способствовать оттоку населения. Еще одним фактором была тотальная ориентация на индустриальную культуру — в городе не было ни крупного университета, ни художественной галереи. Здесь же стоит упомянуть об отсутствии культурной преемственности. Из-за бесконечных перестроек Детройта о сохранении исторических зданий даже не задумывались: жилые площади расчищались, чтобы построить стоянки, памятники архитектуры сносились ради офисов, а если какие-то здания сохранялись, то только потому, что не хватало средств на снос.

© Yves Marchand & Romain Meffre. Детройт, 2000-е

© Yves Marchand & Romain Meffre. Детройт, 2000-е

© Yves Marchand & Romain Meffre. Детройт, 2000-е

Все заброшенные города похожи друг на друга, а все процветающие красивы по-своему. Как некогда Детройт, это были успешные города с развитой инфраструктурой, которые население покинуло по тем или иным причинам. И если раньше эти города приносили доход, то теперь представляют собой серьезную экономическую проблему.

Чем больше людей уезжает, тем дороже становится жить оставшимся. Основные причины этого связаны с городской инфраструктурой: несмотря на то, что население сократилось, она осталась неизменной. Из этого следует простая математика: инфраструктура осталась та же, следовательно, затраты на нее остались те же, но население сократилось, и это значит, что расход на душу населения увеличился. Следующее соображение связано с плотностью населения: чем больше заселен его город, тем плотнее население, тем дешевле различные муниципальные услуги (грубо говоря, сокращается длина водопроводной трубы). Города редеют, население рассредотачивается, водопроводная труба удлиняется. Жилье резко дорожает, что становится еще одной причиной покинуть город.

Решение пока не найдено. Одно из предложений — искусственное повышение плотности населения с уничтожением избыточной инфраструктуры — представляется многим более чем спорным решением.

© Yves Marchand & Romain Meffre. Детройт, 2000-е

© Yves Marchand & Romain Meffre. Детройт, 2000-е

© Yves Marchand & Romain Meffre. Детройт, 2000-е

Манчестер и Иваново

Детройт стал классической иллюстрацией феномена заброшенных городов и универсальным материалом его исследования. В 2002 году немецкий культурный фонд запускает крупный проект на эту тему с участием художников, журналистов, культурологов и социологов. Помимо автомобильной столицы США в списке фигурируют английский Манчестер и российское Иваново. Заявленной целью исследования был всесторонний анализ феномена, выявление зон риска и поиск путей спасения.

60% населения вынуждено заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить семью, и так, по иронии судьбы, в 50-е годы город реализует утопическую мечту урбанистов о . Во время перестройки Иваново переживает свои самые тяжелые времена: фабрики останавливаются, безработица достигает пика (потеря 58% рабочих мест). В 1998 году производство сокращается еще в 5 раз (производится 22% от объема 1989 года). После кризиса 1998 года ситуация начинает понемногу улучшаться, однако регион остается одним из беднейших в России — с соответствующими качеством жизни и демографической ситуацией.

Последний проект группы исследователей, занимающихся пустеющими городами, — Венеция. За последние 40 лет ее население наполовину сократилось. Экономика города функционирует исключительно за счет туризма, чей приток увеличился за эти годы трижды, упрощая многоликую Венецию и превращая ее в туристический аттракцион наподобие Диснейленда. Жизнь на острове становится все сложнее — так, например, на площади Сан Марко намного легче купить маску, чем пакет молока. Цены на недвижимость растут, и ежегодно город покидают 2500 жителей. Население стареет. К 2030 году Венеция может полностью опустеть.

Причины кризиса связываются с перемещением инфраструктуры за пределы города и последующим смещением центра городской жизни. В 1966 году случилось одно из наиболее крупных наводнений, 16 000 человек потеряли крышу над головой. Число крупных наводнений продолжает расти. Туристический наплыв привел к тому, что большая часть городской недвижимости превращается в гостиницы или скупается иностранцами. Здесь уместно поднять так популярный сегодня вопрос о праве на город — Венеция это город для туристов или для своих жителей?

По данным одной только благополучной Великобритании, в мире насчитывается более 3000 городов, которые потенциально могут опустеть. Люди, имеющие финансовые возможности, востребованные специальности и соответствующие личностные качества стремятся покинуть места, трудные для проживания. Что приводит города к упадку? Существует множество причин, последствия одних — незамедлительны, другие проявляют себя спустя длительное время. В целом, говоря о том, что приводит к опустению городов, можно выделить два исторических фактора: деиндустриализация и большая динамика жизни за пределами покидаемого города.


нет, это не кадры из пост апокалиптического фильма "Побег из Нью-Йорка", и не скриншоты к Fallout. Это Детройт, автомобильная столица Америки…
Город на границе с Канадой в штате Мичиган. Еще 50 лет назад он считался богатейшим городом США, однако сейчас это место ассоциируется с преступностью, безработицей, сокращением численности населения, коррупцией и запустением.



Здесь же появляются первые в США профсоюзы и скоростные автотрассы. Во время Второй мировой войны в Детройте производят огромные объемы поставляемого на фронт союзникам вооружения. Но экономический бум способствует еще и тому, что в город съезжается самая дешевая рабочая сила — бедняки со всей страны (причем, в основном — чернокожие). Детройтский средний класс, изначально привыкший ездить на собственных автомобилях, и поэтому не привязанный к центру города, в числе которых были квалифицированные рабочие и инженеры, не особо обрадовались перспективе соседства с резко возросшим чернокожим населением, и начало перебираться из самого Детройта в его пригороды. В результате оттока платежеспособного населения в городе начались первые финансовые трудности, недвижимость начала стремительно дешеветь. Далее последовали сокращения рабочих, переезд банкиров, владельцев магазинов, врачей в места, где есть платежеспособное население (то есть, опять-таки, в пригороды). А еще нужно отметить, что налог жители пригорода Детройта платили уже совершенно иной — по месту проживания.




Богатые жители тоже уезжали, так как Детройт не был приспособлен к жизни на автомобиле. В центре Детройта просто в какой-то момент не хватило места всем желающим ездить на машине. Одна из причин гибели Детройта – несоответствие его "доавтомобильной" градостроительной структуры и поставленной суперцели "Каждой семье – по отдельному автомобилю". Город небоскрёбов при всём желании не может жить без мощного общественного транспорта. В итоге центр города начал умирать, магазины и культурные заведения закрывались, так как в них перестали заезжать покупатели.


Сейчас в Детройте осталось менее 700 000 человек. В общей сложности после Второй мировой войны город покинули 1,4 млн белых жителей. Большинство осело в относительно благополучных пригородах, но многие вообще уехали из региона. К 2013 году не работала почти четверть населения (23,1%) Детройта, а более трети горожан (36,4%) жило за чертой бедности.


Столь стремительный отток жителей превратил Детройт в город-призрак. Множество домов, офисов, промышленных цехов было заброшено. Многие пытаются продать свои дома и другую недвижимость по бросовым ценам, но покупателей на жильё и офисы в депрессивном городе часто просто не находится.


Центр, с его типичными для США небоскребами, выглядит устрашающе безлюдно, а на окраинах можно увидеть поистине постапокалиптические пейзажи.


К примеру, в Детройте есть настолько огромные заросшие травой пустыри, что местные в шутку называют их прериями. А главное развлечение местной молодежи на Хэллоуин — это поджигать заброшенные здания.


Для сегодняшнего Детройта совершенно обычная картина, когда на одной стороне улице живут люди, а на другой — обгорелые стены пустых домов медленно, но уверенно зарастают кустами и деревьями.



Все последние десятилетия правительство штата и федеральные власти не оставляют попытки оживить город, в особенности его центральную часть. Одной из последних инициатив 2000-х годов стало создание и строительство нескольких казино, которые всё равно не смогли укрепить экономику Детройта. В декабре 2012 года дефицит городского бюджета составил 30 млн. долларов, общий же долг в начале того же года перевалили за 12 миллиардов.
18 июля 2013 года власти Детройта официально объявили о банкротстве города из-за неспособности выплатить долги на сумму $20 000 000 000.


К 2014 году из города уехали самые активные, остались иждивенцы. На 6 пенсионеров в Детройте приходится 3-4 человека работоспособного возраста.


На сегодняшний день Детройт — город с самым высоким уровнем преступности и с самым низким уровнем образования. И самыми высокими налогами на недвижимость в США. Налогами, которые сотни тысяч жителей города не платят. И от бедности, и по причине того, что куда проще выкупить за несколько долларов свой же дом с аукциона после ареста недвижимости.


Если в прошлом веке 70% населения было белым, то сейчас 84% жителей — афроамериканцы, которые, кажется, стали одной большой бандой, добивающей этот город. Увы, не очень образованной: только 7% детройтских школьников, по данным американских исследований, умеют бегло читать и считать. Как следствие, в Детройте самый высокий в США уровень преступности, совершается больше всего убийств, причем большинство их (70%) связано с наркотиками. Массовые грабежи, убийства и почти открытая торговля наркотиками – это ныне обыденная действительность Детройта.



Детройт все больше похож на каменные джунгли, дикие и малообитаемые. Травоядные в этих джунглях – бомжи, которые занимают брошенные дома, а хищники – многочисленные банды.


С наступлением ночи запустение охватывает весь город — передвигаться по нему просто опасно: криминал и неработающее на 70% городское освещение убивают цивилизованность этого города с последними лучами солнца.


Однако несмотря на всё вышеизложенное центр Детройта во вполне сносном состоянии — здесь по прежнему находятся штаб-квартиры Форд, ДжиЭм и Крайслер. Фактически, это градообразующие предприятия, дающие хоть какое-то будущее этому городу.

Добрался до Детройта. Очень интересно было посмотреть на умирающий город.

Некогда Детройт был четвёртым по населению городом США (после Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго) и столицей мощнейшей автомобильной индустрии. Здесь находились заводы гигантов Ford, Chrysler и General Motors (а ещё Packard и Studebaker), которые кормили половину жителей города.

Но в какой-то момент что-то пошло не так. Сразу несколько негативных факторов наложились друг на друга, и город начал умирать.

Богатые жители тоже уезжали, так как Детройт не был приспособлен к жизни на автомобиле. В центре Детройта просто в какой-то момент не хватило места всем желающим ездить на машине. Одна и причин гибели Детройта – несоответствие его "доавтомобильной" градостроительной структуры и поставленной суперцели "Каждой семье – по отдельному автомобилю". Город небоскрёбов при всём желании не может жить без мощного общественного транспорта. В итоге центр города начал умирать, магазины и культурные заведения закрывались, так как в них перестали заезжать покупатели. Богатые люди переселялись в пригороды, а центр бросили.

В 1950-м году здесь проживало 1 850 000 человек. Белые стали уезжать из Детройта ещё в 60-е, в частности после негритянского бунта 1967-го года, когда во время серии массовых беспорядков и грабежей полиция временно утратила контроль над городом. В 70-е годы отток усилился, а два пика эмиграции пришлись на 80-е и 2000-е годы.

Сейчас в Детройте осталось менее 700 000 человек. В общей сложности после Второй мировой войны город покинули 1,4 млн белых жителей. Большинство осело в относительно благополучных пригородах, но многие вообще уехали из региона. К 2013 году не работала почти четверть населения (23,1%) Детройта, а более трети горожан (36,4%) жило за чертой бедности.

Столь стремительный отток жителей превратил Детройт в город-призрак. Множество домов, офисов, промышленных цехов было заброшено. Многие пытаются продать свои дома и другую недвижимость по бросовым ценам, но покупателей на жильё и офисы в депрессивном городе часто просто не находится.

В 80-е годы местные афроамериканцы придумали новую народную забаву – сжигать на Хэллоуин заброшенные дома. В иную ночь в городе полыхало до 800 пожаров. Чтобы остановить этот процесс, власти создали добровольческие отряды "Ангелов ночи", которые предотвращали поджоги.

В последние годы в Детройте в общей сложности было выявлено около 85 тыс. заброшенных объектов недвижимости. В 2014 году Детройт принял программу по сносу заброшенных зданий, который подразумевает уничтожение примерно половины от этого числа. Если говорить о площади города, то примерно его четверть планируется сравнять с землёй.

В 2013 году Детройт объявил о банкротстве, оказавшись неспособным погасить задолженность перед кредиторами в размере $18,5 млрд. В декабре 2014 года процедура банкротства была завершена. Теперь власти думают, как оздоровить обстановку в городе и впоследствии вернуть инвесторов.

Многие считают, что судьба Детройта уникальна, но, во-первых, в истории США уже случались банкротства городов (пусть и не таких крупных), а, во-вторых, Детройт – лишь часть знаменитого Ржавого пояса (Rust Belt), который с 70-х годов практически целиком переживает упадок из-за сокращения производства в ряде отраслей тяжёлой промышленности.

Про Детройт я сделаю еще 3 поста: хороший Детройт, плохой Детройт и пост про стрит-арт. Фотографий очень много. А пока посмотрите краткие путевые заметки.

01. Подлетаем к Детройту.

02. Справа канадский Виндзор, слева американский Детройт. Их разделяет река Детройт. В Канаду можно перебраться либо по мосту, либо по автомобильному тоннелю.

Совсем недавно я посетил Детройт, который когда-то занимал четвертое место по количеству населения в США и был полноправным автомобильным центром страны. Именно город Детройт объединял в себе заводы таких крупных компаний, как Ford, Chrysler и General Motors, за счет которых и жила большая половина населения.

Что же случилось с городом, почему он начал вымирать, и какие достопримечательности Детройта нужно увидеть собственными глазами – об этом я расскажу подробнее.

На сегодня Детройт город призрак

Немного истории

Детройт раньше считался одним из лучших городов в Америке, поскольку имел отлично налаженную экономику, постоянные рабочие места для населения, которое жило за счет автомобильных заводов, размещавшихся размещались тут же. И, казалось бы, чему огорчаться или унывать, если живешь практически в городе мечты?

Но несколько отрицательных факторов наложились друг на друга, и никто не называет Детройт сегодня по-другому, кроме как заброшенным городом.

Производство машин в Детройте

Состоятельные жители города так же активно покидали его. Причиной тому было несоответствие количества дорог количеству автомобилей. Если сказать по-другому, то в какой то момент машины начали просто не вмещаться на дорогах. Особенно это касалось центра. Старая планировка стала очевидной, а менять ничего не хотелось.

Для сравнения, еще 70 лет назад численность населения Детройта составляла 1 850 000 человек, на сегодняшний же день официально насчитывается только 700 000. В определенное время выехали богатые люди, которым стало тесно в городе, и средний класс, потерявший рабочие места и отправившийся искать новые на другой локации. На месте остались, в основном, только нищие афроамериканцы, которым просто не хватило денег для переезда. Так эти люди и существуют среди разрухи и безработицы, не имея даже шанса жить нормально, развиваться, стремиться к чему-то высокому.

Заброшенный театр в Детройте

Реалии мертвого города

Такого быстрого опустения города не помнит история. Большое количество цехов, квартир и офисов просто пустовали, были в заброшенном состоянии. Оставшиеся жильцы пытались продать недвижимость по очень низкой цене, но и за такую стоимость желающих приобрести жилье не находилось.

В 1980-х годах афроамериканцы даже придумали для себя развлечение – в октябре, на праздник всех мертвых – Хэллоуин, они поджигали заброшенные дома. В такие ночи в заброшенном городе насчитывалось более 800 пожаров. Чтоб остановить такие действия, власти были вынуждены создать особенные отряды, которые предотвращали подобные происшествия.

Пожар в 1980 году в Детройте

Если посмотреть с высоты птичьего полета на фото призрачного Детройта сейчас, может показаться, что это сцены из современного фильма-катастрофы. Смотреть на детройтские пейзажи жутко, а жить там еще страшнее. Именно потому любой таксист, перед тем, как взять вас на экскурсию по умирающему городу, несколько раз скажет, что при малейшей опасности нужно как можно быстрее садиться обратно в машину.

На сегодняшний день Детройт – мертвый город, в котором зашкаливает показатель преступности, образование находится просто в плачевном состоянии, а уровень налогов непомерно высокий. Но это вовсе не пугает его жителей, ведь большинство из них в 2017 году и не собирались платить деньги государству.

Разрушенные постройки

Как живет город сегодня

Как говорит история, еще совсем недавно Детройт – город призрак, планировался как процветающее селение, в котором население станет жить долго и счастливо. Но все случилось по-другому, и в следствие ряда неприятностей люди бросали собственные дома, уезжали в другие города в США, Сиэтл, Вашингтон.

Сегодня похвастаться Детройт (штат Мичиган) достопримечательностями не может, поскольку только очень отважные туристы, которым исполнилось 18 лет, решаются посетить его. Но я все же решил рискнуть и увидеть все описанное выше собственными глазами.

Особенно опасно выходить на улицу после того, как зашло солнце. Освещение в городе работает только на 30 %, да и то с перебоями. А жители, которые остались без рабочих мест и средств к существованию, вовсе не против поживиться за счет туристов. Вот почему нужно быть все время на чеку.

Пустующие дома и архитектурные памятки постепенно разрушаются, а мусор жители выбрасывают просто на улицу, что постепенно превращает город в большую свалку.

улицы города детройт

Единственные в Детройте достопримечательности, которые остались в память о лучших временах, это представительства автомобильных компаний, которые по-прежнему находятся в городе. Только они дают надежду на то, что когда-то жизнь стабилизируется, и снова наступит рассвет.

Летом 2013 года Детройт официально признал себя банкротом и объявил, что не в силах выплатить просто огромную сумму долга – 20 млрд. долларов, которая становится еще больше, учитывая, что в городе нет промышленности, развития, а скоро не останется и жителей. Такая ситуация стала просто ошеломляющей для США – это самый большой пример муниципального банкротства за всю историю.

Сейчас жилым районом можно назвать только центр города, где хоть немного осталась цивилизация. Здесь вы найдете несколько магазинов с продуктами и одеждой. Но даже здесь процветает мародерство и воровство, потому будьте бдительны или выберите для путишествия другой город, например Атлантик-Сити.

Здесь есть многоэтажные здания, построенные совсем недавно. Но в большинстве из них заколочены двери на верхние этажи, а люди живут исключительно на первых ярусах.

Для того чтобы хотя бы немного привести город в порядок, аварийными было признано около половины построек, 30 % из которых должны быть снесены в ближайшее время. И работа по этому направлению уже идет. Для сноса задействовано огромное количество разной техники, а чтобы не поднимать дополнительную пыль, при уничтожении построек ставят специальные вентиляторы, которые распыляют в воздух капельки воды.

Огромные здания

В заключение

Как вы видите, Детройт смело можно назвать городом контрастов уровня жизни и примером быстрого упадка. Его история просто шокирует и заставляет задуматься. Для туристов этот город – не лучшее место для посещения, поскольку он просто бьет рекорды по уровню преступности, убийств и изнасилований в Америке, подумайте о поездке в Финикс.

Не смотря на это, есть место и для туризма. Такие отчаянные любители острых ощущений, как я, всегда найдут здесь нечто особенное, интересное и захватывающее.

Читайте также: