Факультет ненужных вещей анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет романа прост. Археолог Зыбин обвиняется во вредительстве: по преступной халатности упустил золото. В действительности же герой ни в чём не виноват. Из него пытаются выбить признание, но он находит способ, как из политических преступников перейти в бытовые. В это время один из сотрудников органов, Нейман, находит золото. Зыбина освобождают.

Для автора, как мне кажется, главное — не сюжет, а мировосприятие героев: почему поступают так или иначе, как и о чём думают; они живут в стране, которая накладывает определяющий отпечаток на мироощущение, – понимают ли они это?

“— Ну вот стена — бейтесь об неё головой, что выйдет?

— У одного вышло, — усмехнулся Зыбин.

— Что?

— Сдох!”

К сожалению, человек может переступить грань между “бытием” и “небытием”, как это произошло с Корниловым. Он не сумел поймать “спасительного презрения”, не понял, что перед ним — нелюди, не хватило силы духа, чтобы снести страдания, и “три четверти предателей — неудавшиеся мученики”.

Предательство Корнилова началось с благого намерения спасти отца Андрея. Потом он уже писал: “По вашему поручению. ” и “Считаю своим долгом довести до вашего сведения. ” – стал сексотом, получив псевдоним. “Овод. Видишь, какой псевдоним мы тебе выбрали. Героический! Народный. Такое имя заслужить надо!” Он его и заслужил — предательством. “Он умер и сейчас же открыл глаза. Но был он уже мертвец и глядел как мертвец” (Гоголь): он отрёкся от чести, совести и любви. Физически он жив, но духовно мёртв, ибо несвободен.

Зыбин не стал предателем. Он противопоставил угрозам, побоям, страху мысль — и, выиграв, осознал, что в этой смертельной схватке победит свободный духом, как Каландарашвили, который отправил письмо Сталину. Он не благодарил вождя за счастливое детство внуков, не жаловался, не выпрашивал, а просил Сталина вернуть долг. Он писал своё послание в зоне. Вопреки его уверенности, последовала за такой дерзостью не казнь, а свобода.

“Спасительное презрение” Георгия было ненадолго подорвано появлением женщины-следователя, которая пытается его погубить. Но Зыбина спасает образ Лины. Воспоминания о любви, обо всём, что было с ней связано: о море, о сломанной ноге, о крабе, о кладбище и скульптуре, — помогают герою хотя бы в снах унестись из мрачной атмосферы тюрьмы. Интересно, что Маргарита, желая воссоединиться с Мастером, приходит к Сатане, а Лина, стремясь облегчить участь Зыбина, появляется в “сером” доме. Каждая из них прибегает к помощи самого страшного, только Сатана оказывается более гуманным, чем сотрудники НКВД.

Одной из “ненужных вещей” стала человеческая память, но её, как и фантазию, истребить не удалось, поэтому герои Ю.Домбровского постоянно возвращаются как в собственное прошлое, так и к культурным истокам. Память опасна, потому что способна вырыть “самую глубокую могилу в мире” — эти слова Р.Бредбери, как и другие эпиграфы в романе, позволяют точнее понять идею произведения.

“Всё будет правильно — на этом устроен мир”, — так говорил булгаковский Воланд, и ему нельзя было не верить, но роман Домбровского заставляет в этих словах сомневаться. В Москве Булгакова появляется Воланд, и Зло берёт на себя функции Добра. Но кто спасёт мир, где “существует только социалистическая целесообразность”? Нет надежды даже на появление Сатаны, и чреват “страшным будущим” “недобрый, жаркий” тридцать седьмой год.

комментарии: Денис Ларионов

О чём эта книга?

Сотрудники НКВД арестовывают Зыбина: они хотят сфабриковать масштабный показательный процесс, подобный тем, что происходят в это время в Москве, и вовлекают в него как близких Зыбину людей (его заместителя, археолога Владимира Корнилова; его возлюбленную Полину; подсобного рабочего Родионова), так и людей, напрямую с ним не связанных (бывший священник Андрей Куторга). Но золото неожиданно находится, а в алма-атинском отделении НКВД возникает серьёзный внутренний конфликт. Задуманный показательный процесс сворачивается, а измученного, но преодолевшего все испытания Зыбина выпускают на свободу.

Когда она написана?

Как она написана?

Жертвенник. IV–III век до н. э. Бронза. Литьё. Найден в 1983 году на южной окраине Алма-Аты. Центральный государственный музей Республики Казахстан

Что на неё повлияло?

В более широком смысле на роман повлияла и европейская историографическая традиция начиная с обсуждаемых в романе Светония и Тацита. Подобный временной разброс принципиален для Домбровского, который воспринимает события 1937 года в свете всей истории человечества.


Ещё 9 книг о сталинском терроре

Как она была опубликована?

Что было дальше?

Что общего в жизни Юрия Домбровского и его героя, Георгия Зыбина?

Рабочие водку глушат. Одного так уж даже замертво увезли. Научный состав навеселе, а руководитель сидит без штанов в шалаше. Красотища!

Юрий Домбровский

Золотые украшения воина (V век до н. э.), найденные при раскопках могильника в предгорьях Заилийского Алатау, Казахская ССР. 1977 год

Участники научной экспедиции в пустыню Бетпак-Дала (Голодная степь) разбирают гербарий. Казахстан, 1936 год

Что происходит с идеей, когда она становится действительностью? Очень много с ней неожиданного и неладного происходит тогда

Юрий Домбровский

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В литературе второй половины 20 века особо остро встал вопрос противостояния человека тоталитарному обществу. В свет выходят произведения, в которых авторы изображают драмы реальных героев. В большинстве своем эти произведения являются автобиографическими.

По мнению писателя, противостояние возникает вследствие стремления творческого человека на преодоление узких государственных рамок, тогда как государству нужны служители, а не творцы. Если государство подавляет человека - то закономерна гибель человечества. Согласно авторской концепции выстроена и система персонажей. Для подтверждения вечности исторического процесса автор представляет два промежутка исторического времени (Древний Рим и 30-е годы ХХ века), между которыми разница более чем в две тысячи лет и в каждом из которых существуют свои герои, но тем не менее они делают одинаковый выбор и представляют собой четыре варианта самоопределения в истории.

На разных этапах истории всегда воспроизводится четыре основных действующих лица: свободная личность (Христос, Зыбин), представитель государства, социального зла (Сталин, Понтий Пилат, Нейман), предатель (Иуда, Корнилов, Куторга) и художник, творец, запечатлевающий для потомков это вечное противостояние (евангелисты, художник Калмыков). Свободный человек, считает Ю. Домбровский, должен опираться на культурную память, в которой запечатлены все предыдущие версии этого вечного столкновения, иначе он не сможет правильно самоопределиться в истории. Культурно-историческая память оказывается связующим звеном между современностью и историей.

Главный герой романа Зыбин находится в ситуации нравственного выбора. Чтобы его правильно совершить, он должен преодолеть давление современности и выйти в историю культуры человечества.

Ю. Домбровский изображает сильную, борющуюся личность. Зыбин – человек, вступивший в напряжённый поединок со служителями тоталитаризма. Зыбин – человек образованный, умный и думающий, прекрасно знает историю и законы, так что ставит в тупик следователей: обвинения, которые к нему предъявляются, абсурдны и аморальны. На него оказывает давление вся атмосфера тюрьмы. Государственной машине подавления противостоит отдельно взятый человек. Человек признается виновным только потому, что попадает в здание НКВД, и задачей следователя становится не поиск истины, а стремление принудить его обвинить самого себя – в этом весь абсурд ситуации. С этой целью следователь, а в его лице тоталитарная система, использует совершенно безнравственные методы: ложные показания сексотов, состряпанные протоколы допросов, сфабрикованные улики, недозволенные методы на психику человека.

Зыбину удаётся оправдаться и выйти из тюрьмы.. В романе главный герой сумел остаться человеком и одержал нравственную победу над предателями, доносчиками и палачами. По мнению автора, обретение истины невозможно без испытаний, страданий и даже мученичества. Этим путем он и ведет героя, который выходит из всех испытаний победителем (А.И.Смирнова. Вестник ВолГу , 2005, с. 105-108).

Итак, т оталитарная система не способна раздавить героя Ю.Домбровского Зыбина. Как отмечает Абдуллаева Ю.Д., для него главное - сохранить свое человеческое достоинство, а отказаться от убеждений - все равно, что от себя отказаться, от человеческой своей сути, и следственно, погибнуть.

Коротко об авторе

Юрий Осипович родился в 1909 году в интеллигентной семье. Отец был адвокатом, мать — учёным в области биологии и анатомии. В 1932 году юноша поступил на Высшие литературные курсы в Москве, по окончании которых он сразу же был выслан в Алма-Ату.

Причина ссылки неизвестна. Якобы в комнате общежития Домбровского нашли некий флаг. В Казахстане Юрий работал археологом, искусствоведом и журналистом. В 1937 году его вновь арестовали, но через несколько месяцев отпустили.


Действие происходит в 1937 году. Главный герой книги Георгий Николаевич Зыбин во многом имеет сходство с автором. Он также работает в алма-атинском историко-краеведческом музее. Зыбин старается подстроиться под систему, живя тихо-мирно.

Он думает, что его фигура вряд ли привлечёт внимание НКВД, но не тут-то было. По ложному доносу Зыбина обвиняют в хищении золотых артефактов, антисоветчине и другой ереси.

Следователь Нейман не имеет против него фактов, доказывающих вину, и привлекает специалиста по выбиванию признаний Хрипушина. Сосед по камере Буддо по доброте душевной советует Георгию во всём признаться и повиниться. Так ему дадут срок поменьше.


Для главного героя такой выход неприемлем. Это означало бы для него признать, что право и закон ушли в небытие. Зыбин начинает бороться за свою жизнь, полагаясь только на себя. Если б он знал, что следователи хотят сделать его участником громкого показательного процесса!

На допрос приглашаются все сотрудники музея: Корнилов, Андрей Куторга и другие бедолаги. Они один за другим ломаются, начиная сотрудничать с властями. Но дело принимает совершенно неожиданный поворот.

В НКВД происходит смена власти. Нейман чувствует, что власть убегает из его рук. Дело о мнимом хищении закрывают. Освобождение Крюкова происходит по счастливому стечению обстоятельств, но Зыбин чувствует себя победителем, ведь он выстоял и не сдался! Прослушать можно в аудиоверсии по ссылке.

Читайте также: