Что включает в себя ваша работа по созданию методических и дидактических материалов в доу

Обновлено: 02.07.2024

Какие методические и программные разработки Вы используете в процессе реализации направлений программы?

При разработке программно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса мне приходится учитывать специфику деятельности логопеда в условиях логопедического пункта. Моя рабочая программа состоит из двух адаптированных программ и одной авторской. При реализации этих программ я широко использую метод наглядного моделирования. Этот метод позволяет подготовить почву для перехода от репродуктивной к поисковой деятельности детей. Разрабатываю занятия с применением ИКТ (презентации, видео- и аудио файлы). В соответствии с программой мною подготовлены и дидактические пособия (демонстрационный и раздаточный материал) для проведения всех видов занятий (индивидуальных, групповых и подгрупповых).

Проводя логопедическое обследование и мониторинг речевого развития детей наряду с традиционными методами я использую и современные технологии, что позволяет добиться качества коррекционной работы.

Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов?

Работа по созданию методических и дидактических материалов включает в себя:1) изучение передового педагогического опыта и методической литературы; 2) разработка плана создания методического и дидактического материала; 3) подбор материала из которого будут изготавливаться пособия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности; 4) создание индивидуальной разработки и применение ее на практике; 5) анализ полученных результатов, использования материала; 6) по результатам анализа использования усовершенствование пособия.

Раздел II. Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности

Как вы учитываете специфику ОО в своей работе?

Какие виды целей и задач Вы ставите на каждом из этапов занятия?

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяется задачами каждого конкретного задания. Введение дополнительных элементов может быть обусловлено индивидуальными особенностями конкретного ребенка, состоянием его психофизических процессов в текущий период времени (даже в ходе занятие, порой приходится вводит эти элементы).

Раздел III. Компетенция в организации педагогической деятельности

Какие формы работы Вы используете в коррекционной и профилактической деятельности?

Применяю следующие формы педагогической работы: открытые уроки и логопедические занятия (ознакомление родителей и педагогов с новыми программами, методикой устранения речевых недостатков, требованиями учителя-логопеда), индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о выявленных проблемах в коррекционном обучении воспитанников),совместные с воспитателями родительские собрания (обсуждение задач учебно-воспитательной и коррекционной работы, планирование воспитательной и логопедической работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение актуальных педагогических проблем). Для активизации родительского интереса в вопросах коррекции речи веду на сайте ДОУ собственную страницу с консультациями на разнообразные темы, на стенде постоянно обновляю информацию и выкладываю буклеты, которые родители могут забрать с собой. Также в электронном виде родителе могут получить нужные им пособия, слайды и пр. информацию.

Вышеперечисленные формы работы применяются не только для родителей, чьи дети уже занимаются с логопедом, но и для всех родителей детей посещающих наш детский сад.

Работа носит систематический характер и к ней подключены все педагоги нашего ДОУ.

Что включает в себя Ваша работа по повышению качества организации развивающей среды, связанной с оснащением логопедического кабинета?

При создании предметно развивающей среды я стараюсь решать следующие задачи: среда должна обеспечивать чувство психологической защищенности, являться средством полноценного развития, сочетать привычные и инновационные методы.

Логопедический кабинет разделен на рабочие зоны (зона развития речевого дыхания, зона развития мелкой моторики, зона коррекции произношения, зона технических средств обучения, зона развития фонематического слуха, зона развития лексико-грамматической стороны и связной речи, зона методического сопровождения, информационная зона). Это деление позволяет соблюсти принципы построения предметного пространства: соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, системность, доступность, мобильность, многообразие материала, инновационная направленность, эстетика оформления.

Я постоянно работаю над созданием и усовершенствованием методических и дидактических материалов. Основной целью этой работы считаю создание многофункциональных пособий. Такие пособия могут перемещаться из одной зоны в другую. В свою очередь, это позволяет максимально эффективно работать с ребенком, сокращая сроки коррекционной работы. И как выяснилось, такие пособия не только экономят пространство, но и доступны для изготовления и применения в условиях массовой группы, могут быть рекомендованы для работы с детьми родителям.

На основании каких принципов Вы строите свои взаимоотношения с родителями обучающихся? Считаете ли Вы необходимым участие родителей в работе по преодолению нарушения?

В основе моего взаимодействия с родителями воспитанников лежат следующие принципы: доверительность отношений; личностная заинтересованность родителей ; подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия; утверждение их самоценности; эмансипация родителей.

Полноценная логопедическая работа невозможна без участия родителей. Поэтому пропаганда логопедических знаний среди них является составной частью работы учителя – логопеда. Для родителей проводятся систематически консультации, индивидуальные беседы, анкетирование с целью сбора амнестических данных, выявление индивидуальных особенностей их детей.

Раздел IV. Компетенция в мотивации учебной деятельности

Какими методами и приёмами Вы пользуетесь для поддержания интереса обучающихся во время занятия?

Дети с речевыми нарушениями не могут в полной мере реагировать на вербальный контакт с педагогом, поэтому для них, крайне важно, в начале занятия установление невербального контакта 9мимика, жесты, выражение глаз). Исходя из собственного опыта, для таких детей необходимо выработать личную системы взаимодействия с помощью невербальных приёмов. Это помогает в компенсировать не только речевого нарушение, но и наладить доверительные отношения с ребёнком.

Несомненно, разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка. В дошкольном возрасте поддерживать интерес во время занятия можно только игровые приёмами, причем игра всегда должна быть эмоционального характера. Разнообразие игр ( сюжетно-ролевые игры с дидактическим смыслом, игры драматизации, игры – соревнования) помогает мне решить эту задачу. В дальнейшем дети с удовольствием сами создают игровые ситуации. Что повышает эффективность занятия, приводя к желаемому результату.

Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала педагогов помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). На своих занятиях я обучаю детей не только получать слова одобрения, но и самим учиться говорить эти слова.

Также в своей работе я широко применяю метод наглядного моделирования и применение ИКТ.

Кратко изложите свою систему диагностики нарушений, приёмы, используемые в её рамках.

Моя система диагностики в условиях нашего ДОУ разделена на два этапа: 1. Диагностика речевого развития в младшей и средней группах; 2. Диагностика в старшей и подготовительной группах.

На первом этапе происходит сбор анамнестических данных о развитии ребенка в преддошкольный период жизни, наблюдение за адаптацией в группе, за темпом речевого развития ребенка после прихода в детский сад, за усвоением образовательной программы ДОУ. В этом возрасте основным методом обследования является наблюдение за ребёнком в группе и беседа с ребёнком в условиях группы. Налаживание личного контакта с каждым ребенком помогает в дальнейшем более точно оценить его речевые возможности и проанализировать причины возникновения проблем.

Если у ребёнка выявляются стойкие трудности в речевом развитии, то происходит первичное консультирование родителей. При необходимости дается рекомендация родителям проконсультироваться у врачей-специалистов. После всех консультаций, совместно с родителями разрабатывается система помощи ребёнку в условиях ДОУ и дома.

На втором этапе перед обследованием я беседую с воспитателями и психологом об особенностях развития детей, об особенностях взаимодействия каждого ребенка в условиях группы. К обследованию речи детей я приступаю после наблюдения за ребенком в условиях группы. Обследование речи происходит только индивидуально в игровой форме с письменного разрешения родителей. Пособия являются многофункциональными и позволяют в ходе выполнения одного задания обследовать несколько критериев, что значительно сокращает время диагностики. При подборе заданий и игр стараюсь их подобрать так, чтобы была возможность перепроверять результаты выполнения предыдущих заданий, с целью исключения ошибок при подведении итогов обследования. Часть заданий выполняются ребенком с использованием компьютера.

Раздел V. Компетенция в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

Кратко изложите методы организации сотрудничества с педагогическими работниками, другими специалистами (социальным педагогом, медиками), родительской общественностью.

Преодоление речевого нарушения у ребенка невозможно без привлечения к работе других специалистов: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, социального педагога. Очень часто ребёнку и его семье требуется помощь врачей разного профиля. Логопед является координатором и организатором взаимодействия между всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

Сотрудничество с педагогическими работниками строятся в двух направлениях:

1. Совместное построение индивидуального маршрута ребёнка. Ознакомление с результатами коррекционной работы, корректировка индивидуального маршрута.

2. Обучение педагогов специальным приемам работы с ребёнком, имеющим речевые нарушения. Передача опыта работы происходит в процессе проведений совместных занятий, в совместной организации свободной игровой деятельности детей, в форме докладов на педсоветах, организации мастер-классов по запросу педагогов.

Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации.

Наглядно-информационные формы работы: обсуждение книг, статей из газет, журналов по проблемам семейного воспитания и др.

Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка в преодолении речевого нарушения, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей.

Раздел VI. Компетенция в области личностных качеств

Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся.

Моими методами эмоционального сопереживания и поддержки воспитанников являются метод побуждения к сопереживанию, метод эмоционально-образного стимулирования и метод эмоционально-сенсорного воздействия. В работе с детьми важен доверительный стиль общения, эмпатийное слушание, авансирование (одобрение, опережающая похвала, оказание внимания).

Считаете ли важным создание ситуации успеха на занятии?

Создание ситуации успеха на занятии является первоочередной задачей любого педагога, а особенно, логопеда. Для успешной реализации этой задачи необходимо ежедневно учитывать психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход.

В любых ситуациях я всегда сопереживаю, спешу похвалить ребёнка, акцентирую внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах, оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу принимать свои ошибки и учиться на них, поддерживаю детей, которые стремятся помочь другим. Учу детей сотрудничать друг с другом, использую задания, способствующие и стимулирующие проявлению взаимопомощи. Подобные меры и приводят к созданию ситуаций успеха на занятиях.

Какие требования к самодисциплине педагога Вы считаете важными и как Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности?

В работе педагога самодисциплина занимает главенствующее место. Именно это качество позволяет повышать свой профессиональный уровень, способствует поддержанию доброжелательного взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса, уберегает педагога от профессионального выгорания. Самодисциплина позволяет четко распланировать время, позволяя педагогу жить полноценной жизнью, быть успешным не только на работе, но и дома.

Я постоянно работаю над собой: повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, изучаю, и по мере возможностей, внедряю различные педагогические технологии, составляю свою рабочую программу в соответствии со стандартом образования и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Знакомлюсь с новейшими достижениями педагогики, используя для этой цели сайты ведущих ВУЗов страны. На сайтах издательств просматриваю новинки, участвую в вебинарах. Размещаю материал в сети Интернет. Участвую в работе педагогического коллектива и районных МО.

На основании каких принципов стараетесь строить свои взаимоотношения с коллегами?

В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Я тесно контактирую с воспитателями и специалистами ДОУ: старшим воспитателем, психологом, музыкальными руководителя, инструктором по физ.воспитанию, медицинской сестрой..

Во взаимоотношениях с коллегами я честна, справедлива, порядочна, доброжелательна, с уважением отношусь к их знаниям и опыту. Со своей сторона, всегда готова передать им свой опыт и знания.

Такие взаимоотношения повышают интерес к совместной деятельности, что выводит учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень, повышается профессионализм педагогического коллектива.

Были ли в межаттестационный период обоснованные письменные жалобы на Вашу деятельность со стороны обучающихся/их родителей, взыскания администрации?

В межаттестационный период отсутствовали жалобы на мою деятельность со стороны обучающихся и их родителей, не имелось и взысканий со стороны администрации детского сада.

Были ли в межаттестационный период письменные благодарности от родителей обучающихся? (При наличии благодарностей указать реквизиты входящих документов и формулировки благодарностей)

Каковы основания Вашего выбора рабочей программы? На основании какой основной общеобразовательной программы ДОО и какого ( - их) УМК она составлена? Какое приоритетное направление в своей работе Вы выбрали?

Какие индивидуальные методические разработки Вы используете в процессе реализации образовательной программы?

Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов?

Кратко изложите свои методы решения сложных педагогических ситуаций.

При решении любой сложной педагогической ситуации необходимо определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. Например, ребенок лжет, обманывает. При обнаружении факта обмана обсуждаю с ребенком ситуацию и объясняю дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей. Если ребенок одинок, замкнут, вспыльчив или раздражителен, с помощью индивидуальных бесед помогаю ему избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, во время которых объясняю, как можно их сгладить и преодолеть. В группе стараюсь хвалить, подчеркивать положительные качества таких детей, стремлюсь создать дружескую атмосферу в детском коллективе, постоянно занимаюсь изучением индивидуальных особенностей своих воспитанников. При необходимости провожу беседы с родителями или обращаюсь за помощью к психологу нашего детского сада.

Какие виды целей и задач Вы ставили на каждом из этапов непосредственной образовательной деятельности (НОД?

На каждом этапе непосредственной образовательной деятельности я ставлю следующие виды целей и задач:1) обучающие - формировать ( навыки счета или представления о причинно-следственных связях между природными явлениями), расширять (представления о дружбе), учить (моделировать), закреплять (названия зимней одежды), активизировать (мыслительную деятельность), обогащать (словарный запас), совершенствовать (основные виды движений); 2) развивающие – развивать (координацию движений, наблюдательность, фантазию, диалогическую речь, навыки общения со сверстниками, логическое мышление, смекалку, память, связную речь), закреплять (навыки метания в горизонтальную цель); 3) воспитательные – воспитывать (заботливость, ответственность, доброжелательное отношение друг к другу), приобщать, побуждать, формировать (социально-коммуникативные качества: сотрудничество, гибкость, терпимость), способствовать (эмоциональному благополучию и комфорту детей).

Кратко охарактеризуйте приёмы работы с родителями воспитанников, применяемые Вами.

Приемы работы с родителями самые разнообразные. Это и родительские собрания, беседы, консультации, тестирование, анкетирование. Также практикую совместные праздники, занятия, выставки рисунков, поделок, стенгазет. Родители участвуют в театрализованных представлениях, проектной деятельности.

Кратко изложите методы организации индивидуальной и совместной деятельности воспитанников, используемые Вами в НОД и режиме дня.

В НОД я использую следующие методы организации индивидуальной деятельности воспитанников:1) метод дифференциации (распределяю задания с разным уровнем трудности, учитывая возможности детей); 2) выполнение творческого задания (ребенок проявляет фантазию, итоговый результат разнообразен и неповторим); 3) организую дежурство. В режиме дня индивидуальная деятельность детей:1) беседа на интересующую и волнующую ребенка тему; 2) поручения с целью побудить ребенка проявить свои трудовые навыки; 3) индивидуальная работа по ФЭМП, развитию речи, художественному творчеству. Привлекаю ребенка с целью закрепить его знания, полученные в НОД в той или иной области. Совместную деятельность воспитанников в НОД организую:1) в форме групповых занятий; 2) в форме занятий по подгруппам. Совместная деятельность детей в режиме дня:1) подвижные игры; 2) сюжетно-ролевые игры; 3) строительные игры; 4) организация свободной деятельности детей. Использую беседы, разговоры, экскурсии, рассматривания, наблюдения. Наблюдение и рассматривание – это внешние выражения совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей. В процессе наблюдения познавательно-исследовательская деятельность может интегрироваться с общением, в процессе рассматривания – с чтением (восприятием) художественной литературы, коммуникативной деятельностью. Все формы носят интегративный характер, т.е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей. Например, игра является основной формой для развития совместной игровой деятельности взрослого и детей, но также успешно используется для развития двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности. Наша задача – грамотно конструировать образовательный процесс, согласовывая и интегрируя различные виды детской деятельности и формы, в которых они осуществляются. Как метод, использую педагогические ситуации, в которых дети решают ту или иную проблему, а воспитатель активизирует их самостоятельность и помогает приобретать новый опыт. Детям нравится коллекционирование, которое может использоваться при реализации практически всех образовательных областей. Сейчас мы в средней группе собираем фигурки из киндерсюрпризов.

Какие приемы (вербальные и невербальные) Вы используете для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения в рамках НОД и в режиме дня?

Кратко изложите свою систему мониторинга усвоения детьми программного материала и формирования интегративных качеств.

Мониторинг осуществляю на основе образовательной программы и годового плана ДОУ. В работе по проведению мониторинга использую следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, сравнительный анализ. Осуществляю в ходе мониторинга следующие этапы: 1) организационно-подготовительный; 2) диагностический; 3) аналитико-прогностический; 4) коррекционно-образовательный; 5) результативно-аналитический.

Каким образом Вы учитываете возрастные и индивидуальные особенности воспитанников при организации их совместной и самостоятельной деятельности?

Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников при организации их совместной и самостоятельной деятельности учитываю проведением психолого-педагогического анализа следующим образом:1) развивающую среду организую таким образом, чтобы учесть возрастные особенности группы; 2) учебный материал подбираю с учетом возраста детей; 3) использую дифференциацию, то есть подбираю уровень сложности заданий с учетом индивидуальных возможностей детей; 4) подвижные игры применяю с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; 5) тематика сюжетно-ролевых игр меняется.

Каким образом Вы повышаете свою профессиональную компетенцию (тема для самообразования в последние 3 года?

Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки воспитанников.

Основными методами эмоционального сопереживания и поддержки воспитанников считаю:1) беседа в трудной для ребенка ситуации, желание понять причину эмоционального переживания; 2) доброе слово, поддерживающее начинания детей; 3) привлечение ребят к проблеме одного ребенка, желание вызвать у них сочувствие, желание поддержать; 4) поддерживающие слова, если ребенок боится, что у него ничего не получится; 5) беседа с родителями, чтобы глубже понять причину детских переживаний.

Какие требования к самодисциплине воспитателя Вы считаете важными и как Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности?

Считаю важными следующие требования к самодисциплине:1) соблюдение последовательности режимных моментов; 2) соблюдение трудовой дисциплины; 3) уважительное взаимоотношение с коллегами; 4) соблюдение санитарно-гигиенических норм; 5) следить за внешним видом; 6) использовать грамотную речь; 7) систематически заниматься самообразованием.

На основании каких принципов стараетесь строить свои взаимоотношения с коллегами?

Свои взаимоотношения с коллегами стараюсь строить на следующих принципах:1) уважение; 2) взаимопонимание; 3) поддержка; 4) помощь; 5) ответственность; 6) обмен опытом; 7) коллегиальность.

Были ли в межаттестационный период обоснованные письменные жалобы на Вашу деятельность со стороны родителей воспитанников, взыскания администрации?

Письменных жалоб на мою деятельность со стороны родителей воспитанников, взысканий администрации не было.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Для аттестации. Раздел 1. Компетенция в разработке программы педагогической деятельности и принятии педагогических решений.

3 вопрос. Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся?

При создании методических и дидактических материалов учитываю уровень подготовленности каждого класса. Зная познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, планирую свою деятельность, ставя конкретные задачи. Подбираю, составляю, переделываю различные презентации, которые использую на уроках и внеурочной деятельности.

Готовясь к уроку, особое внимание уделяю развитию речи учащихся, обогащению из словаря, накоплению ими математических знаний. Учу вдумываться в содержание материала, а не зубрить правила и формулы. Ищу мнемонические правила для запоминания новых понятий. Стараюсь формировать у учащихся умение учиться.

Учебную деятельность строю так, чтобы учащиеся сами находили ответы на поставленные вопросы. Для индивидуализации учения включаю в работу коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности. Акцент делаю на самостоятельность в познавательной деятельности. Планомерно и систематически наблюдая за учениками, проводя индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, анализируя способы рассуждения учеников, опираясь на их положительные качества, стараюсь преодолевать недостатки учеников, менять их отношение к учебе, развивать личность каждого.

Творчески подходя к теме урока, ученики периодически разрабатывают кроссворды, пишут доклады, создают презентации. Особую роль играет внеклассная работа по математике, которую провожу в разных формах, часто с театрализованными элементами, в музыкальном оформлении. Показываю ребятам и математические фокусы.

Не обойтись на современном уроке без ИКТ. В процессе реализации образовательной программы использую методические разработки, которые накоплены за время работы, но всегда что-то меняю, добавляю, совершенствую. К ним отношу разработку конкретного урока, серии уроков, темы программы, методики преподавания предмета, новых форм, методов и средств обучения и воспитания, программу внеурочной деятельности, программу кружка.

На основе примерных программ по предметам мною составлены рабочие программы, которые утверждены на МО учителей естественно-математического цикла. В соответствии с календарно-тематическим планированием разрабатываю конспекты уроков.

Применяю разные средства обучения: учебные карты, карточки, перфокарты, плакаты, карточки-тренажеры, справочники, схемы, таблицы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.


Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.

В предложенной Вам памятке обобщен опыт разных авторов. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.

Памятка предназначена: для педагогов дополнительного образования.

Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.

Методические материалы и их виды……………………………………

Рекомендации по содержанию и целям

создания методических материалов……………………………………..

Рекомендации по оформлению методических материалов:

образовательные программы………………………………….……

сценарии массовых мероприятий………………………………….

методические разработки

и методические рекомендации…………………. ……………….

конспекты учебных занятий……………………………………….

творческие работы учащихся………………………………………

фото и видео материалы……………………………………………

тексты выступлений на семинарах и конференциях,

педсоветах, методических объединениях…..…..…………………

публикации в СМИ и печатных изданиях………. ………………..

Методические материалы и их виды

Методические материалы (методическая продукция) - одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.

К методическим материалам относятся:

Программа - документ, представляющий содержательно-организационную модель деятельности, т.е. документ, определяющий цель, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок её реализации.

Образование - процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа - это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.

СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сценарий - литературное произведение с подробным описанием действия, для организаторов является отправным документом.

Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, вечера, концерта, любого дела. Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторять ошибок.

3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методическая разработка - описание методов, способов, приемов педагогической деятельности. В разработке педагог отвечает на вопросы: как, каким образом я достигаю цели, получаю желаемые результаты своей деятельности?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации - комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития. Чаще всего основой для разработки методических рекомендаций является обобщенный опыт деятельности педагога.

5. КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учебное занятие - промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

Занятие - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребенка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Конспект учебного занятия включает в себя описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия; используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

К творческим работам учащихся относятся сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий, методическим разработкам педагогов.

ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ

Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.п.

ТЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Выступления па семинарах, конференциях, педсоветах, методических объединениях являются одним из способов обобщения и распространения передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это высокое мастерство педагога, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающее высокий результат, соответствующий современным требованиям, а также способное в современных условиях удовлетворить актуальные потребности практики обучения и воспитания. Тексты выступлений дают возможность познакомиться с данным опытом большему числу педагогов.

ПЛАНЫ РАБОТЫ

План - это определенный порядок, последовательность в изложении чего-либо (научного или литературного произведения, статьи, речи), а также намеченная на определенный период работа с указанием её целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, исполнителей или ответственных за выполнение.

ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

Материалы (статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.

МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

При проведении методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.

Рекомендации по содержанию и целям создания методических материалов

Приступая к работе над каким-либо из видов методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:

иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;

раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действия педагога, коллектива;

опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе;

не становиться самоцелью, т.е. автору надо подумать о дальнейшей судьбе своих материалов, их жизненности и полезности;

содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методической продукцией.

Рекомендации по оформлению методических материалов

Рекомендации по оформлению образовательных программ.

содержание изучаемого курса

методическое обеспечение программы

материально-техническое обеспечен не программы

Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:

титульный лист (название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения);

пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);

литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом);

методические советы по проведению;

рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный материал;

приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, схемы, таблицы и т.д.)

Рекомендации по оформлению методических разработок и методических рекомендаций:

титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год);

вступительная часть (адресность, актуальность, краткий анализ положения дел по данному вопросу)

основная часть (описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику)

методические советы, примерные варианты реализации

список использованной литературы

Рекомендации по оформлению конспектов учебных занятий:

титульный лист (название образовательного учреждения, название образовательной программы, год обучения, тема занятия; Ф.И.О. педагога, должность, Ф.И.О. консультанта, должность; дата проведения)

тема, цель, задачи учебного занятия (образовательные, воспитательные, развивающие)

форма проведения занятия (интегрированное занятие, занятие-соревнование, занятие-игра, лекция, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.)

оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства обучения, специальное оборудование и др.)

структурное описание учебного занятия (организация начала занятия, проверка имеющихся знаний и умений учащихся, ознакомление с новыми знаниями и умениями, упражнения на освоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов занятия)

используемая автором литература

Рекомендации по оформлению творческих работ учащихся:

титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И. и возраст учащегося, Ф.И.О. педагога-консультанта, название коллектива, год)

сопроводительная пояснительная записка педагога (методиста, зав, отделом)

приложения (фото, чертежи, рисунки, ноты и др.)

Рекомендации по оформлению фото и видео материалов:

на видеоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, продолжительность записи

Рекомендации по оформлению курсовых работ слушателей повышения квалификации:

титульный лист: название образовательного учреждения, название курсов повышения квалификации, тема курсовой работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, год написания

содержание работы (оформляется в соответствии с требованиями курсов), например:

- введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)

- теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы)

- основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и негативные результаты самостоятельной работы слушателя)

- заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы, рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)

- библиография (перечень источников - печатных, архивных, рукописных, электронных и иных, которые упоминаются или цитируются в работе)

- приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)

Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:

титульный лист: название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, тема выступления, Ф.И.О. автора полностью, должность, дата выступления)

Рекомендации по оформлению планов работы: титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной период составлен план

формы оформления плана могут быть различны, но должны включать следующие разделы: анализ деятельности отдела за предыдущий период, цели и задачи на планируемый период, содержание деятельности отдела по реализации задач, срок выполнения планируемой работы, Ф.И.О. исполнителей или ответственных за выполнение.

Рекомендации по оформлению публикаций в СМИ! и печатных изданиях:

указать название СМИ, № и дату выпуска, выделить название статьи и Ф.И.О. автора

при публикации материалов в сборниках, книгах и др. печатных изданиях указать: Ф.И.О. автора (или под чьей редакцией вышла книга), полное название печатного издания, город, издательство, год издания

Рекомендации по оформлению списка литературы.

Все источники литературы размещаются в алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы; полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга; издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название (без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы, фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год издания.

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. -352 с.

2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.

Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

4. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога (учебно-методическое пособие). - СПб, 2004. - 62 с.

5. Методическая деятельность, словарь-справочник / под ред. Е.В. Титовой. – Л.: 1991. - 45 с.

8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.


-75%

Читайте также: