Что является основной формой обучения в детском саду кружок

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Мартыненко Наталья Николаевна

Населенный пункт: Новосибирская область, Сузун

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.

Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности кружков детский сад учитывает:

- интересы детей, возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; т.е. любая совместная деятельность проходит в игровой форме;

- так же детский сад учитывает необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

ФГОС ДО предполагает, что целью кружковой работы в детском саду является:

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

(ФГОС ДО п1.6.)

В нашей дошкольной организации организован ряд дополнительных образовательных услуг,которые направлены на развитие творческого потенциала, познавательной активности, воспитание здорового образа жизни.

Результаты кружковой работы повышают не только качество образовательного процесса для детей одаренных, но и помогают решить многие проблемы детей, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.

Кружковая работа

- помогает удовлетворить потребности родителей в получении детьми вариативного образования;

- создает условия для занимательного дела детей в соответствии с их интересами;

- совместная деятельность развивает индивидуальные и творческие способности детей.

- способствует профессиональному росту педагогических кадров, освоению ими педагогических технологий;

- кружковая работа помогает формировать предметно пространственную развивающую среду в соответствии с современными требованиями.

Кружки не являются платными

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет.

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

- Совместная деятельность с детьми;

- Индивидуальная работа с воспитанниками;

- Выставки в приемных, оформление лестничных площадок;

- Концерты, мастер –классыдля родителей, педагогов, развлечения, досуги

- Участие вразличного уровня конкурсах;

- Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка в конце года.

Кружки организуют и проводят воспитатели, специалисты работающие с детьми дошкольного возраста: музыкальные работники, учитель – логопед.

Продолжительность совместной деятельности соответствует каждой возрастной группе детей: во второй младшей группе 15 минут, в средней группе 20 минут, в старшей группе 25 минут, в подготовительной группе 30 минут

Кружковая работа проводится в нашем детском саду еженедельно, во второй половине дня, с 16.00 до 16.30.

Вся кружковая работа в ДОУ делится на три направления:

- Художественно – эстетическое развитие;

  • Художественно – эстетическое развитиепредполагает реализацию творческой деятельности детей – изобразительной, музыкальной:

У нас в детском саду – 10 кружков художественно – эстетического развития:

В процессе занятий художественным продуктивным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно – творческие способности и положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира. Совместная деятельность позволяет развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук, проявлять индивидуальность и получать результат своего художественного труда.

Музыкальные руководители организуют совместную деятельность с детьми

Познавательное развитиепредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

В нашей дошкольной организации 5 кружков познавательной направленности:

Работа по познавательному развитию, через опытно – экспериментальную деятельность способствует развитию исследовательской деятельности, познавательной активности, дети знакомятся со свойствами песка, воды, камня, глины

  • Физическое развитие предполагает:

Приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами:

1. дыхательная гимнастика,

5. глазодвигательные упражнения,

6. пальчиковая гимнастика,

7. артикуляционная гимнастика,

8. оздоровительно- развивающие игры.

10. кинезиологическая гимнастика.

В результате совместной деятельности с детьми достигнуты следующие результаты:

Педагоги являются активными организаторами мастер – классов по совместной деятельности, организовывая площадки различной направленности на августовских конференциях, на различных районных мероприятиях, н-р: 1 июня, 12 июня.

Наши достижения:

Никитина В.Л. – воспитатель первой категории,

Галузина Н.А.- воспитатель первой категории,

Королькова Т.В. – воспитатель высшей категории,

Корниенко О.Н.- учитель-логопед высшей категории,

Петрова А.В.- воспитатель первой категории,

Трушникова О.Н.- воспитатель первой категории,

Зеленина А.В. – воспитатель,

Попова Т.В. – воспитатель,

Черникова Т.С.- воспитатель первой категории-

Музыкальный руководитель: Климентьева О.А.

Педагоги:Трушникова О.Н., ГалузинаН.А.,Никитина В.Л., Королькова Т.В. –

48 выпускников нашего детского сада посещают музыкальную школу;

73 воспитанника посещают художественную школу;

Считаем, что кружковая работа в нашей дошкольной организации, помогает нам реализовывать ФГОС ДО, развивает в детях творческую познавательную активность, педагогам помогает осуществлять индивидуальный подход.

Кружки в детском саду

На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные секции уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ. С каждым годом количество кружков и студий увеличивается, но несмотря на их разнообразие, они похожи между собой по реализуемым задачам и методам организации. Грамотно организованная деятельность кружка в детском саду позволит ребятам овладеть полезными навыками и развить творческий потенциал.

Значимость кружковой работы в ДОУ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • Образование. Ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области.
  • Воспитание. Работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения.
  • Коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).

Две девочки раскрашивают красками общий рисунок

Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает самооценку.

Кружковая работа может осуществляться для различных целей:

  • Повышение знаний и умений в определённой области или же их компенсация.
  • Ознакомление с материалом, не рассчитанным для изучения в обязательной программе.
  • Формирование социальных навыков.
  • Творческое развитие.

При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:

  • интересы в группе;
  • возраст детей;
  • время нагрузки на ребёнка.

Виды кружков в детском саду

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

  • Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.
  • Познавательное развитие — удовлетворение интересов и любознательности детей.
  • Физическое развитие — приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ.
  • Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Кружки по изобразительному искусству

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.

Дети рисуют красками, воспитатель стоит рядом

Рисование — одно из самых любимых детских занятий

В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.

В возрасте 3–4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:

  • рисование ладошками,
  • рисование пальчиками,
  • рисование нитками,
  • печать поролоном,
  • набрызг.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.

Две девочки занимаются лепкой

Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника

В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:

  • оригами;
  • аппликация;
  • рисование нитью;
  • монотипия;
  • отпечатки листьев;
  • печать пластилином;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование воском.

Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:

Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства

Рисование ладошками является простым в исполнении и подойдёт для самых маленьких воспитанников Монотипия позволяет получить целостную картину методом зеркального отпечатка нарисованной половины С помощью кляксографии можно создавать очень выразительные композиции Рисование мыльными пузырями развивает творческие способности детей, а также артикуляцию Техника рисования ватными палочками хорошо подойдёт для создания зимних пейзажей Картины, выполненные в технике граттаж, требуют большой внимательности, поэтому подойдут для ребят старшей группы Пластилинография помогает создавать объёмные картины

  • Создать образ снегопада;
  • учить рисовать пальчиками или ватными палочками;
  • развивать чувство цвета и ритма.
  • Освоить технику рисования вертикальных линий;
  • развить чувства формы и ритма.
  • Учить рисованию с помощью ладошки;
  • развивать воображение.
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • вызвать интерес к подарку для папы.
  • Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью;
  • учить имитировать шерсть животных.
  • Учить рисованию узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике;
  • развивать чувство ритма (чередование узоров).
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • упражнять в технике скатывания салфеток;
  • развивать чувство композиции.
  • Упражнять в технике печатания;
  • учить украшать предмет несложной формы.
  • Освоить способ рисования вертикальных линий кисточками разной длины;
  • развивать чувство формы, цвета, ритма.
  • Упражнять в использовании ладони в изобразительном искусстве;
  • закреплять умение дополнять изображение деталями.
  • Учить рисовать тычками;
  • учить рисовать, создавая форму цветка.

Видео: мастер-класс по пластилинографии

Музыкальные кружки

Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.

В младшем возрасте дети могут ещё не воспринимать слова песни и их смысл, но уже тонко чувствуют мелодию, ритм. В таком возрасте голосовые связки тонкие, короткие, поэтому требуется бережное отношение к детскому голосу. Песни должны быть простыми в исполнении, понятными по образам. В средней группе у ребят увеличивается словарный запас, расширяется музыкальный кругозор, улучшается артикуляция. В старшей группе у детей формируется определённый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему слабый, ранимый. Упражнения на дыхание и артикуляцию усложняются, требуют большего внимания.

Мальчик сидит за фортепиано, воспитатель и трое детей стоят рядом

Музыкальный кружок развивает слух и чувство ритма у детей

Регулярные занятия музыкой оказывают благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В вокальном кружке используются следующие средства:

  • Техническое оборудование:
    • магнитофон,
    • фотоаппарат,
    • видеокамера.
    • книги,
    • брошюры,
    • картинки,
    • ноты.

    Познавательная деятельность

    Физическое развитие

    Дети стоят с мячами в руках, поднятыми над головой

    Занятия в физкультурном кружке заряжают ребят бодростью и хорошим настроением на весь оставшийся день

    Таблица: распространённые кружки, создаваемые в ДОУ

    Отчёт о работе кружка в ДОУ

    Были поставлены следующие задачи:

    • Развитие творческого мышления у детей.
    • Развитие мелкой моторики рук.
    • Развитие навыков работы с различными материалами.
    • Воспитание аккуратности, самостоятельности.

    Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.

    Использовались разные формы проведения занятий:

    • беседа,
    • рассказ преподавателя,
    • подготовка к работе,
    • изготовление произведений,
    • выставка работ,
    • дарение.

    В конце года дошкольники научились:

    • работать с бумагой;
    • работать с ножницами и клеем;
    • планировать работу, озвучивать свои идеи;
    • изготовлять поделки из бумаги для подарка;
    • реализовывать творческие задумки.

    В коллективе дети учатся уважать свои интересы и других ребят Работа с клеем, бумагой и ножницами развивает мелкую моторику рук При создании работ дети включают свою фантазию, тем самым разивая творческое мышление При работе с мелкими деталями необходимо проявлять аккуратность и внимательность Свою работу ребёнок может преподнести в подарок родителям, воспитателю или ребятам в группе Выставка готовых работ является важным моментом, помогающим детям обрести уверенность в себе

    В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.

    В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

    Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

    ВложениеРазмер
    rmo_vostrikova.doc 60 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Вострикова Елена Викторовна

    Организация кружковой деятельности в ДОУ

    как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО

    Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

    Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

    Необходимо обратить внимание на два момента, зафиксированных в этом определении.

    Во-первых, кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

    Во-вторых, работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

    Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

    Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

    1. углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии);
    2. ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми);
    3. ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

    Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

    • Уставом ДОУ,
    • образовательной программой ДОУ,
    • положением о кружке,
    • программой кружка (которая включает: цель и задачи, предполагаемый конечный результат, план работы кружка на год, список детей, расписание занятий, материалы контроля качества (результативностью) работы кружка -диагностические карты).


    Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

    • изучение нормативно-правовой базы,
    • выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах,
    • анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования,
    • разработка (подбор) программы кружка,
    • разработка плана кружка на учебный год,
    • утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ,
    • реализация плана работы кружка на практике,
    • анализ результативности работы кружка,
    • защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

    Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

    Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу учреждения.

    Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5 до 7 лет.

    Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале в зависимости от темы и образовательных задач.

    Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

    Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.

    Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

    Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

    • организация рабочего пространства;
    • возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
    • игровой характер подачи любого материала.

    Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

    • с детьми: фронтальные занятия (групповые), экскурсии, тематические прогулки, развлечения, досуги, участие в различного уровня конкурсах,
    • с педагогами: к онсультации, мастер-классы, семинары для педагогов ДОУ,
    • с родителями: консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.


    Кружки могут быть различной направленности:

    • физическое развитие,
    • социально-личностное развитие,
    • познавательно-речевое развитие,
    • художественно-эстетическое развитие.

    Тематика кружков может быть разнообразна.

    При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

    • интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
    • возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
    • необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
    • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
    • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
    • нормы нагрузки на ребенка.

    Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

    Структура программы кружковой работы :

    1. титульный лист,
    2. пояснительная записка (актуальность, цели и задачи) ,
    3. ожидаемые результаты (предполагаемый результат),
    4. учебно-тематическое планирование ,
    5. диагностические карты, методы проведения диагностики ,
    6. список литературы.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.

    Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор.


    Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет.


    Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы.

    Картотека разработана с учетом возрастных особенностей детей.


    Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн.


    Вашему вниманию представлены следующие материалы, представляющие опыт воспитания уважения к прошлому своего народа, понимания самобытности, бережного отношения к национальным ценностям:1. Презентация .

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    hello_html_5fc3c663.jpg

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

    Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

    Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

    Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

    Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

    Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

    - образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

    - коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

    - воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.


    Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

    Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

    Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

    Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.


    Читайте также: