Что вы знаете о китайском и японском фарфоре и керамике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Китай подарил миру немало удивительных и полезных вещей: компас, порох, бумагу и многое другое. Одним из достижений древних китайских мастеров был и удивительный по своим качествам фарфор. Долгое время технология изготовления фарфора была одной из самых важных государственных тайн, разглашение которой каралось смертной казнью. Лучшие европейские разведки веками охотились за рецептом китайского фарфора. За пределами Китая не раз предпринимались попытки создать аналогичный по характеристикам материал, но долгое время они оставались тщетными

Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.

История китайского фарфора

На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.

  • Археологические исследования показали, что изготавливать посуду из смеси глины и минерального порошка в Китае начали ещё 20 000 лет назад. Конечно, такие изделия ещё нельзя назвать фарфоровыми, но именно из этой древней технологии позже вырастет развитая фарфоровая промышленность.
  • Династия Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). При императорах Хань был получен рецепт классической фарфоровой массы. Мастера изготавливали различную посуду, статуэтки и предметы быта.
  • Династии Суй и Тан (III — Х вв.). Мастера стали больше экспериментировать с материалом, например, обжигать его при разных температурах, что позволяло добиться различных цветовых тонов готовых изделий.
  • Династии Сун и Юань (X — XIV вв.). Расцвет фарфоровой промышленности. В эти века мастерские, специализирующиеся на изготовлении фарфора, возникают практически в каждом городе. Появляются региональные художественные школы, а также новые способы росписи и формы. Изделия стали украшать драгоценными камнями и позолотой.
  • Династия Мин (XIV — XVII вв.). В это время китайские мастера перенимают многие технологические приёмы, используемые на Ближнем Востоке. В частности начинают использовать для росписи своих изделий не минеральные краски, а эмалевые. Многие мастера сочетали два вида росписи: наносили минеральную краску прямо на фарфоровые стенки, покрывали их слоем глазури, а затем раскрашивали изделие эмалью. Тогда же китайские купцы начинают поставлять в Европу большие партии фарфоровых изделий. В начале XVI века рецепт изготовления фарфора становится известен в Японии. Японские изделия были более яркими и богато украшенными, однако, по своему качеству значительно уступали китайским.
  • Династия Цин (XVII — XX). При императорах этой династии весь мир узнал секрет китайского фарфора. Уже после того, как технология стала известна представителям французской разведки, одну из самых оберегаемых китайских тайн решил раскрыть сам император Цяньлун. Достаточно большой раздел в своих мемуарах он посвятил подробному описанию процесса изготовления фарфора. В это же время слегка меняется внешний вид фарфоровых изделий. В начале XVIII века был открыт способ окрашивания фарфора в нежно-розовый цвет. Поэтому большая часть посуды и статуэток, изготовленных после 1700 года, имеет розоватый оттенок, а до 1700 — зеленоватый или ярко-красный.

Технология изготовления фарфора

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Фарфор в Европе

В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Впрочем, эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.

Развитие европейского производства постепенно привело к упадку китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Уже в ХХ веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.

Искусство японской керамики выросло из китайской традиции, но изменилось до неузнаваемости, отразив характерные черты японского мировоззрения. По многим параметрам японскую и китайскую керамику приходится противопоставлять.

Китайская и японская манера в корне отличны уже на этапе отношения к творению. Китайский мастер хочет подчинить природу. У него есть замысел, который он один в один переносит на материал. Японский мастер стремится к гармонии с природой, испытывает к ней почтение и уважение. Японские мастера не навязывают материалу свою идею, но отталкиваются от материала, лишь раскрывая его. В Японии говорят, что резчик учится у дерева, а гончар у глины.

Идеалом китайской традиции является стремление к совершенной форме. Фарфор должен быть тонкий, как бумага или яичная скорлупка; форма должна быть идеальной, малейшая деформация – и изделие забраковывается. Японская керамика как будто отрицает правило симметрии и точность геометрических форм. Изделия почти никогда не украшены росписью. В результате изделия получаются очень разными по духу. Китайское творение поражает искусностью работы, тонкостью и точностью линий. А японское изделие таит красоту в простоте и естественности.

Японский фарфор

Несмотря на относительно короткую историю, японский фарфор, в частности посуда, успел прославиться исключительным качеством и уникальным декоративным стилем. Антикварные и современные изделия мастеров из Страны восходящего солнца всегда в приоритете у коллекционеров и просто ценителей красивых вещей. Только японские производители смогли добиться совершенной гармонии между функцией и эстетикой, не жертвуя ни одной из этих составляющих.

История

Утончённый и прекрасный японский фарфор обязан своим появлением 80 корейским гончарам, которые были захвачены в плен во время военных набегов 1592-1598 гг. Проводивший агрессивную политику правитель Тоётоми Хидэёси пытался расширить островную империю за счёт заокеанских соседей, организовав серию вторжений в страны Азии.

Арита

Японский фарфор Арита

Как бы там ни было, регион Арита действительно считается родиной японского фарфора. Он дал название целому направлению тонкостенной керамики, которая пользуется неизменной популярностью среди коллекционеров. Позднее было открыто производство в городах Сацума, Хаги, Карацу, Такатори и Агано. Первые фарфоровые изделия копировали корейские и экспортные китайские образцы с подглазурной кобальтовой росписью. В то же время на мастеров оказывала влияние местная традиционная керамика орибэ и сино, разработанная специально для чайной церемонии.

Арита

Экспансия в Европу

Середина XVII века оказалась неблагоприятным периодом для китайского фарфора. В 1640-х годах войны, спровоцированные маньчжурской династией Цин, привели в упадок производство, разрушив главные обжиговые печи. А ещё два десятилетия спустя новое правительство запретило все виды морского экспорта, создав дефицит тонкостенной керамики на европейском рынке.

Зато китайская война благотворно повлияла на фарфоровое производство Ариты. Беженцы из Поднебесной, среди которых было немало знатоков гончарного дела, внедрили здесь собственные рецепты сырья, а также техники росписи пигментами и эмалями. Начиная с 1658 года, регион стал активно сотрудничать с голландской Ост-индской компанией, искавшей замену полюбившейся европейцам сине-белой посуде из Китая.

Фарфор из Японии Арита

В этот период производятся два типа фарфоровой продукции:

Фарфор Имари

Какиэмон

Второй важный фарфоровый центр образовался в соседней с регионом Арита провинции Хидзэн. Здесь производили посуду и предметы декора с надглазурной росписью цветными эмалями: коралловыми, голубыми, нежно-зелёными, жёлтыми, мятными. Технология также была позаимствована у китайских мастеров. Развивали стиль представители гончарной династии, основанной Сакаидой Какиэмоном – отсюда и название. С конца XVII века фарфоровые изделия Хидзэна составили главную конкуренцию Арите, вызывая восторг у европейских потребителей.

Фарфор Какиэмон

Какиэмон

Сацума

Фарфор Сацума

Сацума

Другие исторические стили

Кроме основных направлений, определивших облик японского фарфора на мировом рынке антиквариата, существовали и другие, менее известные разновидности. Мастерские по их производству сохранились до сегодняшнего дня и признаны высшей культурной ценностью государства.

Фарфор из Японии

Кутани

Фарфор Кутани

Хакудзи

Набэсима

Фарфор Набэсима

Современные производители

Сегодняшние предприятия по выпуску посуды предпочитают работать с костяным фарфором, состав которого несколько отличается от зарубежных аналогов. Благодаря высокому содержанию костной муки, изделия обладают удивительной прочностью при минимальной толщине. Они хорошо сохраняют тепло, нетребовательны в уходе и соответствуют высшим современным стандартам. Что касается дизайна, то японские производители по-прежнему ориентированы на западные образцы, хотя в лаконичности форм и отточенном до мелочей декоре чувствуется неповторимый национальный колорит.

Japonica

Самые известные торговые марки:

Полупрозрачная глазурь застыла неровными потёками на шершавой поверхности чашки. Розоватые брызги рассыпаны по белоснежной основе.

По всей Японии разбросаны десятки городов, для которых характерны собственные стили гончарного ремесла, но все они восходят к древним традициям изготовления горшков периода Дзёмон (14 000–300 годы до нашей эры).

Традиционная японская печь для обжига

Долгая история

В III–IV веках гончары строили туннельные обжиговые печи анагама на склонах холмов. В некоторых городах ремесленники до сих пор производят керамику таким же способом.

Простая зелёная глазурь из свинца по китайской технологии времён династии Тан начала использоваться в Японии в период Хэйан (794–1185). В регионах Камуи, Ацуми и других появились свои стили в этой технике.

Глиняная посуда была популярна в конце XVI века

Керамика для чайной церемонии

На период Сэнгоку в конце XVI века в Японии приходится расцвет буддизма. В гончарном деле в результате вспыхнула мода на простую глиняную посуду — в противовес богато украшенному и утончённому китайскому фарфору. Мастера чайных церемоний отдавали предпочтение грубоватым и неглазурованным чашкам, таким как посуда в стиле раку.

Открытие месторождения фарфорового камня около Ариты на острове Кюсю примерно в то же время привело к появлению первого японского фарфора. В результате гончарное ремесло разделилось на два направления. Первое — нарочито грубая и простая, асимметричная посуда, символизирующая ваби-саби — принятие быстротечности и несовершенства. Второе — тонкий фарфор идеальных форм и изящных цветов.

Бело-голубой фарфор пользовался большим спросом с середины XVII века

Мировое признание

Открытие торговых границ привело к резкому росту производства фарфора на экспорт. Бело-голубой фарфор высоко ценился в Европе с середины XVII века.

Начало периода Мэйдзи в 60-х годах XIX века привело к значительным изменениям в японском обществе. Государство взяло курс на вестернизацию, и это повлияло на традиционные искусства и ремёсла. Мастера, которые посвятили жизнь керамике, лишились основных покупателей. Гончарное дело утратило популярность и сохранилось лишь в отдельных местах.

Современное признание

Янаги Соэцу — философ и основатель движения Мингэй в поддержку народных промыслов. Он вложил немало сил в сохранение и возрождение культурного наследия страны: собирал и восстанавливал керамическую посуду, от которой избавлялись простые люди в период урбанизации Японии. В 1936 году Янаги Соэцу основал Японский музей народных ремёсел.

Сегодня японская керамика переживает новый период возрождения. Люди вновь ищут уникальные предметы искусства, а не фабричную безупречность, стремятся к необычному вместо утилитарного. Гончарные мастерские предлагают посетителям лично попробовать создать керамическое изделие уникальной формы.

Керамика некоторых регионов Японии имеет отличительные особенности

Японские стили керамической посуды

Самая известная японская керамика производится в деревне Имбэ в районе Бидзэн префектуры Окаяма. Посуда в деревенском стиле из этого городка впервые привлекла всеобщий интерес в XIV веке и достигла небывалой популярности к XVI веку.

Бидзэн-яки не покрывают глазурью — её терракотовые поверхности носят следы золы после обжига в дровяных печах.

Керамика в китайском стиле

Город Арита известен и традиционным фарфором с бело-голубым рисунком, и керамикой в более современном стиле. Он опирается на китайские традиции, но использует более яркие цвета и сложные формы.

В конце XVI века гончары из города Хаги префектуры Ямагути обратились за вдохновением к корейскому фарфору, когда местный феодал заказал у них посуду для своих личных чайных церемоний и подарков. С тех пор местные изделия из тонкого фарфора имеют естественные формы и расписаны простыми приглушёнными красками, чтобы зелёный чай маття смотрелся в них особенно выигрышно.

Посуду из Кутани можно узнать по сложной декоративной росписи. Местный стиль восходит к появлению печей для обжига в префектуре Исикава в середине XVII века. До 30-х годов XVIII века в Кутани создавали посуду в тёмно-зелёных, синих и жёлтых тонах. Эти ранние изделия почти не сохранились. Производство возобновилось в первом десятилетии XIX века. С тех пор яркие замысловатые узоры создаются техникой надглазурной росписи.

Фарфор из Тобэ в префектуре Эхимэ на острове Сикоку тоже имеет характерный стиль. Властитель области Одзу нанял гончаров в 1777 году. Так здесь зародилось производство бело-голубой посуды. Для глазурованного фарфора из Тобэ характерно более толстое основание, а рисунки в разных оттенках синего создаются лёгкими движениями кисти по белой глазури.

Музей керамики Кюсю и Музей керамического искусства Арита

Самостоятельное творчество

Растущий интерес к гончарному делу побудил керамистов приглашать посетителей на мастер-классы, где те могли бы попробовать свои силы в этом ремесле.

Музей керамики Кюсю и Музей керамического искусства Ариты на острове Кюсю знакомят посетителей с историей посуды из Ариты и демонстрируют потрясающие экземпляры этой всемирно известной керамики. Ряд мастерских в окрестностях открыты для посетителей.

Гости города Масико в префектуре Тотиги могут прогуляться по улице Дзёнайдзака-дори. Там в тридцати с лишним гончарных мастерских выставлена готовая посуда в местном стиле. Начинающие могут самостоятельно изготовить миску, кружку или поднос в одной из таких мастерских. Обжиг в печи потребует времени, но впоследствии изделие отправят вам по почте.

Читайте также: