Что вы знаете о физическом воспитании в древнем риме кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наиболее высокого развития рабовладельческий строй достиг в Древнем Риме. В отличие от Древней Греции Рим возник и разви­вался как государство централизованное, что делало его значитель­но более сильным, чем Греция, и существенным образом сказалось на развитии различных сторон общественной жизни и культуры, в том числе и культуры физической. История Древнего Рима насчи­тывает три основных,.периода: царский период, период республики и период империи. Так называемый царский период (VIII—VI вв. до н. э.)—это эпоха разложения родового строя и образования Рим­ского государства. Физическая культура этого периода мало чем отличалась от физической культуры других народов. Носила она преимущественно военный характер. Распространены были соревно­вания всадников, гонки колесниц, упражнения в метании копья, борь­ба, кулачный бой и др.

В период республики (VI—I вв. до н. э.) Римское государство вело многочисленные и успешные войны, расширяя свою территорию сначала в Италии, а потом и за ее пределами. Это привело к тому, что физическая культура, как и многие другие стороны общей культуры, приобретала ярко выраженный военный характер. Но в отличие от Греции в Риме не было обязательной государственной системы физи­ческого воспитания. К тому же на большой территории Римского государства не было возможности следить за воспитанием каждого мальчика, да и необходимости в этом не было. Из большого числа граждан всегда набиралось достаточное количество воинов. Вопрос о физическом воспитании в семье решался по воле отца. Каждый римлянин должен был быть готовым к несению военной службы, ко­торая для большинства являлась единственной возможностью занять более высокое положение в обществе. Кроме того, завоевательные войны, сопровождаемые грабежами, приносили богатства даже рядо­вым легионерам. Поэтому каждая семья была заинтересована в хо­рошей физической подготовке юношей.

В Риме существовали частные школы, в которых мальчики из зажиточных и знатных семей получали хорошую физическую подго­товку. Подростки бегали, боролись, метали копья, обучались ездить верхом, фехтовали. Кроме того, они играли в мяч и другие игры. Время от времени в Риме устраивались соревнования, на которых юноши состязались в верховой езде, фехтовании и других упражне­ниях военно-прикладного характера (троянские игры, римские игры, плебейские, т. е. народные, игры, а также соревнования по случаю

знаменательных дат и др.). Были и попытки проводить в Риме состя­зания наподобие олимпийских. Однажды консул Сулла даже заста­вил провести олимпийские соревнования в Риме (80 г. до н. э.), но они не имели успеха. В то же время влияние греческой культуры в Риме, особенно после завоевания Греции, усиливается. Римская мо­лодежь стала широко пользоваться физическими упражнениями гре­ков. Соревнования римских юношей сначала устраивались на площа­ди, посвященной богу войны Марсу (Марсово поле), а затем для них начали строиться специальные сооружения, подобия современных стадионов, — цирки.

В Римской армии широко применялись специальные снаряды для физических упражнений: деревянный конь, штурмовые лестницы, чу­чела для нанесения ударов и уколов.

В конце II в. до н. э. в Риме создается постоянная, профессиональ­ная армия. Это освобождает основную массу населения от военных обязанностей, и значение военно-физической подготовки молодежи постепенно ослабевает. Вместе с тем все 'больше возрастает интерес к разного рода цирковым зрелища'м, устраиваемым представителями римской знати в целях завоевания^ популярности у народа для до­стижения своих целей (выборы на выгодные должности и др.).

Освобожденные от военных обязанностей и физического труда, который теперь целиком лег на плечи рабов, римские граждане в большинстве своем превращаются в деклассированную толпу, имею­щую массу свободного времени. Количество зрелищ для нее непрерыв­но растет. Если вначале зрители довольствовались только пением, музыкой, борьбой и кулачным боем, то теперь появляются битвы с дикими зверями или даже казни, когда на арене цирков безоружных людей отдают на рйстерзание зверям, появляются и бои глади а-торов. Вначале это был обычай, когда на могилах знатных людей после похорон устраивали битву гладиаторов, являющуюся отголос­ком человеческих жертвоприношений, но со II в. до н. э. эти битвы стали устраиваться в цирках специально для развлечения зрителей.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 14, с. 18.


Подготовка гладиаторов происходила в специальных школах, куда отбирались физически наиболее сильные рабы. Их обучали владению самым разнообразным оружием и сложным приемам ведения боя. Позднее на арену цирков выпускали целые'отряды гладиаторов, а за­тем стали устраивать между ними на специальных водоемах морские бои. Иногда хорошо сражавшиеся гладиаторы в качестве награды получали свободу, но большинство из них погибало.

Хорошая военная и физическая подготовка гладиаторов создава­ла опасность для Рима, особенно во время восстания рабов. Гладиа­торы всегда были передовым, наиболее боеспособным отрядом восставших. Хорошо известное в истории восстание Спартака (73— 71 гг. до н. э.) едва не сокрушило Римское государство.

Незадолго до начала нашей эры в Риме происходили граждан­ские войны, вызванные обострением противоречий рабовладельческо­го общества — восстаниями и массовым бегством рабов, борьбой за власть между различными группировками аристократии. В стремле­нии стабилизировать свое положение верхушка римского общества все более склонялась к установлению диктатуры. В Риме утвержда­ется единоличная власть императоров. Располагая государственными средствами, императоры теперь имели'возможность устраивать зна­чительно более пышные и даже многодневные зрелища для римской толпы. Несмотря на то что власть императоров была, по существу, военной диктатурой, популярность у народа, его поддержка имели для императоров большое значение. Количество праздничных дней в году к концу существования Римской империи достигало 175-ти. На­ряду с состязаниями атлетов, гладиаторскими боями и другими вы­ступлениями в цирках широкое развитие получили гонки колесниц.

Для проведения соревнований были построены грандиозные соо-

ружепия. Наиболее известны из них термы императора Каракаллы (помещения для плавания и купания) и Колизей.

Римские императоры учреждали различные соревнования и для свободной молодежи. Так, император Август неоднократно устраивал атлетические соревнования на Марсовом поле, праздники с соревно­ваниями атлетов в честь побед. Некоторые из них проводились регу­лярно раз в четыре года, наподобие греческих олимпийских состяза­ний. Много соревнований устраивал император Нерон, который да­же сам участвовал в гонке колесниц. Император Домициан учредил так называемые капитолийские игры. Для проведения этих игр на Марсовом поле был построен специальный стадион, вмещавший до 15 тыс. зрителей. Подобным образом поступали и другие императоры.

С IV в. н. э. с приходом в Рим христианской религии прове­дение праздников постепенно прекращается. Христианская церковь вела борьбу с этими зрелищами, так как они отвлекали людей от церкви, особенно в праздничные дни. Соревнования, посвященные языческим божествам, запрещались, как противоречащие новой ре­лигии. В 394 г. н. э. императором Феодосией были запрещены олим­пийские состязания в Греции. Последними были и 293-и агоны. В 404 г. н. э. были запрещены бои гладиаторов, которые теперь заме­нялись соревнованиями атлетов и выступлениями акробатов. В восточ­ной части Римской империи, в Византии, цирковые зрелища и осо­бенно гонки колесниц сохранялись еще очень долго. Однако в целом физическая культура рабовладельческого строя приходит в упадок, уступая место культуре нового общества.

Уже на первой стадии рабовладельческого строя, в период так называемого патриархального рабства, в странах Древнего Востока физическая культура служила в первую очередь интересам господ­ствующего класса — рабовладельцам, являясь средством их военной подготовки.

В период так называемого античного рабства в Древней Греции и Древнем Риме подчинение физической культуры интересам господст­вующего класса становится еще более очевидным. Даже привлече­ние рабов к физической культуре происходит в интересах рабовла­дельцев. У рабов, приравненных к домашнему, имуществу, не имев­ших своей семьи, своих традиций, часто говоривших на разных язы­ках, своей физической культуры не было.

В то же время при рабовладельческом строе физическая культура становится одним из средств классовой борьбы, каким и остается до тех пор, пока существуют антагонистические классы. Так, аристо­кратическая верхушка Римской империи, а затем и сами императо­ры устройством всевозможных зрелищ и соревнований -пытались от-

влечь широкие массы граждан от политической жизни, завоевать их симпатии.

В этот период физическая культура теряет непосредственную связь с трудовой деятельностью людей, как это было при перво­бытнообщинном строе. В то же время уровень развития физической культуры по сравнению с предыдущим стал значительно выше. Сло-~ жились высокоорганизованные системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Физическая культура начинает обо­собляться в относительно самостоятельную отрасль культуры. Зарож­даются элементы науки о значении физического воспитания для че­ловека.

В Древнем Риме физическое воспитание имело скорее практические цели, нежели как сейчас – эстетические и пр. Все дело в том, что физическое воспитание носило военный и прикладной характер, и больше напоминало жесткое спартанское воспитание.

Примерно до 12 лет все дети воспитывались в своих семьях. Отцы занимались тем, что обучали сыновей домашнему хозяйству и владению оружием. Сыновьям прививали преданность семье и своей Родине, скромность и послушание, которое иногда граничило с покорностью. Из средств физического воспитания в Древнем Риме применяли:

  1. Метание копья;
  2. Бег;
  3. Фехтование;
  4. Борьбу.

Когда римские юноши получали воспитание в семье и достигали возраста 16-17 лет, то они вступали в армию. Система физического воспитания и подготовки в армии отличалась совершенством и своими идеалами. Молодые воины вставали очень рано утром, упражнялись в применении всех видов оружия. Этим же они занимались и после полудня. Необходимо было овладеть именно всеми видами оружия, потому что в те времена ситуация не отличалась спокойствием, а значит необходимо было готовиться абсолютно ко всему, чтобы защитить свои земли.

А еще воины очень часто занимались вырубкой лесов, они носили на себе самые разные тяжести, преодолевали огромные расстояния с препятствиями, совершали марши в полном снаряжении. В те времена физическое воспитание действительно происходило именно для того, чтобы каждый мужчина был готов в любой момент вступить в бой и выиграть его с большим преимуществом. Конечно, все это способствовало и развитию эстетической части – тела становились мускулистыми, рельефными, и это не оставалось незамеченным. В целом, внимание таким физическим воинским упражнениям было столь велико, что трибуны – воинские начальники, - сами в совершенстве владели воинским искусством. Они также владели всеми видами оружия, чтоб своим примером показывать, как важно быть подготовленным и уметь обращаться любым орудием и оружием.

Готовые работы на аналогичную тему

А вот воспитанием женщин практически не занимались. Девушки учились в частных школах, где в основном обучались играм с мячом и артистическому виду маршировки. Выпускниц приглашали поучаствовать в триумфальных шествиях. Женщины, независимо от национальности или сословия, имели право принимать участие в состязательных играх и зрелищах.

Особенности физического воспитания в Древнем Риме

После того, как римляне завоевали обширные земли, обязательные учебные походы легионеров значительно сократились. Армия стала профессиональнее, римляне освободились от военных обязанностей и, соответственно, от военной подготовки. Это привело к тому, что среди молодежи появилось много увлеченных цирковыми зрелищами, и это стало для них целью и средством для достижения популярности и богатства. Цирковая сфера также требовала определенной физической подготовки, но в данном случае упор делался на развития не столько физической силы, сколько выносливости и формирование красивого тела, которое могло бы привлечь внимание огромного числа зрителей и зрительниц.

В качестве зрелищ римляне устраивали так называется погребальные игры – когда рабы во время похорон дрались насмерть. Шансы остаться в живых были у самого выносливого, ловкого и сильного. Затем устраивались и более масштабные сражения гладиаторов, и сражения эти были включены в программу цирковых зрелищ. К боям готовились заранее, стараясь также развивать свою ловкость, невероятную физическую подготовленность. Гладиаторами становились военные пленники, которые обретали статус рабов. Их учили гладиаторскому искусству в специальных школах. Стоит отметить, что и на территории современной Италии существует несколько таких учебных заведений. Конечно, условия и статусы в этих школах уже совсем другие, зато можно полностью окунуться в историю и понять, насколько тщательной и одновременной изнуряющей была эта подготовка, и как сильно она влияла на человека, который был тем самым гладиатором.

Стоит отметить, что физическое воспитание и физическая культура в Древнем Риме приобрели определенный статус. Так, физкультура приобрела классовый характер. Ею в основном могли заниматься или рабовладельцы или простые, но свободные граждане. Во-вторых, развитие физической культуры достигло практически идеала. Система воспитания и военно-физическая подготовка юношей в Древнем Риме носили преимущественно военно-прикладной характер. Изначально физическое воспитание касалось абсолютно всех, но затем армия стала более профессиональной, и большинство римлян были освобождены от обязанностей нести военную подготовку. Соответственно, их освободили и от физических нагрузок.

В-третьих, наивысшего уровня развития физическая культура и физическое воспитание достигли в Древнем Риме тогда, когда они стали самоцелью. Упражнения носили подготовительный характер, и затем они требовались для организации более производительного и эффективного труда. Стало понятно, что физическая подготовка крайне важна для того, чтобы быть выносливым, стрессоустойчивым и в целом улучшить свое общее состояние здоровья.

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него преданности Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.

Внимание воинским упражнениям было столько велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия.

О воспитании женщин государство не заботилось. Для них были частные школы, где учились артистической маршировке и играм с мячом. Выпускниц школ полководцы приглашали для участия в триумфальных шествиях легионеров, возвращавшихся из походов. Женщины различных сословий и национальностей имели право, как и мужчины, участвовать в состязательных играх и зрелищах римлян.

После завоеваний римлянами обширных заморских территорий число обязательных учебных походов для юных легионеров сократилось. После перестройки вооруженных сил Рима в 107 г. до н.э. полководцем Гаем Марием их численность увеличилась. Армия стала более профессиональной, и основная масса римлян освободилась от военных обязанностей. Это привело к увлечению, особенно среди молодежи, различными цирковыми зрелищами в целях достижения популярности, богатства.

Римляне в качестве зрелища устраивали погребальныеигры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Б. Перы (264 г. до н.э.), погибшего в бою с карфагенянами. В дальнейшем устраивались более масштабные сражения гладиаторов, и они были объявлены частью цирковых зрелищ. Гладиаторами в основном были военнопленные, превращенные в рабов. Их учили гладиаторскому искусству в особых школах. На территории современной Италии было четыре таких учебных заведения.

Под влиянием общественного мнения и давления высших органов христианской религии в 403 г. римским императором был обнародован эдикт о прекращении подобных зрелищ.

У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом. Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он - сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового методы обучения. Он был противником телесного наказания детей.




Врач Древнего Рима Клавдий Гален одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух.

1. В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием т.н. свободных граждан, рабовладельцев.

2. Развитие ФК достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. ФВ в основном носило военно-прикладной характер.

3. Наивысшего уровня развития ФВ достигло в Древней Греции, т.к. здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.

4. В Древнем мире ФВ становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

5. Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации ФВ, появляются элементы его научной обоснованности.

Вопросы для обсуждения:

1. Дать сравнительную характеристику Спартанской и Афинской систем физического воспитания.

2. Олимпийские игры Древней Греции: причины возникновения, характеристика и значение для современного олимпийского движения.

3. Дать характеристику ФК Древнего Рима, назвать ее отличия от древнегреческой.

Лекция 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

План:

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него преданности Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.

Внимание воинским упражнениям было столько велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия.

О воспитании женщин государство не заботилось. Для них были частные школы, где учились артистической маршировке и играм с мячом. Выпускниц школ полководцы приглашали для участия в триумфальных шествиях легионеров, возвращавшихся из походов. Женщины различных сословий и национальностей имели право, как и мужчины, участвовать в состязательных играх и зрелищах римлян.

После завоеваний римлянами обширных заморских территорий число обязательных учебных походов для юных легионеров сократилось. После перестройки вооруженных сил Рима в 107 г. до н.э. полководцем Гаем Марием их численность увеличилась. Армия стала более профессиональной, и основная масса римлян освободилась от военных обязанностей. Это привело к увлечению, особенно среди молодежи, различными цирковыми зрелищами в целях достижения популярности, богатства.

Римляне в качестве зрелища устраивали погребальныеигры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Б. Перы (264 г. до н.э.), погибшего в бою с карфагенянами. В дальнейшем устраивались более масштабные сражения гладиаторов, и они были объявлены частью цирковых зрелищ. Гладиаторами в основном были военнопленные, превращенные в рабов. Их учили гладиаторскому искусству в особых школах. На территории современной Италии было четыре таких учебных заведения.

Под влиянием общественного мнения и давления высших органов христианской религии в 403 г. римским императором был обнародован эдикт о прекращении подобных зрелищ.

У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом. Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он - сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового методы обучения. Он был противником телесного наказания детей.

Врач Древнего Рима Клавдий Гален одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух.

1. В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием т.н. свободных граждан, рабовладельцев.

2. Развитие ФК достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. ФВ в основном носило военно-прикладной характер.

3. Наивысшего уровня развития ФВ достигло в Древней Греции, т.к. здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.

4. В Древнем мире ФВ становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

5. Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации ФВ, появляются элементы его научной обоснованности.

Вопросы для обсуждения:

1. Дать сравнительную характеристику Спартанской и Афинской систем физического воспитания.

2. Олимпийские игры Древней Греции: причины возникновения, характеристика и значение для современного олимпийского движения.

3. Дать характеристику ФК Древнего Рима, назвать ее отличия от древнегреческой.

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское, т.е. представляла собой военно-физическое воспитание.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16— 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию.

Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.

Гимнастические упражнения римлянок

Гимнастические упражнения римлянок (рисунок на стене, III в. н.э.)

Врач Древнего Рима К. Гален (ок. 200 — ок. 130 г. до н. э.) одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом вплоть до XV— XVI вв. Поскольку К. Гален вскрывал свиней и обезьян, а не трупы людей, в его описаниях (как выяснилось лишь в XVI в.) имелись существенные ошибки. Например, Гален утверждал, что кровь образуется в печени из пищи и поступает в органы тела, где полностью используется, что в сердце нет мышечной ткани и что оно лишь пассивно расширяется под действием втекающей в него крови.

В Древнем мире физическая культура начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев.

Развитие физической культуры достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. Физическое воспитание в основном носило военно-прикладной характер.

Наивысшего уровня развития физическое воспитание достигло в Древней Греции, так как здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, к тому же государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными, чем, например, монархии. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.

В Древнем мире физическое воспитание становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной (на уровне практического опыта) обоснованности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реферат по дисциплине:

Голых Евгений Владимирович

Москва 2020 год

Введение с. 3.

1. Особенности развития физической культуры в Древнем Риме с. 4-6.

2. Физиологическая культура Римлян при первобытнообщинном строе. с. 7-8.

3. Игры в Древнем Риме с. 9-11.

4. Физическая культура, как составная часть общей культуры древнего человека с.12-13.

Заключение с.14.

Список литературы с.15.

История физической культуры и спорта относится к числу общественных научных дисциплин, представляет собой часть исторической науки и является важным разделом научных знаний в области физического воспитания и спорта.

Предмет ее изучения, общие закономерности происхождения и развития физической культуры и спорта с древнейших времен и до наших дней. Она рассматривает физическую культуру и спорт как часть общей культуры, созданной народом на протяжении его истории. Ее основная задача состоит в научном освещении с различных позиций процесса развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества.

Цель данной работы изучение возникновения и развития гимнастики, игр, спорта, идей и теорий, форм организации и методов в области физического воспитания составляет содержание истории развития физической культуры и спорта в Древнем Риме. Знание путей развития физической культуры и спорта помогает не только правильно понять и оценить их современное состояние, но и предвидеть дальнейшее развитие. На данном этапе эволюции в Риме спорт развивается на основе определенных закономерностей, обусловленных материальной жизнью общества. Основным методом изучения истории физической культуры в Древнем Риме является исторический материализм. Применение этого метода дает возможность анализировать процесс развития физической культуры, правильно определять их место и роль в жизни общества. Ступенью в развитии человеческого общества был первобытный строй, это было зарождение физической культуры, там были положены основы всего спорта. Из слов Энгельса Римляне создали обучение отдельно для каждого из своих воинов, так как изначально спорт применялся для укрепления воинских рядов и уже со временем это стало перерастать в целую науку.

1.Особенности развития физической культуры в Древнем Риме.

В VIII - VI вв. до н. э. территория Древнего Рима была заселена различными племенами, жившими родовым строем. Постепенно в Римском обществе происходило расслоение на классы, формировалось рабовладельческое общество с характерным для него выделением класса рабовладельцев и класса рабов. Своеобразие экономического и политического развития, особенности военной организации рабовладельческого Рима обусловили формирование иных методов физического воспитания, чем в Греции. В Римских школах (элементарной, грамматической и риторской) физическое воспитание не занимало такого значительного места, как в Греции. Физической подготовке уделялось большое внимание только при обучении воинов, так как для ведения многочисленных войн необходимо было иметь огромную боеспособную армию. Ф. Энгельс указывал, что Римляне создали систему обучения каждого отдельного воина, еще более целесообразную, чем Спартанская. Обучение воина было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы. Перечисляя средства физической подготовки, Ф. Энгельс писал: Бег, прыганье, скачки, лазанье, борьба, плавание

Сперва без одежды, потом в полном вооружении-широко практиковались помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям.

Продолжительные марши в тяжелом походном порядке, причем каждый воин нес на себе от 40 до 60 фунтов, совершались с быстротой 4 миль в час. В военное обучение входило также обращение с окопным инструментом и быстрое устройство укрепленного лагеря. И не только новобранцы, но и легионы ветеранов должны были заниматься всеми этими упражнениями, что бы сохранять телесную свежесть и гибкость и оставаться привычными к усталости и лишениям.

Во II - I вв. до н. э. в Римском обществе усиливаются политические и экономические противоречия. Обостряется классовая борьба, разлагается аристократическая верхушка-нобилитет, загнивают социальные устои общества

Появляется масса деклассированных элементов. Ведется ожесточенная борьба за власть, за места в государственном аппарате. В этих условиях большое значение приобрели цирковые игры и всевозможные зрелища и состязания, использовавшиеся господствующим классом в целях отвлечения масс от политической борьбы. В играх, которые проводились в цирках и амфитеатрах, большое внимание, уделялось организации соревнований по фехтованию, кулачному бою, борьбе и езде на колесницах. В конце I в. До н. э. в Риме устанавливается военно-рабовладельческая диктатура, для которой характерно.

Наиболее отчетливое расслоение Римского общества. С одной стороны, появляется небольшая кучка роскошно живущих богачей, а с другой растут огромные армии нищего населения Рима. Именно в этот период толпы разоренных римлян требовали хлеба и зрелищ. Римские императоры использовали разнообразные атлетические состязания, что бы привлечь массы населения на свою сторону. Император Нерон в 60 г. н. э. организовал праздник

Неронеи с состязаниями атлетов и соревнованием колесниц. В 86 г. н. э. Домициан учредил Капитолийские игры, в которых наряду с атлетами выступали певцы, декламаторы и музыканты. Особый размах получили гладиаторские бои. Первое известие о них относится к 264 г. до н. э В последний период существования Римской Республики и особенно в начале провозглашения империи ( I в. До н. э.) гладиаторские бои превращаются в кровавую забаву Римлян. Наряду с боями в амфитеатрах проводились морские гладиаторские бои и бои со зверями. Гладиаторами в основном были рабы. Для подготовки гладиаторов создавались специальные школы.

В 404 г. н. э. через 10 лет после запрещения древнегреческих олимпийских игр, гладиаторские бои так же были запрещены. Крайне тяжелое положение гладиаторов явилось причиной многочисленных восстаний. Наиболее крупным из них было восстание под руководством Спартака (74—71 гг. до н. э.). В. И. Ленин по этому поводу писал: В течении ряда лет всемогущая, казалось бы, Римская империя, целиком основанная на рабстве, испытывала потрясения и удары от громадного восстания рабов, которые вооружились и собрались под предводительством Спартака, Образовав громадную армию.

Спартак сам блестящие владел оружием, отличался большой физической силой и выносливостью. Он использовал хорошую физическую подготовку гладиаторов и их умение владеть оружием для борьбы за освобождение рабов из-под власти рабовладельцев-аристократов.

Длительный кризис рабовладельческого способа производства, многочисленные восстания рабов, распад рабовладельческой военной организации обусловили гибель рабовладельческого общества. Эти же причины привели к упадку и рабовладельческую физическую культуру.

Читайте также: