Цырлина т в на пути к совершенству антология интересных школ и педагогических находок хх века

Обновлено: 05.07.2024

Гаврилин, А. В. Школа Ф. Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива / А. В. Гаврилин, Л. Ф. Брюховецкая // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. –
С. 154–163.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.

Казакова, Е. И. Школа на Пудожской: педагогика успеха /
Е. И. Казакова // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 223–235.

Караковский, В. А. Любимые мои ученики / В. А. Караковский. – М. : Знание, 1987. – 80 с.

Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – М. : Новая школа, 1996. – 160 с.

Педагогика С. Шацкого // Первое сентября. – 2000. – № 52.

Путилова, Е. О. …Началось в республике Шкид : Очерк жизни и творчества Л. Пантелеева / Е. О. Путилова. – Л. : Детская литература, 1986. – 126 с.

Сидоркин, А. М. Система В. А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы /
А. М. Сидоркин // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 178–196.

Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения:
В 3 тт. – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 267–538.

Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х тт. ; Сост. О. С. Бог-данова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. –
Т. 3. – С. 205–394.

Сухомлинский, В. А. Не бойтесь быть ласковыми / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. ; Сост.
О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 455–467.

Цырлина, Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина. – М. :
1997. – 112 с.

Гаврилин, А. В. Школа Ф. Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива / А. В. Гаврилин, Л. Ф. Брюховецкая // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. –
С. 154–163.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.

Казакова, Е. И. Школа на Пудожской: педагогика успеха /
Е. И. Казакова // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 223–235.

Караковский, В. А. Любимые мои ученики / В. А. Караковский. – М. : Знание, 1987. – 80 с.




Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – М. : Новая школа, 1996. – 160 с.

Педагогика С. Шацкого // Первое сентября. – 2000. – № 52.

Путилова, Е. О. …Началось в республике Шкид : Очерк жизни и творчества Л. Пантелеева / Е. О. Путилова. – Л. : Детская литература, 1986. – 126 с.

Сидоркин, А. М. Система В. А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы /
А. М. Сидоркин // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 178–196.

Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения:
В 3 тт. – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 267–538.

Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х тт. ; Сост. О. С. Бог-данова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. –
Т. 3. – С. 205–394.

Сухомлинский, В. А. Не бойтесь быть ласковыми / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. ; Сост.
О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 455–467.

Цырлина, Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина. – М. :
1997. – 112 с.

1 ПРОЕКТ 1 (Знаменитые школы XX века) Система образования может качественно функционировать и развиваться на основе анализа и учета использования накопленного передового педагогического опыта. В этой связи в ходе модернизации школьного образования представляются актуальными анализ передового педагогического опыта и выявление условий его применения в образовательном процессе современной школы. 1. Проанализировать наиболее известные в образовательной практике XX столетия педагогические концепции и системы, а также деятельность учебных заведений, знаменитых педагогов. 2. Определить условия и технологические основы использования положительного опыта в современной школьной практике. 1. Цырлина, Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т.В. Цырлина. М.: Сентябрь, с.

5 1. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе / Ф. Карлгрен М.: Изд-во Московского Центра Вальдорфской педагогики, Цырлина, Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т.В. Цырлина. М.: Сентябрь, С Краних, Э. Свободные вальдорфские школы / Э. Краних. М.: Парсифаль, Обучение в вальдорфской школе. М., Штокмайер К., Штейнер Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ. 6. Гейдебрандт, К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы / К.Ф. Гейдебрандт // Частая школа Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. / Р. Штейнер. М., 1994.

7 ПРОЕКТ 5 (Эвристическое обучение) В настоящее время в российской и белорусской теории и практике образования активно развиваются концептуально-технологические основы эвристического обучения. Реализация эвристического обучения придает учебному процессу поисковый, исследовательский характер и способствует более эффективному развитию творческого потенциала обучающихся. 1. Раскрыть исторические основы эвристического обучения; провести сравнительный анализ эвристического обучения с др. дидактическими системами (традиционным, проблемным, развивающим, личносто ориентированным обучением). 2. Обосновать теоретико-практические основы эвристического обучения школьников в современных условиях (А.В. Хуторской, В.И. Андреев и др.). 3. Определить технологические основы эвристического обучения школьников на уроках математики; выявить особенности урока математики в системе эвристического обучения. 4. В период педагогической практики разработать и провести эвристический урок математики или урок с использованием методов и приемов эвристического обучения. 1. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика / А.В. Хуторской. М., Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. в 2 кн. / В.И. Андреев. Казань, 1996.

8 ПРОЕКТ 6 (Технология сотрудничества) 1. Раскрыть сущность и условия реализации технологии обучения в сотрудничестве, или кооперативного обучения (включая способы коллективного взаимообучения по Ривину, Дьяченко). 2. Разработать технологию обучения в сотрудничестве (на примере изучения конкретной темы из школьного курса математики) и определить особенности и структуру урока в рамках названной технологии. 3. В период педагогической практики разработать и провести урок с использованием технологии обучения в сотрудничестве. 1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко. М., с. 2. Новые педагогические и информационнные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М., с. 3. Запрудский Н.И., Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. 2-е изд. М., 2008.

9 ПРОЕКТ 7 (Проектное обучение) 1. Раскрыть сущность и условия реализации в образовательном процессе школы технологии учебного проектирования (проектного обучения, или метода проектов). 2. Разработать технологию учебного проектирования (на примере изучения конкретной темы из школьного курса математики) и определить особенности и структуру урока в рамках названной технологии. 3. В период педагогической практики разработать и провести урок с использованием метода проектов. 1. Левитес, Д.Г. Современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. Новосибирск, с. 2. Новые педагогические и информационнные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М., с. 3. Метод проектов Вып. 2. Минск: БГУ, Запрудский Н.И., Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. 2-е изд. М., 2008.

10 ПРОЕКТ 8 (Технология педагогических мастерских) 1. Раскрыть сущность, исторический аспект и условия реализации в образовательном процессе школы технологии педагогических мастерских. 2. Разработать технологию педагогических мастерских (на примере изучения конкретной темы из школьного курса математики) и определить особенности и структуру урока в рамках названной технологии. 3. В период педагогической практики разработать и провести урок математики с использованием технологии (приемов) педагогических мастерских. 1. Белова, Н.И. Урок мастерская: приглашение к поиску / Н.И. Белова // Частная школа Запрудский Н.И., Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. 2-е изд. М., Окунев, А.А. Как учить не уча или сто педагогических мастерских по математике, литературе и для начальной школы / А.А. Окунев. Спб.: Питер Пресс, с. 4. Педагогические мастерские: Франция-Россия / сост. Э.С. Соколова. М.: Новая школа, с.

13 ПРОЕКТ 11 (Интегральная технология) 1. Раскрыть сущность и условия реализации в учебном процессе школы интегральной технологии. Исходя из понимания образовательной технологии как проекта ("технологического описания") педагогической деятельности по достижению конкретных образовательных целей, дайте характеристику изучаемой технологии в соответствии с основными критериями технологичности: концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости. 2. Разработать интегральную технологию (на примере изучения конкретной темы из школьного курса математики) и выявить особенности урока математики в рамках названной технологии. 3. В период педагогической практики разработать и провести урок математики с использованием интегральной технологии. 1. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для утителей / Н.И. Запрудский. 2-е изд. Минск: Сэр-Вит, Гузеев, В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В.В. Гузеев. М.: Народное образование, с. 3. Котлярова, М.М. Организация учебного процесса по физике в рамках интегральной образовательной технологии / М.М. Котлярова // Фізіка: праблемы выкладання С

21 ПРОЕКТ 19 Авторская модель смешанного обучения (на примере изучения школьного курса математики) В условиях цифровой революции и информатизации образования важнейшей образовательной тенденцией является развитие смешанного обучения, в котором целесообразным образом сочетаются традиционные (офлайн) и электронные (онлайн) средства. В современной школьной практике существует много моделей смешанного обучения. Можно утверждать о формировании комбинированной информационно- образовательной среды, в которой интегрируются информационно-коммуникационные технологии и традиционные педагогические методы и приемы обучения. 1. Раскрыть сущность и провести сравнительный анализ таких понятий и феноменов, как смешанное обучение, перевернутое обучение, школа в облаках, дистанционное обучение, открытое образование. 2. Определить теоретико-практические основы смешанного обучения, провести анализ существующих в школьной практике моделей смешанного обучения. 3. Разработать авторскую модель смешанного обучения на примере изучения школьного курса математики, определить технологические основы ее реализации. 4. В период педагогической практики разработать и провести смешанный урок математики и создать технологическую карту урока.

С позиций свободы Робен рассматривал и вопросы нравственного воспитания. Цель нравственности в Семпюи определялась в соответствии с основным принципом утилитаризма И. Бентама: достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Взгляды Робена на проблему расходились с позицией официальной педагогики того времени. По традиции основы нравственности должно было закладывать религиозное воспитание. Главным принципом эпохи было воспитание в вере. Робен же к проблеме веры подходил с философских позиций: так как отсутствие бога так же нельзя доказать, как и наличие его, значит, одинаково вредно насаждать и религию, и атеизм. Поэтому в приюте Прево не было ни специальных уроков Закона божьего, ни уроков нравственности, но в ходе преподавания истории детей знакомили с различными религиями, особенностями их возникновения и основными вероучениями. Подробно знакомили с христианством, личностью Иисуса Христа и своеобразием развития христианства в разных странах.

При составлении распорядка дня во главу угла ставилось здоровье детей, потому расписание дня включало физические упражнения (гимнастика, коньки, велосипед, игры, прогулки), ручной труд (работа в мастерских и на полях); труд умственный (классные занятия, проводимые часто на воздухе); чтение; отдых и еду; сон. Домашние задания не задавались.

Важную роль в воспитании П. Робен придавал развитию в детях самостоятельности. Французский педагог твердо верил, что природные задатки ребенка проявятся лишь в том случае, если ему будет предоставлена полная свобода самовыражения. Только почувствовав собственную свободу и самостоятельность, ребенок научится ценить и признавать свободу окружающих. В сиротском доме не только не использовали наказаний, но и старались избегать любых приказаний. Воспитанников учили постепенно осознавать смысл и содержание своих обязанностей, которые вытекали из всей совокупности общих условий жизни.

Вместо религиозных праздников в приюте устраивались праздники в честь великих исторических событий и великих людей, а также великих принципов человеческой жизни: праздники труда, равенства, братства и т.д.

(При подготовке материала использованы результаты исследования Т.В. Цырлиной: Цырлина, Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т.В. Цырлина / М.: Сентябрь, 1997)

Гаврилин, А. В. Школа Ф. Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива / А. В. Гаврилин, Л. Ф. Брюховецкая // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. –
С. 154–163.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.

Казакова, Е. И. Школа на Пудожской: педагогика успеха /
Е. И. Казакова // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 223–235.

Караковский, В. А. Любимые мои ученики / В. А. Караковский. – М. : Знание, 1987. – 80 с.

Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – М. : Новая школа, 1996. – 160 с.

Педагогика С. Шацкого // Первое сентября. – 2000. – № 52.

Путилова, Е. О. …Началось в республике Шкид : Очерк жизни и творчества Л. Пантелеева / Е. О. Путилова. – Л. : Детская литература, 1986. – 126 с.

Сидоркин, А. М. Система В. А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы /
А. М. Сидоркин // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 178–196.

Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения:
В 3 тт. – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 267–538.

Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х тт. ; Сост. О. С. Бог-данова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. –
Т. 3. – С. 205–394.

Сухомлинский, В. А. Не бойтесь быть ласковыми / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. ; Сост.
О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 455–467.

Цырлина, Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина. – М. :
1997. – 112 с.

Гаврилин, А. В. Школа Ф. Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива / А. В. Гаврилин, Л. Ф. Брюховецкая // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. –
С. 154–163.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.

Казакова, Е. И. Школа на Пудожской: педагогика успеха /
Е. И. Казакова // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова ; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 223–235.

Караковский, В. А. Любимые мои ученики / В. А. Караковский. – М. : Знание, 1987. – 80 с.




Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – М. : Новая школа, 1996. – 160 с.

Педагогика С. Шацкого // Первое сентября. – 2000. – № 52.

Путилова, Е. О. …Началось в республике Шкид : Очерк жизни и творчества Л. Пантелеева / Е. О. Путилова. – Л. : Детская литература, 1986. – 126 с.

Сидоркин, А. М. Система В. А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы /
А. М. Сидоркин // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – С. 178–196.

Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения:
В 3 тт. – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 267–538.

Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х тт. ; Сост. О. С. Бог-данова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. –
Т. 3. – С. 205–394.

Сухомлинский, В. А. Не бойтесь быть ласковыми / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. ; Сост.
О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 455–467.

Цырлина, Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина. – М. :
1997. – 112 с.

Читайте также: