Что является лейтмотивом пьесы вишневый сад кратко

Обновлено: 07.07.2024

Наши герои привыкли к старому миропорядку, но всё в нашей жизни меняется и те, кто не смогут подстроиться под новые условия, окажутся в мягко говоря затруднительном положении. Но, как мне кажется, главным мотивом пьесы является не тот факт, что всё в нашей жизни меняется. Нет, я считаю, что главным лейтмотивом является пугающая неизвестность. Да, мы знаем, что сад вырубят. Но удастся ли создать новый? Или он навсегда останется в прошлом? Что случится с этими изнеженными людьми? Смогут ли они выжить в этой новой эпохе? Мы ничего не можем знать наперёд. Мы страшимся будущего, потому что к нему готов только деловитый Лопахин. И не просто готов, а скорее даже жаждет его. Жаждет получить сад и навсегда его изменить. Но Лопахин — не негативный персонаж, он просто человек новой эпохи. А жители поместья, в свою очередь, не положительные персонажи – большая их часть — люди прошлого. Однако же, кое-кто не смог покинуть сад. Фирс, самый старый человек в пьесе, умер именно в момент отъезда жителей из поместья. И не просто ведь умер – его абсолютно все забыли. Будто бы и не было его вовсе. А тот в свою очередь вздыхает, беспокоясь за Леонида Андреевича, надевшего пальто, а не шубу.

Тоска — вот что объединяет тех, кто не желает мириться с новым мироустройством. Петя и Лопахин же, наоборот, крайне воодушевлены, ибо настаёт время инициативных и волевых людей, а не ленных богатеев. Однако же, почему Лопахин так и не признаётся Варе в своих чувствах? Возможно ли, что он любил Раневскую? Или же он просто не нашёл в себе сил, чтобы сделать Варе предложение? Тут остаётся только гадать, ибо никаких намёков автор не делает. Или же тот факт, что Лопахин стушевался и не раскрыл своих чувств показывает нам всю неоднозначность людей будущего? На этот вопрос, ответа, пожалуй, нет.

В знаменитой пьесе отмечены образы, которые постоянно находятся в произведении и обозначают мысли автора.

Главным образом-лейтмотивом читатель может считать вишневый сад. Он несколько конкретных действий в пьесе: он становится местом, где происходят основные действия героев, символов. Образ вишневого сада представлен в названии известного произведения. Герои истории думают об уничтожении вишневым деревьев, но с его помощью участники события вспоминают счастливые моменты.

Отношение к имению раскрывает характер всех персонажей истории. Для Раневской и Гаева — люди прошлого поколения, боготворящие свое имение, где проходили их лучшие дни. Для Лопахина — представителя прошлого поколения, вишневый сад связан с получением прибыли.

Вишневый сад помогает раскрыть характер представителей будущего поколения: Анны Раневской. Девушка спокойно относится к уничтожению деревьев, так как она уверена, что можно посадить новые деревья.

В результате читатель видит, что в родовом имении объединяются три временные группы, на которые разделяют всех действующих лиц. Невольно в одной истории соединяются персонажи прошлого, настоящего, будущего времени. Образ место действия обладает определенными символами, так как наша страна напоминает своеобразный вишневый сад. Мысли бущущего покупателя имения отражает мнение капиталистов, а мысли Ани о создании нового сада отражают демократические ценности в обществе.

Стоит отметить, что центральное место в произведении занимают ключи, просматривающиеся в пьесе несколько раз. Ключи в пьесе обозначают доступ к вишневому саду. Варвара в этой истории выступает в качестве истинной хозяйки, заботящейся об имении. Для Петра имение является напоминанием о старом жизни, которая требует серьезных перемен, он дает Ане совет бросить ключи в воду, оставив прошлую жизнь. Когда все члены семьи собираются в доме и узнают, что владельцем их собственности стал Лопахин, то Варя демонстративно кидает ключи на пол. Эти ключи поднял настоящий владелец поместья, что означает смену устоев в России.

Основным Лейтмотивом считается звуковая сюжетная линия — звук лопнувшей струны, которая два раза прослеживается в повествовании: во время аукциона, где решается судьба имения, определяет новый хозяин имения. Эта победа обозначает превосходство нового строя над старыми предрассудками.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы-лейтмотивы в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

Знаменитый литератор Н.В. Гоголь мог видеть в жизни, не просто настоящее великолепие, но и тяжелую реальность. Северная столица оказывается для него угрюмым и бледным городом

Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость

Тольятти – мой родной и, конечно, самый-самый любимый город! Сразу скажу, что это достаточно современный город – советский. Он во многом похож на все другие города того времени… У нас есть центральный парк отдыха и культуры

Эта баллада – перевод произведения Шиллера. Трагическое повествование о поступке смелого юноши-пажа, прошедшего испытание, которое назначил король. Но победить стихию удалось только один раз…

Вишнёвый сад является главной темой на протяжении всего произведения. Это место, где происходят ключевые сцены жизни героев: возвращение хозяйки на родину после разорения, поиск способов спасти сад, торги, потеря имения и прощание. Вокруг него разворачивается история о легкомысленной Раневской, безынициативном Гаеве и предприимчивом Лопахине. От них зависит судьба имения и то, как сложится дальнейшая жизнь всех персонажей, живущих там.

Все мысли героев об этом самом вишнёвом саде. Чехов ясно дает понять его значимость. Для каждого из героев пьесы он играет определенную роль. Именно поэтому вишнёвый сад является леймотивом пьесы А. П. Чехова.

Вишнёвый сад объединяет героев, он становится главной темой для обсуждения. При этом у каждого возникают свои чувства и мысли о саде. Для Раневской он является приятным воспоминанием о былых временах, о детстве, сад имеет для неё огромное значение, это родной дом, в котором она выросла, поэтому его продажа стала для нее трагедией. В жизни Гаева сад сыграл такую же важную роль, герой любил это место, и, хоть его потеря была очевидна, это огорчило Леонида. Для Трофимова сад наоборот ничего не значит. С самого начала произведения Петя относится к вишнёвому саду с пренебрежением. Даже притом, что живет там, никакого уважения, даже из вежливости он не проявляет. Он не понимает ностальгирующих Раневскую, Гаева, потому что сам не вспоминает о прошлом, а планирует свое будущее. Анна изначально относится к саду также как и Раневская. Она восхищается усадьбой, уникальностью и эстетичностью сада, но, попав под влияния Пети, девушка полностью меняет своё мнение и представление о вишнёвом саде. Молодая Раневская задумывается о нелегкой судьбе крепостных, поэтому больше не воспринимает сад как красивое место. Лопахин рассматривает сад как прибыльное место, которое можно сдавать в аренду дачникам и, завладев им, сразу же вырубает деревья. Фирс же искренне предан саду и хозяевам. Он рад прислуживать Раневской, поэтому переход имения к Лопахину и прощание с хозяйкой становится для него настоящей утратой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Чехов Антон Павлович

Год написания и публикации — В 1903 году автор написал пьесу. Он начал работать над ней еще в 1901 году, о чем сообщал в письме к своей жене. В 1904 году она была поставлена в столичном театре.
История создания — История, описанная в пьесе, носит, в некотором смысле, автобиографический характер. Семья Чехова была достаточно обеспеченной. У них был свой дом, а его отец имел собственную лавку, но у семьи появились долги, она обеднела. Были проданы и дом, и лавка. Чехов тяжело перенес это событие, которое частично отражено в пьесе.
Жанр — Чехов относился к пьесе, как к комедии. В нем не было сочувствия к своим персонажам. Он считал их беспомощными людьми, неспособными к глубокому чувствованию. Многие исследователи творчества Чехова, включая Станиславского, считают пьесу трагедией.
Направление — Реализм.
Основная идея — Чехов пишет об изменениях, происходящих в России. Крепостничество, со своим жестким распределением ролей, отменено. На смену старому миру приходит новый. Решительные люди, стремящиеся нажить капитал, приходят на смену аристократам, не знающим цену деньгам и не умеющим работать.
Тема — Размышления о судьбе России.
Проблема — Вырождение дворянства. Главенствующее положение в обществе занимают решительные, предприимчивые люди с деловой хваткой.
Выставлено на аукцион родовое имение дворян – подобная ситуация стала обыденностью для России начала 20 века. Помещики, сформировавшиеся при крепостничестве, становятся нежизнеспособными в новых условиях. На смену Раневской, Гаеву, Пищику, прозябающих в долгах, приходят люди типа Лопахина – умные, решительные, умеющие трудиться.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Жизнь дворянства после отмены крепостного права.

Дворяне, подобно Гаеву и Раневской, уходят в прошлое. Они выросли при крепостничестве, жили в полном достатке, на полном обеспечении. Это поколение дворян беспомощно, они теряют свое имущество, проживают деньги, которые не в состоянии зарабатывать. Люди такого типа не в состоянии приспособиться к требованиям новой эпохи. Пищик, хоть и сидит в долгах и не умеет зарабатывать, но он находит способ наладить свое положение - сдает в аренду свою землю.

Лопахин – человек нового времени, жизнеспособный, соответствующий требованиям данного периода жизни. Ему не хватает образования, ощущение чувства прекрасного, но он сможет хорошо жить в новых условиях, умело решает вопросы. У Лопахина, потомка крепостных, было нелегкое детство, что наложило свой отпечаток. О том, как он мыслит и действует приятно читать.

2. Тема: Бытовая жизнь людей, их характеры.

Проблема: За обыденными разговорами и ситуациями показана внутренняя борьба персонажей, их мысли, чувства, мечты, отношение друг к другу.

Внешне жизнь главных героев выглядит обыденно и прозаично. Персонажи пьесы гуляют, танцуют, обедают, и как будто бы ничего особого не происходит, но по отдельным фразам, жестам, ситуациям можно угадать, что творится внутри каждого из них. К примеру, Лопатин, общаясь с Раневской, дает согласие объясниться с Варей. Девушка тут же входит, но прячет свое ликование за обыденными фразами. Она говорит, что ищет какие-то вещи. Лопатин тоже делает вид, что ничего не происходит, хотя минуту назад собирался сделать серьезный поступок – предложить руку и сердце. Они вместе лишь приходят к единому мнению, что все закончено в этом доме, подразумевая и конец их собственных отношений.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Чехов эмоционально, пафосно, с теплотой описывает купца Лопахина. И действительно, нужны новые доминирующие люди, приспособленные к существующей действительности.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

У каждого персонажа в пьесе свой образ и своя правда. Здесь нет ярко выраженных отрицательных и положительных героев, как и в жизни.

Основное противопоставление в пьесе – это контраст между образами дворян: Раневской, Гаева, Пищика и купца Лопатина. Пищик занимает промежуточное положение. Он, хоть и просит без конца деньги в долг, но умеет приспосабливаться. Помещик сдает землю в аренду, что частично помогает ему решить свой вопрос. Раневская и Гаев беспомощны, безынициативны, они, как страусы, прячут голову в песок, как малые дети уходят в мир фантазий. Я думаю, что каждому из этой системы образов недостает того, что имеет их противоположность. Дворянам не хватает предприимчивости, расчетливости, умения зарабатывать, поддерживать свое имущество. Все эти качества есть у Лопатина, но и ему не хватает образованности и умения чувствовать прекрасное, что присуще дворянам. Я считаю, что эти образы, в своем противостоянии, дополняют друг друга.

п.4. Литературные приёмы

События, описанные в пьесе, усилены символами, помогающими ощущать конкретные чувства по поводу прочитанного.

Важная символическая фигура - это старый Фирс, который умирает на сцене под стук топора. Он всю жизнь преданно служил дворянской семье, но господа разорены, и он никому не нужен. И Раневская, и Аня интересуются его судьбой, выясняют, отвезли ли его к врачу, но больной Фирс остается один-одинешенек. Старый слуга не понимает, куда ушла его жизнь. Он говорит, что и не жил-то вовсе. Все это происходит оттого, что жил он для кого-то, а не для себя. Вместе с этим человеком, всем сердцем преданного идеалам крепостничества, умирает старый строй. Отживают и те дворяне, такие, как Гаев и Раневская, которые при выросли и были воспитаны в те времена.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт между фантазией, мечтой и реальностью, внутренний конфликт дворян, неспособных к решительным действиям, не умеющих обеспечивать себя. Все, что они делают – это уходят от реальности в иллюзорный мир, но это дает лишь временное облегчение. В итоге человек оказывается не в состоянии решить свой вопрос.

Читайте также: