Что запрещено в вальдорфском детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

Можно выделить следующие основные методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада.

Общий принцип — природосообразности развития и воспитания — конкретизируется в следующих положениях:

Вальдорфские детские сады очень отличны от других дошкольных учреждений. В них существуют несколько своеобразных запретов:

  • запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение (воспитание не расчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение; до 7 лет избегают нагрузки на память и на мышление; маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем; следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире; значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям);
  • запрет на радио, кино и телевидение (СМИ для маленького ребенка - источник слишком сильных впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие; они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств);
  • запрет на всякую оценку ребенка (ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением взрослого, при этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу)

Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему "нет". Существует только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

  1. если выполнение желания ребенка может причинять вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);
  2. если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);
  3. если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене)

Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Кроме того проводятся такие занятия, как лепка, пение, танец, ритмика, театрализованные представления и др.

Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра . Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей.

Организационной основой жизни вальдорфского детского сада являются ритм и повторение. Ритм дня представляет собой чередование "выдоха и вдоха" , т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох).

Использованы материалы сайтов: "Вальдорфская педагогика", "Сервер по вальдорфской педагогике" и книга "Дошкольная педагогика от Фребеля до "Истоков".

вальдорфский детский сад

Вальдорфская методика по сей день остается одной из самых обсуждаемых и неоднозначных. По определению, вальдорфская, штайнеровская или вальдорфско-штайнеровская педагогика — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Но такая краткая формулировка мало кому окажется полезной. Мамы и папы, конечно, хотят подробностей и деталей, чтобы понять, стоит ли отдавать кроху в вальдорфский детский сад. Попробуем разобраться.

Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном деток болезненных. А все потому, что основатель методики — Рудольф Штайнер давал уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Произошло чудо: слабенький здоровьем воспитанник с легкостью догнал остальных сверстников, благодаря собственной программе Штайнера. В чем ее особенности и преимущества?

Основным постулатом методики является идея о том, что детство — это не короткий период, который нужно максимально использовать для развития интеллекта и обучения письму и счету, а уникальное время для игр и раскрытия творческих способностей. Не стоит отвлекать малышей зазубриванием букв и чисел, говорят последователи Рудольфа Штайнера. Вместо этого — предоставить крохе возможность познавать природу, исследовать окружающий мир в комфортном ему ритме. И никакого давления извне.

вальдорфский детский сад

Вальдорфские сады также практикуют полный отказ от телевизора и компьютеров, разных гаджетов. Зато всеми силами приветствуют вышивание и выжигание, мозаики, аппликации, оригами и, конечно, танцы. Дети и педагоги в таких садах очень любят эвритмию, когда слово, музыка и движение сплетаются в едином калейдоскопе. Посредством этого удивительного искусства малыши учатся выражать свои эмоции, рассказывать жестами истории, сказки. Много времени уделяется музыке и постановке спектаклей. Причем многие дисциплины, такие как рукоделие и хореография сохраняются в младшей и даже средней школе.

вальдорфский детский сад

Еще до начала XX века Штайнер заметил, что дети, живущие в крупных городах, не имеют представления об элементарных вещах и природных явлениях. Так, у малышей вызывало большое удивление то, как пекут хлеб или поливают цветы, лепят горшки, строят дома или запрягают лошадь. В наши дни ситуация усугубилась — быт ребенка автоматизирован полностью. В результате теряются простейшие навыки. Их и пытаются восстановить в вальдорфских садах и школах. В таких учреждениях имеет место даже садоводческая практика.

Главные принципы вальдорфского детского сада

Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…

Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.

вальдорфский детский сад

Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.

Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.

принципы вальдорфского детского сада

Взвесим ЗА и ПРОТИВ?

Вальдорфская методика активно обсуждается: критикуется и восхваляется. Сторонники уверяют, что только вальдорфские сады и школы способны воспитать творческих и свободных людей. Противники же убеждены, что такой подход формирует детей слабых, не готовых к реальности жизни, конкуренции и борьбе. Другой довод антагонистов заключается в том, что методика устарела. Многие находят смешным заменять желудями конструкторы и машинки. Логика присутствует в обоих случаях — родителям крох есть над чем подумать, поразмышлять.

Безусловным преимуществом является то, что в такие сады дети спешат как на праздник. Атмосфера в этих учреждениях очень теплая и душевная, почти домашняя. И самое главное — здесь царит уважение к личности малыша, с самого раннего возраста.

принципы вальдорфского детского сада

Советы родителям

Если вам близки убеждения Рудольфа Штайнера, вы можете отдать ребенка в вальдорфский сад в вашем городе или частично практиковать методику дома.

Вальдовская группа

Вальдорфская группа детского сада – это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;

вальдорфский детский сад

  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;

дизайн сада

  • мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;

мебель в сад

  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;

возрастной детский сад

  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;

игрушки в саду

  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;

традиции вальдовского сада

  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;

творчество в саду

  • все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;

музыка в саду

  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;

готовка в саду

    работы малышей не оцениваются.

Недостатки вадьдорфской системы в саду

Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:

  • в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
  • несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
  • посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
  • отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
  • у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.

Московские адреса вальдорфских детских садов

  • детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;

детский сад №740

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет.

Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925).

Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

ВложениеРазмер
valdorfskiy_detskiy_sad.docx 27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики

Первый из них — это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики — это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом — не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики — это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию.

Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества. Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей. Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д.

Одно из наиболее распространенных занятий в вальдорфском детском саду — рисование. При этом воспитатель не ставит задачи — научить детей рисовать что-то определенное.

Он просто предоставляет детям возможность повозиться с красками, а сам показывает образец хорошего рисования. Наблюдая увлеченность взрослого и способы его рисования, дети тоже включаются в художественную деятельность, не спрашивая, что и как им рисовать. После рисования работы детей не обсуждаются и не оцениваются. Воспитатель радуется вместе с детьми и любуется тому, что могут краски. То же самое относится и к лепке. Лепить рекомендуется из естественных материалов — мягкой глины, воска, теста.

Еще одно традиционное занятие детей — пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях — в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него. Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются. Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах — колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.

К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.

Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.

Однако самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.

Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.

Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.

Организация жизни в вальдорфском детском саду

Помимо ритма дня соблюдаются ритм недели и ритм года. На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, — день генеральной уборки.

Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения дошкольного образования ругает за устаревшие принципы воспитания, а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Детский сад вальдорфский


Рудольф Штайнер считается основателем антропософии — науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.

Основные принципы

Вальдорфский детский сад москва


Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них – каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский – это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

Вальдорфская педагогика. Вальдорфский детский сад. материал на тему

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики

Первый из них — это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики — это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом — не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики — это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию.

Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества. Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей. Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д.

Одно из наиболее распространенных занятий в вальдорфском детском саду — рисование. При этом воспитатель не ставит задачи — научить детей рисовать что-то определенное.

Он просто предоставляет детям возможность повозиться с красками, а сам показывает образец хорошего рисования. Наблюдая увлеченность взрослого и способы его рисования, дети тоже включаются в художественную деятельность, не спрашивая, что и как им рисовать. После рисования работы детей не обсуждаются и не оцениваются. Воспитатель радуется вместе с детьми и любуется тому, что могут краски. То же самое относится и к лепке. Лепить рекомендуется из естественных материалов — мягкой глины, воска, теста.

Еще одно традиционное занятие детей — пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях — в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него. Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются. Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах — колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.

К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.

Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.

Однако самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.

Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.

Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.

Организация жизни в вальдорфском детском саду

Помимо ритма дня соблюдаются ритм недели и ритм года. На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, — день генеральной уборки.

Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.

Вальдорфская педагогика в деталях

Вальдорфский детский сад путь зерна


Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад – это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия – лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;

вальдорфский детский сад

  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;

дизайн сада

  • мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;

мебель в сад

  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;

возрастной детский сад

  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;

игрушки в саду

  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;

традиции вальдовского сада

  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;

творчество в саду

  • все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;

музыка в саду

  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;

готовка в саду

  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Главные принципы вальдорфского детского сада

Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…

Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.

вальдорфский детский сад

Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.

Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.

Читайте также: