Дайте оценку деятельности к п победоносцева на посту обер прокурора синода кратко

Обновлено: 04.07.2024

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только — тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.

Так выразился в начале 20 века об одном из самых загадочных людей империи поэт А. Блок. Каким же был на самом деле этот человек - "серый кардинал" Российской империи - Константин Петрович Победоносцев ? Сегодня мы о нем расскажем.

Его фамилия - Победоносцев - была, скорее всего, дана еще его деду-священнику, который служил в храме в честь святого Георгия Победоносца. Сам Константин родился уже под этой фамилией в 1827 году в семье профессора словесности Московского университета Петра Победоносцева. В 1841 году мальчик поступил в Императорское училище правоведения, что заложило основу для его успешной карьеры, потому как Константин отлично показал себя в юридических науках, и с 1860 по 1865 гг. был преподавателем на кафедре гражданского права.

В 1861 году его жизнь круто повернулась: Победоносцев был приглашен преподавать законоведение великим князьям, в первую очередь, наследнику престола Николаю Александровичу, которого два года спустя Константин Петрович сопровождал в путешествии по России. После кончины Николая он был назначен преподавателем и воспитателем для нового наследника - будущего Александра III. Победоносцев смог стать не просто педагогом, но и настоящим наставником и соратником для императора, при котором был до конца его жизни. Кроме того, Константин Петрович был преподавателем и у сына Александра III, будущего царя Николая II.

В 1866 году Победоносцев женился на Екатерине Энгельгардт, которая была младше мужа на 21 год. Родных детей у них, к сожалению, не было, но зато они имели приемную дочь Марфу.

С 1865 года Победоносцев трудился в министерстве юстиции, а с 1872 года - в Государственном совете. Но вот на главную должность в своей жизни - на пост обер-прокурора Святейшего Синода, т.е. "министра Церкви" - Константин Петрович был назначен в 1880 году и пробыл в этом статусе до 1905 года.

Главное, чем запомнился Победоносцев, - это его консервативные , реакционные и монархические взгляды, которые он не стеснялся не только отстаивать, но и продвигать в своей политике. Говорят, что любимой фразой обер-прокурора было: "Не надо!" . А еще ему приписывают слова, сказанные Николаю II: "Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет. " . Константин Петрович как огня боялся любых перемен и терпеть не мог демократию и парламентаризм, даже написал об этом труд под названием "Великая ложь нашего времени" , кроме того, всегда был противником реформ. Например, о преобразованиях Александра II, как и о самом императоре, обер-прокурор отзывался крайне нелестно. А вот незыблемость самодержавия для него была целью жизни. Все эти взгляды ему удалось вложить в императоров Александра III и Николая II, которые тоже сопротивлялись реформам. Кроме того, при царе-миротворце Победоносцев был настоящим рупором и охранителем самодержавия.

Однако, что самое интересное, таким Победоносцев стал не сразу. В молодости он не просто был либералом и сторонником преобразований, как и большинство молодых людей, но даже издавался в оппозиционном "Колоколе" А. Герцена. Правда, вскоре он разочаровался в своих взглядах и изменил их на охранительные и консервативные.

Но все это не значит, что Победоносцев не принес пользы России. Главной его заслугой было массовое открытие церковно-приходских школ , которые в 80-х годах ему удалось вывести из-под контроля министерства просвещения и сделать подчиненными Синоду. Если до 1881 года в России было 273 церковно-приходских школы с 13 тысячами учеников, то к 1902 году было открыто более 43 000 таких школ, где училось более 1 700 000 детей. Благодаря школам Победоносцева начальное образование стало доступно для множества крестьянских и рабочих детей.

Кроме того, нужно все же отдать должное Константину Петровичу, который был настоящим патриотом и гражданином своего государства, а главной целью своей жизни видел сохранение России от потрясений, а самодержавие - от изменений. Правда, то, как он это видел и реализовывал, иногда вредило и стране, и монархии.

А в истории церковного управления обер-прокурор Победоносцев остался противником восстановления патриаршества, которое, как он считал, могло ограничить власть царя и созыва Поместных соборов, которые могли стать проводниками ненавистного Константину Петровичу парламентаризма. А еще он выступал против канонизации святого Серафима Саровского, что, однако, произошло и без его решения по повелению императора. Также Победоносцев боролся с другими религиями и сектами на территории России, считая, что только православие имеет право на существование в империи.

После событий 1905 года, когда он не поддержал Манифест 17 октября , провозглашавший политические свободы и создание Государственной Думы, Победоносцев был отправлен в отставку. Через два года Константин Петрович скончался. На прощание к учителю и наставнику его воспитанник Николай II не явился.

Образ реакционера и консерватора, который только запрещал и не допускал, был создан в начале 20 века тогдашними либеральными СМИ и писателями не без помощи самого Победоносцева, потом перекочевал в советские учебники, а оттуда - в современные исторические книги и пособия. Однако, как оказывается, Константин Петрович был не таким уж однозначно отрицательным человеком. У него было огромное число минусов, которые вредили стране, но он был, в отличие от многих своих современников, искренним человеком, который стремился сохранить самое ценное в своей жизни - свою страну и драгоценную монархию.

Дайте оценку деятельности К. П. Победоносцева на посту обер-прокурора Синода.

  • Нина Подхалюзина
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-03 15:29:27
  • 4
  • 1

Победоносцев был эффективным руководителем. Он добивался поставленных перед собой целей, выбирая для этого подходящих людей. Он смотрел за канонической деятельностью церкви, положению дел в духовных учебных заведениях. Но общая его политика была чересчур ограниченной и стала органичной долею курса контрреформ.

К.П. Победоносцев ставил своей целью единение церкви и государства и укрепление самодержавной власти при помощи православия. Он был эффективным государственным деятелем, который сумел применить православие в назначенных целях. При его активной роли православие распространилось на многих территориях, что способствовало интеграции народов в культурные традиции России. Однако его политика была крайне консервативной, зачастую насаждалась, что иногда вызывало недовольство среди других конфессий, несмотря на лояльную политику по отношению к последним.

Logo

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.


16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"


-->

Победоносцев К.П.

Победоносцев К.П.

Пример исторического портрета

Годы жизни: 1827-1907

Победоносцев Константин Петрович — один из видных государственных деятелей России. Переводчик, учёный — правовед, писатель, историк Церкви, он занимал в последние годы очень высокие посты- был действительный тайный советник, а в 1880-1905 годы — Обер-прокурор Святейшего Синода. Таким образом, в течение 25 лет под его руководством определялась церковная политика в стране. Именно Победоносцев К.П.преподавал основы правоведения будущим императорам — Александру III и Николаю II и пользовался у них большим авторитетом и уважением. Кроме того, Победоносцев К.П. был почётным членом Императорской академии наук и Императорского Православного Палестинского Общества. Как видим, это был один из умнейших и авторитетнейших людей своего времени. По своим взглядам и убеждениям он был консерватором, сторонником и идеологом самодержавия , считая его единственно возможной формой правления в России.

Основные направления деятельности Победоносцева К.П. и их результаты

Будучи Обер-прокурором Святейшего Синода, Победоносцев К.П.считал, что роль церкви в обществе огромна и в воспитательном значении, и в сохранении покорности и уважения к власти. Он выступал за строительство новых храмов и монастырей, за создание церковных школ, был сторонником того, чтобы духовники получали государственное жалование. Победоносцев К.П. был инициатором реформы церковно- приходского образования, по которой учащиеся осваивали основы веры, происходило их нравственное формирование, большую роль отводилось воспитанию патриотизма, верности царю и Отечеству.

Результатом данной деятельности стало значительное укрепление самодержавия при Александре III , укрепление позиций дворянства, усиления роли церковного образования, открытие большого количества церковно- приходских школ, гонение за инакомыслящими, проправославная церковная политика.

Взгляды Победоносцева К.П.

  • Неприятие индивидуализма и рационализма, которые стали с особой быстротой проявляться в поведении и людей. Он считал, что такие черты характера далеки от патриотизма и истинного служения Отечеству.
  • Очень резко Победоносцев К.П. относился к новым проявлениям политической жизни на Западе — демократии и парламентаризму.
  • Однако не принимал Победоносцев К.П. и желание некоторых государственных деятелей сломать отлаженный механизм административно — законодательной системы в 1860-1870-х годах, выступал против контрреформ , что приводило к серьёзным разногласиям с представителями консервативно- охранительного лагеря – Катковым М.Н. и Толстым Д.А. Ведь именно он принимал самое активное участие в подготовке и проведении судебной реформы в 1864 году. он отставила гласность судов, независимость их от администрации.

Результат данной деятельности – укрепление самодержавия через научно- просветительскую деятельность, пропаганда неограниченной монархии, реакционная внутренняя политика Александра III по отношению к различного рода вольнодумию, жёсткий цензурный контроль.

Таким образом, Победоносцев К.П. оказал большое влияние на формирование консервативных взглядов Александра III, на укрепление неограниченной власти императора, что тормозило развитие страны по прогрессивному пути, привело к конрреформистской деятельности правящих кругов России.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ № 40 (С6) исторический портрет.

Большую часть своей жизни Константин Победоносцев занимался научно-преподавательской деятельностью. Его отец Петр Васильевич был профессором словесности и литературы Императорского Московского университета, поэтому преподавательская карьера не была для Константина Победоносцева чем-то новым и неизведанным. В 1859 году 32-летний Победоносцев защитил магистерскую диссертацию по праву, а в 1860 году был избран профессором по кафедре гражданского права Московского университета.


Безусловно, толчком к грандиозной карьере Победоносцева и получению им реальной возможности влиять на политику империи стало назначение его в конце 1861 года на должность преподавателя правоведения к наследнику престола великому князю Николаю Александровичу — сыну Александра II. Так состоялось обстоятельное знакомство Победоносцева с императорской семьей. Эрудированного преподавателя привлекли к работе комиссий, подготавливавших судебную реформу, а затем в 1868 году включили в состав Сената. Но пиковым назначением Победоносцева стало утверждение его в должности обер-прокурора Святейшего Синода в апреле 1880 года. Первоначально назначение Константина Победоносцева обер-прокурором Синода было положительно воспринято российской интеллигенцией либерального толка, поскольку он считался более прогрессивным деятелем, чем его предшественник граф Дмитрий Андреевич Толстой, занимавший обер-прокурорский пост в 1865-1880 гг. Достаточно сказать, что после Синода Толстой вскоре получил назначение на пост министра внутренних дел и шефа жандармов. Дмитрий Толстой считался человеком крайне консервативных убеждений, противником либеральных реформ, и интеллигенция относилась к нему очень прохладно.

Практически сразу же после своего назначения на новую должность, Победоносцев разочаровал российских либералов. После убийства Александра II в 1881 году, Победоносцев выступил с решительной поддержкой самодержавной власти и стал автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года, в котором самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым.

Победоносцев стал главным идеологом власти и оказывал определяющее влияние на политику в сфере образования, религии, межнациональных отношений. В советское время политику Победоносцева называли не иначе, как охранительной, но в ее основе было не столько верноподданническое желание угодить императору, сколько достаточно серьезный базис из собственных теоретических разработок. По своим убеждениям Победоносцев был безусловным противником политической демократии, которую он считал разрушительной для государства, особенно для России. Главной ошибкой демократической идеологии Победоносцев видел механистическое понимание общественно-политических процессов, их упрощение. Будучи серьезно верующим человеком, Победоносцев отстаивал мистическое происхождение власти, наделял ее сакральным значением. Институты власти, по мнению Победоносцева, имеют тонкую связь с самой историей страны, ее национальным своеобразием. Либерализм и парламентаризм он считал подходящими лишь для тех государств, где для такого строя существует серьезная почва. Например, возможность эффективного существования парламентской системы Победоносцев допускал для Англии, США, для небольших европейских государств вроде Нидерландов, однако не видел ее будущего в романских, германских, славянских странах Европы. Разумеется, с точки зрения Победоносцева, не являлся эффективной моделью парламентаризм и для российского государства. Более того, для России парламентаризм был, с точки зрения обер-прокурора, вреден и мог повлечь за собой лишь прогрессирующий моральный и нравственный упадок, связанный с нарушением исконного, сакрального политического порядка российского государства.

Главным преимуществом монархии над парламентаризмом Победоносцев считал колоссальную личную ответственность монарха за управляемые ими народ и государство. Выборное руководство страны, осознавая свою сменяемость, обладает куда меньшей ответственностью. Если власть монарха передается по наследству, то президенты и депутаты, побыв несколько лет на своих постах, уходят в отставку и более ничем не отвечают за дальнейшую судьбу страны и даже за судьбу принятых ими законов.

Конечно, власть нуждается в определенном ограничителе, и Победоносцев также это признавал. Но этот ограничитель он видел не в институтах представительства, вроде парламента, а в религиозно-нравственных убеждениях и качествах самого монарха. Именно его вера, моральные и нравственные установки, духовное развитие и могут стать, согласно Победоносцеву, главным препятствием для развития деспотизма и злоупотреблений. Как человек консервативных убеждений, Победоносцев очень большое внимание уделял религии, причем считал единственно правильной христианской церковью именно православную церковь. Он видел крайнюю необходимость в увеличении влияния церкви на общественную и политическую жизнь страны. В частности, обер-прокурор синода выступал за масштабное строительство новых храмов, проведение церковных праздников в максимально торжественной обстановке, поддерживал открытие церковно-приходских школ. Но, вместе с тем, политика Победоносцева по поддержке православной церкви оборачивалась и ущемлением религиозных прав и свобод иноконфессиональных групп населения. Больше всего при нем страдали старообрядцы, молокане, духоборы, баптисты и другие подобные группы. Победоносцев инициировал репрессивную политику против этих религиозных течений, превратив государственный репрессивный аппарат в инструмент утверждения интересов православной церкви. Такая позиция Победоносцева проистекала из его личного понимания православия. Для него религия представляла собой не только веру, но и государственную идеологию. Поэтому все иноверные группы, особенно если их последователями являлись русские по происхождению люди, представляли, с точки зрения обер-прокурора синода, опасность для безопасности государственного строя.

Политика Константина Победоносцева в отношении религиозных меньшинств запомнилась очень жесткими действиями по отношению к старообрядцам, баптистам, молоканам, которых власть стала преследовать и подвергать самым настоящим полицейским репрессиям. Часто действия власти приобретали просто вопиющий характер. Например, в феврале 1894 г. архимандрит Исидор Колоколов при поддержке казачьей сотни захватил старообрядческий Никольский монастырь в станице Кавказской Кубанской области. Монахи — старообрядцы были изгнаны из своей обители, при этом власти не стали останавливаться перед чудовищным для любого христианина поступком — разрушением монастырского кладбища. Казаки разрушили могилы епископа Иова и священника Григория, выкопали и сожгли их тела, а в могильных ямах сделали уборные. Такая жестокость вызвала непонимание в обществе, причем возмутилось даже большинство казаков станицы, не относившихся к старообрядцам. Это нападение, разумеется, не было единственным примером вмешательства государства в сферу религии в годы обер-прокурорства Константина Победоносцева.

Серый кардинал Александра III. Константин Победоносцев

— Победоносцев в молодости

Многие проповедники сектантских групп были помещены в Суздальскую монастырскую тюрьму. Примечательно, что отправляли в нее и православных священнослужителей, которые позволяли себе критиковать чрезмерно авторитарную и жестокую политику Святейшего Синода. Известно, что Константин Победоносцев обдумывал и возможность помещения в монастырскую тюрьму Льва Толстого, которого считал еретиком. Но здесь уже вмешался сам государь император, который не дал обер-прокурору своего согласия на репрессии в отношении великого писателя.

Другой известный русский философ и богослов, Георгий Флоровский, говорил о непонимании Победоносцевым духовной жизни, богословия. В церкви Победоносцев видел государственный институт, позволяющий сакрализировать существующий политический строй. Поэтому он стремился не допускать дискуссий на религиозные темы, безжалостно отправлял в монастырскую тюрьму священнослужителей, позволявших себе критическую оценку проводимой синодом религиозной и национальной политики.

Читайте также: