Цор во внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Ковалевская Алла Сергеевна

Организация: МКОУ Семено-Александровская СОШ

Населенный пункт: Воронежская область, с. Семено-Александровка

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые включают в себя предметные, личностные и метапре6дметные результаты. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся образовательные технологии: информационно-коммуникационная технология, дистанционная технология.

Общий средний балл класса: 3,93

Общий % кач. зн. по предметам: 71,93

Общий СОУ по предметам (%): 63,72

Общий % успеваемости класса: 100

Общий % кач. зн. класса: 31,58

Общий средний балл : 4,24

Общий % кач. зн. по предметам: 83,68

Общий СОУ по предметам (%): 74,02

Общий % успеваемости класса: 100

Общий % кач. зн. класса: 36,84

Для связи с учениками и родителями своего класса создана группа в мессенджере WhatsApp. Оперативная, удобная и бесплатная связь, дающая возможность обмениваться информацией, фотографиями, видеозаписями, своевременно информировать родителей и учеников о важных мероприятиях. Это хороший помощник в работе классного руководителя, позволяющий рационально использовать время и средства.

Подобное использование цифровых ресурсов приносит свои положительные плоды: помогает наладить проектную деятельность, сплотить коллектив, заинтересовать детей, вовлечь их в продуктивную самостоятельную творческую деятельность, разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, а учителю дать возможность дополнительных консультаций с теми учащимися, которые в этом нуждаются. Внеурочная деятельность начинает приобретать другую окраску, позволяет быстрее и точнее выявить способности и интересы детей, определить будущий выбор профессии. Может привлечь родителей к совместной работе, более плодотворному общению и пониманию своих детей.

Остается напомнить всем любителям информационно-коммуникационных технологий о здоровьесберегающих технологиях. Бытует мнение, что прогресс сделал человека более уязвимым и очень ослабил подрастающее поколение. Спорить не к чему, нужно помнить о нормативном применении ТСО. Все цифровые ресурсы должны использоваться дозированно.

Длительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим экраном на уроках для учащихся составляет:

  • 1-2 классы - не более 20 минут,
  • 3 - 4 классы - не более 25 минут,
  • 5 - 6 классы - не более 30 минут,
  • 7-11 классы - 35 минут.

Непрерывная работа учащихся с интерактивной доской на уроках :

  • 1-4 классы - не более 5 минут,
  • 5-11 классы - 10 минут.

Продолжительность использования интерактивной доски на уроках:

  • 1-2 классы - не более 25 минут
  • 3-4 классы и старше - не более 30 минут

Обязательная гигиенически рациональная организация урока (смена видов деятельности, физкультминутка, зарядка для глаз). Для предотвращения утомления не допускается использование более двух видов электронных средств обучения на одном занятии.

Любая деятельность, к которой мы хотим привлечь ребенка, должна быть безопасной и полезной для ученика и приносить лишь положительные результаты, как в усвоении материала, так и в сохранении здоровья – самого важного в жизни человека. Таким образом, учитель должен стремиться не только привлечь и вовлечь в процесс обучения школьников, но и правильно спланировать работу учеников на уроке и во внеурочной деятельности, научить их заботиться о своем здоровье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разве можно представить сегодня внеурочную деятельность без цифровых ресурсов?

«Использование цифровых образовательных ресурсов

Внеурочная деятельность – это деятельность школьника, которая учитывает особенности учащегося и направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.

Внеурочная деятельность очень разнообразна. В неё входит выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные), экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, проектная деятельность, поисковые и научные исследования и т.д.

Разве можно представить сегодня внеурочную деятельность без цифровых ресурсов?

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер. Использование цифровых образовательных ресурсов в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения.
Цифровые образовательные ресурсы имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения. Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения способность информационных ресурсов, имеющихся в сети Интернет, существенно повысить эффективность обучения многим дисциплинам и занятиям за счёт наглядности, сопровождения аудио- и видеоинформацией, что способствует формированию у школьников мотивации к изучению дисциплин. Благодаря этому использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с такими ресурсами и основными подходами к их использованию становится очевидной. Обучение на основе мультимедийных программ, с элементами интерактивности, с применением готовых цифровых образовательных ресурсов, позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, педагогических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения интересным. Такой вид обучения особенно подходит и для внеурочной деятельности, для которой характерен именно индивидуальный подход для развития творческого и интеллектуального потенциала ученика.

Её специфика связана с тем, что такая деятельность чаще всего зависит от собственного выбора школьника. Процесс информатизации внеурочного времени должен быть ориентирован на развитие интеллектуального потенциала ученика, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации является одним из важнейших составляющих федеральных государственных образовательных стандартов.

В условиях комплексной информатизации образования важно не только техническое оснащение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Все эти факторы и тот факт, что информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека и обуславливают актуальность выбранной темы.

В свою очередь использование ЦОР на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ЦОР позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Правильно подобранные и разработанные цифровые образовательные ресурсы крайне необходимы для лучшей усвояемости материла и для повышения интереса к его подаче младшим школьникам. К таким в работе учителя были отнесены различные он-лайн викторины, парные задания, виртуальные экскурсии и прочее.

Уроки и занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний.

Использование ЦОР необходимо для самостоятельной работы учащихся потому, что они:

облегчает понимание изучаемого материала за счёт иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

даёт возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать её учителю в виде файла или распечатки;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов во внеурочное время становится в наши дни неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающиеся именно сейчас должны быть вовлечены в спортивные мероприятия, творческие занятия исследовательские проекты, в ходе которых они научатся осваивать новое, понимать, изобретать, и быть способными и открытыми выражать свои мысли, помогать друг другу и уметь принимать решения, а также осознавать возможности и формулировать интересы.

подход для развит ия творческ ого и инт еллектуального п отенциала ученика.

Ее специфик а связана с тем, что такая деятель ность чаще всего зависит от

собственного выбора школь ника. Процесс инф орматизации внеурочного времени

должен быть ориентирова н на развитие интеллектуаль ного потенциала уче ника,

на формир ование умений самостоятель но приобретать знания, осущес твл ять

информационн о - учебную, эксперим ентально - исследовате льскую деятельность ,

разнообразные в иды самост оятельной деятель ности по обработке и нформации.

Статья и презентация могут быть использованы для проведения методического семинара для учителей преподающих предметы естественнонаучного цикла.

ВложениеРазмер
методические рекомендации по использованию ЭОР во внеурочной деятельности 69 КБ
презентация для проведения методического семинара по использованию ЭОР во внеурочной деятельности 2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Панцова Наталья Ивановна,

учитель биологии высшей категории

Зубцовского района Тверской области

«Возможности использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла".

В настоящее время уже невозможно представить себе современный мир без компьютера. Использование компьютера предоставляет новые возможности повышения заинтересованности учащихся в изучении предметов любой направленности, и особенно предметов естественнонаучного цикла, способствует развитию общеучебных компетенций, и, в дальнейшем, самостоятельному получению необходимой информации.

При использовании современных технических средств значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание. Использование ИКТ и ЭОР в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.

Информационные технологии относятся к методам активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. Они позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, включая их во внеурочную деятельность и формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса во всех его формах;
- использовать принципиально новые познавательные средства;
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических, химических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические и биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

ЭОР– это хранилище информации, в котором можно найти все ответы на нужные нам вопросы. Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования. В этой связи рекомендуется максимально широкое использование в 5-11 классах электронной базы ресурсов федеральных образовательных порталов, предназначенных для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

ЭОР – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи .

Дидактические принципы применения ЭОР

Как и в традиционном обучении, современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) базируются на известных дидактических принципах и правилах:

Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию, их копирование, обращение к справочной системе, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок заданий практической направленности – электронные практические работы, лабораторные работы, моделирование, дополнительная визуальная информация, которые становятся универсальным тренингом для обучающихся;

Методика изложения материала должна быть доступна для восприятия и позволять осуществлять обучение или проводить исследование , как с помощью учителя, так и самостоятельно;

Научность изложения материала .

Изложение материала опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

Диалоговый интерфейс, система ссылок позволяет инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

Модульность и вариативность изложения

Материал разбивается на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от поставленных целей и решаемых задач обучения.

Типы и формы ЭОР

1. Цветные рисунки и фото.

Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни, что способствует лучшему усвоению материала и повышению результативности занятия.

- сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, при разборах методик проведения исследований и экспериментов.

- выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень. Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на занятии или при анализе ошибок (при полевых исследованиях и т.п.)

- аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов", включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных физических, химических, биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.

Интерактивные модели - трёхмерное изображение реального предмета или анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Многие биологические процессы (и не только биологические) отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные

К этому типу ЭОРов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации, укрупняться с появлением новых деталей.

6. Мультимедийные презентации.

Данная форма позволяет представить изучаемый материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мысленных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Кроме того могут служить средством получения информации и средством представления результата деятельности (например: защита проекта или исследовательской работы: отчёт о практике).

- Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники, определители.

8.Особый тип электронных образовательных ресурсов – сайты ИНТЕРНЕТ

Здесь можно найти всё что угодно, но задача учителя определится с сайтами, которые могут использовать школьники. Существует перечень проверенных сайтов с качественными образовательными ресурсами. Например:

Преимущества и обучающие возможности ЭОР

Применение ЭОР во внеурочной деятельности позволяет сделать занятия более наглядными и интересными, повысить их эффективность. При помощи ЭОР стало возможным обогатить внеурочные занятия качественным иллюстративным материалом, показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, моделировать химические процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Электронные энциклопедии поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; систему навигации на основе гиперссылок. Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.

Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности обучающихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Таким образом, ЭОР представляет собой эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.

Ограничения использования электронных технологий. МИНУСЫ

Информатизация образования – объективный и поэтому неизбежный процесс. Как и любая инновация, применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе имеет не только достоинства, но и неизбежные недостатки. Существует целый ряд проблем, обусловленных применением ЭОР в учебном процессе :

  • деятельность обучающихся приобретает монотонность;
  • сужается поле творческой деятельности и активности обучающихся;
  • лавинообразный поток информации при использовании ЭОР обескураживает человека;
  • происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности; усиление логического мышления приводит к подавлению интуитивного начала;
  • изоляция обучающихся друг от друга, отсутствие межличностного общения; опасность снижения социализации человека;
  • мотивация обучающихся к процессу работы на компьютере может приобретать чрезмерное значение и отвлекать от решения основной задачи.

Использование ЭОР позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, активизируют познавательную деятельность, повышают эффективность и качество образования. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются системно-деятельностый подход, личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей детей с учетом здоровьесберегающих технологий.

Читайте также: