Диссертация планирование как функция управления обеспечивающая эффективность деятельности доу

Обновлено: 11.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управленческое планирование в дошкольном учреждении

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.

Успешность развития дошкольного учреждения, его социальный статус зависит от:

  • профессиональных умений руководителя,
  • способностей оперативно принимать решения,
  • способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.

Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от:

  • умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
  • правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
  • умения создавать собственные управленческие концепции развития.

Критерии профессионального мастерства руководителя при планировании это:

  • способность проанализировать ситуацию;
  • умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
  • умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:

– тенденции социальных преобразований в обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.

Проблемы реализации планирования:

  • недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
  • трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
  • необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.

Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

Система планирования в ДОУ.

Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).

Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками планирования являются:

  • неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
  • нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
  • отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
  • заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
  • непродуманность и неразработанность структуры планов.

Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему , в которой хорошо видны:

1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.

Основные цели проектирования системы планирования :

  • привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
  • обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
  • определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
  • распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
  • выработка оптимального набора форм планирования.

Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.

Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.

Стратегическоепланирование

Основные стратегические направления на 5-10 лет

Программа развития ДОУ

Концепция развития ДОУ

Тактическое планирование

Перспективные планы воспитателей

Индивид карты развития ребенка

Оперативное планирование

Календарные планы образ. работы

Перспективные планы воспитателей

Диагностические карты развития

Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей.

Основными чертами стратегического планирования являются:

  • включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
  • создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
  • долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
  • нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
  • заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.

Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена.
Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.

В процесс разработки детальных краткосрочных решений входит:

  • определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
  • определение исполнителей (кто?);
  • обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).

Третий уровень, оперативное планирование – представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.
Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется наиболее комплексным и системным.

Стратегическое планирование – единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает:

  • создание долгосрочного плана:
  • дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
  • способствует снижению риска при принятии решений;
  • помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.

Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.

Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.

Практическая реализация данного метода предполагает:

  • определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
  • создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
  • установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
  • выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
  • чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.

Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.

Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.

Годовой план включает следующие разделы:

  • анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
  • планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
    • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
    • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
    • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
    • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
    • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
    • укрепление материально-технической и финансовой базы.

    При составлении годового плана учитываются:

    • все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
    • кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.

    Технология реализации плана:

    • составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
    • поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.

    Оптимальная структура и содержание годового плана.

    • Первая часть плана представляет собой:
    • анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач ).
    • задачи на новый учебный год.

    Оформление анализа годового плана

    1-й подраздел включает:

    • анализ состояния здоровья воспитанников;
    • анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
    • анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
    • общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
    • резервы планирования деятельности на новый учебный год.

    2-й подраздел включает:

    • анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
    • анализ уровня познавательного развития детей, социально­-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
    • общие выводы;
    • резервы повышения уровня выполнения программы.

    3-й подраздел включает:

    • анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
    • анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
    • общие выводы;
    • резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

    4-й подраздел включает:

    • результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
    • заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
    • анализ методической работы в ДОУ;
    • анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
    • общие выводы, выявленные тенденции;
    • резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

    5-й подраздел включает:

    • анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
    • выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
    • результаты взаимодействия с другими организациями;
    • общие выводы.

    В 6-м подразделе анализируются:

    • итоги административно-хозяйственной работы,
    • материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

    Проблемно-ориентированный анализ позволяет:

    • проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
    • выявить достижения и недостатки в работе;
    • определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
    • оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
    • наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.

    Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).

    Состоит из следующих разделов:

    Раздел 1. Работа с кадрами.

    • инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
    • производственные собрания;
    • повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
    • методические объединения;
    • подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
    • изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
    • консультации с обслуживающим персоналом.

    Раздел 2. Организационно-педагогические мероприятия.

    • деятельность совета по развитию ДОУ;
    • педагогические советы;
    • семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
    • работа с молодыми воспитателями.

    Раздел 3. Работа ДОУ с родителями.

    • родительские собрания (общие/групповые);
    • лектории и консультации для родителей;
    • дни открытых дверей;
    • занятия педагогического всеобуча;
    • оформление выставок и др.

    Раздел 4. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми.

    • воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
    • оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)

    Раздел 5. Система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.

    • итоговый;
    • оперативный;
    • фронтальный;
    • тематический.

    Раздел 5. Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса.

    • ремонт помещений;
    • укрепление материально-технической базы;
    • работа на территории ДОУ;
    • работа по охране жизни и здоровью детей и др.

    Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:

    1-й этап. Планирование ежемесячно повторяемых дел (н-р, проведение педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой педагогической диагностики дошкольников; подготовку и проведение праздников и др.);
    2-й этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционно сложившимися мероприятиями ДОУ (н-р, проведение праздников, конкурсов, выставок);
    3-й этап. Запланировать новые мероприятия под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год.

    Целью являются основные результаты, к которым учреждение стремится в своей деятельности на протяжении довольно длительного времени. Планирование охватывает различные уровни управления ДОУ и во времени носит долгосрочный или краткосрочный характер. План представляет собой скоординированную систему решений, обеспечивающую эффективность деятельности ДОУ в течение длительного времени, и позволяет осуществлять совокупность мер по реализации задач, стоящих перед учреждением в каждый конкретный период времени. Таким образом, планирование как функция управления – одна из основных функций управления ДОУ.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновной целью управленческой деятельности ДОУ является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с воспитанниками на уровне современных требований. Важной функцией управления является планирование. План помогает педагогическому коллективу ДОУ систематически и целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития дошкольников, добиваться эффективности во всех сферах деятельности. Работа ДОУ должна планироваться исходя из всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, выявления его слабых и сильных сторон, достижений психолого-педагогических наук и внедрения передового педагогического опыта.

    Список литературы

    Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

    * Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.


    Оптимальным может считаться индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, являющийся динамичным превращающийся в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации выступающий как либеральный [3 с.15].

    При оценке индивидуального стиля руководства особое значение придается способности руководителя находить общий язык с работниками разного возраста, разных профессий, образования, семейного положения, темперамента, квалификации; ценится также умение убедить людей, вдохновить на выполнение даже неприятных поручений.

    Немаловажное значение имеет умение руководителя определить степень свободы действий подчиненных. Некоторые люди стремятся самостоятельному принятию решений, других такая возможность не устраивает. Руководитель должен в каждом отдельном случае решать, что сделает работу сотрудника более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или наблюдать за его действиями. В любом случае, необходимо учитывать отношение подчиненного к работе [1 с.12].

    Формируя свой индивидуальный стиль, руководитель любого ранга не имеет права упускать из виду тот факт, что его поведению будут подражать подчиненные. Индивидуальный стиль руководства оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в коллективе, формирует неписаные нормы и правила поведения, принятые большинством членов данного коллектива, и существенно влияет на их совместную трудовую деятельность.

    Рекомендации руководителю с выраженным демократическим стилем управления направленные на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией:

    – Систематически совершенствовать свой стиль работы, анализировать и устранять недостатки, искать новые, более рациональные формы и методы деятельности.

    – Авторитет руководителя определяется его компетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другим пример в работе.

    – Учится своевременно принимать решения, в которых должны быть сформулированы конкретные цели и задачи работы коллектива, наиболее актуальные в настоящее время. Решения, направленные на достижения показных результатов, расхолаживают коллектив и мешают его сплочению.

    – Развивать, формировать способность располагать к себе людей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниями психологии ребенка, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливым отношением к людям, умением помочь им в работе.

    – Не забывать своевременно отмечать инициативу и достижения в работе воспитателей, благодарить их в присутствии других сотрудников за хорошую работу.

    – Распределять поручения и задания между воспитателями соответственно их опыту, способностям и старанию.

    – Учится распределять обязанности, распоряжаться и контролировать, поощрять и взыскивать, опираться на силу общественного мнения коллектива. Требовательность должна быть систематичной. Эпизодическая требовательность чревата конфликтами и не дает нужных результатов.

    – Распоряжения давать в форме поручений и просьб. Они должны быть предельно четкими и ясными. Изложите требование к качеству работы, ее объему и сроку исполнения. Дисциплинарные требования должны быть одинаковы ко всем.

    – Требования к качеству работы предъявлять с учетом возможностей воспитателя. Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение.

    Система мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией

    Мероприятие, тема

    План

    Форма проведения

    Сроки

    Ответственные

    Цели: подведение итогов работы с детьми в летний период; утверждение годового плана

    1. Подведение работы с детьми в летний период
    2. Итоги подготовк к новому учебному году
    3. Выбор членов творческой группы
    4. Утверждении годового плана, планов совместной работы социумом, сеток занятий, режима дня

    Первая неделя сентября

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Цель: изучение запросов педагогов для оказания методической помощи

    1. Молодых педагогов
    2. Музыкального руководителя
    3. Педагогов со стажем

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Социальный статус семьи воспитанников Цель: составление социально-демографического паспорта семей

    1. Информирование о работе ДОО в целом
    2. Сбор необходимой документации

    Заведующий ДОО, воспитатели

    Выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов

    Цель: выявить сотрудников с низким стремлением к саморазвитию

    2 неделя сентябрь

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Мастер класс Цель: расширить методические уровень молодых педагогов

    2 неделя Сентябрь

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Цель: помочь педагогам в организации работы творческой группы

    1. Определение цели и задач

    3. Работа в группах

    4. Выступление лидеров групп

    3 неделя сентября

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Самообразование педагогов Цель: познакомить с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

    2.Выбор индивидуальных тем

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Цель: распространить лучший опыт педагогической деятельности

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Заведующий ДОО, старший воспитатель

    Эффективность деятельности образовательного учреждения зависит от

    – оптимального выбора перспектив развития,

    – определения этапов их достижения,

    – систематизации текущих и перспективных дел,

    – разработкой концепции развития образовательного учреждения;

    – созданием инновационных программ развития образовательного учреждения,

    – разработкой образовательной программы ДОУ, являющейся концентрированным выражением его образовательной политики;

    – определением приоритетов деятельности субъектов образовательного процесса;

    – созданием других продуктов управленческой деятельности долгосрочного характера.

    Каждый из определенных стилей имеет недостатки и преимущества, однако эффективность выбранного стиля управления будет зависеть от того, насколько он будет воспринят в первую очередь, руководителем учитывая его личные характеристики, состав руководимого им коллектива и характеристик непосредственных исполнителей [4 с.65].. Эффективный стиль руководства должен быть ориентирован как на особенности внешней среды организации, так и на внешние показатели, которые определяют качество ее функционирования. Наиболее эффективным будет такой стиль управления, который способен адаптироваться к изменениям внешней среды, при условии ориентации на внутриорганизационные показатели эффективности.

    1. Афанасьев В. В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований / В. В. Афанасьев, П. И. Пидкасистый // Педагогика. — 2011. — № 5.

    2. Багаутдинова С. Ф. Комплексная оценка качества деятельности ДОУ на основе системного подхода / С. Ф. Багаутдинова [и др.]. — Магнитогорск: МаГУ, 2007.

    3. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство. М.: Дело, 2005. — 385с.

    Основные термины (генерируются автоматически): старший воспитатель, заведующий, индивидуальный стиль руководства, образовательное учреждение, годовой план, дошкольная образовательная организация, качество работы, летний период, неделя сентября, творческая группа.

    Похожие статьи

    Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по.

    - Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО. - Годовой план.

    Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

    Под руководством дошкольной организации необходимо осознавать направленную работу, обеспечивающую

    – в пределах компетенции дошкольного учреждения заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения

    Организация методической работы в дошкольной.

    Организация методической работы в дошкольной образовательной организации. Автор: Шушарина Наталья Витальевна.

    - совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей как в образовательной деятельности так.

    Планирование воспитательно-образовательной деятельности.

    Подсказка 1. Что такое план воспитательно-образовательной работы?

    Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ.

    Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ.

     ответственные. План утверждается приказом заведующего по учреждению.

    2. Белая К. Ю. «От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к.

    Современный руководитель дошкольной образовательной.

    дошкольная организация, работа, высокая требовательность, передовой опыт, заведующий детский сад, дошкольный возраст, дошкольное воспитание, дошкольная образовательная организация, детский сад.

    Роль воспитателя в реализации метода проектов.

    В данной статье мы рассмотрим роль воспитателя в организации работы по использованию метода проектной деятельности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Анализ литературы.

    Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.

    Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенности профессиональной компетентности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного.

    Система контроля как условие эффективной работы дошкольной.

    В состав этой группы входят: заведующий — председатель (анализ информации); старшая медсестра (здоровье и физическое развитие детей, соблюдение нормативных

    На основе анализа деятельности детского сада за прошедший год работы, составляется годовой план.

    В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.

    • профессиональных умений руководителя,
    • способностей оперативно принимать решения,
    • способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.
    • умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
    • правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
    • умения создавать собственные управленческие концепции развития.
    • способность проанализировать ситуацию;
    • умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
    • умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).

    Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:

    – тенденции социальных преобразований в обществе,
    – запросы родителей,
    – интересы детей
    – профессиональные возможности педагогов.

    • недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
    • трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
    • необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.

    Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

    Система планирования в ДОУ.

    Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).

    • неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
    • нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
    • отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
    • заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
    • непродуманность и неразработанность структуры планов.

    Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны:

    1) основное содержание плана;
    2) его временной разрез;
    3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.

    • привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
    • обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
    • определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
    • распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
    • выработка оптимального набора форм планирования.

    Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.

    Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.

    Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей.

    • включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
    • создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
    • долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
    • нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
    • заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.

    Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена.
    Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.

    • определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
    • определение исполнителей (кто?);
    • обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).

    Третий уровень, оперативное планирование – представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.
    Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется наиболее комплексным и системным.

    • создание долгосрочного плана:
    • дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
    • способствует снижению риска при принятии решений;
    • помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.

    Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.

    Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.

    • определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
    • создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
    • установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
    • выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
    • чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.

    Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.

    Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.

    • анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
    • планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
      • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
      • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
      • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
      • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
      • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
      • укрепление материально-технической и финансовой базы.
      • все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
      • кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.
      • составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
      • поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
      • Первая часть плана представляет собой:
      • анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
      • задачи на новый учебный год.

      Оформление анализа годового плана

      • анализ состояния здоровья воспитанников;
      • анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
      • анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
      • общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
      • резервы планирования деятельности на новый учебный год.
      • анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
      • анализ уровня познавательного развития детей, социально­-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
      • общие выводы;
      • резервы повышения уровня выполнения программы.
      • анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
      • анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
      • общие выводы;
      • резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
      • результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
      • заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
      • анализ методической работы в ДОУ;
      • анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
      • общие выводы, выявленные тенденции;
      • резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
      • анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
      • выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
      • результаты взаимодействия с другими организациями;
      • общие выводы.
      • итоги административно-хозяйственной работы,
      • материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
      • проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
      • выявить достижения и недостатки в работе;
      • определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
      • оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
      • наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.

      Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).

      Состоит из следующих разделов:

      • инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
      • производственные собрания;
      • повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
      • методические объединения;
      • подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
      • изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
      • консультации с обслуживающим персоналом.
      • деятельность совета по развитию ДОУ;
      • педагогические советы;
      • семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
      • работа с молодыми воспитателями.
      • родительские собрания (общие/групповые);
      • лектории и консультации для родителей;
      • дни открытых дверей;
      • занятия педагогического всеобуча;
      • оформление выставок и др.
      • воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
      • оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)
      • итоговый;
      • оперативный;
      • фронтальный;
      • тематический.
      • ремонт помещений;
      • укрепление материально-технической базы;
      • работа на территории ДОУ;
      • работа по охране жизни и здоровью детей и др.

      Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:

      1-й этап. Планирование ежемесячно повторяемых дел (н-р, проведение педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой педагогической диагностики дошкольников; подготовку и проведение праздников и др.);
      2-й этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционно сложившимися мероприятиями ДОУ (н-р, проведение праздников, конкурсов, выставок);
      3-й этап. Запланировать новые мероприятия под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год.

      Читайте также: