Сетевая проектная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Сапрыкина Ксения Викторовна

Организация: МБОУ СОШ № 26, г. Зима

Населенный пункт: Иркутская область, г. Зима

Внеурочная деятельность с введением ФГОС стала обязательным компонентом школьного образования. Она должна содействовать развитию креативных качеств детей, обеспечивать воспитание, развитие и социализацию школьника, удовлетворять интересам и потребностям учащихся и их родителей с помощью специально организованного образовательного процесса. Однако, зачастую занятия курсов по внеурочной деятельности проходят в традиционной форме, дублируют дополнительные занятия по предмету, поэтому не вызывают интереса у школьников.

Какую же форму организации курсов внеурочной деятельности выбрать, чтобы дети посещали занятия, были заинтересованы, продуктивно взаимодействовали между собой, приобретали компетентности в различных образовательных областях с использованием телекоммуникационных технологий?

Одной из современных форм организации внеурочной деятельности являются сетевые учебно-образовательные проекты.

Сетевой проект создает условия для развития в учениках качеств человека XXI века: коммуникативность, информационную компетентность, умение планировать свою деятельность и её реализовывать, анализировать и оценивать выполненную работу, корректировать её, представлять созданный продукт общественности.

Общие сведения

Сетевой проект – это командная учебно-исследовательская деятельность, организованная на основе облачных технологий, направленная на достижение совместного результата деятельности, продукта, который может быть использован в дальнейшем. Как правило, результатом сетевого проекта является информационный продукт – совместная презентация, документ, буклет и т.д.

Облачные технологии – это распределенная обработка данных, в которой доступ к компьютерным программам, вычислительным и другим мощностям пользователь получает как онлайн-сервис – в режиме реального времени. Также подразумевается доступ к виртуальным хранилищам из любой точки мира. Для этого необходимое любое устройство с подключением к интернету и веб-браузер.

Сервис позволяет одновременно работать с одним файлом нескольким сотрудникам или творческой группе. Пользователь может хранить информацию в любом формате и свободно получать к ней доступ с любого устройства – привязки к памяти конкретного компьютера нет.

Контент - содержимое, информационное наполнение сайта, издания. Системы управленияконтентомпредставляют собой программное обеспечение, устанавливаемое на веб-сервере и предназначенное для создания и обслуживания сайта.

Аккаунт- это учетная запись, которая хранится в компьютерной системе и содержит в себе сведения о пользователе. Она необходима для опознания конкретного пользователя в системе. Аккаунт предоставляет пользователю доступ к системе или открывает для него некоторые возможности по сравнению с гостем.

Деятельность педагога по планированию и организации сетевого проекта

Чтобы разработать сетевой проект, необходимо в первую очередь определить актуальность, тему, цели, задачи проекта, сформулировать основополагающий вопрос. Далее установить возрастную категорию и состав участников. Кроме того, необходимо наметить сроки реализации проекта.

Затем учителю нужно разработать этапы проекта с конкретными предполагаемыми результатами, описать и сформулировать проектные задания, критерии их оценивания, основной образовательный продукт, ожидаемый в итоге проекта.

Формулировка проектных заданий

Необходимо разрабатывать такие задания для сетевого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений, были интересны и разнообразны, при выполнении которых возможно:

  • сетевое общение, взаимодействие;
  • достижение личностных и метапредметных результатов;
  • применение знаний в реальных жизненных ситуациях;
  • использование знаний из разных предметных областей;
  • проведение наблюдений за тем или иным физическим, природным, социальным явлением;
  • изучение, исследование того или иного факта, явления, события;
  • создание совместной творческой разработки какой-либо идеи;
  • использование различных сетевых сервисов: геосервисы, фотосервисы, презентации, слайд-шоу, онлайн доска, опросы, тесты, рисование онлайн, файлохранилища и др.;
  • использование возможности ИКТ (смартфона, планшета, цифрового фотоаппарата). Например, сделать снимок некоторого объекта, команды, записать видео, найти информацию в сети Интернет и т.п.;
  • должен быть виден конкретный результат работы на каждом этапе: заполненные шаблоны, общая презентация, документы с информацией, результаты обсуждения и пр.

После проектирования заданий для каждого этапа сетевого проекта, необходимо разработать критерии оценивания этих заданий. Критерии оценивания зависят от характера задания и деятельности учащихся. Полученные баллы при оценивании будут заноситься в таблицу продвижения команд.

В результате любого сетевого проекта необходимо заранее продумать продукт участников проекта. Продукт должен быть конкретным, соответствовать контексту проектирования, полезен, эстетичен. Это может быть: презентация, стенгазета, мультимедийный продукт, видеофильм, плакат, виртуальная выставка,Web-сайт, игра, карта, коллекция, серия иллюстраций, статья. (Приложение 2, 3)

После разработки педагог приступает к созданию проекта, определяет платформу для размещения проекта. Это может быть любая удобная платформа: блог, сайт или вики.

Учитель должен владеть начальными навыками сайтостроения. Для реализации сетевой проектной деятельности нами были использованы сервисы Google. Сайт на Google самый популярный способ представления сетевых проектов. Основное достоинство - отсутствие рекламы в бесплатной версии, удобство и простота конструктора. Для организации сетевого проекта функционал этих сервисов вполне достаточен. (Приложение 1)

Структура сайта зависит от замысла педагога. Его страницы могут быть созданы для каждого этапа отдельно или для каждой команды. На главную желательно прикрепить установочную презентацию, в которой указаны основные сведения о проекте, а так же правила работы в команде, функции ее участников и контакты тех, к кому участники могут обратиться в случае затруднений. Кроме того, на стартовой странице необходимо разместить форму для регистрации команд участников.

Каждая команда должна получить свой аккаунт в Google и указать его при регистрации. Именно этому аккаунту учитель открывает доступ для возможности редактирования совместного документа.

Получив доступ к сайту, ребята могут оставлять комментарии, загружать собственные документы, редактировать страничку, готовить совместные текстовые информационные документы, таблицы, презентации, тесты и т.д. Таким образом, п о мере выполнения проектных заданий, контент сайта будет наполняться его участниками. При этом ученики имеют возможность работать над ним коллективно, каждый у себя дома в удобном для себя темпе и в удобное время.

Работа над проектом должна быть строго выдержана по срокам, указанным в ознакомительной презентации.

После каждого этапа учитель, а так же члены независимого жюри (ими могут быть старшеклассники и учителя) выставляют оценки командам в соответствии с критериями, указанными на страницах задания. Проект заканчивается подведением результатов, итоговым отчетом и рефлексией.

В итоговом выступлении ребята представляют информационные продукты сетевого проекта, а так же виртуальную стенгазету.

Рефлексию можно провести посредством Google-формы.(Приложение 4)

Итак, командная работа учащихся в сетевых проектах полезна тем, что школьники, выполняя проектную и исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, приобретают коммуникативные навыки, компетентности в различных образовательных областях. В итоге у них формируется мотивация к дальнейшему овладению знаниями через внеурочную деятельность.

*Хотите разнообразить внеурочную деятельность?

* Хотите освоить метод проектов?

* Желаете научиться не витать, а работать в облаках?

* Стремитесь пообщаться с учащимися в неформальном формате?

* Создавайте и организовывайте сетевые проекты!

* Сетевой проект! Проще, чем Вы думаете!

* Доступнее, чем Вы ожидаете!

Источники информации

Использование файлов сервиса Google Диск

в ходе организации и проведения сетевого проекта

Название

Этап проекта

Описание применения файла

Создается один документ для каждой команды, в которой команда размещает результаты поиска материала по проекту. Доступ к редактированию по аккаунту.

Создается общая презентация для команд, каждой из них выделяется один слайд для создания своей визитки. Доступ для редактирования по аккаунту

Организация работы команд, регистрация

В форме содержатся вопросы о названии команды, имя капитана, аккаунт Google команды. Информация необходима для организации доступа команды к файлам Google Диск. Доступ для просмотра вопросов всем. Ответы просматривает только учитель.

В таблице указываются названия этапов и команд. Выставляются баллы члена жюри. Средствами автоматического вычисления выполняется суммирование результатов поэтапно. Таблица просматривается всеми.

В форме содержатся вопросы об итогах работы команды и в команде каждого участника. Доступ для просмотра вопросов всем. Ответы просматривает только учитель.

Сетевой проект для учащихся

(учитель Сапрыкина К.В.)

Участники сетевого проекта

Сетевой проект проводится среди команд учащихся 4 классов МБОУ СОШ №26

Правила для участников:

  1. Помогаем друг другу.
  2. Не создаём конфликтных ситуаций.
  3. Строго следуем всем этапам проекта.
  4. Выполняем задания вовремя.
  5. Если не понятно, задаём вопросы.
  6. Пользуемся инструкциями.

Основополагающий вопрос:

Почему война 1941-1945 гг. называется Отечественной?

Цель проекта:создание условий для формирования уважения к истории своей Родины через изучениеи сбор информации о Великой Отечественной войне.

Сетевой проект сегодня вошел в школу уверенными шагами. Проектная деятельность без применения новых информационных технологий, без Веб2 теряет свою привлекательность.

И если вы решили реализовать данный вид деятельности у себя, то давайте посмотрим, что нужно для сетевого проекта.

Для знакомс тва с проектной деятельностью:

Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. (ПОЛАТ Е.С.)

Е.Н. Ястребцева отмечает требования, которыми должен обладать сетевой проект:

  • учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
  • работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;
  • организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;
  • основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.
  • возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;
  • систематическая практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;
  • учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой совместной деятельности включают:

  • электронную почту,
  • списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в Интернете,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Планирование сетевого проекта

№ 1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект.

№ 2. Определение примерной структуры проекта.

Сроки реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

Особенности проведения, виды деятельности.

Формы взаимодействия организаторов с участниками.

Критерии оценивания работ участников и проекта.

Результаты проекта. Награды, призы.

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

№ 3. Формулировка проектных заданий.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, известных решений.

Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:

  1. сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,
  2. проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за природным, физическим, социальным явлением,
  3. сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта,
  4. создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,
  5. проведение экскурсии, экспедиции, состязания,
  6. сетевое общение.

№ 4. Разработка критериев оценивания этапов проекта.

Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:

  • Соответствие теме.
  • Наличие исследования.
  • Грамотность.
  • Дизайн.
  • Оригинальность.

Критерии оценки образовательных результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как :

  • успешно работать с другими;
  • принимать обдуманные решения;
  • брать на себя инициативу;
  • решать комплексные проблемы;
  • управлять собой;
  • эффективно общаться.

При разработке проекта важна Триада направляющих вопросов, которая, помогает сфокусировать проект на приоритетных задачах обучения. Вопросы помогают учащимся использовать мыслительные умения высокого уровня, достичь полного понимания основополагающих концепций и предлагают структуру для организации информации по проекту. Направляющие вопросы состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:

2. Проблемные вопросы – вопросы учебной темы, четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.

3. Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Они похожи на вопросы, встречающиеся обычно в тестах. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Проект — это совокупность определенных действий и замыслов для создания реального объекта или теоретического продукта.

Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

В школах мини-проектами педагоги начинают заниматься с детьми уже с 1 класса, где учат их работать в парах и группах, ставить цели и соблюдать правила групповой работы. Следующий шаг к достижению результатов это научить детей умению ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Этим требованиям отвечает метод телекоммуникационных проектов, или сетевой проект, так как он создает благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Что такое сетевой проект?

Сетевой учебный проект — это сетевое удаленное взаимодействие обучающихся из разных регионов и стран (проект также может быть менее масштабным, внутри района, города). Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности (Е.С. Полат).

Сетевые проекты дают возможность конструктивного общения в сети. Они созданы в открытых системах (в частности, в Вики-Вики, Google), имеют простые правила оформления текста, а встроенная система обсуждения открывает возможности для прямого общения и способствует развитию критического мышления у обучающихся. В процессе работы над сетевым проектом участники могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Сетевой проект дает возможность ребенку:

  • учиться познавать мир;
  • ставить проблемы;
  • искать и находить свои решения;
  • учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности;
  • учиться безопасной работе в интернете.

Сетевой проект — реальный путь совершенствования не только ученика, но и учителя, который, будучи вовлеченным в проектную деятельность, вынужден постоянно учиться.

Что дает педагогу участие в сетевом проекте?

Педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей обучающихся. А также меняет свою позицию учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта в нем продвигаться.

  1. Проблема;
  2. Проектирование;
  3. Поиск информации;
  4. Продукт;
  5. Презентация.

Планирование сетевого проекта

  1. Определение темы, в рамках которой будет проводиться сетевой проект.
  2. Определение примерной структуры проекта:
  • название;
  • цитата, лозунг;
  • аннотация;
  • цели и задачи;
  • участники;
  • условия регистрации;
  • сроки реализации проекта;
  • этапы проведения проекта
  • критерии оценивания работ участников и проекта;
  • информационная безопасность;
  • результаты проекта. Награды, призы;
  • авторы, координаторы, администраторы, организаторы.
  1. Формулировка проектных заданий.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, известных решений.

Из опыта участия в сетевых проектах

Учреждения дополнительного образования по своей сути являются инновационными, так как творческая деятельность в их стенах предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России. Инновации в системе дополнительного образования детей позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, личности.

Авторами проекта выступили заместитель директора Центра творческого развития Светлана Кардаева и методист Татьяна Мартын.

Цель проекта: активизация совместной творческой деятельности учащихся, развитие ключевых компетенций участников проекта через самостоятельную и исследовательскую деятельность.

Реализации проекта предшествовал подготовительный этап, который включал в себя:

Категория участников проекта — обучающиеся 5–6 классов, члены военно-патриотических клубов образовательных организаций Соль-Илецкого городского округа.

Подготовительный этап проекта — на данном этапе участникам необходимо было ознакомиться с сайтом проекта, пройти регистрацию, поставить метку на карте, указав свое местоположение и создать визитную карточку команды. На данном этапе участники ознакомились с главными проблемными вопросами, на которые предстояло ответить в течение реализации проекта:

Что означают символы государства?
Кого из великих людей можно назвать символом нашей страны?
Как хорошо мы знаем нашу малую Родину?
Какова роль моей семьи в истории страны?

В завершении этапа необходимо было пройти анкетирование и оформить результаты в виде инфографики.

Работы оценивались по следующим критериям:

  • научная и фактическая достоверность;
  • качество и эстетичность оформления;
  • подбор изображения: красочность и соответствие содержанию;
  • использование нестандартных, инновационных техник при оформлении конечного продукта;
  • соблюдение сроков этапа.

Итог этапа — 28 открыток с изображением природных памятников нашего округа.

Подводя итоги, можно отметить, что сетевая проектная деятельность позволяет ребятам приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогая связать то новое, что узнают они, с чем-то знакомым и понятным из их реальной жизни.

Сетевой проект –учебный или внеурочный– это образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности, организованное посредством социального партнерства в сетевых сервисах Web 2.0. По срокам реализации он может быть краткосрочным, средней продолжительности и долгосрочным, по характеру контактов – внутренним, региональным и даже международным, по предметно-содержательным областям–монопроект или межпредметным[5]. При этом происходит асинхронное либо синхронное взаимодействие участников. Синхронное (коллоборативное) взаимодействиепроисходит в режиме реального времени на единой площадке. При асинхронном взаимодействии участники работают в рамках коллективной площадки, но не одновременно [4].

В рамках данной статьи авторы раскрывают особенности организации, сопровождения и оценивания внеурочного сетевого проекта.

Нами была создана интерактивная Маршрутная карта, в которой все этапы сетевого проекта разместились вокруг вершины Олимпа, которую командам нужно было покорить. Если коснуться метки, можно перейти в вики-страницы нужного этапа.


От коллективной работы в сетевом проекте мы ожидали, что команды, обладающие в разной мере ИКТ-компетентностью, работая над предложенными заданиями, визуализируя свои решения с помощью различных сетевых сервисов, смогут пополнить свои знания по чрезвычайно актуальной теме Зимних Олимпийских игр и ответить на основополагающий вопрос.

В ходе сетевого проекта осуществлялась техническая и психологическая поддержка команд, помощь в формировании ИКТ-компетенции, сопровождение каждого участника коллективного взаимодействия проходило с помощью инструктивных писем и индивидуальных консультаций. Промежуточное оценивание осуществлялось с помощью Таблицы продвижения, самооценки и взаимооценки команд в соответствии с критериями оценивания заданий.

На подготовительном этапе команды прошли регистрацию в сетевом проекте с помощью анкеты. Анкетирование позволило нам определить уровень подготовленности участников и сопоставить предполагаемые результаты проекта с ожиданиямикоманд.

Далее участники отметились в коллективной Google-карте участников проекта, зарегистрировались в АвачаВики, создали личные и командные страницы, познакомились с этапами и заданиями сетевого проекта, с инструктивными материалами и критериями оценивания продуктов проектной деятельности.




Наш сетевой проект начался 7 октября, в день начала шествия Олимпийского огня по стране. Мы надеялись, что Проект – как и огонь – посетит все крупные города России. Участниками проекта стали представители 7 федеральных округов РФ, не было только команд из Северо-Кавказского ФО. Была одна иностранная команда – из Южной Кореи. Наш проект приобрёл международный статус! Одновременно мы решили поучаствовать в Краевом конкурсе учебных проектов, третий этап которого (защита проектов) прошел 5 декабря, что символично –в День информатики! И приятный результат –2 место!

ФГОС – это уже не инициатива, а реальность. Перед педагогами стоит задача вовремя увидеть и поддержать талантливого ученика, сформировать ключевые образовательные компетенции выпускника школы.

Сетевые проекты – воистину эффективное средство реализации ФГОС в образовательном пространстве учебно-исследовательской деятельности, в котором формируются универсальные учебные действия обучающихся: коммуникативные умения, критическое и системное мышление, умение работать с информацией, в том числе цифровой. Здесь происходит продуктивное межличностное взаимодействие и сотрудничество в коллективе, направленность на саморазвитие, социальную ответственность, шлифование умений ставить цель и решать проблемы, а в целом – формирование исследовательской, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной, продуктивной ключевых компетенций, что чрезвычайно важно для выпускника школы [1].

Хочется пожелать коллегам успехов в организации сетевых проектов в образовательном процессе.

Читайте также: