Что за происшествие случилось на школьном участке в рассказе мститель

Обновлено: 07.07.2024

Чему учит рассказ "Мститель"
Рассказ учит прощать обиды, учит не таить зла. Учит тому, что общие дела сплачивают людей. Учит тому, что мстить плохо, а дружить хорошо. Учит быть выше обид.

Отзыв на рассказ "Мститель"
Мне понравился этот рассказ и особенно то, что главный герой не стал мстить мальчику Вите. Он не смог сделать подлость, и это очень хорошо. Это говорит о доброте мальчика и его уверенности в себе.

Пословицы к рассказу "Мститель"
Была вина, да прощена.
Бедного обижать, себе добра не желать.
Судит бог обидчика, а человек прощает.
Прощать прощаю, но меру знаю.
Худой мир лучше доброй ссоры.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Мститель"
В тот сентябрьский день дети копали картошку на школьном участке. Попутно они баловались, насаживали на тонкие прутья куски земли или картофель, и метали их кто дальше.
Герой наклонился за комком и вдруг почувствовал тяжелый удар по спине. Он оглянулся и заметил убегавшего прочь Витьку Агафонова.
От несправедливости у героя навернулись слезы на глазах. Он не мог понять, зачем Витька его ударил? Они давно не враждовали, даже не дрались, потому что герой был много сильнее.
Никто вокруг не заметил этого происшествия, а герой решил обязательно отомстить.
Он решил, что через несколько дней позовет Витьку в лес жечь теплинку, а там ударит его кулаком.
В назначенный день герой позвал Витьку в лес. Тот сперва отказывался, думая, что его хотят бить, потом согласился, когда герой убедил его в своих дружеских намерениях.
Они пошли в гору и всю дорогу герой настраивал себя на суровое мщение.
Возле маленьких елочек выпал первый удобный случай. Витька наклонился и стал показывать на норку, говоря, что из нее вылетел шмель. Он предлагал раскопать норку и герой согласился. Он решил, что эту норку они раскопают, а потом он разделается с Витькой.
Мальчики срезали веток и стали копать норку. Но ожидаемого меда внутри не было, гнездо оказалось заброшенным.
Мальчики двинулись дальше и вскоре Витька нашел целую стайку рыжиков. Мальчикам захотелось пожарить грибы и они решили сбегать домой за солью, все равно не далеко.
Они бежали за солью, а герой думал, что все равно отомстит Витьке.
Ребята взяли два куриных яйца и соли, вернулись в лес и стали жечь теплинку.
Они вырыли ямку, положили туда яйца, засыпали их землей и сверху развели костер. Когда огонь разгорелся, ребята стали жарить рыжики, насаживая их на прутья и посыпая солью.
Грибы оказались чудо как хороши, и съев первую партию, мальчишки решили набрать еще грибов.
Потом ребята раскопали яйца, и с удовольствием их съели. Надо было возвращаться, но герой еще не отомстил. И он предложил сбегать на речку, помыться.
Мальчишки умылись, напились холодной воды и пошли домой. Герой никак не мог заставить себя ударить Витьку и решил простить его. Он подумал, что если Витька еще раз его стукнет по спине, тогда он и отомстит.
И мальчики вернулись в деревню лучшими друзьями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Оборудование урока.

Портрет В. Солоухина.

Карточки с текстом притчи.

Зорко лишь одно сердце.

Самого главного глазами не увидишь

Цели урока:

I .Образовательные: научиться понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

II .Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; работать над развитием речи учащихся.

III .Воспитательные: формировать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.

Организационный момент.

Мотивационное начало урока.

Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.

Сейчас я прочитаю вам притчу.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

-Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

-Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!

-Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души - человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство- внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть). Слайд №1

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (Чувство мести).

Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (Пожар, смерч, огонь, буря). Слайды №2-4

4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

III . Тема урока. Цели и задачи урока. Слайд №5-6

1. Какова проблема рассказа? (сильное желание отомстить обидчику)

– Правильно, но мне еще кажется, что этот рассказ о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

– Что за происшествие случилось на школьном участке? ( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.

- Все события рассказа можно разделить на 2 части: до и после конфликта

-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).

– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова) Слайд №9

- Подберите синонимы к слову месть. (Отмщение, отплата; отместка (разг.); вендетта (шутл. и иронич.) Слайд №10

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова). Слайд №11

– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова) Слайд №12

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

Вывод: Ребята, мы с вами убедились, что необдуманный поступок или слово может сделать лучших друзей врагами. И мы переживаем за них. Но герой рассказа сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно.

-А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (Художественные средства выразительности, которые помогают подчеркнуть настроение, чувство героя).

- Какие средства выразительности вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте. Слайд №13

3. А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о милосердном, гуманном отношении друг к другу. Слайд №14

V . Работа над смыслом названия произведения.

VI . Закрепление материала. Индивидуальная работа.

VII . Рефлексия.

- Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.

- А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё, добрым сердцем помочь).

VIII . Домашнее задание. Поделитесь собственным жизненным опытом: были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? Напишите сочинение-рассуждение. Слайд № 16.

В рассказе на примере школьников поднимаются важные темы мести, прощения, внутреннего конфликта, ответственности за свои поступки.


Главные герои

  • Рассказчик – мальчик, добрый, дружелюбный, справедливый.
  • Витька Агафонов – одноклассник, друг рассказчика, совершивший подлый поступок, но, по сути, неплохой мальчик.

Краткое содержание

Почувствовав удар по спине, главный герой оглянулся и понял, что это в него запустил земляной шарик Витька Агафонов. У пострадавшего на глаза навернулись слезы от горькой обиды – он ведь всегда принимал Витьку в компанию, даже если другие ребята отказывались с ним играть. Неудивительно, что мальчик совсем не ожидал подобного предательства с его стороны.

В лесу было очень интересно. На глаза мальчишкам попалась норка, из которой вылетел шмель. Они принялись было копать норку в надежде достать мед, но она оказалась заброшенной. Затем ребята нашли грибы и принялись их жарить на костре. Герой все время поджидал подходящий момент, чтобы наказать обидчика, но каждый раз откладывал свою месть. В итоге он решил, что ударит Витьку по дороге домой.

Заключение

Книга Владимира Солоухина учит добру, милосердию, умению прощать, находить хорошее в своих друзьях. Месть способна лишь растревожить, растравить душу, и гораздо приятнее простить человека, даже если он совершил не самый благовидный поступок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки на подобные темы необходимы для формирования духовного мира подростка, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы этот человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

- Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?

- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!

- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?

Все исходит от Сердца.

Действительно, можем ли мы говорить о любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно иметь большое Человеческое Сердце.

2. Чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе (слайд 1)

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.

Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.

Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

(- Обида, чувство мщения)

Месть. На что похожа?

Ассоциации с данным словом (слайд 2) (Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток)

4. Слово учителя. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа “Мститель”, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести?

Тема урока (слайд 3)

Знакомство с писателем (слайд5)

Цели и задачи урока (слайд 4)

Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, внутреннему монологу, кроме того, он участник всех событий в произведении)

А что такое монолог? В чем необычность данного монолога? (Он – внутренний.)

– Внутренний монолог – это литературный прием, с которым мы еще не раз встретимся на страницах других художественных произведений.

– Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (Он помогает писателю показать особенности того или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).

– Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению, и нежеланием бить доверчивого приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней борьбы, столкновения чувств, конфликта, который называется внутренним.

– Запишите определение в тетрадь. (На доске: внутренний конфликт – конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие).

– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

– Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)

– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.

– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом.

– Что порождает обида и злость? (Месть).

– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова). (слайд 10)

Вскоре созрел план мести.

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).

– Как ведет себя Витька? Сразу ли он соглашается?

Мальчик убеждает друга в том, что он забыл обиду, что отмщения не будет.

– Мальчики в лесу.

Какие картины вы рисуете в своем воображении? Картины довольно-таки мирные.

Мальчишки вместе жгут костер, собирают рыжики, раскапывают норку, купаются в реке.

Но не так спокойно на душе у главного героя. Ведь он все время ищет удобный момент, чтобы отомстить. Найдите в тексте цитаты, доказывающие это.

Сначала желание отомстить очень сильно. Но постепенно оно ослабевает. Зачитайте строки, которые показывают, что обида утихает, главный герой успокаивается.

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

– Что можно сказать о Витьке? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.

- Почему ушла обида?

- Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.

- Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?

Чем закончилась конфликтная ситуация?

3. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу, выполнив различные задания.

Составление синквейна.

Отомстить, ударить, отплатить

Месть - на душе плохо

Делать, любить, радоваться

Делайте чаще добро

4. Сегодня мы с вами вели разговор о важных жизненных вопросах: как должен поступать человек в ответственных моментах жизни. Важно не руководствоваться сразу эмоциями. Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем!

Мне бы хотелось, чтобы вы научились прощать.

И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина. А строки из стихотворений Эдуарда Асадова и Татьяны Кузовлевой станут вашим жизненным девизом:

Эдуарда Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И коль ваша дружба крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться…

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Все встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные не мстительны.

Оружье сильных - доброта.

2.Нарисовать, каким вы представляете месть и прощение. Подумайте, какие краски для этого подберете.

Читайте также: