Что являлось характерной чертой политической жизни индии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В Индии в период независимости образовалась легитимная политическая система, постоянно расширяющая свою массовую базу. Однако политический абсентеизм остается характерной чертой наименее экономически развитых штатов, где процесс классообразования не завершился. Абсентеизм более характерен для сельских районов.

В Индии ускорился процесс формирования гражданского общества. Легитимность политической системы стабильно обеспечивалась ростом поддержки голосующих за основные партии. Значительная часть рабочих поддерживает ИНК(И). Вместе с тем существуют политические силы, ориентированные на небуржуазные слои общества (городские и сельскохозяйственные рабочие, маргинальные городские слои, низшие группы крестьянства).

Политизация индийского общества сопровождалась институционализацией партий и регламентацией государством их деятельности. Перед каждыми выборами Избирательная комиссия издает Кодекс поведения политических партий.

Закон 1985 г. ввёл запрет членам парламента на выход из партии, а также голосование без согласования со своей партийной фракцией.

Для Индии характерно деление партий на общеиндийские и региональные.

Характерной чертой партийной системы Индии является преобладание ИНК над оппозиционными партиями, что обусловлено первоначальным характером национального объединения, а затем приверженностью курсу обеспечившему государству социально-экономическую стратегию и единство страны.

Особенности политики модернизации

Индии пришлось решать задачи модернизации в условиях крайней сложности. Был разорван единый хозяйственный комплекс Британской Индии. Многие важные предприятия и посевы размещались на территории Пакистана, с которым отношения были крайне напряженными. Сама Индия была крайне неоднородным государством. На территории страны проживали сотни народностей. В ее состав входили как демократические штаты, так и полунезависимые княжества.

Готовые работы на аналогичную тему

ИНК в такой ситуации проявлял осторожность в проведении преобразований, пытаясь преодолеть архаичные формы общественной жизни. Кастовая система была ликвидирована, представители каст уравнены в правах. Ослаблялась основа феодальных порядков: арендаторам было дано право выкупать обрабатываемые ими земли, помещики потеряли права собирать с крестьян налоги. Но правительство не нарушало уклада сельской жизни общин с их натуральным хозяйством.

Собственность колониальных властей составила основу государственного сектора, в который вошли энергетика, железные дороги, промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения. Установилась система пятилетних планов. Индия для создания собственной промышленности использовала содействие СССР.

Придавалось большое значение поддержанию социальной стабильности, являвшейся главным условием для привлечения иностранных капиталов. Стремясь предотвратить рост социального неравенства в 1960-е гг. правительство повысило степень контроля над экономикой, национализировало банки, систему оптовой торговли, ввело ограничения на максимальный размер землевладений.

Не допуская социальной поляризации, правительство проводило стратегию модернизации, сочетавшую протекционистскую политику с государственными инвестициями в перспективные сектора экономики.

Итогом политики модернизации стало усложнение социальной структуры и формирование многоукладной экономики. К 1990 г. удельный вес занятого в промышленности населения возрос до 16% рабочей силы. Выросли города-гиганты, возникли анклавы высокотехнологичного производства, научные центры. Индия овладела технологией ядерного оружия, ракетной техники.

Передовые технологии сочетаются с положением, когда треть взрослого населения неграмотно. Именно сельское малограмотное население обеспечивает Индии социально-политическую стабильность. Не охваченное стремлением к повышению уровня жизни, консервативное крестьянство на выборах поддерживает ту партию, к которой оно привыкло. Партия Индийский Национальный Конгресс потеряла власть на выборах 1977 г., когда ее лидеры решили добиваться сокращения рождаемости. Для женщин был повышен возраст вступления в брак с 15 до 18 лет, для мужчин началась кампания за добровольную стерилизацию. Сельские избиратели такие меры расценили как покушение на устои жизни.

Зеленая революция - это использование новых сортов зерна, электрификация, внедрение современной техники земледелия в сельском хозяйстве Индии.

Однако темпы роста населения угрожают превысить возможности производства продовольствия.

В 1990-е гг. правительство принимает меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, либерализации внешней торговли, привлечения иностранных капиталов.

Внешняя политика Индии

В 1965 г. вспыхнули боевые действия между Индией и Пакистаном в пустынных районах без демаркированной границы. Одновременно начались военные действия из-за Кашмира.

В 1971 г. причиной войны с Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Восстание в этой густонаселенной и бедной провинции вызвало поток беженцев в Индию. В результате военного конфликта индийские войска заняли Восточный Пакистан, который стал государством Бангладеш.

В рамках противостояния развивается сотрудничество Пакистана с Китаем, который также имеет территориальные споры с Индией по вопросу границы в Гималаях.

индия доклад

Страны

Особенности политического развития Индии кратко изложены в этой статье.

Политические особенности Индии

Политическое развитие Древней Индии определялось такими особенностями:

  1. Духовно-религиозным характером.
  2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания.
  3. Религия как основный фактор развития политики.
  4. Влияние мифологических понятий о праве и государстве.

В брахманизме были устроенные понятия о государстве.

  • Есть 2 вида власти: светская, осуществляемая правителями – кшатриями и духовная, осуществляемая брахманами.
  • Духовная власть имеет верховенство над светской властью. Правители подчинялись жрецам, чем уменьшалась их роль в обществе.
  • Каждое государство существует благодаря семи элементам: царю, советнику, стране, крепостью, казне, войску, союзникам.
  • Правитель отвечал за ведения войн, защиту, расширение территорий, поддержание порядка, наказание преступников.
  • Власть правителя имеет значение на совещательных началах с брахманами. Их приказы имеют подзаконное значение.
  • Государство – это сдерживающее начало.
  • За государственное преступление наказание может вынести царь либо же наказание будет преследовать вас после смерти.

Формы правления были разнообразными: с монархическими формами существовали республики. Продолжали сохраняться институты и элементы военной демократии, такие как народные собрания, советы старейшин.

В Индии существовала особая налоговая система и различные государственные монополии. Пошлины обеспечивали постоянное поступление средств для нужд государства. Некоторое количество дней в году свободные общинники должны отработать на строительстве мостов, дорог и на общественных работах.

Индия являлась политическим государством, где не совсем прочные экономические связи компенсировались строгой централизацией управления. Как только централизация ослабевала, то государство распадалось на отдельные политические образования.

В период независимости в стране образовалась легитимная политическая система. Такая политическая система осталась характерной чертой слабо экономически развитых штатов, в которых не завершился процесс классообразования. Власть избирается путем свободных выборов, голосуя за определенную партию.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие политические особенности Древней Индии и современного государства.


Политическая система в Индии менялась с течением времени, но в значительной степени базовая система всегда оставалась неизменной. В далеком прошлом и при индуистских, и при мусульманских правителях существовала абсолютная монархия. В прошлые века Слова Раджи или Бадшаха обычно были окончательными, и никто не осмеливался оспаривать приказы царя. Правитель имел своих министров, с которыми можно было советоваться, мнение приближенных людей позволяло принять правильное решение правителю.

Индийская политическая система

Довольно часто считается, что индийская политическая система, является копией британской политической системы, однако это не так. Система развивалась под влиянием восточных, западных, древних и современных индийских традиций и Британия, при всем уважении к ней, не имеет к этому никакого отношения.

Одной из наиболее заметных характеристик индийской политической системы как до, так и после обретения независимости было сочетание централизации. Как в древней, средневековой и современной Индии существовала концентрация власти, так и политическая система постепенно развивалась.

Раджи и цари были всемогущи и пользовались неограниченной властью, но в то же время они не вмешивались в дела деревни. После обретения независимости в соответствии с новой конституцией центральное правительство стало очень мощным, но все же упор все время делался на то, чтобы держаться подальше от деревенских дел и предоставлять значительную защиту простым жителям.

Мощная Бюрократия

В политической структуре правительства была та мощная бюрократия, которая не имела никаких контактов с массами. Она должна была быть политически нейтральной, а также требовала выполнения решений законодательного органа, который опять же ни в коей мере не являлся представительным органом.

Государственная система Индии основана на трех органах: исполнительной, законодательной и судебной власти. Но в целом бюрократия была очень мощной. Это был железный каркас работы правительства.

Политическая структура вплоть до 1947 года в Индии почти не менялась. Она в основном оставалась прежней и нетронутой. Колониальная система была руководящим принципом политического устройства, и основная структура новой конституции все же многое унаследовала из прошлого.


Роль кастовой системы

В Индии кастовая система имеет очень глубокие корни. На самом деле, трудно представить себе индийскую общественно-политическую систему и организацию без кастовой системы. Эта система, хотя и является пятном на честном имени индийского общества, однако, она очень поощряется Индийским правительством.

Касты были принудительно введены в политическую систему Индии так, что одна каста была вынуждена бороться против другой, и все общество разделилось, и не было единой политической оппозиции. Кастовая система очень сильно доминировала в политике и во многом продолжает преобладать в современной Индии.

Сегодня все кандидаты политических партий на выборах выдвигаются с учетом кастовой принадлежности. Таким образом, каста была и продолжает занимать очень важное положение в Индийской политической системе. Ни одна политическая партия не осмеливается выступать против кастовой значимости страны.

Особенности политической системы в Индии

Политическая система, как она сложилась в Британской Индии, была навязанной. В этом случае у индусов почти не было выбора. Они должны были принять то, что было дано им британским правительством. Народ имел весьма ограниченный выбор в отношении избрания своих собственных представителей, а выборные органы имеют весьма ограниченные полномочия. Бюрократия была очень сильной и мощной. Но политическая система в свободной Индии имеет свои особенности.

После обретения независимости в Индии долгое время существовала однопартийная доминирующая система. До 1967 года в Индии партия Конгресса была у власти, как в центре, так и в Штатах. Именно в этом году в результате народного протеста партия потеряла контроль в некоторых регионах, но была возвращена к власти в центре, хотя и с уменьшенным количеством голосов.

В 1971 году, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен к власти, как в центре, так и во многих государствах. Партия была отстранена от должностных полномочий только в 1977-1979 годах, после отмены национального чрезвычайного положения, введенного в 1975 году, когда к власти пришла новообразованная партия – Джаната. Однако, в 1980 и 1984 годах, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен.

В период, предшествовавший получению независимости, не было и речи о том, чтобы покинуть политическую партию. Однако после обретения независимости избранные представители народа в выборных органах меняли свою лояльность и выходили из партии, если они этого хотели. Это привело к политической нестабильности в стране и не только это, также данные события привели к обмену кроров рупий, генерирующих черные деньги. Хотя попытки сдержать дезертирство стали предприниматься еще в 1967 году, когда был создан Комитет Ю. Б. Чавана для изучения всего этого вопроса, тем не менее, дезертирство продолжает разъедать корни политической системы Индии.

Характерной чертой политической системы Индии является многопартийность. Особенности партийной системы исходят из необычайно пестрого сословного, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Особенно большую роль играют политические партии при выборах парламента и президента, в формировании правительства. Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс. Однако в настоящее время в общественно-политической жизни страны четко просматривается тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему. Более того, справедливо будет сказать, что в настоящее время Индия – это многопартийная страна с преобладающим количеством мелких региональных партий.

Все действующие в этой стране партии подразделяются на национальные, региональные признанные и региональные непризнанные. Реальным влиянием на политической сцене Индии пользуются партии, принадлежащие к первым двум категориям. В стране функционируют 6 национальных, 45 региональных партий, чье влияние ограничено одним или несколькими штатами и более 700 региональных непризнанных партий. При этом критерии для определения статуса той или иной партии довольно условны. Они базируются на итогах ее участия в выборах и в практическом смысле имеют значение только с точки зрения определенных привилегий, как, например, предоставление во время предвыборной кампании времени вещания на национальных теле- и радиоканалах или же присвоение партии определенного избирательного символа.

В соответствии с существующим законодательством за партией закреплялся статус региональной в том случае, если ее кандидаты получили не менее 6% всех действительных голосов на выборах в парламент от округов штата либо в местный законодательный орган. Партия, признанная по этим критериям в четырех и более штатах и союзных территориях, получает статус национальной. Таких партий в Индии шесть: Индийский национальный конгресс, Бхаратия Джаната Парти, Бахуджан Самадж Парти, Национальный Конгресс, Коммунистическую партию Индии и Коммунистическую партию Индии (марксистская).

Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости (1947 – 1977 гг.), а также в 1980 – 1989 гг. и 1991 – 1996 гг., с 2004 г. В общей сложности в течение 45 лет из почти 60 лет независимого существования страны. 37 лет премьер-министрами являлись родственники и потомки основателей партии – Мотилала Неру и Махатмы Ганди – Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди.

Другие партии правили в Индии в 1977 – 1980 гг., 1989 – 1991 гг., 1996 – 2004 гг.

В настоящее время влияние в обществе партии Индийский национальный конгресс несколько ослабело, однако на выборах 2004 г. Партия вновь пришла к власти. Одновременно крепнут две крупнейшие оппозиционные партии – Бхарата Джаната парти и партия Джаната Дал.

Бхарата Джаната Парти – крайне правая партия, основана на религиозных идеях, религиозно-общинной основе. Выражает интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев. Стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности. Выступает за децентрализацию экономической власти в стране, усиление частного сектора. В 1998 г., ведущая индусская партия Бхарата Джаната Парти (БДП), потеснив Индийский Национальный Конгресс и другие центристские и левые партии, пришла к власти, а её представитель Атал Бихари Ваджпаи стал премьер-министром. И сразу же вслед за этим гром ядерных испытаний возвестил миру о появлении новой сверхдержавы. А затем, победив с огромным перевесом на выборах осенью 1999 года, БДП ещё больше упрочила свою власть, однако в 2004 г. проиграла выборы, вновь передав власть Индийскому Национальному конгрессу.




Джаната дал представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса, выступает с критикой правительства, ратует за снижение налогов, повышение пенсий, списания долгов с крестьян, демократизацию внутренней жизни страны.

Существуют и другие партии, менее значимые и немногочисленные по составу. В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.

Судебную систему Индии составляют:

В отличие от других федеративных государств, в Индии существует единая, строго централизованная судебная система. Ее ступени:

суды панчаятов – низшая ступень судебной иерархии, рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;

суды мунсифов, где заседание ведет судья-индус. Эти суды рассматривают только гражданские дела с небольшой ценой иска (от 1000 до 5000 рупий)

дополнительные суды – рассматривают гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на суды мунсифов

окружной судья – рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам.

высшие суды штатов – первая инстанция при рассмотрении сложных дел и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов;

Верховный суд – высшая судебная инстанция.

Верховный суд состоит из главного судьи (обычно старейшего по возрасту) и 17 судей. Судьи Верховного суда назначается президентом.

Верховный суд Индии и высшие суды штатов помимо прочего осуществляют конституционный контроль.

Характерной чертой политической системы Индии является многопартийность. Особенности партийной системы исходят из необычайно пестрого сословного, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Особенно большую роль играют политические партии при выборах парламента и президента, в формировании правительства. Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс. Однако в настоящее время в общественно-политической жизни страны четко просматривается тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему. Более того, справедливо будет сказать, что в настоящее время Индия – это многопартийная страна с преобладающим количеством мелких региональных партий.

Все действующие в этой стране партии подразделяются на национальные, региональные признанные и региональные непризнанные. Реальным влиянием на политической сцене Индии пользуются партии, принадлежащие к первым двум категориям. В стране функционируют 6 национальных, 45 региональных партий, чье влияние ограничено одним или несколькими штатами и более 700 региональных непризнанных партий. При этом критерии для определения статуса той или иной партии довольно условны. Они базируются на итогах ее участия в выборах и в практическом смысле имеют значение только с точки зрения определенных привилегий, как, например, предоставление во время предвыборной кампании времени вещания на национальных теле- и радиоканалах или же присвоение партии определенного избирательного символа.

В соответствии с существующим законодательством за партией закреплялся статус региональной в том случае, если ее кандидаты получили не менее 6% всех действительных голосов на выборах в парламент от округов штата либо в местный законодательный орган. Партия, признанная по этим критериям в четырех и более штатах и союзных территориях, получает статус национальной. Таких партий в Индии шесть: Индийский национальный конгресс, Бхаратия Джаната Парти, Бахуджан Самадж Парти, Национальный Конгресс, Коммунистическую партию Индии и Коммунистическую партию Индии (марксистская).

Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости (1947 – 1977 гг.), а также в 1980 – 1989 гг. и 1991 – 1996 гг., с 2004 г. В общей сложности в течение 45 лет из почти 60 лет независимого существования страны. 37 лет премьер-министрами являлись родственники и потомки основателей партии – Мотилала Неру и Махатмы Ганди – Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди.

Другие партии правили в Индии в 1977 – 1980 гг., 1989 – 1991 гг., 1996 – 2004 гг.

В настоящее время влияние в обществе партии Индийский национальный конгресс несколько ослабело, однако на выборах 2004 г. Партия вновь пришла к власти. Одновременно крепнут две крупнейшие оппозиционные партии – Бхарата Джаната парти и партия Джаната Дал.

Бхарата Джаната Парти – крайне правая партия, основана на религиозных идеях, религиозно-общинной основе. Выражает интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев. Стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности. Выступает за децентрализацию экономической власти в стране, усиление частного сектора. В 1998 г., ведущая индусская партия Бхарата Джаната Парти (БДП), потеснив Индийский Национальный Конгресс и другие центристские и левые партии, пришла к власти, а её представитель Атал Бихари Ваджпаи стал премьер-министром. И сразу же вслед за этим гром ядерных испытаний возвестил миру о появлении новой сверхдержавы. А затем, победив с огромным перевесом на выборах осенью 1999 года, БДП ещё больше упрочила свою власть, однако в 2004 г. проиграла выборы, вновь передав власть Индийскому Национальному конгрессу.

Джаната дал представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса, выступает с критикой правительства, ратует за снижение налогов, повышение пенсий, списания долгов с крестьян, демократизацию внутренней жизни страны.

Существуют и другие партии, менее значимые и немногочисленные по составу. В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.

Судебную систему Индии составляют:

В отличие от других федеративных государств, в Индии существует единая, строго централизованная судебная система. Ее ступени:

суды панчаятов – низшая ступень судебной иерархии, рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;

суды мунсифов, где заседание ведет судья-индус. Эти суды рассматривают только гражданские дела с небольшой ценой иска (от 1000 до 5000 рупий)

дополнительные суды – рассматривают гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на суды мунсифов

окружной судья – рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам.

высшие суды штатов – первая инстанция при рассмотрении сложных дел и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов;

Верховный суд – высшая судебная инстанция.

Верховный суд состоит из главного судьи (обычно старейшего по возрасту) и 17 судей. Судьи Верховного суда назначается президентом.

Верховный суд Индии и высшие суды штатов помимо прочего осуществляют конституционный контроль.

Вопрос:

Какие важнейшие черты характеризовали политическое и экономическое развитие Индии после обретения независимости?

Подробный ответ:

Основные черты экономического, социального и политического развития в Индии в 19-20 веке:

• Индия – часть Британской колониальной империи, которая включает Республику Индию, Исламскую Республику Пакистан, Народную Республика Бангладеш

• Все еще отсталая страна, большая часть населения которой прибывает в нищите

• Социальная жизнь характеризуется продолжительными периодами голода, массовыми эпидения, абсолютным сокращением численности населения, низкий уровнем продолжительности жизни, что осталось после колониального подчинения

• 90% населения живет в селе

• Горожане – жители малых городов численностью от 5 000 до 50 000 человек.

• Хозяйство определялось традициями и разделением общества на касты

• Господство полунатурального хозяйства

• Организация хозяйства – полуфеодальные отношения

• Сельское хозяйство основывалось на 3 системах землевладения и налогообложения: 1) постоянное обложение – действовало в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, на севере Мадрасской провинции (земля была в собственности крупных землевладельцев-брахманов) – 90% ренты, 2) временное обложение – действует со второй половины 19 века в Соединенных провинциях, Центральных провинциях, Панджабе – права на землю были у мелких землевладельцев), 3) система райятвари – действовала в Мадрасской и Бомбейской провинциях – право собственности на землю было у мелких владельцев земли, которые сдавали ее в аренду

• Буржуазия в Индии уже была, но слаба и немногочисленная, поскольку буржуазия Индии была частью английского капитала, и целиком и полностью зависела от Британии и заказов правительства

• Буржуазия включала парсов, марваров, гуджаратских баниа, мусульманских бохра и ходжа

• Промышленность тоже была, но с преобладанием английского и торгового, и банковского капитала, который был сосредоточен в Бомбее и Калькутте

• Постепенно появлялись коммерческие фирмы, аукционные компании, банки, фабрики и плантации

• Происходит национально-освободительная борьба против колониального господства, которая закончилась независимостью страны

Читайте также: