Дети с аутизмом в детском саду как с ними работать

Обновлено: 01.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности работы воспитателя с детьми с аутистическим спектром развития

Известно, что дети с нормальным развитием активно осваивают окружающий мир, способы взаимодействия с ним, у них развиваются речь и мышление, фантазия и творческие особенности, происходит становление характера. Ребенок начинает осознавать себя, придает значение эмоциональной стороне в отношениях между людьми, он выражает себя в игре, уверенно смотрит в будущее. А что же происходит у детей, страдающих аутизмом?

Аутизм – это, прежде всего, нарушение в развитии ребенка, которое зачастую начинает проявляться в 2 года. В этом возрасте это заметить очень тяжело, поэтому родители и даже врачи обращают внимание на такие нарушения гораздо позже, когда ребенку от 3 до 5 лет. Аутизм (греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

У таких детей нет нарушений речи и слуха, т.е. все, что необходимо ребенку для общения, развивается вполне нормально. Вот только необходимости в этом самом общении (тяги к другим детям) у детей с аутистическим спектром развития нет, или же она скрыта. При аутизме ребенок либо полностью игнорирует попытки завязать с ним разговор, подружиться, либо вообще избегает ситуаций, в которых возникает необходимость общаться.

Поведение ребенка, страдающего аутизмом, непредсказуемо. Понять этого ребенка порой бывает трудно, так как наблюдается острая тактильная или сенсорная чувствительность, например, резкие или непонятные ему звуки могут вызвать истерику или агрессию. Он может бурно реагировать на обычные мыльные пузыри или полюбить клочок фантика или скрепку. Чтобы ощутить форму, часто трогает предметы, близко рассматривает их.

Ребенок не высказывает никаких желаний. Может часами и даже целыми днями сидеть в одной позе, направив взгляд в одну точку, при этом совершать самые примитивные повторные движения: раскачиваться на стуле, сосать палец, теребить одежду, барабанить пальцами, постоянно прикасаться к телу.

Обобщим основные симптомы данного заболевания:

- ребенок не общается с другими детьми;

- его лицо долгое время не выражает эмоций;

- он не отзывается на оклик;

- он не реагирует на свое имя, заданные вопросы;

- его нельзя ничем заинтересовать;

- наблюдается общая замедленность в движениях, действиях;

- ребенок замыкается в себе;

- он не просит есть;

- он не хочет идти на улицу.

Именно такие проблемы нужно преодолевать, развивать в детях желание общаться, играть, проявлять заинтересованность.

Важно отметить, что в приведенном случае родители не навязывали свои варианты и условия игры, не пытались настаивать на своем, а действовали исключительно в интересах ребенка, пытались подметить и понять, что больше всего его привлекает и в чем суть этой привязанности.

У некоторых детей с аутистическим спектром развития расстройства возникают крайне тяжелые формы: им трудно сосредоточиться, зачастую они лишены речи и способности к какой-либо целенаправленной деятельности. О сюжетной игре с такими детьми говорить не приходится. Поэтому задача ставится по-другому: развивать не способность к игре, а зачатки совместной двигательной активности, установить с ребенком элементарный тактильный контакт посредством простейших действий: например, разложить по цветам мозаику, нанизать на разные палочки колечки различных размеров и т.д.

Важна не сама фраза, а ее эмоциональный заряд. Ребенок должен почувствовать, что с вами ему лучше, что вы являетесь источником приятных ощущений и впечатлений. В конечном итоге он начнет придавать вашим словам и вам самим особое самостоятельное значение. На этой основе уже легче будет создавать более тесную форму контакта, пытаться развивать деятельность ребенка.

Конечно, у нас есть своя программа, по которой мы работаем с детьми. Есть режим. В группе продленного дня мы не только играем, но и учимся, обедаем, гуляем, обслуживаем себя, познаем мир во всех его проявлениях. И это не менее важные составляющие работы, чем игра. Однако именно игра становится тем ключевым моментом, который помогает снять напряженность.

Дети с аутистическим спектром развития очень любят музыку, могут иногда подпевать. Рисование дается с трудом из-за нарушений моторики, но все равно надо продолжать занятия. Легко и быстро учатся работать с компьютером, так как буквы и цифры означают для них знаки, которые отвечают последовательности их мышления. Увеличивать время занятия надо постепенно, иначе быстрая утомляемость вызовет бурную реакцию.

В работе с детьми с аутистическим спектром развития получается все не сразу, но так и должно быть. Скорее всего придется столкнуться с проявлением негативизма, агрессии, плачем и криком. В таких случаях нельзя терять твердости и настойчивости, тогда результаты принесут радость и детям, и родителям, и воспитателям.

После проведенной системы занятий поведение детей постепенно становится упорядоченным: они перестают сбрасывать предметы на пол, понимают, для чего нужен дидактический материал, могут поднять упавшие предметы и дать взрослому. Более того, они адекватно реагируют на похвалу и запрет, проявляют интерес к совместной деятельности.

Например, один ребенок активно вступает в диалог с педагогами и членами семьи, интересуется новыми игрушками, книгами, сам выбирает из предложенного материала то, что хочет. А другой старается соблюдать правила в настольных играх, например, при игре в лото, домино. У ребенка сформировались начальные навыки ролевой игры, он может уложить мишку спать, полечить животное и накормить его.

В заключение перечислю принципы, которые я использую при организации работы с детьми:

свобода выбора ребенка;

многообразие игр на выбор;

своя зона комфорта;

система поощрения. Для каждого ребенка свой вариант, но всегда – поддерживающие слова, эмоциональный заряд.

Все эти принципы лежат в основе развития детей с аутистическим спектром развития. Среди них встречаются одаренные, даже гениальные дети. Важно своевременно выявлять способности и развивать ребенка в определенном направлении.

Важно знать, что ребенок, больной аутизмом, как все дети, показывает свою любовь и привязанность к людям, которые заботятся о нем. Однако способ выражения этих чувств отличается от обычного.

Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. 2005. № 2.

Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. 2003. № 9.

Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. 2004. № 6.

Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. 2002. № 2.

Красноперева М.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. 2003. № 5.

Сарафанова И. Консультации специалистов Института коррекционной педагогики РАО // Московский психотерапевтический журнал. 2004. №1.

Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. 2004. № 4.

Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

К то же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования, а именно в нашем детском саду. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массового детского сада.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней

Особенности поведения ребенка-аутиста

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей,
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи,
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде,
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует,
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам,
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому,
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
  • начать работу с соответствующим специалистом.

Способы работы с детьми-аутистами

Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и воспитателей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.

Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Подведение итогов семинара

Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

Матвей – мальчик с аутизмом. У него очень активная мама. Она активно работает, активно общается, активно отправляет своего сына в детский сад, чтобы он тоже рос общительным и активным.

Мама Кристина

-Я хочу, чтобы сын рос среди детей. Матвей и так не ощущает связи с другими детьми, а без детского сада вообще утонет в своем внутреннем мире. Ребенка нужно интегрировать в общество, это часть нашей терапии.

-Мы ходим в обычный детский сад. Специальных садиков нет, или они кратковременные, а мне нужно работать. Но даже в обычном детском саду ребенку должны создать специальные условия.

Воспитатель Наталья Федоровна

-Каждый год, когда мы набираем группу малышей, попадается 1-2 аутиста. Не сразу это выясняется, но мы достаточно рано замечаем, что что-то не так. Чаще всего потом диагноз просто подтверждается на комиссии.

-Такие дети не чувствуют опасности, за ними нужен глаз да глаз, особенно на прогулке, а у меня еще 28 детей, кроме Матвея.

-Он может часами лежать на ковре с игрушкой в руках. Его не интересуют занятия и то, чем занимаются другие дети, он их боится.

-Трудно приходится во время смены режимных моментов. Общаться с такими детьми нужно особым образом, а у нас нет такой возможности. В этот момент особенно нужен специалист, который занимался бы с ребенком.

-Для результата с ребенком нужно заниматься 24 часа в сутки и обеспечить ему это могут только родители.

-Вот если бы был тьютор. Но это же целый квест, чтобы включить тьютора в штат садика. Да и тяжело тут ребенку, даже с тьютором. Очень уж детей у нас много.


Аутизм — это расстройство психики, для которого характерен дефицит социального взаимодействия. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира.

Период адаптации к дошкольному учреждению обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи. С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизни в детском коллективе, с другой — не имея положительного опыта пребывания в нем, он не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей.

Наблюдая за ребенком-аутистом, поступившим в детский сад, можно выделить определенные черты поведения и развития, которые присущи таким детям.

Нарушение социальных контактов и взаимодействий. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Чаще всего они некоммуникабельны, избегают сверстников. На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному: могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи. Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта, иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека. У многих детей-аутистов эмоциональная сфера очень бедна — они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же, хотя есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой.

Ограниченные интересы и особенности игры. Ребенок-аутист проявляет интерес, как правило, к одной игрушке, к одной телепередаче, он не играет вовсе либо играет обнообразно. В большинстве случаев ребенок просто выстраивает и сортирует свои игрушки по различным категориям — цвету, форме, размеру. Внимание аутиста могут привлекать и предметы домашнего обихода, например, ключи, кусочек материала. Как правило, эти предметы издают их любимый звук или же обладают их любимым цветом.

Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям). Наблюдается практически у всех детей-аутистов. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечами, сгибанию пальцев. Часто встречаются такие стереотипные действия как: включение и выключение света, пересыпание песка, мозаики, круп, стереотипный счет, разминание или разрывание бумаги и т. п.; в речи наблюдается эхолалия. Со временем стереотипии в еде, одежде, маршрутах прогулок приобретают характер ритуалов. Стереотипии могут затрагивать и другие органы чувств, например, вкусовые стереотипии характеризуются периодическим облизыванием предметов, обонятельные — постоянным обнюхиванием предметов.

Нарушение вербального общения. Нарушения речи, в той или иной степени, встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще. По мере развития ребенка часто отмечаются нарушения экспрессивной речи, дети неправильно используют местоимения, обращения, чаще всего они называют себя во втором или третьем лице. Часто дети могут использовать отрывки из разговора, услышанного у взрослых или по телевизору. В обществе ребенок может вообще не пользоваться речью, не отвечать на вопросы, однако наедине с самим собой он может комментировать свои действия, декламировать стихи. Иногда речь ребенка приобретает вычурный характер, она изобилует цитатами, необычными словами, командами, нередко наблюдаются вокальные тики, фонетические расстройства.

Расстройства интеллектуальной сферы — наблюдаются у большинства детей-аутистов. Это может быть умственная отсталость или неравномерное умственное развитие. Ребенок проявляет трудности в сосредоточении, целенаправленности, отмечается быстрая потеря интереса, расстройство внимания. Общепринятые ассоциации и обобщения редко доступны. Тесты на манипуляции и визуальные навыки аутичный ребенок, как правило, выполняет хорошо, однако, тесты, требующие символического и абстрактного мышления, а также включения логики, выполняются плохо. Для расстройства интеллектуальной сферы характерна нерегулярность, а именно, периодические улучшения и ухудшения: так на фоне ситуативного стресса, болезней могут возникать эпизоды регресса.

Особенности походки и движений. Нередко у детей-аутистов наблюдается специфическая походка. Чаще всего они имитируют бабочку, ходя при этом на цыпочках и балансируя руками, некоторые передвигаются вприпрыжку. Особенностью движений аутичного ребенка является некая неловкость, угловатость. Бег таких детей может казаться нелепым, потому как во время него они размахивают руками, широко расставляют ноги. Дети могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы или ходить строго определенным особым маршрутом.

Очень часто ребенок с аутизмом, поступая в детский сад, испытывает трудности с адаптацией. Они бывают связаны с проблемой отрыва от мамы, сменой привычной обстановки, освоением режимных моментов ДОУ, вхождением в группу других малышей. Поэтому родителям и педагогам необходимо соблюдать определенные условия, чтобы адаптация стала для ребенка с аутизмом как можно менее болезненной:

Начать процесс адаптации ребенка к режиму детского сада родителям необходимо за несколько месяцев до начала поступления в сад. Будить малыша, кормить завтраком, выводить на прогулку и т. д. лучше с учетом тех временных рамок, по которым живут дети в дошкольном учреждении. Родителям желательно заранее собрать сведения о детском саде и группе, куда попадет ребенок. Хорошо будет, если родители встретятся с воспитателями и специалистами, которые будут работать с ребенком-аутистом, чтобы рассказать о привычках, особенностях поведения своего малыша — это поможет педагогам в будущем быстрее наладить с ним контакт.

Родителям можно ходить на прогулку с ребенком к его будущему садику, смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, как будет проходить его день, какая будет воспитательница, когда малыша будут забирать домой, по какой дороге они будут приходить и уходить из сада. В этот же период педагогам нужно пригласить родителей и ребенка познакомиться с групповым помещением. Но лучше делать это в тот момент, когда в группе никого нет (например, когда остальные дети на прогулке). Таким образом, малышу предоставляется возможность освоиться с предметами обстановки в группе. Можно сделать фотографии всего того, что связано с детским садом — фото группы, взрослых, детей и повесить дома. Это необходимо для того, чтобы ребенок в домашней обстановке постепенно привыкал к новой среде.

Дозированность пребывания ребенка с аутизмом в ДОУ: наиболее удчный первый вариант дозированного посещения — момент прогулки в саду. Первое время на прогулке желательно присутствие мамы, чтобы малышу было комфортнее. Ребенок сможет познакомиться с воспитателем, сверстниками, да и мама получит определенные представления о группе, куда будет ходить ее ребенок. Дозированность пребывания в саду должна соблюдаться еще и в целях избегания пресыщения ребенка новыми впечатлениями, его усталости от постоянного пребывания в большой группе и предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов.

Очень важно поддерживать регулярность посещения ребенком ДОУ и постоянное соблюдение режимных моментов. Это поможет создать определенный привычный стереотип, который будет давать малышу ощущение стабильности и комфорта.

Педагогам нужно учитывать, как тяжело ребенку-аутисту даются бытовые навыки, быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке. Необходимо оберегать его и в контактах с другими детьми, но ни в коем случае не исключать его из общей жизни детского коллектива. Гораздо лучше будет дать возможность малышу понаблюдать за играми сверстников, а в какие-то общие занятия можно дозированно включаться вместе с ребенком. Не стоит торопиться и спешить в работе с ребенком-аутистом. Даже если ребенок уже может оставаться в детском коллективе в течение всего дня, ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию, возможность какое-то время быть в удалении или даже в полном уединении от других детей.

Таким образом, чтобы адаптация ребенка с аутизмом прошла успешно, важна не скорость привыкания малыша к детскому саду, а прежде всего его комфортное и стабильное эмоциональное состояние, которое зависит от слаженной и активной работы родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

  1. Аутичный ребенок: пути помощи. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. — М.: Теревиноф.- 1997.
  2. Баенская Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста /Е. Р. Баенская // Дефектология, 1999, № 1, — С. 47–54.
  3. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К.Гилберт, Т. Питерс. — Москва.: Владос, 2002.
  4. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком /пер. Н. Л. Холмогоровой. — М.: Теревинф, 2004.
  5. Родяшин Е. В. Организация жизни аутичного ребенка: методические рекомендации/ Е. Родяшин, Т. Раева, М. Фомушкина. — Тюмень, 2012.
  6. Степанова О. В. Солнечный мальчик — книга для родителей, воспитывающих особых детей / О.Степанова.- СПб.: Речь, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, детский коллектив, малыш, аутизм, аутичный ребенок, большинство случаев, возможность, дошкольное учреждение, интеллектуальная сфера.

Похожие статьи

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, компенсирующий вид, Детский сад, дошкольное учреждение, ранний детский аутизм

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским. Основная работа по обучению и воспитанию аутичного ребенка ложится на.

Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации.

Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, обзору основных принципов

Аутизм-расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не.

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития.

Периодом наиболее выраженных, классических проявлений детского аутизма является дошкольный возраст ребенка, когда картина синдрома является уже сложившейся. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения.

Проблеме детей с аутизмом сегодня уделяется особое внимание, т. к. число детей, страдающих

Детские сады комбинированного вида. В таких детских садах наряду с детьми, не

Детское учреждение — это сложная среда с разнообразными социальными контактами.

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами.

Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС.

Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.

К вопросу об особенностях социального окружения аутичных детей

Большинство детей с аутизмом в присутствии знакомых и близких людей проявляют большую социальную

Как об этом говорить? 4. что означают ограниченные возможности брата/сестры для моего

Особенности дизонтогенеза при детском аутизме приводят к тому, что в процессе.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы.

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникация, социальное взаимодействие, мутизм.

Особенности организации музыкальной деятельности в детском.

Детский сад — как и любой другой социальный институт, отражает развитие общества.

Люди с ограниченными возможностями стали частью обычной жизни. И детские сады, как общая

У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативное.

Тьюторское сопровождение детей с расстройством.

Читайте также: