Что является территорией школы

Обновлено: 02.07.2024

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Требования к школьной территории - RSS

Требования к школьной территории

Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. В городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.

При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений.

На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Однако при организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж, для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

Для выполнения программы по физической культуре допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи школы и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха учеников, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м. от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. со всех сторон. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией школы контейнерных площадках жилой застройки.

Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение.

Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается.

При наличии в общеобразовательной организации дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

Уровни шума на территории школы не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых общеобразовательных организаций предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

В соотв.Ст.19 п.7 N 272-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

(В законе не сказано про кадастровый план земельного участка,а только территория, предн. для оказания образоват. услуг)

Вопрос: Что считается территорией для оказания образов. услуг (в моем случае, это музыкальная школа)-территория здания, где проходят все занятия или территория земельного участка по кадастровому плану, где занятия не проводятся,(т.е. формально образов. услуги не оказываются)? Граница земельного участка только на бумаге,на местности никак не обозначена, у музыкальной школы даже забора нет, там свободно ходят все подряд и даже машины ездят. Расстояние до здания школы-101 м., до границы земельного участка по кадастр. плану -88 м.

Я понимаю, в дет. садах и общеобр. школах есть прилег. огороженные территории, стадионы где проводятся мероприятия образовательного характера, но в музыкальной школе всегда только внутри здания и прилег. территория на местности никак не обозначена. Можно ли в этом случае считать расстояние до здания школы, где только и оказываются образов. услуги? Есть ли судебная практика?

В законе указано это вот так.

В фз 273 об образовании нет понятия территории образовательной организации.

Тут еще проблема в том что формально — речь идет не просто от входа и до входа, а именно по прямой линии, без учета каких то преград.

В практике пишут по разному — часто просто копирую фразы из закона.

Но есть пример с кадастровыми документами


Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественными, качественными и социальными характеристиками территории. Автор, анализируя критерии оценки территории образовательной организации, акцентирует внимание на тех возможностях, как для менеджмента образовательной организации, так и для органов управления образованием, которые появятся при грамотном выстраивании стратегии образовательной организации, относительно ее территории.

Ключевые слова: образовательная организация, территория, стратегия развития, менеджмент, органы управления образованием.

Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими в медицине и в биологии, в экономике и в педагогике [1, с.216].

Основной целью любой образовательной организации является выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня, то есть создать условия, при которых обучающийся сможет получить совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Вместе с тем, управление образовательной организации предполагает довольно широкий диапазон аспектов (к примеру, управление рисками, PR-менеджмент, маркетинг образовательных услуг, аутсорсинг, фандрайзинг и т. д.).

Управление образовательной организацией, в виду своей многоаспектности, достаточно сложно, и нам, в настоящей статье хотелось бы остановиться на одном объекте управления образовательной организацией — территорией образовательной организации.

Так, рассматривая территорию организации, как объект управления, в настоящей работе мы понимаем, что территория организации — это часть территории населенного пункта, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре, переданная (закрепленная) целевым назначением за юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации [3].

Территория представляет собой один из важнейших стратегических ресурсов любой организации, вне зависимости от сферы ее деятельности, а необходимость управления всеми ресурсами организации является одной из основных задач менеджмента данной организации.

Стратегическое управление развитием территорией, исходя из тематики данной работы — территорией образовательной организации — представляет собой определенную динамику, изменяющую основные характеристики объекта (территории), его потенциал.

Динамика изменений территории может быть рассмотрена нами, как через ряд экономических характеристик (количественные, качественные), так и посредством анализа социальных характеристик.

Так, рассматривая количественные характеристики территории образовательной организации, мы можем говорить об изменении площади территории, качественные — это и изменение правового статуса территории, либо права, на котором образовательная организация эту территорию использует, изменение категории разрешенного использование земельного участка. Кроме того, это могут быть права третьих лиц на отельные части (доли) земельного участка, иные объекты недвижимого имущества, расположенные на территории земельного участка. Данные качественные характеристики относительно статичны и изменения достаточно сложно-прогнозируемы.

Также необходимо отметить локацию территории образовательной организации, под которой мы понимаем ее местоположение в пространстве.

В данном случае, интересна локация территории, относительно основных транспортных магистралей населенного пункта, а также, относительно расположения массовой жилой застройки, соответственно, массового проживания населения, как будущего потенциального контингента образовательной организации.

Говоря о качественных характеристиках территории образовательной организации, мы можем сказать еще о сервитутах (обременениях земельного участка), о различного рода инженерных коммуникациях, расположенных на территории образовательной организации, места для стоянки автотранспорта и т. д.

Рассматривая социальные характеристики развития территории образовательной организации, стоит отметить такие, как:

  1. Устойчивость — это длительное сохранение условий для использования потенциала территории образовательной организации (как правило, можно говорить о социальном и хозяйственном потенциале). Безусловно, развитие территории не может характеризоваться, как строго линейный процесс. Даже территория образовательной организации (стабильно — востребованный социальный институт) может изменяться, в том числе и под воздействием внешней среды.
  2. Сбалансированность — это сохранение баланса социального, природного, экологического и иных составляющих развития территории.
  3. Социальная ориентация — это оценка направления территориального развития, относительно потенциальной востребованности образовательных услуг, как населением, так и экономикой региона, это оценка демографических показателей населенного пункта и региона, в целом

Рассматривая территорию как объект управления, можно определить территорию образовательной организации, как систему, включающую в себя собственно территорию (земельный участок, на котором расположена образовательная организация), ресурсы, необходимые для функционирования территории, органы власти различного уровня, обеспечивающие управление и развитие территории.

Рассматривая всех участников системы развития территории образовательной организации, их взаимосвязь, можно констатировать, что субъект управления (менеджмент образовательной организации), используя находящиеся в его распоряжении ресурсы, воздействует на территорию образовательной организации, управляя ею, достигая поставленных целей.

Внешняя среда, в лице, например, органов управления образованием императивно воздействует на менеджмент образовательной организации (к примеру, оптимизация налоговой нагрузки на имущественный комплекс образовательной организации), а менеджмент, используя имеющиеся у него ресурсы, в свою очередь, воздействует на территорию, решая поставленные перед ним задачи.

В качестве обратной связи всех элементов системы, можно отметить показатели эффективности управления территорией, получаемые, как внешней средой, так и самим менеджментом образовательной организации. Показатели эффективности могут быть выражены, прежде всего, в денежном эквиваленте (затраты на содержание, обслуживание объектов, расположенных на территории, налоговые отчисления и т. д.). Кроме того, одним из актуальных для образовательных организаций критерием можно отметить отсутствие претензий со стороны контролирующих органов (например, обеспечение образовательной организацией доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Учитывая приведенные выше критерии оценки, мы можем с уверенностью сказать, что территория образовательной организации, в большей, или меньшей степени представляет собой уникальный стратегический ресурс, который менеджмент образовательных организаций, увы, не всегда использует, либо использует не в полном объеме.

Грамотно выстроенная стратегия развития территории образовательной организации открывает целый ряд интересных возможностей, например:

  1. Дает возможность формирования менеджментом образовательной организации стратегического видения развития территории образовательной организации, как самостоятельно, так и в контексте развития города, региона;
  2. Позволяет оптимизировать управленческую нагрузку на менеджмент образовательной организации (оптимизация управленческого взаимодействия структурных подразделений образовательной организации);
  3. Способствует оптимизации расходов образовательной организации (в части сокращения расходов на обслуживание территории образовательной организации, как в настоящее время и в долгосрочной перспективе);
  4. Возможность оптимизировать нагрузку образовательной организации, связанную с обеспечением безопасности (террористической, криминальной, природной, техногенной и т. д.)

К сожалению, в настоящее время, указанные выше возможности в большинстве образовательных организаций не могут быть реализованы в силу отсутствия соответствующих методик управления, из-за недостаточной компетентности менеджмента образовательной организации и в силу ограниченных финансовых, кадровых и иных ресурсов.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, территория, земельный участок, внешняя среда, населенный пункт, орган управления, локация территории, менеджмент, развитие территории, территория организации.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Город]

В прошлом посте я рассмотрел планировку одного района Пензы и показал, что школы с их большими территориями занимают существенную часть площади и тем самым играют немалую роль в организации пространства. Я отметил две основные функции:
1. Служить маршрутом транзитного движения пешеходов (в силу величины площади обходить их далеко, да и не всегда есть проходы);
2. Эти территории привлекательны как парки.
Здесь я спущусь на землю и рассмотрю одну из школ района - ту, что под окном.


Итак, школа № 17, весьма средняя школа (была таковой в советское время, столь же средней осталась и сейчас). Собственно, сама школа нас сейчас не интересует - только ее территория. Вот ее гуглокарта:

Синим обозначена граница территории школы, сиреневым - транзитные пешеходные маршруты. Доступ на территорию школы должен осуществляться со всех сторон - ученики живут в окрестных домах и в основном ходят в школу пешком. Имеется четыре входа на территорию школы, ни один из них не запирается - ворота попросту отсутствуют. Для школ в глубине района это вполне нормально - в конце концов школьники достаточно взрослые дети, чтобы идти в школу и домой самостоятельно. В отличие от школ территория детского сада должна иметь закрытый периметр - просто в силу неразумности детей. Как правило, так оно и есть. Детские сады существенно меньше школ, так что это не мешает транзитному движению жителей внутри района (впрочем, не всегда: если два детских сада имеют общий забор, то они в паре уже существенно мешают внутриквартальному движению).

Наличие четырех входов на территорию школы делает ее удобной для транзитного движения жителей. Из четырех школ района я хорошо знаю три - все они активно используются для транзитного движения. Число входов на территорию от трех (не считая проломов в ограде - чисто детские ходы) до пяти.

Основной транзитный маршрут - северо-запад / юг (через желтую зону).



Если обратили внимание, на обоих снимках видны прохожие. Это обычное дело до достаточно позднего вечера - данный транзит связывает центр района с ул. Карпинского (о продолжении этого маршрута южнее я писал в посте про заборы). Что в этом маршруте плохо - пятьдесят метров грунтовой тропы. Как видите, она очень широка - причиной тому грязь в дождь, пешеходы стараются обойти ее рядом по траве, эту самую траву вытаптывая и расширяя грязь. По уму надо заасфальтировать эту тропу - тогда трава сохранится. Это надо сделать в том числе и для самой школы - этим же путем идут в школу ученики.

Заасфальтировать - реальная идея, вот была же асфальтовая тропа в сторону ул. Карпинского (пока не построили эту высотку с ее глухим забором):


А вот, обратите внимание, восточный выход.


То, что его используют для транзитного прохода, а не только ученики, было для меня неожиданностью (впрочем, чтобы пройти из тех домов на транспорт по ул. 8 марта - где еще?). Но сделал я этот снимок ради иллюстрации интересной идеи. Предположим, что "очень умный" директор школы вдруг решил "обезопасить" учеников и закрыл периметр, т.е. прекратил транзит жителей через территорию школы. Повысится ли безопасность учеников? Оказывается, нет, безопасность понизится. Что находится за этими воротами? Гаражи на задах жилого дома (подъезды с противоположной стороны). То есть сразу за забором школы находится укромное место для возможного преступления. А вот транзитный поток взрослых жителей района делает это место вполне безопасным - оно находится под приглядом случайного прохожего, к тому же не одного. Так что закрывать проход через школу ни в коем случае не надо (а идея такая может возникнуть - сама территория школы действительно станет чуть безопаснее; или опаснее - за счет хулиганов из числа учеников школы).

На этом с транзитным проходом через территорию школы закончим.

Теперь взглянем на эту территорию как на парк - в конце концов там целая березовая роща! Это зеленое пространство и оно привлекательно для жителей. И на самом деле оно ими используется в качестве парка, причем достаточно многообразно.


Сначала отметим, что территория школы членится на две существенно разных зоны: стадион и роща. Вот как выглядят они при взгляде с балкона:
Стадион


и роща (на плане в начале поста обозначена желтым)

Стадион используется так:
1. Детьми на спортплощадке
2. Велосипедистами и роллерами (подростки)
3. Для прогулок с колясками и просто так
4. Для прогулок с маленькими собачками (у нас у самих чихуахуа, так что нам - туда)
5. Зимой - лыжниками
6. Круглогодично - любителями физкультуры на свежем воздухе




В отличие от стадиона роща в основном используется как место выгула крупных собак - вот попалась мне лайка:


Когда я обошел школу, к ней присоединился спаниель (они играли в дальнем углу, так что фотографировать было бесполезно).

Еще одно использование этого места - опять же любители физкультуры.

Как ни странно, каких-то "хулиганских" компаний на территории школы регулярно не собирается - для этого у них есть другие места, более укромные, одно из них - на территории центра детского творчества (мы там с собакой гуляем так что знаю). Слово "хулиганских" я взял в кавычки потому как какие они хулиганы? Подростки - курят, матерятся, их курмыш весь граффити расписан - обычное взросление, не более.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать о территории 17 школы. Де-факто это общественное пространство. В этом случае. Может ли быть иначе? Да, может. Вот пример - совсем другой район (около ж/д вокзала), школа № 44. Вот ее гуглокарта:


Заметим, что она находится в центре города, в районе нормальной планировки, так что расположена между двумя улицами. Это очень престижная школа, так что учатся в ней не окрестные дети, а со всего города привозят их в основном на машинах (и забирают тоже). Раньше через территорию школы был внутриквартальный транзит - я им пользовался, когда жил в другом месте по пути с центрального рынка через ж/д вокзал. Лет пять назад школа закрыла свой периметр, причем на воротах установлены домофоны. Транзит был пресечен.


Эта территория никак не является общественной. Правильно ли это? Пожалуй, да. Во-первых, школа находится не в лучшем окружении: ж/д вокзал, центральный рынок. Во-вторых, данный транзит использовался не жителями этого квартала, а совсем посторонними людьми типа меня - посетителями рынка. Ну и в-третьих, этот транзит не намного короче пути по улице - просто было приятно пройтись не вдоль дороги. Оба выхода с территории школы на улицу, так что закрытие периметра не уменьшило совокупную безопасность школьников - наверное, это все же правильное решение.

Только вот вопрос: а кто и как принимает это решение? В случае 44 школы лучше одно, в случае школ моего района - другое, но это "лучше" затрагивает не только школу и ее учеников, но и жителей района. По уму надо учитывать интересы всех - но каким механизмом? Эта неясность (или скорее лакуна) меня несколько напрягает.

Читайте также: