Цветотерапия в доу как здоровьесберегающая технология презентация

Обновлено: 08.07.2024

Данный мастер класс может быть интересен педагогическим работникам дошкольных учреждений. Основное содержание мастер-класса – знакомство с технологией цветотерапия, которую можно эффективно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Занятия творчеством очень важны для ребенка – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, помогают приобрести множество полезных умений и навыков, развивают речь, мышление и мелкую моторику. Вы узнаете, как в увлекательной для дошкольника игре использовать технологию цветотерапия.

Оценить 3628 0

Потапова Юлия Евгеньевна

Продолжительность: 30 минут.

Структура проведения:

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть (упражнения)

Приветствие

Теоретическая часть

Данный мастер класс может быть интересен педагогическим работникам дошкольных учреждений. Основное содержание мастер-класса – знакомство с технологией цветотерапией, которую можно эффективно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Занятия творчеством очень важны для ребенка – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, помогают приобрести множество полезных умений и навыков, развивают речь, мышление и мелкую моторику. Вы узнаете, как в увлекательной для дошкольника игре использовать технологию цветотерапию.

Актуальность.

Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее

воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!

В.А. Бехтерев

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности психолога они становятся перспективным средством коррекционо-развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, а также нормализации эмоциональных состояний.
На психологических занятиях используются традиционные здоровье сберегающие технологии, такие как пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика.
Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология цветотерапия.

Цветотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни Цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.

Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать, эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технология цветотерапии.

Задачи:

Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.

Развитие правильного дыхания.

Совершенствование навыков ручного труда.

Развитие общей и мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.

Развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.

Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Цвет - это источник определенной энергии, который несет в себе информацию о психическом и физическом состоянии каждого из нас. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Не все дети могут выразить словами гамму чувств, переживаний, которые они испытывают. А цвета, которые они выбирают, скажут о многом: о чувствах, эмоциях, желаниях, а также о страхах и проблемах.

В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.

Рисуя, ребенок уже в 3-4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние. Преобладание какого-то одного цвета на рисунке может указать на возникшую проблему в состоянии ребенка.

Так, например, избыток черного цвета в рисунке свидетельствует о том, что ребенок подавлен, выражает протест и нуждается в перемене обстановки.Преобладание коричневого указывает на отрицательные эмоции, дискомфорт, иногда болезненные состояния.Много зеленого говори о недостатке материнского тепла, стремлении к безопасности и нежелании даже малейших перемен. Доминирование красного цвета в рисунке – показатель лидерства, силы воли и активности, иногда агрессии.Обилие фиолетового цвета характерно для рисунка ребенка особо чувствительного и ранимого. Желтый означает положительные эмоции. Избыток этого цвета в рисунке свидетельствует об оптимистическом настрое, любознательности, общительности и творческих наклонностях.

- так говорил выдающийся врач и психолог Макс Люшер.

Цветовой тест Люшера

Испытуемого просят выбрать один цвет из восьми, который он больше всего предпочитает, (это будет 1 позиция) и один цвет, который ему больше всего не нравится (8 позиция).

Интерпретация результатов:

Определяющее значение имеют цвета, вызывающие наибольшую симпатию и антипатию.

К чему человек стремиться говорит цвет карточки, стоящей на первом месте, то есть цвет, который человек предпочитает другим цветам. То, чего человек стремиться избежать, то, что он вынужден подавлять в себе, определяется наименее симпатичным для человека цветом. Отвергаемый цвет указывает на источники напряжения, которые человек не хочет терпеть, на его главные проблемы.

Предпочтение (1-я позиция):

Человек не хочет принимать участие в какой-либо активности, стремится ее избегать, как и все формы возбуждения. Желает отрезать себя от всего мира, хочет, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали. Человек всегда контролирует свои действия, он как бы стоит в стороне и наблюдает за собой, ничему не позволяет затронуть свою душу и захватить себя целиком. В поведении человека почти всегда есть элемент скрытности, утаивания чего-либо. Человеку приходится мириться со многим, что вызывает у него усталость и истощение сил. Этот человек всегда стремится соблюсти нейтралитет, он нуждается в защите и хочет ее найти.

Предпочтение (1-я позиция)

Человек стремится к эмоциональному покою, безмятежности, удовлетворенности, к мирному и гармоничному состоянию, к стабильной упорядоченной ситуации.

Отношения его с окружающими носят спокойный, свободный от конкуренции характера, он хочет ощущать принадлежность к своему окружению. Возможно, что человек просто нуждается в отдыхе или даже лечении.

Предпочтение (1-я позиция).

Стремление человека стать независимым вопреки трудной ситуации, причем для этого он готов проявить гибкость ума. Такой человек для достижения успеха и признания готов преодолевать сопротивление и препятствия.

Человек стремится увеличить свою уверенность в собственной ценности, хочет превосходить других людей. Это превосходство может касаться образования, культуры, выражаться в недюжинной физической силе. Человек стремится улучшить условия своей жизни, прожить долгую и полезную жизнь, заботится о своем здоровье.

Под напором стресса человек может потерять силу воли, настойчивость и способность выстоять в трудной ситуации. Утрата сил к сопротивлению, снижение способности к самоутверждению, беспокойство по поводу возможной потери своего положения приводят к тому, что чeловек начинает винить в своих неудачах других. Он начинает относиться к окружающим язвительно и c презрением, не может принять необходимое решение и предпринять соответствующие шаги для того, чтобы выйти из стрессовой ситуации.

Предпочтение (1-я позиция).

Энергичный человек, стремящийся жить полной жизнью и испытывающий радость от своей деятельности. Активность такого человека направлена на достижение успеха в жизни, выбор им красного говорит о воле к победе. Человек стремится набрать богатый жизненный опыт в различных сферах.

Активность воспринимается человеком как нечто враждебное, так как он уже перевозбужден и легко раздражается из-за того, что у него мало жизненных сил (например, из-за болезни) и множество неразрешимых проблем. Такой человек воспринимает свое окружение как источник опасности, он возмущен при мысли о том, что не сможет добиться своих целей, и расстроен от осознания своей беспомощности. Для такого человека красный цвет несет не силу и мощь, а является чем-то угрожающим. Возможно, этот человек чрезмерно перенапряг свои силы и теперь находится на грани нервного срыва.

Предпочтение (1-я позиция).

Человек испытывает необходимость в перемене условий или в изменении отношений с другими людьми, так как считает, что это принесет ему облегчение. Стремление к освобождению и к большему счастью. Человек ищет новые возможности для реализации своих надежд.

Рухнувшиe надежды. Человек чувствует себя изолированным от других людей: в таком мрачном состоянии яркость и легкость желтого цвета кажутся ему неподходящими. Он опасается потерять свой престиж, сомневается в том, что его дела улучшатся в будущем. Это вынуждает человека выдвигать преувеличенные требования и отказываться от разумного компромисса. Человеку абсолютно необходимо обрести уверенность, чтобы избежать новых разочарований.

Предпочтение (1-я позиция).

Сентиментальность, жажда романтической нежности. Он стремится получить поддержку людей, воздействуя на них дружелюбием.

Повышенная критичность в отношении других людей и сдержанность в выражении своих эмоций. Человек боится оказаться глубоко вовлеченным в любые отношения как личного, так и профессионального характера, он постоянно бдительно держит свои эмоции под контролем. Человек опасается стать жертвой своей доверчивости и требует от людей полной искренности. Он способен к трезвому анализу ситуации, способен к отзывчивости, но очень жестко себя контролирует.

Предпочтение (1-я позиция).

Человек хочет избавиться от проблем и достичь хорошего здоровья. Повышенная потребность в физическом благополучии и чувственном удовлетворении, либо в избавлении от какой-нибудь проблемы, приносящей физические неудобства.

Предпочтение (1-я позиция).

Человек выражает протест существующему порядку вещей, считает, что все идет не так, как надо. Такой человек препятствует любому влиянию на его точку зрения и поднимает бунт против судьбы. Однако в итоге это чаще всего оказывается неразумным.

Желание не отказываться от различных возможностей в жизни и сохранять контроль над своими решениями и действиями. Человек хочет быть хозяином своей судьбы: независимым и свободным от запретов и препятствий, за исключением тех, которые он сам себе определит. Однако зачастую такой человек хочет слишком многого, а также бывает излишне авторитарным, что свидетельствует о внутреннем беспокойстве.

Практичесая часть:

Цветотерапевтические игры. Игры помогают скорректировать поведение детей, повысить познавательную и двигательную активность, учат управлять своими эмоциями, стабилизируют эмоциональное состояние.

У каждого из вас есть цветные квадратики. Возьмите их в руки. Теперь вы феи. Назовите себя. (Я — синяя фея, я — красная фея. )

Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, виш­ня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, бак­лажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, заяц, радуга, кошка, машина,

Психолог. Сегодня мы с вами попадем в Радужную страну, а для этого нам нужно нарисовать РАДУГУ. А кто мне скажет, сколько цветов нужно, чтобы нарисовать радугу? Правильно! Нам нужно взять 7 цветов. А каких? Давайте их назовем. Верно! Нам понадобятся цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Чтобы нарисовать две радуги мне нужны две команды.

Давайте, смелее, скорее приступим!

А в это время остальные участники мастер-класса могут насладиться просмотром видеорелаксации.

Молодцы! Вот какие две замечательные волшебные радуги у нас вами получилась!

Задание 3. “Сухой дождь”

- Вот у нас есть летний теплый дождик! Давайте попробуем под ним пройтись и искупаться под теплыми струями воды. Расскажите, что вы почувствовали?

- Дождик лей, лей, лей.

Не жалей, лей, лей.

- Дождик льёт, но не заканчивается. Начался сильный ветер и пригнал большие синие тучи.

- Закрываем рот, делаем глубокий вдох носом. Сильно выдыхаем ртом. Вот так. Повторите за мной. Сильный ветер разогнал все тучи.

- Ветер успокоился. Как дует лёгкий ветерок? Закрываем рот, делаем глубокий вдох носом. Медленно выдыхаем ртом. Вот так. Повторите за мной.

- Теперь нам нужно успокоить дождик. Возьмите любую понравившуюся ленточку и погладьте её пальчиком тихо и спокойно. (Дети гладят пальчиками ленточки.) Ребята, скажите, какая ленточка на ощупь? (Гладкая.)

Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Организация цветовой комфортной среды, применение игр по цветотерапии помогает установить непосредственный контакт, доверительные отношения с детьми, корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на эмоциональное благополучие и здоровье детей.

Мир детства должен быть яркий и красочный, пробуждает в детях самые разные эмоции и переживания, управлять которыми мы должны их научить.

Предлагаю вам оценить работу мастер-класса по следующим критериям:

1. Красный цвет – понравилось, буду использовать материал в работе;

2. Оранжевый – понравилось, уже использую материал в работе;

3. Желтый – понравилось, узнала новые приемы.

Ваши мнения о мастер-классе.

Благодарю за внимание.

Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика; Изд: Речь 2005

Готовский Ю.В., Вышеславцев А.П., Косарева Л.Б. Цветовая светотерапия. - М.: ИМЕДИС, 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по цветотерапии с приложеным фотоотчетом о проведеных занятиях в нашей группе.

Цветотерапия- здоровьесберегающая технология Подготовила: Воспитатель МКДОУ Б.Казинский детский сад Крахалёва Елена Александровна

Цветотерапия- здоровьесберегающая технология

Подготовила: Воспитатель МКДОУ Б.Казинский детский сад Крахалёва Елена Александровна

Мы откроем вам секрет, Как раскрасить белый свет Желтыми , зелеными , красными Красками прекрасными. Пусть сияет все вокруг - Речка, поле, лес и луг Желтыми , зелеными , красными Красками прекрасными!

Мы откроем вам секрет, Как раскрасить белый свет Желтыми , зелеными , красными Красками прекрасными. Пусть сияет все вокруг - Речка, поле, лес и луг Желтыми , зелеными , красными Красками прекрасными!

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда Цветовая гамма влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Ц в е т о т е р а п и я – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике можно добиться значительных результатов в коррекции апатии, раздражительности, гиперактивности и даже начинающейся детской агрессии.

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда Цветовая гамма влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Ц в е т о т е р а п и я – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике можно добиться значительных результатов в коррекции апатии, раздражительности, гиперактивности и даже начинающейся детской агрессии.

Работа с цветом способствует решению многих задач: знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля; повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость и опыт; пополняет знания о разнообразии окружающего мира обогащает сенсорный опыт детей; развивает слуховое и зрительное внимание; снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;

Работа с цветом способствует решению многих задач:

Значение цветов Помните знаменитую фразу: К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан. Цвета радуги по порядку звучат так: красный , оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый .

Влияние цвета на разных уровнях

Боковые поверхности

возбуждает, мобилизует

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

способствует концентрации внимания

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

ощущение тепла, способствует релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

воспринимается как неестественный

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

успокаивает

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Здоровьесберегающие технологии в организации педагогического процесса ДОУ. Ц.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Здоровьесберегающие технологии в организации педагогического процесса ДОУ. Ц.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального бла.

Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или
физических дефектов.
Здоровьесберегающая технология - это система мер,
включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его
обучения и развития.

Задачи здоровьесбережениясоздание положительного эмоционального настроя и сн.

Задачи здоровьесбережения
создание положительного эмоционального настроя и
снятие психоэмоционального напряжения
сохранение здоровья детей и повышение двигательной
активности и умственной работоспособности;
создание адекватных условий для развития, обучения,
оздоровления детей;

ЦВЕТОТЕРАПИЯЦветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состо.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.

Яркие и насыщенные цвета -свидетельствуют о том, что дети нормально развивают.

Яркие и насыщенные цвета -свидетельствуют о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны.
Чёрный или белый цвет могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Значение цветов в цветотерапииГолубой, синий, фиолетовый – успокоить, избавит.

Значение цветов в цветотерапии
Голубой, синий, фиолетовый – успокоить, избавить от тревоги.
Зелёный – при переутомлении и нервном срыве.
Жёлтый, оранжевый – улучшает зрение, укрепляет нервную систему.
Красный – при простуде, восстанавливает обмен веществ, стимулирует сердечную активность.

«Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нерв.

С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных задач для развития детей является поиск новых технологий, способствующих в улучшении процесса воспитания и обучения.

Одним из методов, позволяющих улучшить обучение и воспитание ребенка является цветотерапия.

Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цвета, не только способствует хорошему душевному равновесию, а также развитию познавательной активности дошкольника.

Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.

Ваш любимый цвет отражает вашу индивидуальность, он может рассказать о вашем самочувствии, страхах, настроении и даже о благосостоянии.

Цветовая визуализация.

Заключаются в рассматривании воображаемой картинки или предмета определенного цвета. Мы берем лист бумаги, окрашенный в зеленый цвет. Размер окрашенной площади должно быть не менее 20х40 см. дети садятся на расстоянии 1,5 м от листа бумаги и смотрят на него до 10 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал мозгу, откуда он поступит в центральную нервную систему, а от нее – органу, на который данный цвет оказывает наиболее сильное воздействие.

Цветовая медитация

Цветная вода

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета : белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 года уже отличает красный и зеленые тона. Полностью вся цветовая гамма осваивается детьми к шести годам. Интересно, что любовь к цветам у большинства ребят сменяется точно по хроматическому кругу в раннем детстве (4—5 лет) почти все они любят красный цвет, примерно в 7—8 лет любимым становится желтый, несколько позже — зеленый, и примерно к 10 годам предпочтение часто отдается синему. Нормальный уравновешенный человек к тридцати годам обычно не определяет один из цветов как предпочитаемый, а воспринимает все основные цвета одинаково. Случаи же любви или неприязни к какому-либо цвету скорее всего свидетельствуют либо о неуравновешенности, либо о еще каких-нибудь неполадках в нервной системе человека. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

При совместной работе воспитателя и педагога- психолога, мы достигли следующих результатов:

• снизилось количество детей с симптомами тревожности и признаками гиперактивности;

• дети приобрели хорошие навыки коммуникации;

• уменьшился показатель конфликтности;

• дети стали больше интересоваться окружающим миром.

Так в своей группе мы стараемся создать максимально комфортную обстановку. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые, золотистые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные цвета штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в коридоре, где требуется активность детей – яркие стены с цветными картинками, с занимательными и развивающими заданиями.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего некоторые дидактические пособия вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.

Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

Таким же ярким и красочным я хочу сделать участок нашей группы. Для этого буду привлекать родители, что бы они оказали помощь в оформлении участка.

Почему я уделяю такое большое внимание цветам радуги? Потому что здоровый организм имеет в балансе 7 цветов спектра. Правильно воздействуя этими цветами на организм ребенка, мы можем корректировать его эмоциональное состояние.

Какой процент, какого цвета точно должен быть использован пока никто сказать не может. Цветотерапия в детском саду, ещё находятся в стадии развития. Так что стоит ожидать, что в будущем коррекция жизни и поведения при помощи цвета поможет вырастить социально адаптированное и устойчивое в эмоциональном плане поколение.

Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб. : Б. &К., 2000. - 212 с.

Марченко Т. К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии // Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского. М. - 2001.

Читайте также: