Что является важнейшим свойством музыкального содержания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бах мыслил "полифонически", а Бетховен "мелодически".
Я думаю, что сказать "Бетховен мыслил мелодически" будет правильно, потому что некоторые специалисты утверждали, что Бетховен имел "вариационный дар", ещё говорили, что он был "одарён мелодически".

НАТЯНУЛИСЬ ГИТАРНЫЕ СТРУНЫ
Александр Блок

Натянулись гитарные струны,
Сердце ждет.
Только тронь его голосом юным—
Запоет!
И старик перед хором
Уже топнул ногой.
Обожги меня голосом, взором,
Ксюша, пой!
И гортанные звуки
Понеслись.
Словно в серебре смуглые руки
Обвились.
Бред безумья и страсти,
Бред любви.
Невозможное счастье!
На! Лови!

СОНЕТ 8
Уильям Шекспир

Ты—музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?

Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?

Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,—
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.


Что за звуки! неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Всё, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ, милый мне:
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.

Обобщающий урок-концерт в пятом классе по теме: “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.

Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств.

Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.

“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).

Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.

Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое. А большинству ребят удается найти литературный образ, адекватный музыке.

Море, берег, суша, волны…
В парусах тот ветер вольный,
Что качает корабли
От зари и до зари.

Море, волны, суша, брег…
Пена белая, как снег.
Волны поднялись всё выше.
Чайки там кричат, ты слышишь.

Это стихотворение написала ученица 6 класса Гребенкина Елена под впечатлением музыки Н.А.Римского-Корсакова “Океан – море синее”.

Но чаще всего говорим о взаимосвязи музыки и литературы в 5 классе, тема которого “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” и “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.

Уже традиционными стали конкурсы сказок, созданных детьми. Опираясь на опыт, приобретенный на уроках литературы и музыки, дети создают удивительные истории, где герои музыка и музыканты.

“Музыка рождается из того же необыкновенного вещества, что и наши сны. Она, как сон, слагается из разноцветных “стёклышек калейдоскопа”, отражающих яркие мгновения жизни” – из сказки ученицы 5 класса Беловой Веры.

Сказка… Ее удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются, очень близок и понятен детям. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, – на все лады она разыгрывается, варьируется. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. На уроках музыки дети слышат фрагменты известных сказок в музыкальном изложении: “Спящая красавица” и “Щелкунчик” П.И.Чайковского, “Конек-Горбунок” Р.К.Щедрина, “Золотой петушок” и “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и др.

А логическим завершением первого полугодия 5 класса может стать урок-концерт “Сказка в музыке и литературе”, который поможет обобщить полученные знания, познакомит учащихся с новыми музыкальными сказками для детей. Подготовку к этому уроку необходимо начать заранее, так как учащиеся являются активными участниками всего действа.

Главным героем этого урока стал кот и не случайно. Ведь он в славянских сказках фигура особая. Кот Баюн – необычный кот: роста огромного, шерсть черная, как уголь, а глаза горят огнем. Он – главный помощник Бабы-Яги, существо, наделенное большой мудростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. Знает он много сказок и песен и сам является персонажем колыбельных. Помните?

– Приди, котик, ночевать,
Нашу Машеньку качать.

С учащимися пятых классов я разучила разные фрагменты из музыкальных сказок:

5А – “Кот в сапогах” муз. С.Соснина, сл. Е.Добродеевой и К.Ибряева;

5Б – “Кошкин дом” муз. В.Золоторева, сл. С.Маршака;

5В – “Истории кота Филофея” муз. Я.Дубравина, по пьесе В.Гина и В.Зимина.

Продумали костюмы для всех героев. Кроме музыки на этом уроке звучали и стихи.

Вспомнили на этом уроке приметы и суеверия, связанные с котом. Вы их тоже знаете:

– Черная кошка – к несчастью;
– Кошка умывается – к гостям;
– Кошка прячет нос – к холодам.

Провести этот урок мне помогали мои ученики: мальчик и девочка. Они соглашались и спорили: нужна ли музыка литературе? И как в любом споре к концу урока родилась истина. Это урок-концерт, поэтому прошел чуть ярче и торжественнее. И даже традиционный вывод по уроку на этот раз прозвучал в стихах:

И нет предела красоте,
И нет предела счастью.
А музыка царит везде,
Борясь со злым несчастьем.

Урок закончен.… Но дети не расходятся,- им хочется общаться в прекрасном мире искусства. А я благодарна всем соавторам этого урока: и ученикам, и тем, кто написал музыку, и авторам стихов, прозвучавшим на этом уроке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Цели и урока:

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.

Особенности содержания произведений искусств

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

Метафора в искусстве

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.

hello_html_m2dfee94b.jpg

Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.

Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.

Цветовая гамма картины сдержанная, с преобладанием золотистых, серых и коричневых цветов. Фона как такового здесь нет – всё внимание зрителя фокусируется на фигуре Христа, а всё остальное словно тонет во мраке: среди мрачных тонов лишь одеяние Спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора ! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.

Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.

Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.

И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.

Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.

Что такое музыкальное содержание

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.

Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Что же является сущностью музыкального содержания?

Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.

Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.

Расскажите о её настроении, характере.

! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.

Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.

Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:

Музыка написана в минорном ладу , в медленном темпе.

Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.

Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.

Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.

Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Вопросы и задания

Почему художественное произведение можно уподобить загадке?

Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?

Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.

В чём состоит сущность музыкального содержания (2 час)

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями? Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно созерцательному настроению. Ибо она повествует нам о печали - не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.

Точно так же и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё, от чего люди смеются и веселятся.

Мы видим, что музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, все богатства фантазии, всё таинственное и волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни,- всё это заключает в себе музыка, главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония № 7:
1 часть. Poco sostenuto-Vivace, mp3;
2 часть. Allegretto , mp3;
Бетховен. Симфония № 9, Ода К радости (финал) , mp3;
Бетховен. Соната № 14:
1 часть. Adagio sostenuto (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано) , mp3;
2 часть. Allegretto (ф-но) , mp3;
3 часть. Presto agitato (ф-но) , mp3;
3. Сопровождающая стаья, docx.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

Личностные:

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Предметные:

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

Цели и урока:

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.

Особенности содержания произведений искусств

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

Метафора в искусстве

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.


Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.

Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.

Цветовая гамма картины сдержанная, с преобладанием золотистых, серых и коричневых цветов. Фона как такового здесь нет – всё внимание зрителя фокусируется на фигуре Христа, а всё остальное словно тонет во мраке: среди мрачных тонов лишь одеяние Спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.

Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.

Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.

И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.

Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.

Что такое музыкальное содержание

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.

Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Что же является сущностью музыкального содержания?

Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.

Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.

Расскажите о её настроении, характере.

! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.

Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.

Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:

Музыка написана в минорном ладу, в медленном темпе.

Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.

Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.

Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.

Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Вопросы и задания

Почему художественное произведение можно уподобить загадке?

Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?

Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

Читайте также: