Что является содержанием духовно нравственного воспитания в детском саду

Обновлено: 01.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Опыт работы старшего воспитателя Ермаковой Е.С.

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.

Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников в моей группе последовательно выполняются несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
( пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);

- продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей

- усвоение духовно – нравственных традиций не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Мы, имея дело с детскими душами, должны постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям"), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе".

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Мы ставим перед собой задачи по духовно – нравственному воспитанию дошкольников такие как:

• Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

• Создать условия для восприятия целостной картины мира.

• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

• Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

В своей работе мы выделили правила, которым следуем сами и создаем условия для реализации этих правил дошкольниками:

Правила почитания и уважения старших

Нельзя:
- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;
- бездельничать, когда все вокруг трудятся;
- смеяться над старостью и старыми людьми;
- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;
- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки;
- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;
- обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы

- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т.д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.
- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.

3. Правила доброго любящего сердца

- милосердствует, никогда никому не причиняет зла;
- не превозносится над другими, не гордится;
- много терпит, все переносит без уныния, без печали;
- не гневается, не раздражается, не мыслит зла;

- не завидует, не ищет своего;

- не радуется неправде, а порадуется истине;
- не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;
- неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств;

Правила добрых дел

Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.
- Не твори добра на показ.

- Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

- Старайся искоренять плохие привычки.

- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

- Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

- Без разрешения ничего не бери.

- Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

- Утешай в печали, скорби, болезнях.

- Никогда не произноси плохих злых слов, оскверняющих душу человека.

- Не будь жадным, негостеприимным.

- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.
- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час.
- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

6. Правила воспитания щедрости

- Учим себя отдавать, делиться со всеми.
- Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.
- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.

- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.

На сегодняшний день мы пришли к выводу, что самым слабым, местом в духовно – нравственном воспитании детей является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Для решения этой проблемы разработали следующие формы работы с родителями:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);

индивидуальные консультации специалистов;

информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

помощь родителей детскому саду .

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям мы достигли следующих результатов.

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Дошкольное детство-это важный период в жизни ребенка,когда формируются ощущения собственных возможностей,потребность в самостоятельной деятельности,основные представления об окружающем мире,добре и зле в нем,представления о семейном укладе и родной земле.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых,от того,как они его воспитывают,какими впечатлениями обоготят. сл2

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Детство-время развития всех сил человека, как душевных,так и телесных,приобритения знаний об окружающем мире,образования нравственных качеств и привычек.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. сл3

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ :

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка,содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта,основанного на традициях русского Провославия.

Учитывая возростные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:

-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

-формирования гражданского самосознания,любви к Родине и русскому народу.

Формирование первоночальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь,семья. любовь,добро,верность)

-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей,быть послушными,приветливыми,вежливыми,доброжелательными)

В своей работе использую разнообразные формы работы в разных видах деятельности:

1) Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”и т. д.)сл 9

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

2)Продуктивная деятельность дает большие возможности для духовно-нравственного воспитания :сл 10-14

Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта,ко дню матери)открытки для пап к 23 февраля,коллективная работа к дню Победы,аппликации к провославным праздникам (Вербное воскресенье,Пасха).

Выставки детского творчества как результат художественной деятельности:рисование,аппликации,лепки.

Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине.

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту,фольклору.

-Заучивание стихов о маме

-совместные мероприятия детей и мам.

Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание справляется с ними легко и естественно,т. к. это реальные исторические личности,многие черты характера. Из рассказов педагога,литературы,видеофильмов дети узнают о былинном Русском Муромце как о реальном историческом лице, о Дмитрии Донском молодом московском князе,победившем огромное войско Мамая,на Куликовом поле….

Цель :формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувство любви к своей семье,городу,природе. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,уважение к прошлому,настоящему,будущему родного края.

В процессе реализации проекта решаем следущие задачи:

-формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с городом.

-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества

-формирование основ экологической культуры,гуманного отношения ко всему живому.

-формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,развитие творческих способностей.

Проект является долгосрочным. Срок реализации 4 года:2016-2019. И охватывает четыре возростных периода детей (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа)СЛ 25

Проект разделен на четыре раздела

1. Моя семья (Семья,детский сад,профессии)

2. Вот эта улица,вот этот дом. (Улицы,дома)

3. Частица малая России. (г. Куртамыш)

4. Наша кладовая (Богатства родного края)

В проекте имеется описание каждого раздела и тематический план по группам.

Определен ожидаемый результат реализации проекта.

Важную роль в развитии духовно-нравственной сферы ребенка играет класическая музыка,слушание колокольных звонов. СЛ 29. Мы имеем возможность слушать колокольный звон,т. к. наш детский сад находится рядом с Петро-Павловским храмом.

Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

В группе детского сада существует три обязательных правила:

• Нельзя бить и обижать людей;

• Нельзя ломать и портить результаты труда других;

• Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты,в мире духовности и фонтазии. Ведь все лучшее,что начнет формироваться в детском саду,найдут свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последущее и духовно-нравственные достижения человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут,чтобы взрослые показали им путь,который определяет им правильную достойную жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

К каким перспективам развития дошкольника мы должны стремиться?СЛ 31

уверенный в собственных силах;

способный к волевым усилиям;

готовый отвечать за свои поступки;

доброжелательный, эмоционально отзывчивый

уважительно относящийся к семье и социуму;

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

овладевший предпосылками учебной деятельности.

Мы ответственны за то,чтобы детство наших детей было счастливым.

Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду. «Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Актуальность и проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.

Целью духовно – нравственного воспитания дошкольников является формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств.

История России знает немало периодов, когда деградация личности, целого поколения, деморализация общества отражались на судьбе страны, приводили к социальным расколам и катаклизмам. В 1990 – е годы Россия пережила один из таких упадков. Каким вырастет следующее поколение и каковы будут его моральные устои, культура – зависит сегодня от качества воспитательной работы и формирования духовно – нравственного фундамента юных граждан страны.

Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:

  • Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
  • Размытые нравственные ориентиры в обществе,
  • Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
  • Агрессивное влияние средств массовой информации,
  • Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.

Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей. Как следствие, несмотря на усилия вполне благополучных семей и профессиональных педагогов, в обществе возрастает детская преступность, увеличивается число подростковых абортов, появляются дети – сироты, брошенные несовершеннолетними матерями. А со временем проявляются и более масштабные проблемы безнравственного поколения. Задачами педагогов, соответственно, являются преодоление вышеуказанных отрицательных факторов, следование образовательным стандартам, ориентирование подрастающего поколения на базовые национальные ценности, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.

Методы и средства духовно – нравственного воспитания дошкольников

Методы нравственного воспитания – это своеобразный набор инструментов в руках воспитателя. С помощью методов педагог может эффективно и увлекательно организовать систему нравственного развития и совершенствования маленькой личности, управлять воспитательным процессом. С помощью правильно подобранных методов духовно – нравственного развития воспитателем осуществляется целенаправленное воздействие на дошкольников, организуется и направляется их повседневная жизнедеятельность, обогащается их нравственный и культурный опыт.

Педагоги – методисты выделяют следующие общие методы нравственного воспитания дошкольников:


Методы формирования нравственного поведения Поручения
Упражнения
Требования
Положительные примеры взрослых
Воспитывающие ситуации
Формирование нравственного сознания Этическая беседа
Пример
Просьба
Объяснение
Внушение
Методы стимулирования Одобрение
Соревнование
Поощрение
Награждение

По способу выражения и воздействия методы классифицируют на:

  • Наглядный (наблюдение за сказочными героями, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение экскурсий, и другое),
  • Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, разгадывание загадок, заучивание песенок, поговорок, считалок, разбор ситуаций, проведение конкурсов, утренников и так далее),
  • Практический (изготовление поделок, рисование, разучивание танцев, проведение игр, инсценировок, и так далее).

Стоит заметить, что методы могут использоваться комплексно, с учетом возраста и возможностей дошкольников.

Среди средств духовно – нравственного воспитания дошкольников выделяют несколько групп:

  1. Художественно – изобразительные средства. К ним относят книги, занятия по рисованию и прикладному творчеству, музыкальные занятия, просмотр поучительных мультфильмов и сказок. Такие средства положительно влияют на эмоциональную сферу воспитанников, формируют моральные представления.
  2. Обращение к природе, ее проявлениям. Сюда можно отнести и прогулки среди деревьев, в парке, экскурсии к природным объектам, интерес к домашним животным. Все проявления природы, вызывающие восхищение, жалость, желание заботиться воспитывают в ребенке гуманную личность. Но не стоит путать с контактными зоопарками, дельфинариями и цирковыми представлениями, где звери содержатся в неволе, так как дети в раннем дошкольном возрасте еще не способны осознать мучительные судьбы таких животных.
  3. Практические игровые средства. Свободные игры в группе, инсценировки, настольные игры, подвижные игры – это варианты воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. Под руководством педагога в ходе интерактивного общения дети получают опыт межличностного взаимодействия, построенного на уважении друг к другу, берут пример, учатся контактировать, оценивать свои и чужие поступки с позиции морали.

Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

Знакомство детей со сказкой в садике может быть выражено в форме:

  • Рассказывания (свободный пересказ),
  • Выразительного чтения (с интонацией и мимикой),
  • Беседы по сказке (анализ поступков персонажей),
  • Иллюстрированной постановкой (пальчиковый или аппликационный мини – театр).

В младшей и средней группе дети с большим удовольствием учатся ролевым играм, инсценированию, наряжаясь в костюмы и изображая процесс вытягивания репки или заселения импровизированного теремка. Когда такие занятия и игры сопровождаются смехом и весельем, когда воспитатель буквально опускается на уровень малышей, ползая на коленях и играя вместе, а не диктуя строгим голосом, тогда в атмосфере детской раскрепощенности и непринужденности, на фоне положительных эмоций у детей формируется живое образное представление о роли сказочных героев, смысле их поступков. Закрепить восприятие сказочных образов, мотивы поведения героев и смысловой посыл сказки помогает совместная беседа по сказке:

  • Кто из героев сказки вам больше понравился?
  • Кто совершил хороший поступок, а кто плохой?
  • Какое действие персонажа вам больше понравилось?
  • Кого можно поругать, а кого простить?

Запоминая сюжеты русских народных сказок, воспринимая яркие образы персонажей и анализируя действия героев, дошкольники учатся выражать свои мысли, свое отношение, проецировать поступки, учатся быть добрыми и отзывчивыми.

Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

Важную роль в процессе духовно – нравственного воспитания детей играют народные традиции. В русском фольклоре заложен большой педагогический потенциал, он может служить отличным средством духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. По сути фольклор – это народная педагогика. Сложенные веками традиции наполнены лучшими чувствами — добродушия, трудолюбия, гостеприимства, почитания родителей, уважения к природе, соблюдения здорового образа жизни. Славянские народы жили в единении с природой, почитали ее, знали народный календарь со всеми приметами, отсюда в фольклоре заложены частые обращения к природе как за помощью, так и в радости. Так как обращение к природе является одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников, фольклор можно и нужно использовать в педагогическом процессе.

Элементы фольклора, наиболее используемые в воспитательном процессе:

  • Игры,
  • Песни,
  • Частушки,
  • Народные сказки,
  • Поговорки, потешки и прибаутки,
  • предания и былины,
  • обычаи и обряды,
  • прикладное творчество (фольклорные игрушки и др.).

Как может воспитатель применить фольклорные элементы на практике:

  • на музыкальных занятиях,
  • в дидактических играх,
  • в инсценировках сказок,
  • в режимных моментах,
  • при изготовлении поделок и так далее.

Использование фольклорных элементов в повседневной жизнедеятельности детской группы помогает создать особую уютную психоэмоциональную атмосферу и положительно влияет на образ воспитателя. Отвлекая утром ребенка потешками и прибаутками от расставания с родителями, опытный педагог легко устанавливает контакт с дошкольником, переключает внимание и создает благоприятный эмоциональный настрой. При разучивании русских народных песен дети приобщаются к богатой славянской культуре, постигают святое и доброе, впитывают духовность. А как удивительно девочки выглядят в костюмах матрешек!

Таким образом, при использовании фольклорного наследия в педагогическом процессе у дошкольников закладываются привычки, создается нравственная основа личности, необходимая для дальнейшего формирования ценностных ориентиров и принятия ответственных решений во взрослой жизни.

Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников

Музыка является одним из важнейших средств наполнения и развития детской души. В духовно – нравственном воспитании ей принадлежит особая роль, она не только развивает разум, но и учит чувствовать, переживать, прививает вкус и воспитывает благородство души. Через музыку дети знакомятся с творчеством композиторов и познают шедевры мирового искусства. В ДОУ дошкольники знакомятся с музыкой посредством таких форм, как:

  • Слушание
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах
  • Музыкально – ритмические движения
  • Театрализация
  • Музыкальные подвижные игры и другое.

Песня раскрывает красоту души русского народа, традиционные народные образы и идеалы, духовный опыт многих поколений. Песенный жанр учит ребенка эмоциональной отзывчивости, творческому самовыражению, вводит в духовную жизнь. Танец является одним из инструментов художественного и нравственного развития. Движения в народных танцах демонстрируют широту души, дружбу, смелость, удаль, жизнерадостность, чувство собственного достоинства. Выражая свои эмоции в танце, дошкольник учится контролировать свои движения, делать их гармоничными. Обстановка праздников, утренников в садике помогает ребенку выплеснуть свою энергию, свои мысли и эмоции, полюбить детский сад, свой уголок Родины.

Первыми музыкальными произведениями русской музыкальной коллекции на занятиях в детском саду могут быть

В арсенале музыкального работника всегда есть методическая подборка музыки, тематических занятий для разных возрастных групп. Познавая музыкальное наследие своего народа, ребенок впитывает эталоны морали, гармонии и красоты, ценный духовный опыт поколений.

Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников является тематическое оформление предметно – пространственной среды. Важную роль играет уголок наглядной информации. Это не только инструмент нравственного воспитания детей, но и своеобразный диалог между воспитателем и родителями. Наглядные тематические уголки могут быть как в интерьере ДОУ, так и отдельно в группе, с учетом возрастных категорий. Наглядный материал рекомендуется обновлять как можно чаще, это подогревает интерес дошкольников и родителей.

Большой эмоциональный отклик при просмотре тематического уголка у воспитанников получают поделки и рисунки, выполненные своими руками, с помощью родителей. Дети искренне радуются, увидев свои работы на выставке, с гордостью демонстрируют родителям и друг другу. Оформление тематического уголка в контексте духовно – нравственного воспитания является неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.

В педагогическом процессе, несмотря на значительную роль ДОУ, основы духовно – нравственного воспитания детей закладываются в семье. Семья является первоисточником формирования личности и определяет поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но и моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей объединяет стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие. И только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.


Постоянно меняющиеся политические, социальные и экономические условия являются главенствующим фактором, влиянием которого обуславливается перенос интересов общества и целого государства на интересы отдельной личности. Образовательная парадигма претерпевает существенные изменения, ее содержание, цели и задачи подвергаются основательному переосмыслению, возникают и прочно утверждаются новые процессы и явления. Одним из главенствующих процессов в современном мире можно назвать процесс духовно-нравственного развития и воспитания, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях. [1]

Одной из важнейших проблем современного общества и государства вообще является вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Возникновение данной ситуации обусловлено несколькими причинами:

Молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения;

Упадок в области культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;

Пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий еще больше осложняет ситуацию: материальные ценности постепенно вытесняют духовно-нравственные, желания детей основаны на эгоистичных началах и обусловлены узколичными потребностями, благодаря чему у детей формируются вредные привычки, неуважение к старшему поколению и полнейшее отсутствие каких-либо морально-этических установок.

Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм общества. [2,12]

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Задачи духовно-нравственного воспитания состоят в следующем:

‒ воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

‒ оказывать положительное влияние на формирование морально-этических, духовных и нравственных качеств ребенка, посредством установления позитивных межличностных отношений.

‒ воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

‒ приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Воспитание всесторонне развитой и гармонически сформированной личности, необходимой составляющей которой является духовно-нравственный аспект, является важнейшей задачей в рамках развития современного общества. По мнению ведущих специалистов, одной из новейших ступеней духовно-нравственного воспитания в рамках дошкольного учреждения, является его интеграция в обыденную жизнь ребенка, во все виды образовательной и игровой деятельности и программы дошкольного образования.

Младший возраст ребенка — основа формирования и воспитания личностных качеств и внутренних установок, развития душевных и физических сил, получение и закрепление знаний об окружающем мире, образование морально-этических навыков и привычек. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активным получение, накоплением и использованием нравственного опыта. Дошкольный возраст так же является исходной точкой нравственного самоопределения, формирования самосознания.

Постоянное систематическое воздействие на духовно-нравственную сторону личности ребенка является основообразующим звеном в воспитании полноценного члена общества.

Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию.

Духовно-нравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще.

Содержание духовно-нравственного развития личности ребенка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс положительного влияния на нравственные аспекты личности человека:

‒ воспитание духовно-нравственных чувств и морально-этических установок;

‒ формированию нравственного облика;

‒ возникновению и развитию нравственной позиции;

‒ проявлению нравственного поведения в рамках семьи, общества и государства в целом.

Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. Главной задачей данного взаимодействия является изучение и анализ взаимоотношений в семье, профилактика и решение возникающих конфликтов.

Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья. Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, дошкольное учреждение, духовно-нравственное воспитание, воспитание ребенка, главная задача, дошкольный возраст, нравственное поведение, положительное влияние, развитая личность, современное общество.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Авторы: Геленда Наталья Олеговна, Иванова Татьяна Федоровна, Кравченко Надежда Николаевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе является неотъемлемой частью всестороннего развития личности, предпосылкой

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Создание условий для развития нравственных качеств.

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение

В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его.

нравственное воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок, нравственное воспитание детей, нравственное воспитание дошкольников, нравственное поведение, чувство, представление, ценность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Читайте также: